Курсовая работа

«Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….3

ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы исследования….7

1.1. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения. Отрицательные черты характера. 7

1.2. Взаимосвязь личностных качеств. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста….20

1.3. Статус и роль учащихся начальной школы в коллективе….28

ГЛАВА II. Организация и методы исследования…. 40

2.1. Организация ислледования 40

2.2. Методы исследования…42

ГЛАВА III. Описание и анализ результатов….46

3.1. Результаты исследования правдивого – неправдивого поведения и частоты использования лжи и обмана в младшем школьном возрасте….46

3.2. Результаты исследования самооценки младших школьников….48

3.3. Результаты исследования статуса младшего школьника….50

ВЫВОДЫ….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….57

ЛИТЕРАТУРА….59

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ….61

Введение

Актуальность исследования. Ложь является неотъемлемой составляющей повседневных социальных отношений. В современное время каждый человек может быть подвергнуть обману и лжи. Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях теоретической и практической деятельности.

В современных условиях психологическое исследование феноменов правды, лжи и обмана, в том числе способности детей их использовать в межличностном взаимодействии, является одним из приоритетных научных направлений. В психологической литературе имеется достаточное количество работ, освещающих проблемы лжи и обмана, однако феноменология детского отношения к обману и лжи специально не исследовались.

Актуальность исследования отношения ко лжи современных младших школьников обусловлена следующими обстоятельствами:

1) морально-нравственные ценности и установки человека, отношение его ко лжи, играют важную роль в выработке, реализации им стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение особенностей – индивидуально-психологических и личностных – позволяет выявить важные регуляторы нравственно-психологических стереотипов поведения;

2) изучение особенностей оценки школьниками поведения других людей дает возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи;

3) исследование отношение ко лжи является удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений детей к действительности, к окружающим людям и самому себе.

Исследования по поиску ответов на вопросы по этой теме, много лет разрабатываются на Западе, а для российской науки являются относительно новыми и мало изученными. Свидетельством этого является удивительно малое количество публикаций по подобной проблеме. Причиной этого, как отмечал В.В.Знаков, является то, что «…до перестройки в предельно политизированном обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может быть неправдивым, нечестным, лживым. Поэтому в нашей науке до сих пор нет ответа даже на самые простые и очевидные вопросы».

Между тем зарубежные ученые давно начали рассматривать вопросы, касаемые данной области. Сегодня ложь, как психологический феномен за рубежом изучают такие представитель, как Пол Экман, Олдерт Фрай. На сегодняшний день работа американского психолога, профессора психологии Калифорнийского университета Пола Экмана «Психология лжи» является одной из книг, в которой довольно полно представлены все наработки по этой проблеме.

Проблемами детской лжи занимались и многие отечественные ученые: Алешинцев А.А., Дубровский Б.И., Знаков В.В., Ильин И.А., Преображенский С.А., Шеталова А. и другие.

При этом важно подчеркнуть, что особую значимость имеют исследования по проблеме возникновения лжи у младших школьников, поскольку именно эта возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан своей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которой в значительной мере будет зависеть ее развитие. Дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности и именно поэтому его следует считать периодом первоначального, фактического склада личности.

Цель работы заключается в исследовании роли индивидуально - личностных особенностей младших школьников, таких как черты темперамента и характера, детерминирующих наряду с социальной средой их поведенческие трудности.

Объект исследования - поведенческие трудности учащихся начальной школы, выделенные учителями как наиболее распространенные особенности поведения детей в их педагогической практике, препятствующие гармоничному развитию личности детей и их процессу социализации в обществе на примере следующих противоположных поведенческих трудностей - боязливость и агрессивность, молчаливость и чрезмерная общительность, медлительность и торопливость.

Предметом исследования явились индивидуально - личностные характеристики: черты темперамента, хорошо выраженные в возрасте 9-10 лет, и свойства характера, формирующиеся и проявляющиеся на этом этапе онтогенеза, влияющие на особенности поведения младших школьников.

Гипотеза: поведенческие трудности детей 9-10 лет обусловлены крайними поведенческими проявлениями определенных черт темперамента в составе их индивидуально - личностных особенностей.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие "поведенческие трудности" на основании анализа психологической и педагогической литературы, выявить психологические особенности младшего школьного возраста влияющие на поведение детей, рассмотреть соотношение темперамента и характера в структуре индивидуально - личностных характеристик и их выраженность у детей исследуемого возраста.

2. Обосновать необходимость исследования индивидуально - личностных характеристик, таких как темперамент и характер, детерминирующих наряду с социальными условиями особенности поведения детей 9-10 лет, которые вызывают затруднения у педагогов при организации учебно - воспитательного процесса.

3. Подобрать надежные психодиагностические методики для исследования черт темперамента и свойств характера детей младшего школьного возраста.

В данной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.

Рассмотренные нами вопросы, связанные с данной тематикой, носят как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем и «пробелов» в изучении психологии лжи. Практически значимой эта работа может быть для студентов, преподавателей специальности «психология» в высших учебных заведениях, людей, интересующихся проблемой лжи в психологии и изучающих этот вопрос.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты дают возможность разработки программы воспитательных воздействий и методических рекомендаций для педагогов, а также родителей по созданию условий в семье, обеспечивающих процесс формирования установки на правдивое поведение.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Характер как совокупность устойчивых черт личности в процессе обучения. Отрицательные черты характера.

Как складывается характер человека? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т. е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.

Черты характера, как уже указывалось, — это системы прочно закрепившихся реакций человека на воздействия социальной среды, это «определенные деятельности», вызванные внешними влияниями и «часто закрепляющиеся на всю жизнь» (И. П. Павлов) Эти ответные реакции людей становятся чертами характера при условии достаточно четкого подкрепления их (как через первую, так и через вторую сигнальные системы). Оценка действий учащегося является одной из форм подкрепления или торможения ответных реакций. Она помогает закреплению правильных форм поведения и преодолению нежелательных, отрицательных форм. Под влиянием систематического воспитания у ребенка вырабатываются и закрепляются условные реакции на определенные требования взрослых, на разрешение действовать («надо», «можно») или на запрещение («нельзя», «не надо»). С раннего возраста эти требования становятся положительными или тормозными сигналами, вызывающими или тормозящими ту или иную реакцию.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов. Мировоззрением в основном определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления. Из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Могучим оружием воспитания характера является, следовательно, идейно-политическое просвещение, осуществляемое в процессе учебно-воспитательной работы в школе, в ученье, в труде, в общественной деятельности людей.

Этого необходимого условия воспитания характера недостаточно, однако, для того, чтобы формирование характера было достигнуто. Мировоззрение человека и индивидуально своеобразная манера его поведения в известных пределах могут не совпадать друг с другом. Между тем необходимо, чтобы человек не только был убежден в правильности принципов морали, а испытывал потребность неуклонно следовать им и определенным образом вел себя в той или иной ситуации.

Характер, как отмечалось, формируется в деятельности, в активном взаимодействии человека со средой. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима определенная организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, накопление им практического опыта в правильном поведении. Вся система воспитательных мероприятий должна ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения, приучались претворять свои мысли и взгляды в поступки, могли бы реализовать свои убеждения в поведении. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления настойчивости и смелости, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. А. С. Макаренко постоянно подчеркивал, что наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке, своего рода «гимнастика поведения», закрепление правильных форм поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Характер выковывается в борьбе с трудностями, путем преодоления их.

Важнейшим средством воспитания характера является творческий коллективный общественно полезный труд. В серьезном и упорном общественно значимом производительном труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты направленности и воли человека. В педагогической системе А. С. Макаренко труд рассматривается как один из основных путей воспитания характера человека. «Правильное советское невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» ссылка?. Поэтому большое значение имеет правильная организация трудового воспитания школьников, от успеха которого во многом зависит успех формирования их характера. Детей надо привлекать к доступному их возрасту труду, имеющему определенное общественное значение. Работа на пришкольных опытных участках, в различного рода кружках (кружки «Умелые руки», кружки по изготовлению физических приборов и т. д.), производственная практика в промышленности и сельском хозяйстве, система трудовых поручений в семье — все это является хорошей школой воспитания характера. Необходимо при этом требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения ее, связанного с бережным отношением к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Важнейшую роль в воспитании характера играет коллектив, общественное мнение, общественный контроль. Черты характера человека формируются только в коллективе, являющемся условием всестороннего и полноценного развития личности.

Коллектив влияет на своих членов, требует от них определенного поведения. Голос коллектива, здоровое и авторитетное общественное мнение являются могучим дисциплинирующим фактором. Сила общественного мнения огромна. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, здоровая критика их действий, деловые и серьезные требования коллектива к отдельным его членам — все это играет важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий даже скрытую поддержку класса, с трудом поддается воспитательному воздействию. Но его поведение резко меняется, если его поступки не только не встречают сочувствия, а, наоборот, вызывают дружное резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива. Коллектив воспитывает у своих членов солидарность и взаимопомощь, воодушевляет на борьбу с трудностями, помогает лучше переносить неудачи, не допускает растерянности, уныния, подавленности, потери веры в себя. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от беспечности, самоуспокоенности, самомнения, зазнайства и от развития других отрицательных качеств.

Одним из условий полноценности и высокой идейной направленности коллектива (равно как и каждого его члена в отдельности) является наличие перспективных линий, перспективных устремлений, перспективных путей, т. е. наличие у коллектива и у каждого из его членов системы взаимосвязанных и подчиненных друг другу общественно ценных целей и задач, которыми определяется деятельность.

По отдаленности цели и трудности ее достижения перспективные линии могут быть различны. Близкая перспектива — это устремление к близким и сравнительно легко достижимым целям. Для средней перспективы характерны более отдаленные цели, достижение которых требует большего труда и преодоления известных трудностей. Дальняя перспектива — это устремление к высоким жизненным целям, имеющим большое общественное значение. Достижению их человек посвящает всю свою жизнь, все свои силы. Во всей своей деятельности школьник должен руководствоваться системой задач, которую надо указывать ему. Он должен понимать, что за достигаемой им ближайшей целью (например, получением высшей оценки по математике) стоит более общая задача (приобрести прочные, полезные знания, необходимые для дальнейшего ученья), которая в свою очередь является условием решения еще более общей задачи (стать полезным членом общества), подчиненной в конце концов главной жизненной задаче — борьбе за построение коммунистического общества.

Характер человека закаляется в борьбе за более далекие перспективные цели. В тех случаях, когда поведение человека определяется только ближайшими целями, за которыми он не видит далеких перспектив, у него не возникает достаточного желания и сил преодолевать препятствия на своем жизненном пути.

Из этого отнюдь не следует, что близкая перспектива не имеет значения. Программа ближайших действий, направленных на решение частных задач, совершенно необходима для того, чтобы можно было достичь более отдаленных целей. В особенности важна близкая перспектива в жизни младших школьников и подростков, так как они не всегда еще могут осознать значение далеких целей и еще не имеют далеких перспектив. Поэтому перед младшими учащимися важно раскрывать близкие перспективы (заслужить уважение товарищей, оправдать доверие родителей, добиться похвалы учителя и т. д.), лишь постепенно формируя у них систему перспективных линий.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит, как известно, школе. Но большое влияние на характер учащегося оказывает и семья. Здоровый, дружный, хорошо организованный и целеустремленный семейный коллектив, прочно связанный с общественной жизнью страны, оказывает сильное положительное воздействие на характер ребенка. И наоборот, если семья оторвана от более широкого коллектива, если в ней царит разлад, отсутствует авторитет старших членов семьи, господствуют тенденции к лени, эгоизму, лицемерию, влияние на характер школьника особенно вредно. Важнейшим условием правильной организации воспитательных мероприятий в семье является тесная согласованность ее действий с учебно-воспитательной работой школы.

Большую роль в деле воспитания характера играют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях создаются яркие художественные образы людей, даются примеры того, как чувствует и действует настоящий человек, ярко обрисовываются черты его характера, показывается как они формируются. Образы литературных героев и их поведение часто являются для школьника своеобразным оценочным критерием своих или чужих поступков, своеобразным ориентиром в жизни, своего рода «моральным эталоном», с которым они сравнивают свое поведение и по которому оно направляется ими.

Роль живых, наглядных образов во всей воспитательной работе с детьми вообще исключительно велика.

Большое значение в воспитании характера имеет личный пример педагога. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей — будь то родители или педагоги, имеет самое решающее значение и что воспитательное воздействие осуществляется не только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его или приказывают ему. То, что делает воспитатель, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, решителен в поступках, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет добиться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние на школьника.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, подростку или юноше. Значительное место, в частности, занимают этические, или моральные, беседы на тему о формировании различных черт личности.

Этические беседы, как показали исследования Ривеса и других, а также опыт учителей-практиков приносят большую пользу моральному воспитанию, но они ни в коем случае не должны превращаться в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения. Нудное морализирование принесет скорее вред, чем пользу.

Одним из важнейших путей формирования характера является самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности. «Человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая», — говорил И. П. Павлов. Благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы человек может сознательно формировать у себя определенные системы временных связей, воспитывать в себе желательные качества и искоренять нежелательные. В школе учитель должен стараться пробудить у каждого учащегося (особенно среднего и старшего возраста) сознательное стремление изжить у себя те или иные недостатки, выработать положительные черты характера.

Самовоспитание, правильно поставленное, отнюдь не является выражением стремления к индивидуальному самоусовершенствованию, имеющему целью возвысить человека над коллективом, а диктуется горячим желанием быть полезным и достойным членом коллектива. Такое самовоспитание не противостоит школьному воспитанию, а наоборот, дополняет его и помогает ему. Для того чтобы обеспечить правильное направление самовоспитания учащихся, им безусловно надо руководить.

Учитель обязан указать учащимся, что даже такая черта характера, как мужество, воспитывается, причем воспитывается не в каких-то особых условиях и специальных упражнениях, как думают некоторые из школьников, а в повседневном труде, ученье в общественной работе, на занятиях спортом, неуклонным и четким выполнением своих повседневных обязанностей.

Неверие в возможность воспитания и самовоспитания, отличающее некоторых школьников, естественно, рождает у них пассивность.

Большое значение в работе по самовоспитанию характера имеет правильная организация труда и быта, стиль и распорядок повседневной жизни. Учитель должен посоветовать школьнику воспитывать свой характер в процессе решения реальных, жизненных задач: ликвидировать, например, запущенность по тому или иному учебному предмету, выработать определенную полезную привычку (например, делать утреннюю гимнастику), изжить ту или иную вредную привычку (например, торопливо говорить) и т. д.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания является образование привычки трезво и самокритично оценивать свои действия и поступки, сознавать их последствия, исходя из общественных интересов. Ученик должен научиться чутко прислушиваться к общественному мнению и уметь видеть свои недостатки.

Необходимо указать и на важную роль физического воспитания в формировании характера (особенно его волевых черт). Люди иногда бывают слабохарактерными в известной мере вследствие своей физической слабости. У них нет достаточного запаса сил для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели, и они легко могут отказаться от нее при первой же неудаче.

Конечно, физическое состояние не имеет решающего значения. Очень многие слабые и больные люди могут быть и являются людьми с исключительно сильными характерами (достаточно вспомнить, например, Н. Островского). Но при прочих равных условиях физически крепкий человек более способен к выносливости, настойчивости, выдержке, мужеству, самообладанию. Занятия физической культурой и спортом, улучшая здоровье, укрепляя нервную систему, способствуют тому, чтобы человек стал сильным, выносливым, уверенным в себе, уничтожают вялость, содействуют развитию смелости, решительности.

Особо важно подчеркнуть необходимость индивидуального подхода в воспитании, осуществляемого на основании изучения индивидуального характера того или иного учащегося. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт педагога по отношению к учащимся, умение предвидеть психологические следствия своих действий. Он требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Воспитательные мероприятия, с успехом применяемые к одному школьнику, могут не дать эффекта или дадут даже нежелательный эффект в других случаях. По-разному влияют, например, на учащихся поощрения. Одного ученика надо похвалить, так как это поднимает его веру в свои идеалы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. По-разному надо предъявлять и требования к учащимся. Особенно важно учитывать индивидуальные условия, в которых сложилась, та или иная черта характера. Различной, например, должна быть реакция педагога на упрямство в зависимости от той причины, которая его породила. Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различиями в мотивах действий определяются и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.

Так как формирование систем временных связей у детей с разными типами высшей нервной деятельности происходит неодинаково, то отсюда вытекает необходимость учитывать и тип нервной системы ребенка. Для воспитателя не безразлично, имеет ли он дело с представителем безудержного, спокойного или же слабого типа.

Важно учитывать возможность фазовых состояний у ребенка. Если ученик перевозбужден многими впечатлениями или находится в состоянии переутомления, необходимо считаться с возможностью наступления парадоксальной или ультрапарадоксальной фазы, когда словесное обращение педагога к ребенку может перестать оказывать обычное действие и, наоборот, вызовет реакцию, противоположную той, на которую учитель рассчитывал (угрозы, например, или сильный резкий окрик приведут к еще большему перевозбуждению нервной системы, в то время как спокойный тихий голос дал бы положительный эффект).

Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания характера требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка: в его интересах, в отношениях к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, ориентируя на них все поведение ребенка, всю его деятельность, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей, перевоспитания ребенка.

Формирование характера не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. И в зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных чертах человека. Нет такого характера, которого нельзя было бы изменить или перевоспитать путем организации соответствующих условий жизни и деятельности, путем общественного воздействия на людей, хотя это и требует нередко больших усилий и напряженной работы.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок, прежде всего, подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.

Сензитивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют воздействовать на них словом и делом, и это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним весьма важны для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей с ним обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общении с другими людьми и со своими детьми.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и др., - складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.

В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети, выигрывая в сравнении со своими посещающими детский сад сверстниками в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складываются непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.

Таким образом, каждый детский возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей.

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.

Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности.

Отсюда вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности.

Формирование характера начинается с раннего детства. А.Н. Леонтьев отмечал, что «личностью не рождаются, а становятся». Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни

Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты!

Вашему вниманию хочу предоставить свою курсовую работу на тему «Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера».

Актуальность исследования отношения ко лжи современных младших школьников обусловлена следующими обстоятельствами:

1) морально-нравственные ценности и установки человека, отношение его ко лжи, играют важную роль в выработке, реализации им стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение особенностей – индивидуально-психологических и личностных – позволяет выявить важные регуляторы нравственно-психологических стереотипов поведения;

2) изучение особенностей оценки школьниками поведения других людей дает возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований современной молодежи;

3) исследование отношение ко лжи является удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений детей к действительности, к окружающим людям и самому себе.

Актуальность исследования. Ложь является неотъемлемой составляющей повседневных социальных отношений. В современное время каждый человек может быть подвергнуть обману и лжи. Понятие лжи является предметом исследования во многих гуманитарных науках, но пока это мало способствует выявлению ее специфики в разных областях теоретической и практической деятельности.

Исследования по поиску ответов на вопросы по этой теме, много лет разрабатываются на Западе, а для российской науки являются относительно новыми и мало изученными. Сегодня ложь, как психологический феномен за рубежом изучают такие представитель, как Пол Экман, Олдерт Фрай.

Проблемами детской лжи занимались и многие отечественные ученые: Алешинцев А.А., Дубровский Б.И., Знаков В.В., Ильин И.А., Преображенский С.А., Шеталова А. и другие.

Цель работы заключается в исследовании роли индивидуально - личностных особенностей младших школьников, таких как черты темперамента и характера, детерминирующих наряду с социальной средой их поведенческие трудности.

Объект исследования - поведенческие трудности учащихся начальной школы, выделенные учителями как наиболее распространенные особенности поведения детей в их педагогической практике

Предметом исследования явились индивидуально - личностные характеристики: черты темперамента, хорошо выраженные в возрасте 9-10 лет, и свойства характера, формирующиеся и проявляющиеся на этом этапе онтогенеза, влияющие на особенности поведения младших школьников.

Гипотеза: поведенческие трудности детей 9-10 лет обусловлены крайними поведенческими проявлениями определенных черт темперамента в составе их индивидуально - личностных особенностей.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие "поведенческие трудности" на основании анализа психологической и педагогической литературы, выявить психологические особенности младшего школьного возраста влияющие на поведение детей, рассмотреть соотношение темперамента и характера в структуре индивидуально - личностных характеристик и их выраженность у детей исследуемого возраста.

2. Обосновать необходимость исследования индивидуально - личностных характеристик, таких как темперамент и характер, детерминирующих наряду с социальными условиями особенности поведения детей 9-10 лет, которые вызывают затруднения у педагогов при организации учебно - воспитательного процесса.

3. Подобрать надежные психодиагностические методики для исследования черт темперамента и свойств характера детей младшего школьного возраста.

В данной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.

Рассмотренные нами вопросы, связанные с данной тематикой, носят как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретической значимостью данной работы является выявление проблем и «пробелов» в изучении психологии лжи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты дают возможность разработки программы воспитательных воздействий и методических рекомендаций для педагогов, а также родителей по созданию условий в семье, обеспечивающих процесс формирования установки на правдивое поведение.

Мною были взяты две методики: Методика изучения правдивого – неправдивого поведения «Пуговица Карлсона», разработанная Коньковой О.В. и Методику диагностики самооценки одобрения (шкала лжи)», разработанная Д.Марлоу, Д.Крауном. ВЫВОД ПО 1 методике

Процедура обследования с использованием указанной методики предполагает рассказ экспериментатором ребенку истории про Карлсона, который потерял пуговицу. Без пуговицы он не может запустить пропеллер и вернуться домой. Ребенку предлагается помочь Карлсону найти эту пуговицу. Перед ним находятся две одинаковые коробочки, в каждой из которых лежит синяя пуговица, и набор из разноцветных пуговиц красного, синего и зеленого цвета на столе. Ребенку сообщается, что только он сможет помочь героя, т.к. никто, кроме него, не может заглядывать в коробочки. Экспериментатор дает ученику конфету и сообщает условия, при которых он сможет оставить ее себе. Проинструктировав ребенка и убедившись, что он его понял, экспериментатор выходит из комнаты на несколько минут. Поведение ребенка фиксируется скрытой камерой.

При выполнении методики ребенок может демонстрировать четыре вида поведения, два из которых относятся к правдивому: дисциплинированное и недисциплинированное, а два – к неправдивому: лживое и обманное. Вывод относительно вида поведения делается на основе следующих критериев:

- количество открытых коробочек;

- сообщение цвета увиденной пуговицы;

- наличие или отсутствие замены пуговицы.

Дисциплинированное правдивое поведение: открывает только одну коробочку; не производит замену синей пуговицы; сообщает о том, что видел синюю пуговицу.

Недисциплинированное правдивое поведение: открывает две коробочки; не производит замену синей пуговицы красной; сообщает о том, что видел синюю пуговицу.

Лживое поведение: открывает две коробочки; не производит замену синей пуговицы красной; сообщает о том, что видел красную пуговицу.

Обманное поведение: открывает две коробочки; производит замену синей пуговицы красной; сообщает о том, что видел красную пуговицу.

На основании совокупности указанных критериев делается вывод о сформированности вида правдивого и неправдивого поведения.

Для выявления склонности ко лжи испытуемых младшего школьного возраста используем «Методику диагностики самооценки одобрения (шкала лжи)», разработанная Д.Марлоу, Д.Крауном. ВЫВОД ПО 2 методике

Шкала мотивации одобрения Кроуна-Марлоу представляет собой личностный опросник, разработанный американскими психологами Д.Марлоуи Д.Крауном в 1960г. для диагностики мотивации одобрения.

Шкала Кроуна-Марлоу состоит из 33 утверждений (18 социально ободряемых образцов и 15 социально неодобряемых образцов поведения). Русский вариант состоит из 20 вопросов суждений.

Инструкция к исследованию. Внимательно прочитать проведенные ниже суждения. Если испытуемый считает, что оно верно соответствует особенностям его поведения, ставит «да», если не оно не верно, то «нет».

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов.

Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Чем выше полученное значение, тем выше мотивация одобрения и тем выше потребность человека в одобрении других, связанная с потребностью общения. Мотивация - побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность.

0-6 баллов – низкая мотивация к одобрению. Имеет достаточно низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Независимость от окружающих может показаться игнорированием их мнения о себе. Не свойственна категоричность суждений в свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и тем самым может ставить себя вне социальных связей и социального одобрения.

7-13 баллов – средняя мотивация к одобрению. Имеет средний уровень потребности в одобрении со стороны окружающих людей. Особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждении о себе. Не стоит рекомендовать обращать внимание на мнение других людей, если оно расходится с собственными представлениями. Но если рекомендовать задуматься хотя бы над одним мнением из пяти несовпадающих с собственным – успех обеспечен.

14-20 баллов – высокая мотивация к одобрению. Одно из двух! Или не искренен с экспериментатором или неискренен с самим собой. Пытается быть кем-то выдуманным. Необходимо рекомендовать больше раскованности, доверия к окружающим и к их мнению о себе. А пока свойственна категоричность суждений о себе. Довольно часто сталкивается с мнением о своем поведении, несовпадающим с собственным. Себя знает хорошо, но если сможет задуматься о себе, то увидит, что для него существуют перспективы большого понимания себя и людей. Надо помнить: адекватное восприятие себя – есть залог адекватного восприятия окружающих.

ВЫВОД ПО методикам

3.3. Результаты исследований статуса младшего школьника

Фиксируем в таблице число ожидаемых выборов и число оправдавшихся выборов.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего школьного возраста с целью изучения межличностных отношений я определила следующие диагностические показатели:

Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 6 человек, «предпочитаемые» - 5 человек, «принятые» - 17 человек и «не принятые» - 1 человек.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 61%. Я получила низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении и признании.

Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 2-3 человека. Причем я заметила, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе.

Коэффициент удовлетворенности младших школьников своими взаимоотношениями (КУ) - 46%. Также я определила КУ каждого отдельного ребенка группы и получила следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 человека, во вторую группу КУ - 7 человек, в третью группу КУ входят 4 человека и в четвертую группу - 16 человек.

Влияние личностных особенностей на формирование отрицательных качеств личности младшего школьника

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребенка приобретет свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать. гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в мерутого, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально по крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

ВЫВОДЫ

Проанализировав соответствующую литературу сделан вывод, что именно роль родителей, учителей, психологов способны помочь не растерять себя, взять с собой то лучшее, что есть в этом возрасте. Именно создание надлежащей атмосферы в доме, в классе, учете индивидуальных различий детей, в том числе их особенностей поведение – может способствовать формированию правдивого поведения младших школьников.

В заключение работы представим обобщенные выводы и возможные направления дальнейших исследований по этой теме.

1. В результате анализа теоретических и эмпирических исследований обозначены различные подходы к пониманию феноменологии лжи, различные взгляды на классификацию видов лжи.

2. Младшие школьники 7-10 лет в целом адекватно интерпретируют понятие «ложь», воспринимая как неправду, искажение истины.

3. Основными причинами лжи школьники считают самозащиту, получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше и др.

4. Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи.

Морально-нравственные ценности и установки ребенка, в том числе и отношения ко лжи и обману, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации собственной стратегии поведения. С этой точки зрения изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, позволяет выявить важные детерминанты формирования нравственно-психологических стереотипов поведения. Особое влияние на то, что побуждает ученика ко лжи, оказывают личностные особенности субъекта неискренности, рассматриваемого в работе как представителя младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом, в обществе существуют огромное количество предпосылок, начиная с функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых на протяжении всей жизни человека способствуют формированию личностных качеств, обуславливающих использование лжи и манипуляций при решении жизненно важных проблем.

Заключение

Проанализировав соответствующую литературу сделан вывод, что именно роль родителей, учителей, психологов способны помочь не растерять себя, взять с собой то лучшее, что есть в этом возрасте. Именно создание надлежащей атмосферы в доме, в классе, учете индивидуальных различий детей, в том числе их особенностей поведение – может способствовать формированию правдивого поведения младших школьников.

В заключение работы представим обобщенные выводы и возможные направления дальнейших исследований по этой теме.

1. В результате анализа теоретических и эмпирических исследований обозначены различные подходы к пониманию феноменологии лжи, различные взгляды на классификацию видов лжи.

2. Младшие школьники 7-10 лет в целом адекватно интерпретируют понятие «ложь», воспринимая как неправду, искажение истины.

3. Основными причинами лжи школьники считают самозащиту, получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше и др.

4. Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи.

Морально-нравственные ценности и установки ребенка, в том числе и отношения ко лжи и обману, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации собственной стратегии поведения. Особое влияние на то, что побуждает ученика ко лжи, оказывают личностные особенности субъекта неискренности, рассматриваемого в работе как представителя младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом, в обществе существуют огромное количество предпосылок, начиная с функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых на протяжении всей жизни человека способствуют формированию личностных качеств, обуславливающих использование лжи и манипуляций при решении жизненно важных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какие впечатления они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла. Зачастую дети лгут, потому что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходится заполнять пробелы собственными выдумками.

Индивидуальные особенности ребенка оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи, достижения цели, получение желаемого, так или иначе прибегнут к обману. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

Анализ литературы по проблемам лжи в отечественной и зарубежной литературе показал, что феномен лжи и обмана является актуальным для современной науки, имеющей большое практическое значение.

Проблема лжи интересует как отечественных, так и зарубежных психологов. Одни рассматривают различные виды искажения информации как взаимозаменяемые, вторые предпринимают попытки найти смыслоразличительные признаки между ними, третьи включают некоторые виды лжи в контекст других. В целом же, различные варианты искажения истины, объединяет то, что все они рассматриваются как специфическое воздействие, направленное непосредственно на собеседника и преследующее вполне осознанную цель.

Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются от патологической правдивости до патологической лживости. На искажение информации о себе оказывают влияние демонстративность, неустойчивость к стрессам, повышенная тревожность, застенчивость и неуверенность в себе, внутренняя конфликтность и низкая самооценка.

Ложь рождает в ребенке те отрицательные качества, которые неприемлемы для восприятия их родителями, такие качества как скрытность, недоверие, замкнутость и др.

Проанализировав соответствующую литературу сделан вывод, что именно роль родителей, учителей, психологов способны помочь не растерять себя, взять с собой то лучшее, что есть в этом возрасте. Именно создание надлежащей атмосферы в доме, в классе, учете индивидуальных различий детей, в том числе их особенностей поведение – может способствовать формированию правдивого поведения младших школьников.

Список литературы

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.

2. Богоявлинский Д.Б. Пути к творчеству. - М., – 1981.

3. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: МПСИ, 2002.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.

6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций/ Л.С. Выготский// Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-Т.3.

7. Душина, Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук: защищена 19.06.2000/ Е.А. Душина. - М.: Изд-во ИМ, 2000.

8. Дюпра Ж. Ложь. Саратов: Изд-во «Новь» П. С. Феокритова, 1905.

9. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания /В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН, 1993.

10. Касьянов С. Психологические тесты. М.: Эксмо, 2006. – 608 с. (с. 358 – 360).

11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. (с. 21-22)

12. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002.

13. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы/ А.И.Мартьянова// Начальная школа.-2007.-№7.

14. Мелитан К. Психология лжи. М.: Изд. А. Сомов, 1903.

Менджерицкая, Ю.А. Социально-психологические характеристики неподтвержденной личности/ Ю.А. Менджерицкая // Психологический вестник.- Ростов-н/Д.- 1997.-Вып.2.

15. Морозова И.Г. Патология влечения у детей и подростков. М 1996.

16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед.учеб.заведений: 3 кн.Психология образования.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС;1997.

17. Ольшанский, Д.П. Самооценка и самоуважение /Д.П. Ольшански Школьный психолог. – 2007. – №4. – С. 20-23.

18. Отношение ко лжи как один из факторов формирования безопасной информационной среды.\\ Психология безопасности профессиональной деятельности. Тезисы докладов Первой Межрегиональной научно- практической конференции. ИП РАН, М., 1999

19. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с. (с. 115-116)

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 65
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика