Дипломная работа
«Использование игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста»
- 63 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психологические и физиологические особенности развития детей 5-6 лет 6
1.2. Значение физической подготовленности дошкольников в обучении плаванию 10
1.3. Игровой метод в обучении плаванию дошкольников 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 36
3.1 Результаты тестирования 36
3.2 Обсуждение результатов исследования 38
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….….48
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность. В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях, – это дети.
Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом – это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.
Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150-200 уд/мин.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.
Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Актуальность проблемы определила цель работы.
Цель исследования – определить эффективность игрового метода при обучении плаванию дошкольников.
Объект работы – методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровой метод в обучении плаванию дошкольников.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Оценить состояние исследуемой проблемы по литературным источникам;
2. Выявить методику проведения занятий по обучению плаванию с дошкольниками с использованием игрового метода;
3. Сравнить динамику развития плавательных навыков у дошкольников в начале и в конце эксперимента.
Гипотеза. Наши исследования позволяют предположить, что методика обучения детей плаванию с использованием игровых методов является эффективной и позволяет им в короткие сроки овладеть техникой различных способов плавания.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психологические и физиологические особенности
развития детей 5-6 лет
Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию, и словесные образы. Однако решающее значение в усвоении произвольных движений имеет двигательный опыт.
Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.
Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса занимающихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.
Успешность овладения новыми движениями предопределяется созданием оптимального фона для двигательной активности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во второй части занятия способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных движений в состоянии утомления малоэффективно.
Сила индифферентного раздражителя, т.е. самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Очень сложные упражнения, чрезмерные по силе раздражители, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции дошкольника, не будут освоены. Наоборот, слабые по силе, простые движения не представляют для ребенка интереса, не побуждают к повторному их выполнению.
Высокая пластичность коры полушарий большого мозга и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняются до конца пубертатного периода.
Высшая нервная деятельность дошкольников имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не переносят действия сильного или длительного монотонного раздражителя: сила нервных процессов у них относительно невелика, резко выражено внешнее торможение.
Внутреннее (в особенности запаздывающее) торможение неустойчиво. Поэтому, не успев выслушать объяснение учителя, дети начинают выполнять упражнение. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае «угадыванием» правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется путем сопоставления выполнения его с движениями других детей, а также под воздействием указаний учителя [1,14].
Предпочтительное отношение к игровому методу проведения уроков физкультуры определяется неустойчивым вниманием детей, быстрой потерей интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений, не дающие незамедлительного полезного результата. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные двигательные действия (например, в сюжетных подвижных играх) усваиваются детьми без труда, легко запоминаются и служат прекрасным средством воспитания физических качеств.
При оценке воздействия физических упражнений на детей следует больше всего обращать внимание на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Высокая частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей 5-6 лет (65-90 уд/мин.) сопровождается неустойчивым ритмом, а аритмия усугубляется при повышении температуры и влажности воздуха. Физическая нагрузка приводит к быстрому увеличению ЧСС. При незначительных напряжениях она столь же быстро восстанавливается. Однако при больших нагрузках, связанных со значительными энергетическими затратами, все восстановительные процессы у детей протекают медленно [21].
У детей снижена экономичность внешнего и внутреннего дыхания. Внешнее дыхание характеризуется большей, чем у взрослых, напряженностью в извлечении кислорода из вдыхаемого воздуха. Внешнее дыхание у детей поверхностно и не имеет устойчивого ритма. У детей низкий уровень утилизации кислорода тканями из артериальной крови.
Дети плохо переносят гипоксемию (уменьшение кислорода в крови) из-за высокой возбудимости дыхательного центра, а также низкой концентрации гемоглобина в крови.
Мышление детей дошкольного возраста имеет наглядно-действенный вид. При анализе материала дети опираются на реальные предметы или их прямые заменители, изображения. В основе суждений дошкольников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр [32].
Многие авторы считают, что в дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат еще не сформирован, продолжается рост костей. Позвоночник у ребенка мягкий и эластичный, но в воде практически нет угрозы его деформации. Еще не развиты тазовые кости, в них преобладает хрящевая ткань. Поэтому не рекомендуется детям 5-6 лет давать прыжки в глубину с высоты более чем 40-50см. Очень ранимы кости и суставы кисти, пальцев – следовательно, нежелательно в играх применять тяжелые и жесткие мячи [1].
Лагутин А.Б. в своих работах доказал, что мышцы детей относительно длины, но имеют короткие и широкие сухожилия, они сокращаются медленнее, но зато промежутки между отдельными сокращениями меньше. Мышцы дошкольников эластичны: при сокращении они сильно укорачиваются, а при растяжении к расслаблении – удлиняются. Это обстоятельство создает выгодные условия для отдыха мышц. В силу этих особенностей и особенностей нервной регуляции – мышцы детей быстро утомляются, но это утомление проходит через небольшой промежуток времени. В играх и развлечениях кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с частыми моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм и позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой [18].
Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений. Игры и развлечения, как правило, сопровождаются высоким уровнем положительных эмоций, а это – залог успешного обучения. С помощью игр можно задавать нагрузку, контролировать соответствие нагрузки подготовленности занимающихся.
1. Анализ литературных источников показал, что ведущее место в обучении плаванию должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения повысить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.
2. Наша задача была доказать, что комплексная программа игр по выбранной нами методике эффективнее программы детского сада при обучении плаванию дошкольников. В ходе подготовки дипломной работы мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 5-6 лет и по результатам проводимых тестов, показатели плавательных умений экспериментальной группы оказались выше, чем показатели контрольной группы.
Игры на воде проводились на каждом занятии, как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся постепенно, от занятия к занятию, игры все более усложнялись.
3. В ходе работы мы сравнили динамику развития плавательных навыков дошкольников в начале и в конце эксперимента. Было показано, что использование в практике работы по физическому воспитанию игровых занятий по обучению детей плаванию базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и физическую подготовленность. А также оказало влияние на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, и помогло сформировать базу, для усвоения новых игр и видов плавания в воде. Проведенная работа подтвердила правильность в выборе основных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста, подтверждающих необходимость не только знакомства с новыми играми, но и укрепления здоровья детей. Особая значимость данной работы заключается в том, что каждое дошкольное учреждение, имеющее бассейн, может реализовать задачи, поставленные в данной работе.
Занятия по плаванию, начатые в дошкольном возрасте, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку – с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.
1. Анализ физиологических и морфобиомеханических показателей у юных пловцов при определении спортивной ориентации на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, – 2001. – №4. – С.7.
2. Анохина Т. Ранний старт. М: Физкультура и спорт, 2002. – 253 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания/ М.: Просвещение, 1990. – 360с.
4. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. М: Просвещение, 1987. – 192 с.
5. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и Спорт, 2000. - 77с.
6. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М.: Физкультура и спорт, 1986. – 189 с.
7. Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1999 – (Азбука спорта). – 378 с.
8. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь: плавание. М.: ФиС, 2002.- 95 с.
9. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Физкультура и спорт, 2000.-120 с.
10. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981. – 230 с.
11. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Щемелинин В.И. Методика подготовки курсовых работ по Т и МФВ и спортивных дисциплин. Уфа, БГПУ, 2001. – 20 с.
12. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. М: Физкультура и спорт, 2006. – 96 с.
13. Велитченко, В. К. Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 96с.
14. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с.
15. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. СПб.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 80 с.
16. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. М.: Владос, 1999. – 376 с.
17. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика переподавания: учеб.– Минск, 2005. – 114 с.
18. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. // «Дошкольное воспитание». 2001. – № 12.
19. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
20. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для высших учеб. заведений. 2-е изд., доп. – М.: Владос, 2002. – 512 с.
21. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие. СПб.: детство-пресс, 2005. - 112с.
22. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М, 2005. – 170 с.
23. Железняк Ю.Д., Петров П.А. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2002. – 264 с.
24. Иванов Е.А. Методические рекомендации тренерам-преподавателям групп начального обучения плаванию.- М.: Физкультура и спорт, 2008.- 152 с.
25. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П.Плавание. Игровой метод обучения. М: Олимпия-Пресс, 2006. -48с.
26. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.- 315 с.
27. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Изд-во: Советский спорт. 2010.-463 с.
28. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 2000, № 11.
29. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова Л.С. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 2002
30. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М.: Норма-М, 2008.-260 с.
31. Макаренко Л.П. Юный пловец, – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 185 с.
32. Макаренко Л.Т. Обучение плаванию детей. - М.: Тера-Спорт, 2005.- 187 с.
33. Мартьянов Б.И., Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2002. – 288 с.
34. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки пловцов. Киев: Олимп. Лит-ра, 1999. – 320 с.
35. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебник для вузов. под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 2008. – 432с.
36. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., дораб. и доп. – М: Просвещение, 1985. – 80с., ил.
37. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1991. -304 с.
38. Осокина Т.И. Физическая подготовка в детском саду. М.: Инфра-М, 2004 .-185 с.
39. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: Первое сентября, 2003. – 182с.
40. Пензулаевой Л.Е. Физкультурные занятия в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
41. Петров П.К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований: учеб.пособие/ УдГУ. Ижевск, 2006.-86 с.
42. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Физкультура и спорт, 1996. – 156 с.
43. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие. - М.: Скрипторий, 2008.- 87 с.
44. Плавание: Учебное пособие для Вузов / Под ред. Викулова А.Д. - М.: Владос-пресс, 2004.- 220 с.
45. Платонов В.Н. Плавание. Киев.: Олимп. лит-ра, 2000. – 310 с.
46. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал.- 2003.- 3.- С. 57-64.
47. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003. – 80с.
48. Сахновский К.П. Плавание от массовости к мастерству. Киев.: Здоровье, 1986. – 72 с.
49. Смоленская Т.Б, Анохина Т.А. Спорт в школе и здоровье детей. - М.: Первое сентября, 2007.- 127 с.
50. Степаненков Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Киев, 2001
51. Тимофеева Е.А., Осокина Т.И. Обучение плавания в детском саду. - М.: Первое сентября, 2003.- 182 с.
52. Физическая культура. 2-е изд., дораб. и доп./ Под ред. Григоровича Е.С., Переверзева В.А. М.: Гардарика, 2001.- 245 с.
53. Физическое воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. М.Ю. Кистяковой. М.: Премиум, 2006.- 184 с.
54. Фирсов З.П. Плавание для всех. М: Физкультура и спорт, 1983- 475 с.
55. Фролов В.Г., Юрко Г.П., Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004. – 480 с.
57. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2005.- 304 с.
58. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. М.: Статут, 2000. – 348 с.
59. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Минск: Университет, 1998. – 184 с.
60. Шмаков С.А. Её величество игра. М.: Физкультура и спорт, 1992. – 78 с.
К работе прилагается доклад
Тема: | «Использование игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Дипломная работа:
Использование кейс-метода в изучении правового содержания в курсе «Обществознание»
Дипломная работа:
Информационно-развивающая игра о здоровом образе жизни для детей дошкольного возраста
Дипломная работа:
Формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (iii уровень)