Курсовая работа
«Анализ и аудит наличия и движения производственных запасов»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГЕРАКЛ». 6
Правовой статус и основные технико-экономические показатели ОАО «Геракл» 6
Классификация материально-производственных запасов в ОАО «Геракл» 10
Документальное оформление материально-производственных запасов 12
Учет поступления материально-производственных запасов в ОАО «Геракл» 18
Учет использования материально-производственных запасов в ОАО «Геракл» 20
АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОАО «ГЕРАКЛ» 23
Задачи цели аудиторской проверки 23
Методика проведения аудита товарно-материальных ценностей 23
Аудиторская проверка состояния товарно-материальных ценностей на примере ОАО «Геракл» 35
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОАО «ГЕРАКЛ». 49
Цель, задачи, информационное обеспечение анализа 49
Анализ обеспеченности предприятия производственными запасами 50
Анализ использования материально-производственных запасов 55
Анализ прибыли на рубль материальных затрат 60
Анализ резервов под снижение стоимости материальных запасов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Экономический контроль в Российской Федерации становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Одним из самых перспективных и значительных направлений контроля за деятельностью субъектов хозяйствования является независимый контроль, осуществляемый аудиторами. В настоящее время в России работают около 5 тысяч аудиторских фирм и 3 тысяч частнопрактикующих аудиторов. Обязательная аудиторская проверка введена начиная с отчета за 1995 год, кроме тех предприятий, которые по своему усмотрению могут прибегать к услугам аудитора с целью получения объективной информации о состоянии бухгалтерского учета, налогообложения, финансово-экономического положения, а также целью подготовки организации к обязательной аудиторской проверке.
Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.
Наряду с актуальностью темы аудита материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике. Актуальность темы и, вместе с тем, ее недостаточная изученность предопределили наш выбор этой темы.
Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества организации, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях материального производства доходят до 90 и более процентов в себестоимости продукции (работ, услуг). Поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность организации и ее финансовое благополучие.
Основным направлением повышения эффективности использования запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов производства.
Одним из условий рационального использования производственных ресурсов является нормирование складских запасов и материальных затрат.
Организация должна стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток может привести к срыву производственного процесса. Использование норм в бухгалтерском учете предполагает, прежде всего, лимитирование отпуска материалов в производство.
Последующей стадией контроля использования материалов в производстве является выявление отклонений фактического расхода материалов от установленных норм. Основными методами указанных отклонений являются: документирование, учет раскроя по партиям, предварительные расчеты, последующие расчеты с использованием данных инвентаризации.
Разработка и внедрение прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по материальным запасам, содействует не только повышению эффективности использования материальных ресурсов, но и совершенствованию планирования, учета и контроля всей деятельности организации.
Цель курсовой работы заключается в изучении аудиторской проверки учета производственных запасов в организации ОАО «Геракл» г. Ижевска Удмуртской республики, проведение анализа эффективности использования производственных запасов в организации, а также выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов по улучшению учета и использования производственных запасов.
В процессе подготовки курсовой работы использовались материалы бухгалтерской отчетности и различные методические источники. Работа базируется на действующем законодательстве Российской Федерации.
В первой главе курсовой работы дана организационно-экономическая и правовая характеристика ОАО «Геракл». Вторая глава посвящена аудиту движения и наличия производственных запасов. В данном разделе рассмотрены этапы аудита производственных запасов. В третьей главе проводится анализ и оценка эффективности использования производственных запасов ОАО «Геракл». Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с нормативными и законодательными актами, реализующими операции с материально-производственными запасами, можно сформулировать следующие задачи и основные направления проверки:
1) Состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения контрольно-измерительными приборами; правильность приемки ТМЦ;
2) Сохранность ТМЦ; оформление материальной ответственности;
3) Соблюдение порядка учета материалов и контроль за их использованием;
4) Правильность списания ТМЦ на производстве;
5) Своевременность и правильность проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов в бухгалтерском учете;
6) Обеспечение сохранности и правильность учета драгоценных материалов, изделия и спирта на складах в производстве.
Источники проверки:
Нормы расхода сырья и материалов в производстве
Нормативы расходов и потерь
Первичные документы по оформлению движения ТМЦ
Отчеты об использовании материалов в производстве
Статистическая и бухгалтерская отчетности
Данные синтетического и аналитического учета по соответствующим счетам (10,12,13…)
Журналы учета договоров, поступающих грузов, выдачи доверенностей, учета получаемых счетов. Книга покупок и Книга продаж.
2.2. Методика проведения аудита товарно-материальных ценностей
Аудиторская проверка товарно-материальных ценностей начинается с ознакомления с материальным отделом бухгалтерии: кто ведет бухгалтерский учет движения ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана (графика) – схемы документооборота, альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обосновать оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета движения ценностей на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование нормативного учета) для проверки отклонений фактического расхода материалов то норм; соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации ценностей и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в наличии правильно оформленных договоров о материальной ответственности с зав складами, кладовщиками и другими лицами, которым переданы в подотчет товарно-материальные ценности; наличие журналов, доверенностей и других.
Для систематизации и обобщения вышесказанного составим таблицу 12
Таблица 12
Данные учета не дают в полном объеме информацию о состоянии складского хозяйства и сохранности материальных ресурсов. В связи с этим проверяющему следует непосредственно обследовать места хранения, весоизмерительное оборудование, пропускной режим и т.п.
В процессе аудита данного объекта особое место отводится проверке закрепления материальной ответственности. Прежде чем приступить к исполнению служебных обязанностей, МОЛ обязаны изучить правила приемки ценностей и документального оформления операций по их приемке и отпуску, а также ведению учета в местах хранения. МОЛ должны быть ознакомлены с должностными инструкциями, в которых определены обязанности и права работников, порядок приема и отпуска ценностей, их документального оформления, ведения наличественного учета, сроки предоставления отчетов в бухгалтерию. Все эти вопросы должны быть изучены в процессе обследования.
Проверяют своевременность оформления имеющихся у материально-ответственных работников документов и записи в книге или карточках складского учета. Выясняют, нет ли на складе неучтенных излишков материалов и сырья, которые могут возникать в результате замены сырья при изготовлении готовой продукции, обвеса, обсчета, оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.
При злоупотреблениях неучтенные излишки материальных ресурсов обычно хранятся отдельно, поэтому при обследовании склада можно их обнаружить. Для их выявления в процессе обследования следует использовать данные складского учета. Часто, когда имеются неучтенные излишки, в складском учете расход отдельных видов ценностей за определенные периоды превышает их приход. Это перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материальных ценностей аналогичных наименований и сортов. Такие излишки изымаются за счет последующих поступлений или оформления бестоварных документов до проверки их фактического наличия при последующей инвентаризацией.
Важным условием предупреждения хищений материальных ресурсов, является организация пропускной системы на территории их хранения. При контроле этого объекта проверяются книги регистрации, пропусков, журналы взвешивания грузов на автомобильных весах, сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с территории организации материальных ресурсов без должного оформления, приказы (распоряжения) о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и др. После проведения обследования склада аудиторы могут непосредственно осуществлять контрольные проверки поступления материальных ресурсов и их вывоза, контрольные инвентаризации отдельных видов материалов и сырья.
В организациях важную роль в обеспечении сохранности имущества имеет правильный подбор работников на должности с материальной ответственностью. На эти должности нельзя назначать лиц, не имеющих специальной подготовки и уволенных ранее с работы за хищения и злоупотребления. По документам, находящимся в личном деле (трудовым книжкам, документам об образовании, выпискам с приказов) проверяют, соблюдается ли указанный порядок подбора кадров.
Сохранность ТМЦ зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства. Проверяют соблюдение правил хранения с точки зрения противопожарной безопасности и условий сохранности от порчи.
К организации работы складского хозяйства предъявляются следующие требования:
Склады предприятия должны быть специализированны, так как материалы различных физико-химических свойств требуют разных режимов хранения;
Помещение склада должно быть оборудовано спецстеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения материалов;
На материалы каждого вида должен быть выписан ярлык, где указывается наименование материала, его номенклатурный номер, марка, размер, единица измерения. Ярлык прикрепляется к месту хранения данного материала.
Все склады должны быть обеспечены необходимыми приборами, мерной тарой и другими аналогичными приспособлениями. Весоизмерительные приборы должны периодически проходить проверку в специализированных лабораториях.
Следует проверить:
Имеется ли приказ об установлении круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада. Образцы подписей этих лиц должны находится на складе;
Разработан ли на предприятии номенклатура-ценник. В первичных документах по движению производственных запасов указывают номенклатурные номера, что облегчает их группировку;
Назначены ли приказом МОЛ (кладовщики, зав. складами), заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
Производится ли приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, соответствует ли она требованиям Инструкции о порядке приемки продукции по количеству и качеству.
Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дает возможность сделать обоснованные выводы о целостности ресурсов.
Проверка правильности проведения инвентаризации ТМЦ
Руководитель группы аудиторов до начала проверки должен знать обо всех местах хранения ТМЦ и составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей.
Перед началом работы аудитор договаривается с руководителем организации о создании инвентаризационной комиссии. Руководитель издает соответствующее распоряжение (приказ) и вручает его текст членам инвентаризационной комиссии, а председателю комиссии передает контрольный пломбир.
В состав инвентаризационной комиссии помимо МОЛ, обычно, включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при проведении инвентаризации МОЛ обязательно.
Некоторые аудиторы делают ошибку, когда принимают решение по какой-либо причине проводить инвентаризации при отсутствии МОЛ. Если в результате проверки будет установлена недостача материалов, Мол в этом случае может в последствии оспорить результаты инвентаризации и не признать факт недостачи. Когда МОЛ отсутствует по уважительной причине, аудитор должен опечатать склад и приступить к инвентаризации только после выхода МОЛ на работу.
Перед началом инвентаризации МОЛ составляет отчет по приходу и отпуску ТМЦ на дату начала инвентаризации в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, а другой экземпляр – аудитору. Кроме того, председатель комиссии должен получить расписку у МОЛ в том, что все документы, относящиеся к приходу и расходу ТМЦ, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных в расход ТМЦ в их распоряжении нет.
Аналогичные расписки берутся с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение ТМЦ или доверенности на их получение. После этого комиссия приступает к проверке наличия ТМЦ путем взвешивания, перерасчета или перемеривания.
Бывают случаи, когда председатель инвентаризационной комиссии сам подсчитывает и взвешивает ТМЦ, а счетный работник или МОЛ в это время производит соответствующие записи. Этого делать не следует. Председатель комиссии должен следить за правильностью проведения работы и сам прокомментировать результаты проведения проверки. Чтобы избежать недоразумений, запись результатов ведет и МОЛ, периодически производится сверка указанных записей.
Результаты инвентаризации по каждому виду ТМЦ фиксируют в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей, ответственным за их сохранность. Результаты инвентаризации отражаются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Бывают случаи, когда председатель комиссии при проведении инвентаризации не включает в опись ТМЦ, которые по заявлению МОЛ якобы не принадлежат данной организации, а находятся временно у нее на хранении. В данной ситуации по таким ТМЦ комиссия должна составить отдельную опись, затем путем проведения встречной проверки выяснить, кому данные ценности принадлежат и почему хранятся на складе другой организации. Особое внимание при проверке комиссия должна обращать на номера, марки и наименования ТМЦ.
По данным инвентаризации, составляют описи, которые подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а МОЛ, кроме того, по каждой описи дают расписку.
Оформленную опись председатель инвентаризационной комиссии передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.
Сличительные ведомости составляют только по тем ТМЦ, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Их подписывает главный бухгалтер и МОЛ. Если установлены недостачи или излишки, МОЛ предоставляет письменное объяснение.
Недостачи сверх установленных норм убыли относятся на виновных лиц, а излишки подлежат оприходованию. Взаимозачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же МОЛ по ТМЦ одного и того же наименования. Недостача ТМЦ сверх норм убыли и потери ТМЦ, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены или во взыскании отказано судом, могут быть списаны организацией на финансовые результаты.
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.
В условиях рыночной экономики определяющее значение приобретают качественные показатели, например такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этих показателей можно достигнуть, увеличив использование прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменив дорогостоящие материалы более дешевыми синтетическими без снижения качества продукции, сократив отходы производства. Необходимо максимально устранять потери и нерациональные расходы, широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы. Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции.
Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой.
Рассмотрены основные этапы планирования и составления программы аудиторской проверки.
В работе предложены 2 этапа методики аудита товарно-материальных ценностей:
первый этап - проверка операций с материальными ценностями и анализ их оценки;
второй этап - инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Приведенная методика аудита материально-производственных запасов является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в задачи которого входят:
– систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;
– своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
– контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);
– своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт, расчет сумм прибыли.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
Совершенствование учета и контроля наличия и движения материальных ресурсов, необходимо проводить по следующим направлениям:
во-первых, упростить оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.
во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию организации бухгалтерского учета материальных ресурсов.
в-третьих, необходимо тщательно и своевременно проводить инвентаризации контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материальных ценностей.
Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и аудит за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принят Государственной Думой 23 февраля 1996 года.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 и 3.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.
5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.
6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 405.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н).
8. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г № 44н.
10. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н.
11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
12. Абрютина М.М. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М., ДИС, 2000.
13. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
14. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2003.
15. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Экзамен, 1999.
16. Бровкина Н. Существенность в аудите. - Аудит. 2002. №2.
17. Бычкова С.М. Методы оценки аудиторских рисков. – Аудитор. 2002. № 5.
18. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2003.
19. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
20. Ковалев О.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002.
21. Козлова Е.П. Учет материалов // Бухгалтерский учет, №№ 7, 8, 9, 2001.
22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
23. Николаева С.А. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2003.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2003.
25. Стандарты аудиторской деятельности. - М.: Издательство Приор, 2004.
26. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. - М.: Финансы и статистика, 2001.
27. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
28. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2002.
Тема: | «Анализ и аудит наличия и движения производственных запасов» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Учет и аудит наличия и движения основных средств МУП «Ижевское ДРЭУ»
Дипломная работа:
Учет и аудит наличия и движения денежных средств на примере ЗАО «ВЕНЕЦ»
Дипломная работа:
Учет, анализ и аудит дебиторской и кредиторской задолженности организации
Контрольная работа:
Аудит себестоимости продукции
Шпаргалка:
Ответы на билеты по финансовому и управленческому учету