ВКР
«Развитие аналитических способностей при изучении раздела «моделирование и формализация» курса информатики»
- 54 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7
1.1. Развитие аналитических способностей в курсе информатики 7
1.2. Методика изучения раздела «Моделирование и формализация» 12
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ» НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 25
2.1. Создание web-страниц средствами языка HTML 25
2.2. Методика разработки электронного учебного пособия «Моделирование и формализация» 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Настоящее время характеризуется активным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Возрастающая роль компьютерных технологий представляет пользователю новые возможности, которые способны повлиять на его образование, мировоззрение.
Наше время - это время перемен, мы вступили в общество знаний. Изменились цели и ценности образования. Если раньше целью было предметное знание, то сейчас главная ценность образования - развитие личности. На современном этапе развития обществу нужны люди с хорошим творческим потенциалом, умением мыслить, способные принимать нестандартные решения, анализировать.
К сожалению, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Одна из основных проблем современного образования низкая творческая инициатива учащихся. Подавляющее большинство школьников проявляют полную неспособность к решению задач, не имеющих стандартных алгоритмов решения. Задача современной школы разработка и применение специальных методик, направленных на развитие аналитических способностей.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, где от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие[1].
Одним из способов развития аналитических способностей учащихся является идея использования учебно-творческих задач и решения их с помощью компьютера. При решении таких задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Что требует от учащегося особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет аналитические способности.
Решение учебно-творческих задач с профессионально-ориентированным содержанием не только средство реализации межпредметных связей, но и методологический подход, позволяющий продемонстрировать значение информационных технологий, как в современном мире, так и в будущей конкретной профессиональной деятельности. А поскольку такие задачи решаются с помощью компьютера, то возрастает заинтересованность в изучении информационных технологий не только как инструмента, позволяющего проводить необходимые вычисления, но и как средства моделирования реальных производственных и других процессов. Одно из направлений изменения содержания обучения информатике - повышение внимания к вопросам моделирования, построению и изучению информационных моделей [11].
Развитие аналитического мышления учащихся - это основная педагогическая задача, которую выполняет содержательная линия «Моделирование и формализация» в базовом курсе информатики. Изучение содержательной линии «Моделирование и формализация» также позволяет учащимся получить опыт и навыки проектной деятельности, создания компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных областях. Содержательно-методическая линия «Моделирование и формализация» в курсе информатики является одной из приоритетных, так как именно она важна для формирования аналитического мышления школьника.
Исходя из вышеперечисленных фактов была сформулирована тема нашей выпускной квалификационной работы «Развитие аналитических способностей при изучении раздела «Моделирование и формализация» курса информатики».
Объектом является развитие аналитических способностей учащихся.
Предметом - развитие аналитических способностей учащихся в процессе обучения компьютерному моделированию и формализации.
Целью работы является разработка электронного учебного пособия «Моделирование и формализация», направленная на развитие
аналитических способностей обучающихся.
Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:
- уточнить понятие «аналитические способности»;
- изучить методику обучения раздела «Моделирование и формализация»;
- подготовить систему заданий по теме «Моделирование и формализация», направленные на развитие аналитических способностей;
- разработать электронное учебное пособие на языке HTML.
Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации учебного процесса по информатике с использованием методики преподавания с учетом ФГОС и методологических подходов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
1.1. Развитие аналитических способностей в курсе информатики
Современная жизнь в информационном обществе требует от человека развитого логического мышления, способности к анализу (пониманию структуры объекта, нахождению взаимосвязей, всестороннему изучению свойств объекта) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей на основе известных). Того же требует от выпускников общеобразовательных учреждений и федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС).
В требованиях ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы полного среднего образования говорится об умении устанавливать понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Иначе говоря, аналитические способности исключительно привязаны к предметной области информатики.
Компьютерная техника и технологии играют немаловажную роль в развитии аналитического и логического мышления. Компьютерное и информационное моделирование непосредственно связаны с определением объектов, их свойств и отношений, что само по себе является основой любого анализа. Алгоритмизация и программирование также нераздельно связаны с аналитическими способностями - с умением разрабатывать алгоритмы и находить способы и пути решения задач в целом, а также оказывают благотворное влияние на развитие интеллекта ребенка.
Аналитические способности - готовность и умение человека анализировать явления, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться.
Аналитические способности действует посредством двух процессов:
Первый, творческий, ищет новую информацию и новые знания.
Второй, формальный - анализирует, синтезирует, делает выводы и закрепляет в сознании.
Формальный процесс строится на общих математических и физических законах - в соответствии с ними все материальные объекты и предметы имеют общие свойства, сходное строение и признаки. Особенности творческого процесса заключаются в том, что он отвечает за те стороны мира, которые не поддаются материальным законам или находятся вне опыта и знаний конкретного индивида. Аналитическая компетенция необходима для лучшего понимания, последующего запоминания и воспроизведения информации; когда начинается трудовая деятельность, молодые люди часто сталкиваются с требованием работодателя о наличии аналитических способностей.
С практической точки зрения аналитические способности - это:
1. разбиение информации на отдельные составляющие;
2. всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом;
3. восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений;
4. если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения;
5. далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы;
6. в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант.
Аналитические способности - не новый объект исследования. Культурные ценности, накопленные человечеством - итог творческой деятельности людей. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Если учесть тот факт, что часть умственного труда почти что во всех профессиях всегда растет, а все большая доля исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что аналитические способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Таланты появлялись бы сами собой, самотеком создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Проблема человеческих способностей вызывала огромную заинтересованность людей в наше времена [4].
Аналитические способности - готовность анализировать явления, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться.
С практической точки зрения аналитические способности - это разбиение информации на отдельные составляющие; всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом; восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений; если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения; далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы; в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант.
Развитие аналитических способностей происходит также путем решения задач, особенно по теме «Моделирование и формализация». Целью логических задач является обучение учащихся находить понятия и суждения, выделять взаимосвязи между ними и выполнять умозаключения и делать выводы. Нестандартные логические задачи - лучший инструмент для развития аналитического мышления.
Содержательная линия «Моделирование и формализация» в курсе информатики является одной из приоритетных, так как именно она важна для развития аналитических способностей школьника.
Электронное учебное пособие по теме «Моделирование и формализация» включает в себя четыре главы и раздел «Проверь себя». В приветственном слове на титульном листе учащимся предлагается пройти тест на определение уровня развития их аналитических способностей.
Каждая глава состоит из теории, разобранных примеров, контрольных вопросов, задании для закрепления, задании для самостоятельного решения, проверочного теста.
Раздел «Проверь себя» включает: кроссворд на тему «Моделирование и формализация», дополнительные задачи, ребусы, итоговый тест и два теста на уровень развития аналитических способностей у обучающихся.
Теоретическая часть электронного пособия дает сведения об основных понятиях моделирования, о возможных методах классификации моделей. Также рассматриваются основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
В работе задачи выступают как средство формирования аналитических способностей учащихся. При решении таких задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Это требует особых качеств ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет аналитические способности.
Разработанное электронное учебное пособие было реализовано нами при проведении занятий для учащихся 9 класса МБОУ «СОШ р.п. Межевой».
Таким образом, данное электронное учебное пособие по разделу «Моделирование и формализация» может использовать любой учитель информатики, где параллельно развиваются аналитические способности у обучающихся.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. - 151 с. .: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
2. Бешенков, С.А. Формализация и моделирование [Текст] / С.А. Бешенков В.Ю. Лыскова, Н.В. Матвеева, Е.А. Ракитина // Информатика и образование. - 1999 - №5.
3. Бояршинов, М.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики [Текст] / М.Г. Бояршинов // Информатика и образование - 1999 - №7
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М: Педагогика, 1967.
5. Губанова, О. М. Методика обучения линии моделирования и формализации в курсе теории и методики обучения информатике педагогических вузов / О. М. Губанова // Наука и школа. - 2009. - № 2. - С. 59-60.
+ еще 18 источников
оригинал в pdf формате
Тема: | «Развитие аналитических способностей при изучении раздела «моделирование и формализация» курса информатики» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое сопровождение изучения содержательной линии «компьютер» школьного курса информатики
ВКР:
Развитие творческих способностей при изучении информатики в школе
Дипломная работа:
Организация учебной деятельности по изучению раздела «синтаксис» в начальной школе
Дипломная работа:
Организация учебной деятельности по изучению раздела «морфология» в начальных классах
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного