Дипломная работа
«Тренировочный процесс гандболистов 10-12 лет»
- 80 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГАНДБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
1.1 Индивидуализация тренировочного процесса при подготовке гандболистов 10-12 лет 7
1.2 Специализация тренировочного процесса при подготовке гандболистов 10-12 лет 15
1.3 Исследование полиморфных вариантов генов, ассоциирующихся с качеством скорость-сила и выносливость 32
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования 47
2.2 Методы исследования 47
Выводы по второй главе 60
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Специализация в тренировочном процессе подготовки гандболистов 10-12 лет с учетом генетических особенностей 61
3.2 Индивидуализация тренировочном процесса подготовки гандболистов 10-12 лет с учетом генетических особенностей 65
Выводы по третьей главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Актуальность. Многолетняя подготовка гандболистов высокой квалификации в СДЮШОР осуществляется в несколько этапов: начальная подготовка – группа начальной подготовки (ГНП), специальная подготовка – учебно-тренировочная группа (УТГ) и этап спортивного совершенствования – группа спортивного совершенствования (ГСС).
Основной задачей тренировочного процесса в группе начальной подготовки является развитие основных физических качеств. Для последующего освоения специальной подготовки в учебно-тренировочной группе, где помимо дальнейшего развития физических качеств, основной задачей является освоение технико-тактических действий, в зависимости от амплуа игроков и участия в соревновательной деятельности. Это предъявляет определённые требования к тренеру в построении тренировочного процесса в группе начальной подготовки по амплуа игроков: первой линии (разыгрывающие и полусредние), второй линии (крайние и линейные) и вратаря.
На наш взгляд, является актуальным вопрос поиска критериев ранней оценки предрасположенности детей к определённым физическим качествам, на основании которых возможно осуществить раннюю специализацию и индивидуализацию построения тренировочного процесса с учетом генетических особенностей занимающихся.
Также следует отметить, что для достижения высоких результатов в зависимости от амплуа игроков в игровых видах спорта помимо скоростно-силовых качеств необходимо развитие определённого уровня выносливости, как общей, так и специальной.
Цель исследования – Коррекция учебно-тренировочного процесса подготовки гандболистов 10-12 лет с учётом специализации и индивидуализации на основе генетических факторов.
Объект исследования – Учебно-тренировочный процесс подготовки гандболистов 10-12 лет.
Предмет исследования – Полиморфные варианты генов ACE, BDKRB2, AMPD1, ADRB2, PPARG, PPARGC1A, NOS3, GNB3, COMT, IL-6 и IGFII в выборке детей 10-12 лет, занимающихся гандболом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что генетическое исследование полиморфных вариантов генов и подсчет ОГБ для качеств «скорость-сила» и «выносливость» позволит провести коррекцию тренировочного процесса с учетом генетических особенностей занимающихся гандболом.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1 Собрать банк ДНК детей, занимающихся гандболом;
2 Провести генетическое типирование полиморфных вариантов 11 генов;
3 Провести подсчёт общего генетического балла (ОГБ) для качества «скорость-сила» и «выносливость»;
4 Определить амплуа занимающихся по генетической предрасположенности (ОГБ) к качествам «скорость-сила» и «выносливость»;
5 Рекомендации по коррекции тренировочного процесса с учётом генетической предрасположенности к качествам «скорость-сила» и «выносливость».
Основной экспериментальной базой исследования служил Научно-исследовательский институт Олимпийского спорта УралГУФК.
Научная новизна. Разработаны рекомендации по коррекции тренировочного процесса подготовки гандболистов 10-12 лет с учетом генетических особенностей.
Теоретическая значимость. Проведённое исследование вносит вклад в рассмотрение вопроса о построении и коррекции тренировочного процесса, а именно индивидуализация и специализация тренировочного процесса с учетом генетических особенностей занимающихся гандболом.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации коррекции тренировочного процесса подготовки юных гандболистов с учетом генетических особенностей, которые могут использоваться в системе ДЮСШ и СДЮШОР при подготовке высоквалифицированных гандболистов.
Апробация результатов диссертации. Материалы магистерской диссертационной работы были представлены на Всероссийской научно-методической конференции магистрантов «Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии» (Челябинск, 2013).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано одна статья в трудах Российских конференций.
Объем и структура диссертации. Работа изложена на 78 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы Текст диссертации содержит 4 рисунка и 9 таблиц. Список литературы включает 67 источника отечественных и иностранных авторов.
ГЛАВА 1 ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГАНДБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
1.1 Индивидуализация тренировочного процесса при подготовке гандболистов 10-12 лет
Подготовка гандболистов высокой квалификации должна быть построена так, чтобы наряду с решением технико-тактических задач осуществлялся рост функциональных возможностей организма под влиянием специальных тренировочных режимов. Для этого необходимо знание интенсивности воздействия предлагаемой спортсменам нагрузки. Точно определить величину воздействия нагрузки невозможно, но можно установить общую направленность этого воздействия, если исходить из известных закономерностей при работе различного характера. Специалистами гандбола получены количественные показатели нагрузки в макроцикле подготовки игроков высокой квалификации, однако в основном это общие данные, без анализа качества предлагаемой нагрузки, интенсивности каждого тренировочного занятия, каждого упражнения, которое применяется в учебно-тренировочном процессе. Специальные упражнения гандболистов носят прерывистый характер работы. При этом воздействие физической нагрузки зависит от вида применяемых упражнений, их интенсивности, продолжительности, времени отдыха между повторениями, характера отдыха, количества повторений. Динамика нагрузки различной интенсивности в макроцикле подготовки гандболистов-мастеров имеет скачкообразный характер. Нагрузка большой интенсивности (в зоне пульса 166-180 уд/мин) увеличивается в период участия в соревнованиях. Нагрузка средней интенсивности (в зоне пульса 151-165 уд/мин) имела тенденцию к снижению в конце макроцикла. Упражнения высокой интенсивности применялись в основном в подготовительных периодах и в первом соревновательном. Нагрузки силовой и скоростно-силовой направленности применялись в течение всего исследуемого периода с разным вкладом в общий объем нагрузок. Распределение нагрузки различной направленности в двух полуциклах по периодам подготовки оказалось неодинаковым. В первом подготовительном периоде преобладали упражнения, выполняемые со средней интенсивностью, а во втором – с малой. Сумма нагрузки большой и высокой интенсивности не достигла даже 30% (20,1% и 29,7%). В первом соревновательном периоде различные тренировочные режимы распределялись равномерно, а во втором достоверно меньше упражнений проводилось в зоне пульса 151-165 уд/мин (Н. И. Волков, 1969).
Модели или диагностические комплексы подготовленности спортсменов позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей, определить основные направления совершенствования подготовленности, сопоставить индивидуальные данные конкретного спортсмена с характеристиками модели, оценить сильные и слабые стороны его подготовленности и, исходя из этого, планировать и корректировать тренировочный процесс.
Средства и методы контроля в гандболе формировались с участием многих специалистов в процессе решения актуальных вопросов: совершенствование техники и тактики игры, анализа двигательных действий в период соревнований, определения уровня двигательных действий в период соревнований, определения уровня физической подготовленности и др. Этими и другими работами были установлены критерии оценки различных сторон подготовленности гандболистов, что сыграло большую роль на определенном этапе развития теории и практики гандбола (таблица 1). Однако отсутствуют данные модельных характеристик для одного и того же контингента гандболистов на разных этапах подготовки и, кроме того, за последние годы изменился уровень подготовленности гандболистов. В гандболе, как и в других видах спорта, каждый тренировочный мезоцикл ставит свои задачи, решение которых более эффективно совершенствует одни двигательные качества и менее значительно влияет на совершенствование других. Следовательно, для каждого тренировочного мезоцикла должна быть разработана адекватная ему система комплексного контроля с четким количественным выражением основных компонентов физической подготовленности. Название этапов в разных видах спорта одинаковое, однако содержание и смысл их не всегда совпадают. В гандболе этап начальной специализации предполагает разделение игроков по амплуа в команде. На этапе базовой подготовки, участвуя в двусторонних играх на тренировке и в соревнованиях, юные спортсмены выполняют, функции различных амплуа. Однако короткий период занятий гандболом и направленность на всестороннее развитие на этом этапе не дают выраженных особенностей подготовленности по амплуа. Эти особенности у игроков первой и второй линии нападения формируются только к 14 годам.
Высокий уровень спортивных результатов в современном спорте зачастую достигается нагрузками на пределе физических и функциональных возможностей спортсменов. Во избежание преждевременного исчерпания резервных возможностей и чрезмерного угнетения механизмов адаптации организма спортсменов уже в юном возрасте необходимо индивидуальное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, а также активно использовать факторы и условия, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов (А. И. Семейкин, 2007).
Таблица 1 – Планирование тренировочного процесса подготовки юных гандболистов
Содержание занятий Часы Месяцы
09 10 11 12 01 02 03 04 05 06 07 08
Теоретическая подготовка 26 2,5 2 2 2,5 2 2 2,5 2 2 2,5 2 2
ОФП 104 9 9 8 9,5 8,5 8 9 8,5 8,5 9 9 8
СФП 65 4 5 4 4,5 4,5 4 4 4,5 6,5 8 8 8
Техническая подготовка 91 11 9,5 7 7,5 10 6 7 6,5 7 7 6,5 6
Тактическая подготовка 65 4,5 4,5 4 4,5 4,5 4 6,5 6 7 6,5 7 6
Игровая подготовка 65 8 8 5 4,5 8,5 4 2 2,5 5 6 5,5 6
Контрольные игры 38 – – 8 6 – 8 6 8 2 – – –
Контрольные нормативы 14 – 2 – 2 2 – 2 – 2 – 2 2
Всего часов 468 39 40 38 41 40 36 39 38 40 39 40 38
Индивидуализация тренировочного процесса на этапе подготовки к высшим достижениям актуальна в связи с началом проведения Олимпийских игр. По мнению специалистов в области теории и методики спортивной подготовки важно уже на ранних этапах многолетней спортивной подготовки спортсменов учитывать их индивидуальные показатели физической и функциональной подготовленности, что в будущем позволит в полном объеме реализовать свой потенциал, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности на последующих этапах спортивного совершенствования (Б. А. Ашмарин, 1990). Исходя из анализа литературных данных, реализация принципа индивидуализации в подготовке спортсменов обеспечивается разработкой оптимальной системы многолетней тренировки, определением рациональной структуры соревновательной деятельности, созданием сбалансированной системы использования внетренировочных и внесоревновательных факторов и условий. Как показывает практика, напряженность тренировочного процесса выдерживают не все спортсмены, многие из них заканчивают свою спортивную карьеру еще в юном возрасте. Причин раннего прекращения занятий спортом достаточно много, но главные из них – отсутствие спортивного таланта и недостаточно эффективная методика тренировки (Ж. К. Холодов, 2000).
Систематические исследования проблемы индивидуализации в юношеском спорте начаты сравнительно недавно и в настоящее время находятся в стадии накопления эмпирических данных, разработки теоретико-методологических основ исследования проблемы, принципов и подходов индивидуального программирования тренировки юных спортсменов, что и определяет актуальность изучения индивидуализации в тренировочном процессе. Значение индивидуализации подготовки для оптимизации результатов выделяется в теории тренировки и прикладной литературе со ссылкой, в первую очередь, на ряд важных принципов. Например, принцип индивидуализации является одним из 7 принципов тренировки, а принцип индивидуальности является одним из 7 принципов обучения (Е. П. Врублевский, 2004). Кроме того, индивидуализация была описана как один из важных принципов спортивного инструктирования, одним из важнейших элементов процесса обучения и в качестве ключевого понятия тренировки. Важнейшим условием реализации принципа индивидуализации в подготовке квалифицированных гандболистов является наличие действенной системы педагогического контроля (контроль соревновательной деятельности, тренировочных и соревновательных нагрузок, контроль состояния спортсменов. Исходя из анализа литературных данных, реализация принципа индивидуализации в подготовке спортсменов также обеспечивается разработкой оптимальной системы многолетней тренировки, определением рациональной структуры соревновательной деятельности, созданием сбалансированной системы использования внетренировочных и внесоревновательных факторов и условий. В основе совершенствования системы управления индивидуальной подготовки юных спортсменов, должна быть систематизация врожденных и приобретенных морфофункциональных показателей, индивидуально- типологических признаков, динамики развития двигательного потенциала, особенностей процесса адаптации к физическим нагрузкам и механизмов энергообеспечения специфической работоспособности в соответствующем двигательном режиме (В. А. Сальников, 2003). Теоретический анализ показал, что основой совершенствования системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов является функционально-временной принцип систематизации индивидуально-типологических признаков, учитывающий врожденные и приобретенные конституциональные особенности детей, стратегию адаптации и поведения при воздействии различных внешних факторов в период их роста и развития (В. П. Губа, 2001).
Процесс спортивной тренировки должен быть индивидуализирован как минимум по следующим направлениям:
1 Индивидуализация технической и интегральной подготовки в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности спортсменов;
2 Индивидуализация специальной физической подготовки в соответствии с перспективной моделью физической подготовленности;
3 Коррекция педагогических, тренировочных и других воздействий в соответствии с динамикой оперативного, текущего и устойчивого (этапного) состояния, а также индивидуальными психофизиологическими особенностями спортсменов.
Исходя из результатов исследований рекомендуется следующий алгоритм индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов:
1 Получение информации об индивидуальных формах реакции на нагрузки, об уровне различных сторон подготовленности напряженности адаптационных механизмов организма;
2 Разработка индивидуальной модели соревновательной деятельности;
3 Разработка индивидуальной тренировочной программы на качественном и количественном уровне;
4 Определение стратегии реализации программы спортивной подготовки;
5 Контроль за выполнением программы и его соответствие функциональным возможностям спортсмена.
При организации занятий в спортивных секциях по гандболу особое внимание необходимо уделять постепенному повышению уровня физической, технической и тактической подготовки занимающихся (Т. И. Раменская, 2004). Одним из главных условий хорошей организации занятий в спортивной секции является планирование учебного процесса. Оно определяет объём, порядок и сроки выполнения поставленных задач. Планирование охватывает основные разделы организационной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, должно быть простым, доступным и конкретным.
Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях проводятся круглогодично согласно плану работы, где предусматриваются теоретические и практические занятия, а также сдача контрольных нормативов по физической подготовке и участие занимающихся в соревнованиях.
Годичный план работы спортивной секции целесообразно делить на летний и зимний циклы подготовки и соответственно каждый из этих циклов необходимо подразделять на подготовительный, соревновательный и переходный периоды (рисунок 1).
Рисунок 1 – Периодизация учебно-тренировочного процесса
Продолжительность периодов зимнего цикла лучше всего строить в такой последовательности: учебно-тренировочную работу в подготовительном периоде целесообразно начинать с I сентября по 30 октября; соревновательный период – с I ноября по I января; переходный период – с I января по I марта, продолжительность периодов летнего цикла рекомендуется строить в такой последовательности: подготовительный период – с I марта по 30 апреля, соревновательный период – с 30 апреля по I июля, переходный период – с I июля по I сентября.
Основными задачами подготовительного периода являются увеличение уровня развития физической и технической подготовки занимающихся. А также получение занимающимися теоретических знаний по обзору развития гандбола, о личной и общественной гигиене, физической культуре и спорте, о режиме труда и отдыха, по врачебному контролю и самоконтролю в процессе физического воспитания, правилам соревнований, организации и проведению соревнований.
В начале подготовительного периода основное внимание обращается на общую физическую подготовку, обучение и совершенствование в технике и тактике игры.
В середине этого периода особое внимание обращается на физическую подготовку с элементами специальной физической подготовки, идет процесс совершенствования в технике и тактике игры.
В конце периода большое место в тренировке занимает специальная физическая подготовка, идет разучивание и закрепление комбинационных ходов игры, т.е. четкое разучивание дебютов, как в нападении, так и в защите.
В тренировках начинают преобладать игровые моменты, увеличиваются по времени двухсторонние игры с разучиванием комбинаций. Именно в это время необходимо определить состав команды и не ослаблять общую и специальную физическую подготовку.
В соревновательном периоде особое место отводится тактической подготовке игроков, объем физической работы стабилизируется за счет специальной физической подготовки, продолжается на более качественной основе техническая подготовка игроков, увеличивается объем товарищеских и контрольных игр. Растет объем выполнения индивидуальной технической и тактической подготовки. В середине соревновательного периода команда должна достичь пиковой формы и быть готова к участию в соревнованиях любого масштаба.
Физическая подготовка как общая, так и специальная в большей мере совершенствуется за счет участия игроков в двухсторонних играх. Особое место в соревновательном периоде занимает психологическая подготовка игроков. Её необходимо направлять на спортивное совершенствование и на достижение цели, требующей максимальной отдачи физических и морально-волевых качеств. Для того, чтобы занимающиеся могли в какой-то мере проверить свою спортивную подготовку, рекомендуется включать в учебный процесс соревнования по различным видам спорта, проводимые по упрощенным правилам. Это даст возможность занимающимся выявить слабые стороны физической, технической и тактической подготовки, и постепенно приобретать уверенность в игровых тренировках.
Чтобы показывать высокие и стабильные результаты, необходимо управлять своим психологическим и волевым состоянием. Эту способность можно приобрести в процессе тренировок, в которых одновременно совершенствуется техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка (В. Г. Никитушкин, 1998).
Правилом номер один для занимающихся должно быть регулярное соблюдение режима дня, добросовестное посещение тренировок, обязательное выполнение общественных поручений, умение преодолевать различные трудности, оставаясь при этом выдержанным, корректным не зависимо от ситуаций, возникающих во время спортивных состязаний и исхода соревнований.
Индивидуальный путь к вершинам спортивного мастерства определяется выполнением напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, основных и вспомогательных тренировочных средств по объему и интенсивности в каждом из годовых циклов тренировки. Спортсмен продвигается вперед темпами, определяемыми возможностями организма к преодолению высоких нагрузок, адаптации к ним. Необходимо ежегодно повышать техническую, волевую и теоретическую стороны подготовки спортсмена. Коррекция тренировочного процесса заключается в необходимости развития тех функций организма спортсмена, которые более выражены генетически, востребованы спортивной специализацией и программой основных соревнований сезона (Ю. Д. Железняк, 2001). Подготовка квалифицированных гандболистов - сложный и многолетний процесс, учитывающий биологические закономерности развития организма спортсмена и педагогические принципы спортивной тренировки. Перспективы исследований следует связывать с определением индивидуальных характеристик функционального состояния и физической подготовленности гандболистов на протяжении года, что позволит разработать индивидуальные тренировочные программы на этапе подготовки к высшим достижениям.
1.2 Специализация тренировочного процесса при подготовке гандболистов 10-12 лет
Одной из наиболее важных составляющих структуры гандбола является тактика. От уровня ее развития во многом зависит успешность выступления команды в соревнованиях. В основе логически обоснованных тактических построений команды лежит слаженность действий игроков, их взаимопонимание, сочетание индивидуальных и коллективных действий. Многообразие тактических построений – основа успеха в современном гандболе. Важно при этом отметить, что выбор и определение тактического кредо команды во многом зависит от уровня технического мастерства гандболистов, их физической и психологической подготовленности (В. Я. Игнатьева, 1980).
Высокий уровень тактической оснащенности позволяет команде ра-ционально использовать свой игровой потенциал, разумно выбирать тактические построения в зависимости от игры конкретного противника и быстро перестраиваться в ходе матча в связи с изменением тактики игры противника, соотношения сил и т.д.
В реальных условиях соревновательной деятельности при относительном равенстве в различных аспектах подготовленности (физической, технической, психологической) успеха добивается команда с более высоким уровнем тактического оснащения.
С учетом специфики командных игровых видов спорта тактику гандбола правомерно определить, как искусство ведения спортивной борьбы путем оптимальной организации индивидуальных, групповых и командных действий игроков, подчиненных целесообразному плану (В. А. Запорожанов, 2002). Рациональность тактики игры команды определяется выбором и реализацией таких принципов и способов ведения игры, которые позволили бы с наибольшей эффективностью использовать собственно технические, физические, функциональные и психологические потенции и успешно противодействовать сопернику.
На современном этапе развития гандбола важнейшей задачей тактики является определение и реализация конкретных путей, средств и способов борьбы, которые более всего соответствуют обстановке в конкретной игре (уровень технико-тактической и физической подготовленности команды противника, состояние своей команды и т. д.). В отличие от стратегии прерогативой тактики является решение задач в отдельном матче.
Тактика гандбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их эффективное использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на процесс данного конкретного матча.
К средствам ведения игры относятся приемы техники. Без овладения техникой процесс игры по существу невозможен. Однако, если техническая подготовка направлена на изучение структуры движений того или иного приема, то тактическая подготовка вооружает гандболиста необходимыми знаниями и умениями целесообразного применения изученных приемов в условиях специально организованной борьбы двух команд.
Основной целью тактической подготовки является изучение различных комбинаций. Под комбинацией следует понимать заранее разученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание (одному из гандболистов) выгодных условий для атаки ворот. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий, их сыгранности и накопленного соревновательного опыта. При проведении заранее изученной комбинации не только не исключается, но и предполагается логическое ее развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты (при введении мяча из-за боковой линии, при перехвате мяча, розыгрыше стандартных положений). Формой ведения игры называется внешнее проявление содержания действий команды, связанных с решением определенных тактических задач (В. Н. Кудрицкий, 1980).
Формы ведения игры могут быть активными и пассивными. В зависи-мости от применения активных и пассивных форм тактика может носить наступательный или оборонительный характер. Необходимо подчеркнуть, что оборонительная тактика может быть, как пассивно оборонительной, так и активной. Тот или иной вариант ведения игры выбирается тренером, исходя из обстановки соревнования и реальных возможностей команды (В. Я. Игнатьева, 1983).
Таким образом, тактика имеет свою форму, средства и методы. При этом, как уже было отмечено, технические действия являются основными средствами тактики, а их системное использование в рамках определенных тактических построений и определяет методы ведения борьбы.
По мнению некоторых специалистов (В. П. Савин, 1990) к числу таких построений целесообразно отнести такие понятия, как система, стиль, темп и ритм ведения игры.
Система ведения игры определяется расстановкой и взаимодействием игроков в определенном порядке в атаке и обороне; в выполнении ими тех или иных запланированных действий с учетом занимаемых игровых мест; в подчинении действий игрока интересам команды; в возможности наиболее полного раскрытия и использования индивидуальных особенностей гандболистов.
В практической деятельности реализация тактических замыслов и систем осуществляется с использованием групповых, индивидуальных и тактических действий. При этом под групповыми действиями следует понимать согласованные действия двух или нескольких игроков, направленные на решение тактической задачи. Характеристика индивидуальных тактических действий предполагает использование игровых приемов в зависимости от сложившейся ситуации. Индивидуальные действия могут быть с мячом и без мяча.
Под темпом обычно понимают интенсивность (скорость) ведения игры. Увеличение темпа игры ставит противника в более сложные условия, приводит к ошибкам в технико-тактических действиях. Вместе с тем, при определенных условиях (накопившейся усталости, например), иногда целесообразно снизить темп игры с целью экономии сил и удержания счета.
Ритм игры предполагает чередование отдельных технико-тактических операций во времени. Различают равномерный и неравномерный ритм (аритмия). Для современного гандбола характерен неравномерный ритм ведения борьбы, т.е. чередование резкого увеличения темпа игры и его снижения в определенных фазах атаки и обороны.
1.2.1 Стратегия и тактика игры
Основным содержанием игры является двусторонний процесс борьбы, который предполагает комплексный характер стратегических и тактических действий.
Стратегия изучает теорию и практику спортивной борьбы в объеме всего соревнования и с главным соперником, а тактика изучает эти процессы в масштабе одной встречи.
Тесная взаимосвязь между стратегией и тактикой и ведущее положение стратегии объясняется тем, что частный тактический успех, т.е. успех в отдельной встрече, подчинен решению общей стратегической цели. И в тоже время, достижение одной стратегической цели находится в прямой зависимости от решения тактических задач. Поэтому положение тактики должно соответствовать целям стратегии.
Несомненно, тактика – часть стратегии. Она подчинена стратегии и ее обслуживает.
К числу первоочередных задач стратегии следует отнести изучение условий и характера основных соревнований, определение способов и форм подготовки при ведении спортивной борьбы. Исходя из этого, важно знать, что стратегия должна определять силы и средства, необходимые для достижения цели, следовательно, и общее стратегическое направление подготовки команды к соревнованиям. Все эти вопросы стратегия изучает в соответствии с закономерностями развития процесса игры, опытом соревновательной борьбы, взглядами и возможностями, основных соперников и собственными возможностями.
Разработка конечных целей спортивной борьбы предполагает определение задач, как стратегии, так и тактики. Общие стратегические задачи заключаются в следующем:
– всестороннее изучение стратегии, тактики и техники основных со-перников, их психологической и физической подготовленности с учетом соревновательной обстановки и определения на этой основе соотношения сил и собственных возможностей;
– прогнозирование стратегии и тактики, которую вероятнее всего, будут использовать основные соперники в главных соревнованиях и разработка на этой основе контрмоделей игры, применительно к основным соперникам.
Тактические задачи намечают и детализируют пути осуществления стратегических задач, конкретные виды, способы и формы действий, такти-ческие комбинации и отдельные приемы техники, которые гандболист пла-нирует использовать в конкретных игровых ситуациях.
В период участия в соревнованиях главными вопросами стратегии являются:
– основы построения соревновательного режима;
– распределение средств и сил по стратегическим направлениям;
– способы оперативного управления.
На основе изучения закономерностей развития процесса игры, опыта подготовки и участия в соревнованиях, потенциальных возможностей команды, новых средств и способов подготовки, и ведения соревновательной борьбы, взглядов и возможностей основных соперников составляется стратегический план (О. И. Камаев, 1982). Стратегия исследует условия и характер предстоящих соревнований, способы и формы подготовки к ним, использование средств борьбы, а также основы управления командой в процессе соревнований.
Как уже отмечалось, с помощью тактики решаются задачи ведения борьбы с противником, относящиеся к конкретному матчу. Однако в реальных условиях игровой деятельности важное место занимают такие факторы, как: прогнозирование подготовки команды, рациональное использование сил в длительных турнирах, полноценное использование всех имеющихся условий и др. (В. Я. Игнатьева, 2005). Перечисленные выше факторы практически можно отнести к задачам, которые тренер ставит перед командой на различных этапах подготовки. Решение всех этих задач входит в понятие стратегия, определяемое как искусство управления подготовкой и выступлением команды в соревнованиях различного ранга.
С целью более эффективного решения стратегических задач их целесообразно разделить на три уровня:
– перспективные, связанные с определением основных путей развития гандбола в длительном периоде;
– подготовительные, определяющие построение процесса подготовки гандболистов в годичном цикле;
– оперативные, решаемые в процессе управления ходом соревнова-тельной деятельности.
Стратегические задачи реализуются с помощью тактики. Поэтому роль тактики, заключается в выполнении соподчиненных функций по отношению к стратегии.
Классификация тактики игры.
С учетом основных требований, предъявляемых к гандболу содержанием игры, в тактике гандбола принято выделять два равноценных раздела: тактику нападения и тактику защиты. Тактические действия делятся на индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальные тактические действия основываются на индивидуальной технической подготовленности, тактическом мышлении и образуют технико-тактический арсенал игрока (защитников, нападающих, вратарей).
Высокое индивидуальное технико-тактическое мастерство определяет эффективность групповых и командных тактических действий с учетом ис-пользования командой определенных тактических построений в конкретном матче.
Каждая из перечисленных выше групп делится, исходя из форм веде-ния игры, на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока без мяча и с мячом). Виды в зависимости от конкретного содержания игровых действий делятся на способы. Способы, имеющие различные особенности выполнения, обусловливают появление вариантов. Например, одним из способов позиционного нападения является система нападения с одним и двумя линейными игроками. В защите могут использоваться варианты зонной и смешанной защиты и т. д.
Функции игроков в зависимости от игрового амплуа
На современном этапе развития гандбола четко прослеживается тен-денция по развитию игры в двух направлениях: универсализации и специализации. Первое направление предполагает разностороннюю подготовку любого гандболиста, имеется в виду выполнение функций всех игровых амплуа. Второе – высокое профессиональное выполнение функций, связанных непосредственно со своим игровым амплуа. Специализация гандболистов предполагает рассмотреть основные обязанности спортсменов в зависимости от выполняемых ими игровых функций (В. Я. Игнатьева, 1983).
В гандболе сформировалось следующее разделение игроков по функциям: крайние нападающие, полусредние, центральные, линейные и вратари. В настоящее время все более отчетливо наблюдается дифференциация и внутри этих функций. Так, например, крайние нападающие все чаще играют не только на своем игровом месте, но и осуществляют входы в глубину обороны противника, выполняя функции линейного игрока, и с успехом взаимодействуют с нападающими второй линии атаки. Отметим также, что в последнее время полусредние и центральные нападающие занимают место линейного игрока и результативно завершают атакующие действия команды.
Уровень современного гандбола настолько высок, что в настоящее время перед игроками ставятся задачи независимо от выполняемых ими функций. Они должны овладевать арсеналом средств и способов ведения игры, как в нападении, так и в защите. Таким образом, формирование квалифицированного гандболиста проходит по двум взаимосвязанным между собой направлениям: совершенствование в универсальных приемах игры и совершенствование в приемах специфических для выполнения своих функций.
В результате проведенного исследования нами были определены амплуа детей 10-12 лет, занимающихся гандболом.
На основании молекулярно-генетического анализы выделены три группы три группы, в зависимости от предрасположенности к определенному физическому качеству:
1 Превалирование предрасположенности к качеству «скорость-сила» – два человека;
2 Равновыраженная предрасположенность к качествам «скорость-сила» и «выносливость» – девять человек;
3 Превалирование предрасположенности к качеству «выносливость» – пять человек.
На основании данной классификации все занимающиеся были распределены по следующим амплуа: крайние и линейные (предрасположенность к качеству «скорость-сила» или равновыраженная предрасположенность с качеством «выносливость»), центральные и полусредние (предрасположенность к качеству «выносливость» или равновыраженная предрасположенность с качеством «скорость-сила»).
Для индивидуализации построения тренировочного процесса на основании молекулярно-генетического анализы были выделены группы, в зависимости от риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, так и группы в зависимости от превалирующего типа энергообеспечения. Для каждой группы даны практические рекомендации по нагрузке и методам.
В зависимости от предрасположенности к риску развития сердечно-сосудистых заболеваний нами выделены три группы (высокий, средний и низкий уровень). Для каждой группы занимающихся даны индивидуальные рекомендации по построению тренировочного процесса направленного на наработку объема.
По предрасположенности к типу энергообеспечения выделены также три группы:
1 Энергообеспечение с преимуществом анаэробного механизма;
2 Энергообеспечение с преимуществом аэробного механизма;
3 Смешанный тип.
Данное разделение позволяет тренеру индивидуально подбирать основные методы тренировки.
Также следует отметить и о индивидуальных показателях потери силы после выполнений упражнений и восстановления силы мышц после интенсивных физических упражнений, что необходимо использовать при правильно сочетании нагрузки и отдыха, и индивидуального подхода в отдыхе при жестко интервальном методе тренировки.
1. Ахметов, И. И. Молекулярная генетика спорта: монография / И. И. Ахметов. – М. : Советский спорт, 2009 – 268 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культ / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М. : Просвещение. – 1990. – C. 18-31.
3. Бобрович, Э. И. Ручной мяч / Э. И. Бобрович, В. А. Кудряшов. –Минск, 1968. – C. 16-35.
4. Врублевский, Е. П. Методологические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов / Е. П. Врублевский, Д. Е. Врублевский // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №6. – С.46.
5. Губа, В. П. Особенности индивидуализации двигательных способ-ностей в подготовке юных спортсменов / В. П. Губа // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №2.– C. 41-44.
6. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведения / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. В.И. Савин, А.В. Лексаков. – М. : Издательский центр «Академия». – 2001. – C. 64-77.
7. Запорожанов, В. А. Индивидуализация – важнейшая проблема спорта высших достижений / В. А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. – 2002. – №7. – C.62-63.
8. Игнатьева, В. Я. Гандбол: Учеб. пос. для ИФК / В. Я. Игнатьева. – М. : ФиС. – 1983. – 51c.
9. Игнатьева, В. Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства :учеб.пособие / В. Я. Игнатьева, В. И. Тхорев, И. В. Петрачева; под общ. ред. В. Я. Игнатьевой. – М. : Физическая культура. – 2005.– 276 с.
10. Игнатьева, В. Я. Применение комплексных средств для подготовки гандболистов и повышения качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Методическое письмо тренерам по гандболу и учителям общеобразовательных школ / В. Я. Игнатьева. – Москва. – 2008. – C. 38-55.
11. Изаак, В. И. Техника и тактика гандбола / В. И. Изаак. – Ташкент: Университет. – 2005. – 177 с.
12. Камаев, О.И. Теоретические и методические основы индивидуализации спортивной подготовки юных лыжников-гонщиков. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта / О. И. Камаев, А. Л. Кривенцов. – 2009. – № 4. – C. 47-50.
13. Клусов, Н. П. Гандбол / Н. П. Клусов. –М. : Физкультура и спорт. – 1982. – C. 85-99.
14. Клусов, Н. П. Школа стремительного мяча / Н. П. Клусов, А. Цуркан. – М. : Физкультура и спорт. – 1983. – C. 6-15.
15. Кудрицкий, В. Н. Этот быстрый ручной мяч / В. Н. Кудрицкий, С. И. Миронович. – Минск : «Полымя». – 1980. – 130 c.
16. Леконцев, Е. В. Молекулярно-биологические основы спортивной деятельности : учеб. пособие для бакалавров направлений 020400.62 «Биология», 034300.62 «Физическая культура» и магистрантов направления 49.04.01 «Физическая культура» / Е. В. Леконцев, А. В. Окишор. – Челябинск : Уральская Академия, 2014. – 64 с.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс. – 2008. – 543 с.
18. Никитушкин, В. Г. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов / В. Г. Никитушкин, В. Квашук // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. – 1998. – №10. – C.19-22.
19. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. – К. : Олимп. литература. – 2004. – 808 с.
20. Ратирнидзе, А. Игра гандбольного вратаря / А. Ратирнидзе, В. М. Марушак. – 1981. – C. 33-50.
21. Савин, В. П. Хоккей. Учебник для институтов физической культуры / В. П. Савин. – М. : Физкультура и спорт. – 1990. – 318 c.
22. Сальников, В.А. Индивидуальное различие как основа оптимизации спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №7. – С. 2-9.
23. Суслов, В. П. О структуре (периодизации) годичного цикла подготовки и спортивной формы в современном спорте / В. П. Суслов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 4. – С. 11-16.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.: учеб. пособ. для студ. Вузов. / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М. : Академия. – 2000. – 476 с.
25. Adamo, K. B. Influence of Pro12Ala peroxisome proliferator-activated receptor gamma2 polymorphism on glucose response to exercise training in type 2 diabetes / K. B. Adamo, R. J. Sigal, K. Williams, G. Kenny, D. Prud’homme, F. Tesson // Diabetologia. – 2005. – Vol. 48. – P. 1503-1509.
26. Akita, Y. Exercise-induced activation of cardiac sympathetic nerve triggers cardioprotection via redox-sensitive activation of eNOS and upregulation of iNOS / Y. Akita, H. Otani, S. Matsuhisa, S. Kyoi, C. Enori, R. Hattori, H. Imamura, H. Kamihata, Y. Kimura, T. Iwasaka // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. – 2007. – Vol. 292. – P. 2051-2059.
27. Baar, K. Adaptations of skeletal muscle to exercise: rapid increase in the transcriptional coactivator PGC-1 / K. Baar, A. R. Wende, T. E. Jones, M. Marison, L. A. Nolte, M. Chen, D. P. Kelly, J. O. Holloszy // FASEB J.– 2002. – Vol. 16. – P. 1879-1886.
28. Bompa, T. O. Physiological Intensity Values Emploued to Plan Endurance Training / T.O. Bompa // Track Technique. – 1989. – vol. 108. – P. 335-342.
29. Braun, A. Polymorphisms in the gene for the human B2-bradykinin receptor. New tools in assessing a genetic risk for bradykinin-associated diseases / A. Braun, S. Kammerer, E. Maier, E. Bohme, A. A. Roscher // Immunopharmacology. – 1996. – Vol. 33. – P. 32-35.
30. Brown, N. J. ACE Isertion/Deletion Genotype Affects Bradykinin Metabolism / N. J. Brown, C. Blais, S. K. Gandhi, A. Adam // J. Cardiovasc. Pharmacol. – 1998. – Vol. 32. – P. 373-377.
31. Danser, A. H. Angiotensin converting enzyme in the human heart: effect of the deletion insertion polymorphism / A. H. Danser, M. A. Schalekamp, W. A. Bax, A. M. van den Brink, P. R. Saxena, G. A. Riegger, H. Schunkert // Circulation. – 1995. – Vol. 92. – P. 1387-1388.
32. Davis, M. E. Role of c-Src in regulation of endothelial nitric oxide synthase expression during exercise training / M. E. Davis, H. Cai, L. McCann, T. Fukai, D. G. Harrison // Am. J. Physiol. Heart Circ. Physiol. – 2003. – Vol. 284. – P. 1449-1453.
33. Deeb, S. S. A Pro12Ala substitution in PPARgamma2 associated with decreased receptor activity, lower body mass index and improved insulin sensitivity / S. S. Deeb, L. Fajas, M. Nemoto, J. Pihlajamaki, L. Mukkanen, J. Kuusisto, M. Laakso, W. Fujimoto, J. Auwerx // Nat. Genet. – 1998. – Vol. 20. – P. 284-287.
34. Fanelli, M. The Gly482Ser missense mutation of the Peroxisome Proliferator-activated receptor gamma coactivator-1alpha (PGC-1alpha) gene associates with reduced insulin sensivity in normal and glucose-intolerant abese subjects / M. Fanelli,E. Filippi,F. Sentinelli,S. Romeo,M. Fallarino, M. G. Baroni // Dis. Markers. – 2005. – Vol. 21. – P. 175-180.
35. Finck, B. N. PGC-1 coactivators: inducible regulators of energy metabolism in health and disease / B. N. Finck, D. P. Kelly // J. Clin. Invest. – 2006. – Vol. 116. – P. 615-622.
36. Finck, B. N. PGC-1 coactivators: inducible regulators of energy metabolism in health and disease /B. N. Finck, D. P. Kelly // J. Clin. Invest. – 2006. – Vol. 116. – P. 615-622.
37. Gattullo, D. New insights into nitric oxide and coronary circulation / D. Gattullo, P. Pagliaro, N. A. Marsh, G. Losano // Life Sci. – 1999. – Vol. 65. – P. 2167-2174.
38. Gross, M. Clinical heterogeneity and molecular mechanisms in inborn muscle AMP deaminase deficiency // J. Inherit. Metab. Dis. – 1997. – Vol. 20. – P. 186-192.
39. Hamm, H. E. The many faces of G protein signaling / H. E. Hamm // J. Biol. Chem. – 1998. – Vol. 273. – P. 669-672.
40. Jacob, S. The PPARgamma2 polymorphism Pro12Ala is associated with better insulin sensitivity in the offspring of type 2 diabetic patients / S. Jacob, M. Stumvoll, R. Beker, M. Koch, M. NNielsen, K. Loblein, E. Maerker, A. Volk, W. Renn, B. Balletshofer, F. Machicao, K. Ret, H. U. Haring // Horm. Metab. Res. – 2000. – Vol. 32. – P. 413-416.
41. Jones, E. S. AT2 receptors: functional relevance in cardiovascular disease / E. S. Jones, A. Vinh, C. A. McCarthy, T. A. Gaspari, R. E. Widdop // Pharmacol. Ther. – 2008. – Vol. 120. – P. 292-316.
42. Kahara, T. PPARgamma gene polymorphism is associated with exercisemediated changes of insulin resistance in healthy men /T. Kahara, T. Takamura, Y. Nagai, T. Katski, M. Katski, K. Kobayashi // Metabolism. – 2003. – Vol. 52. – P. 209-212.
43. Limongelli, G. Cardiotrophin-1 and TNF-alpha circulating levels at rest and during cardiopulmonary exercise test in athletes and healthy individuals / G. Limongelli, P. Calabrò, V. Maddaloni, A. Russo, D. Masarone, A. D\'Aponte, T. Roselli, R. Bonauro, R. D\'Alessandro, A. D\'Andrea, G. Pacileo, F. M. Limongelli, R. Calabrò // Cytokine. –2010. – P. 55-59.
44. Ling, C. Multiple environmental and genetic factors influence skeletal muscle PGC-1a and PGC-1b gene expression in twins / C. Ling, P. Poulsen, E. Carlsson, M. Ridderstrale, P. Almgren, J. Wojtaszewski,H. Beck-Nielsen, L. Groop, A. Vaag // J. Clin. Invest. – 2004. – Vol. 114. – P. 1518-1526.
45. Lucia, A. PPARGC1A genotype (Gly482Ser) predicts exceptional endurance capacity in european men /A. Lucia, F. Gomez-Gallego, I. Barroso, M. Rabadan, F. Bandes, A. F. San Juan, S. Brage, P. W. Franks // J. Appl. Physiol. – 2005. – Vol. 99. – P. 344-348.
46. Masuo, K. Beta2-abrenoceptor polymorphisms relate to obesity through blunted leptin-mediated sympathetic activation / K. Masuo, T. Katsuya, H. Rakugi, M. L. Tuck // Am. J. Hypertens. – 2006. – Vol. 19. – P. 1084-1091.
47. Montgomery, H. E. Association of angiotensin-converting enzyme gene I/D polymorphism with change in left ventricular mass in response to physical training / H. E. Montgomery, P. Clarkson, C. M. Dollery, K. Prasad, M. A. Losi, H. Hemingway, D. Statters, M. Jubb, M. Girvain,A. Varnava, M. World, J. Deanfield, P. Talmud, J. R. McEtean, W. J. McKenna, S. Humphries // Circulation. – 1997. – Vol. 96. – P. 741-747.
48. Murphey, L. J. Angiotensin-converting enzyme insertion/deletion polymorphism modulates the human in vivo metabolism of bradykinin / L. J. Murphey, J. V. Gainer, D. E. Vaughan, N. J. Brown // Cireulation. – 2000. – Vol. 102. – P. 829-832.
49. Myerson, S. Human angiotensin I-converting enzyme gene and endurance performance / S. Myerson, R. Budget, J. Martin, H. Montgomery // J. Appl. Phisiol. – 1999. – Vol. 87. – P. 1313-1316.
50. Norman, B. Genetic and other determinants of AMP deminase activity in healthy abult skeletal muscle / B. Norman, D. K. Mahneke-Zizelman, A. Vallis, R. L. Sabina // J. Appl. Physiol. – 1998. – Vol. 85. – P. 1273-1278.
51. Oliverio, M. I. Angiotensin-II-receptor: new targets for antihypertensive therapy / M. I. Oliverio, T. M. Coffman // Clin. Cardiol. – 1997. – Vol. 20. – P. 3-6.
52. Pescatello, L. J. ACE ID genotype and the muscle strength and size response to unilateral resistance training / L. J. Pescatello, M. A. Kostek, R. L. Seip, P. M. Clarkson // Med. Sci. Sports Exerc. – 2006. – Vol. 38. – P. 1074-1081.
53. Rankinen, T. NOS3 Glu298Asp genotype and blood pressure response to endurance training: HERITAGE family study /T. Rankinen, T. Rice, L. Perusse, D. C. Rao, C. Bouchard // Hypertension. – 2000. – Vol. 36. – P. 885-889.
54. Rosen, E. PPARy: a Nuclear Regulator of Metabolism, Differentiation, and Cell Growth /E. Rosen, B. Spiegelman // J. Biol. Chem. – 2001. – Vol. 41. – P. 37731-37734.
55. Roth, S. M. Insulin-like growth factor-2 genotype, fat-free mass, and muscle performance across the adult life span / S. M. Roth, R. E. Ferrell, E. J. Metter, E. Russek-Cohen, N. A. Lynch, R. S. Lindle, B. F. Hurley // J Appl Physiol.–2004. – P. 37-53.
56. Rubio, J. C. AMPD1 genotypes and exercise capacity in McArdile patients /J. C. Rubio, M. Perez, A. L. Andreu, M. A. Martin, A. Lucia // Int. J. Sports Med. – 2008. – Vol. 29. – P. 331-335.
57. Rushall, B.C. Several principles of modern coaching / B. C. Rushall // Sports Coach. – 1985. –vol. 8(3). – P. 40-44.
58. Siffert, W. Association of the human G-protein b3 subunit variant with hypertension / W. Siffert, D. Rosskopf, G. Siffert, S. Busch, A. Moritz, R. Erbel, A. M. Sharma, E. Ritz, H. E. Wichmann, K. H. Jakobs, B. Horsthemke // Nat. genet. – 1998. – Vol. 18. – P. 45-48.
59. Siffert, W. Enhanced G protein activation in immortalized lymphoblasts from patients with essential hypertension / W. Siffert, D. Rosskopf, A. Moriz, T. Wieland, S. Kaldenberg-Stasch, N. Kettler, K. Nartung,S. Beckmann, K. H. Jakobs // J. Clin. Invest. – 1995. – Vol. 96. – P. 759-766.
60. Siffert, W. G protein polymorphisms in hypertension, atherosclerosis, and diabetes / W. Siffert // Ann. Rev. Med. – 2005. –Vol. 56. – P. 17-28.
61. Sneider, H. Beta2-adrenergic receptor gene and resting hemodynamics in European and African American youth / H. Sneider, Y. Dong, P. Babeau, G. A. Harshfield, F. A. Treider // Am. J. Hypertens. – 2002. – Vol. 15. – P. 973-979.
62. Tesauro, M. Intracellular processing of endothelial nitric oxide synthase isoforms assciared with differences in severity of cardiopulmonary disease: cleavage of proteins with aspartate vs. Glutamate at position 298 / M. Tesauro, W. C. Thompson, P. Rogliani, L. Qi, J. Moss // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. – 2000. – Vol. 97. – P. 2832-2835.
63. Velman, B. A. The Glu298Asp polymorphism of the NOS3 gene as determinant of the baseline production of nitric oxide / B. A. Velman, W. Spiering, A. A. Kroon, P. Smits // J. Hypertens. – 2002. – Vol. 20 – P. 2023-2027.
64. Wahlstrom, D. Variations in the catechol O-methyltransferase polymorphism and prefrontally guided behaviors in adolescents / D. Wahlstrom, T. White, C. J. Hooper, S. Vrshek-Schallhorn, W. S. Oetting, M. J. Brott, M. Luciana // J. Hypertens. – 2007. – P. 6-32.
65. Williams, A. G. Bradykinin receptor gene variant and human physical performance / A. G. Williams,S. S. Dhamrait, P. T. Wootton, S. H. Day, M. World, S. E. Humphries, H. E. Montgomery // J. Appl. Physiol. – 2004. – Vol. 96. – P. 938-942.
66. Williams, A. G. Similarity of polygenic profiles limits the potential for elite human physical performance / A. G. Williams, J. P. Folland //J. Physiol. –2008. – Vol. 586 – P. 113-121.
67. Xu, W. M. Nitric oxide: from a mysterious lable factor molecule of the Nobel Prize. Recent progress in nitric oxide research /W. M. Xu, L. Z. Liu // Cell Res. – 1998. – Vol. 8. – P. 251-258.
Тема: | «Тренировочный процесс гандболистов 10-12 лет» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика