Курсовая работа

«Стандартизация аудиторской деятельности»

  • 36 страниц
Содержание

Введение 3

1. Аудит в системе экономических отношений 6

1.1. Возникновение аудита в России и его необходимость 6

1.2. Сущность аудиторской деятельности, ее цели и задачи 10

1.3. Законодательное регулирование аудита в России 15

2. Стандартизация аудиторской деятельности 17

2.1. Цели и основные принципы стандартов аудита 17

2.2. Внешние стандарты аудита 19

2.3. Внутренние стандарты аудита 24

Заключение 29

Библиографический список 32

Приложения 34

Введение

В настоящее время Россия активно включается в процесс международной экономической интеграции, идет формирование рыночной инфраструктуры и развитие ее экономики на качественно новом уровне.

Приток в Россию иностранного капитала, появление большого числа иностранных компаний и их представительств, филиалов и дочерних предприятий настоятельно потребовали ознакомления с международными правилами не только ведения бизнеса, но и юридического, таможенного и учетного оформления сделок.

Таким образом, реформа экономики в нашей стране не могла не затронуть систему бухгалтерского учета и контроля.

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов предпринимательства. Составной частью и одним из новых видов экономического контроля является независимый контроль — аудит.

Независимый контроль, или аудит, осуществляется аудиторами, аудиторскими организациями на независимой договорной основе за счет проверяемого экономического субъекта.

Основная цель аудиторской проверки деятельности хозяйствующих субъектов предпринимательства заключается в подтверждении достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов и установления соответствия, совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций действующему законодательству Российской Федерации.

Проверка деятельности организаций требует определенных знаний методологии, специальных методических приемов и технических способов, раскрывающих содержание фактов хозяйственной жизни, а также влияющих на них факторов с целью познания предмета аудит. Общие подходы к проведению аудита прописаны в стандартах аудита.

Реформирование системы бухгалтерского учета, возникновение и развитие налогового учета, внедрение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности предопределили значительные изменения требований к аудиту.

В настоящее время аудит в России также находится в стадии реформирования - идет активная адаптация международных стандартов аудита к специфике российской экономики, разрабатываются федеральные аудиторские стандарты, меняются требования к подготовке аудиторов.

В этой связи проявляется актуальность темы работы.

Стандартизация аудиторской деятельности исследовалась многими аудиторами и бухгалтерами, в частности Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Суханова Г.И. рассмотрели значение и необходимость внутрифирменных стандартов аудита, этот же вопрос рассматривали Шеремет А.Д., Суйц В.П., Подольский В.И. и другие. Терехов А.А. рассмотрел основные и смежные стандарты аудита в странах запада. Чикунова Е.П., Терехов А.А. Панков В.В. изучали вопросы разработки и внедрения отечественных стандартов по учету и аудиту, структуру и содержание международных стандартов аудита.

Но тема требует дальнейшего изучения в свете процессов гармонизации стандартов аудита на международном уровне, а также в свете требований реформирования бухгалтерского учета в России, и, следовательно, законодательных изменений, необходимости аудита отчетности, составленной по международным стандартам.

Объект исследования – процесс регулирования аудиторской деятельности.

Предмет исследования - отношения, возникающие между аудитором и другими субъектами хозяйственной деятельности по поводу осуществления аудиторской деятельности и выполнения целей и задач аудита, процесс стандартизации аудиторской деятельности.

Цель работы заключается в рассмотрении процесса стандартизации аудиторской деятельности.

Исходя из цели, задачами работы являются:

- рассмотрение места аудита в системе современных экономических отношений;

- рассмотрение процесса возникновения аудита в России и определение его необходимости;

- выявление сущности аудита, его целей и задач;

- рассмотрение законодательного регулирования аудита;

- определение путей стандартизации аудиторской деятельности;

- рассмотрение внутренних и внешних стандартов аудиторской деятельности.

При написании работы использовались законодательные акты, нормативные документы, работы отечественных и зарубежных авторов.

В работе использовались такие методы анализа как: изучение научной литературы и законодательства, сравнение и обобщение отечественной и зарубежной теории, а также монографический метод.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты работы в практической деятельности, в частности разрабатывать внутрифирменные стандарты аудита, применять международные принципы и методы при аудите отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности.

Фрагмент работы

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран и, в связи с этим, превращением отдельных аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Возникла потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Проблемы в этой области практически сходны во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих стандарты аудита.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций. Непосредственно аудиторскими стандартами на международном уровне занимается Международный комитет аудиторской практики (IAPC), действующий на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC), которая создана в 1977г [3].

Аудиторские стандарты, подготовленные этим Комитетом базируются на следующих основополагающих принципах [8]:

- аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы;

- во всех вопросах работы аудитора соблюдаются объективность и независимость его суждений;

- аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом и обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки;

- аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом;

- в ходе аудиторской проверки, аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и других методов накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;

- в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин по которым мнение не может быть выражено.

Международным комитетом аудиторской практики опубликованы Международные стандарт аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS). В состав международных стандартов аудит входит более 30 официально действующих стандартов.

Группировка международных стандартов (далее МСА) и Положений о международной аудиторской практике (далее ПМПА) приведена в приложении 1.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех взаимосвязанных последовательных частей: [3]

1) основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности.

Они служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов — в частности, в случаях, когда конкретные стандарты не-применимы;

2) общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита);

3) рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы внутреннего контроля);

4) стандарты отчетности и аудиторского заключения — правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки.

В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

Международные правила (стандарты) проведения аудита, которые издает комитет, способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, и унификации по мере возможности подхода к аудиту в международном масштабе.

Однако в разных странах применение международных стандартов различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

Стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп [10]:

- такие стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

- стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

- стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их введения;

- стандартов, использование которых и данной стране зависит от исторических тенденций развития и национальной психологии.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных [8].

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.

Создание правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных особенностей, а также международного опыта. Поэтому за последние годы в этом направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных правил (стандартов) аудита.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских фирм, отечественных и зарубежных экспертов.

Статьей 18 Закона об аудите декларируется существование уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности. [1]

Для достижения баланса между государственным регулированием аудиторской деятельности и возможностью профессионального сообщества аудиторов влиять на рынок этой деятельности законодатель предусмотрел наличие совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном, в соответствии со ст. 19 Закона об аудите.

В состав такого совета должны включаться профессиональные участники рынка аудиторской деятельности [1]:

- в соответстии с п. 3 ст. 19 Закона об аудите представители федеральных органов исполнительной власти;

- других государственных органов (п. 5 ст. 19 Закона об аудите);

- Центрального Банка Российской Федерации (п. 5 ст. 19 Закона об аудите);

- пользователей аудиторских услуг (п. 5 ст. 19 Закона об аудите).

Не менее 51% общего состава совета должны составлять делегаты аккредитованных профессиональных и аудиторских объединений.

Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Список российских правил (стандартов) приведен в приложении 2.

Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Все стандарты могут быть подразделены на три основные группы [3]:

- общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, др.;

- правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения до-казательных материалов и т. д.;

- правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации аудируемого лица. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности клиента или указание причин, по которым за-ключение не может быть составлено.

Примерная структура стандарта включает следующие разделы [8]:

- общие положения;

- основные понятия;

- сущность стандарта;

- практические приложения.

Национальные стандарты аудита определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы.

Однако стандарты регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть

различными, и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита.

Заключение

В настоящее время Россия активно включается в процесс международной экономической интеграции, идет формирование рыночной инфраструктуры и развитие ее экономики на качественно новом уровне.

Реформирование системы бухгалтерского учета, возникновение и развитие налогового учета, внедрение в российскую практику международных стандартов финансовой отчетности предопределили значительные изменения требований к аудиту.

В настоящее время аудит в России также находится в стадии реформирования - идет активная адаптация международных стандартов аудита к специфике российской экономики, разрабатываются федеральные аудиторские стандарты, меняются требования к подготовке аудиторов.

Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.

В Росси звание аудитора было введено Петром I.

Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Основная цель аудиторских стандартов – обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. Но правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу.

Выделяют две группы стандартов: внешние (национальные и международные); и внутренние стандарты (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности.

Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы.

Внутрифирменные стандарты - это совокупность последовательных действий аудитора, связанных единым логическим описанием объема и характера проведения проверки, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки и используемых в процессе проверки методов и технических приемов, которые фирма применяет в процессе своей деятельности.

Необходимость создания внутрифирменных аудиторских стандартов вызвана тем, что национальные аудиторские стандарты и нормы описывают лишь наиболее общие, признаваемые всеми аудиторами основные принципы и процедуры аудита.

Внутрифирменные аудиторские стандарты могут быть объединены в три блока: методики по внутренней структуре аудиторской фирмы и технологии организации ее деятельности; методики по реализации требований правил (стандартов) аудита; методики проведения проверки по разделам аудита.

Международные стандарты аудита представляют интерес для российских бухгалтеров и аудиторов в силу нескольких обстоятельств.

Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на за-рубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА.

Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регла-ментирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.

Ознакомление с полным сводом международных стандартов аудита позволит отечественным бухгалтерам получить целостную картину того, какие нормы станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и предстоящего ввода в действие новых международно ориентированных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Таким образом, практическая значимость в изучении стандартизации аудиторской деятельности заключается в возможности использовать результаты работы в практической деятельности, в частности разрабатывать внутрифирменные стандарты аудита, применять международные принципы и методы при аудите отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности и т.д.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119 –ФЗ от 07.08.2001

2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23. 09.2003.

3. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. – 224с.

4. Арене Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Пер. с англ. Под ред. Соколова Я.В. -М.: Финансы и статистика, 1995

5. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: Учебное пособие / Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, Г.И. Суханова. – М.: Экзамен, 2001. – с.352

6. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский. Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. В.И. Подольскогою – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 655с.

7. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 256с.

8. Демьяненко Э.Ю. Аудит: 100 экзаменационных вопросов. Экспресс- -справочник для студентов вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 224с.

9. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит:Учебное пособие для учащихся экономических колледжей. Изд. 2-е, испр. и доп. – Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 2002. – 320с.

10. Панкова В.В. Междуародные стандарты аудита. М.: Юрист, 2003г

11. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560с.

12. Чикунова Е. П. международные стандарты аудита: структура и содержание // Бухгалтерский учет. - 2003г. - №21, с. 63-69.

13. Чая В.Т. Контроль качества аудита //Бухгалтерский учет. – 2004. - №8. – с. 54-55.

14. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 410с.

Покупка готовой работы
Тема: «Стандартизация аудиторской деятельности»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика