Дипломная работа
«Использование кейс-метода в изучении правового содержания в курсе «Обществознание»»
- 80 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6
1.1.Сущность понятия «кейс-метод». Структура и классификация кейсов 6
1.2. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта использования кейс-метода в обучении 19
1. 3 Содержательно – методические особенности использования кейс-метода в изучении правового содержания в курсе «Обществознание» 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЕНИИ ПРАВА 32
2.1. Источники и этапы создания кейсов правового содержания в курсе «Обществознание» 32
2.2. Организация учебных занятий по праву с использованием кейс - метода 41
2.3. Кейс - задания как форма проверки и оценки результатов обучения по праву 47
ГЛАВА III. ПРОЕКТ«МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ГЛОССАРИЙ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗАНА С ПОИСКОМ НОВЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ, ПРИЕ-МОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ И ОБЩЕСТВОЗНА-НИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕ-НИЯ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС-2 К ВНЕ-ДРЕНИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ И ДОСТИ-ЖЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ПРИОРИТЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ, ДОЛЖНА СТАТЬ ПОДГОТОВКА ЧЕЛОВЕКА, УМЕЮЩЕГО ЭФ-ФЕКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕ-ГОСЯ МИРА. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЯВЛЯ-ЕТСЯ ОЧЕРЕДНЫМ ШАГОМ В ПРОЦЕССЕ СЛЕДОВАНИЯ ОБ-РАЗОВАНИЯ ЗА ТРЕБОВАНИЯМИ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА. В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА СУЩНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНО-СТИ, КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ «МИР - ЧЕЛОВЕК». В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ ВЫСТУПАЕТ КАК АКТИВ-НОЕ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С МИРОМ, ОН СОВЕРШЕНСТВУЕТ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. АКТИВНО ДЕЙСТВУЯ В МИРЕ, ОН САМООПРЕДЕЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОИСХОДИТ САМОРАЗВИТИЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ. ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ - УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗАДАЧА СОВРЕМЕН-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ - СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ЭФФЕКТИВНОЙ И ПРОДУКТИВ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБУЕТ ПОИСКА ОСОБЫХ ОР-ГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ, АДЕКВАТНЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВА-НИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. СРЕДИ МНОЖЕСТВА РАЗЛИЧНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА МНОГИЕ УЧЕНЫЕ ВЫДЕЛЯЮТ КЕЙС-МЕТОД. КЕЙС-МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — ЭТО МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНО-ВЕ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. ПРЕИМУЩЕСТВОМ КЕЙСОВ ЯВ-ЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМАЛЬНО СОЧЕТАТЬ ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ВАЖНЫМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – ВЫЯВИТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕ-НИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНА-НИЕ» И ПРЕДЛОЖИТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЕГО ПРИ-МЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРА-ВУ.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. ВЫЯВИТЬ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КЕЙС-МЕТОД» И ЕГО СТРУКТУРУ;
2. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОСВОЕНИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»;
3. ОПРЕДЕЛИТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСО-БЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА;
4. ОПИСАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АС-ПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ПРА-ВА;
5. РАЗРАБОТАТЬ И ПРЕДЛОЖИТЬ СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИЕ ПРАВУ.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСТУПАЕТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ – СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕ-НИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБЩЕСТВОЗНА-НИЕ».
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕАЛИЗА-ЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ В ХОДЕ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВА-ЛИСЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. ТЕОРЕ-ТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ, НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕ-РАТУРЫ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ИНДУКЦИЯ, ДЕДУКЦИЯ, СРАВНИ-ТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: НА-БЛЮДЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ.
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В СОВРЕ-МЕННЫЙ ПЕРИОД ШИРОКО ОСВЕЩАЕТСЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕ-РАТУРЕ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ: Д. ГАРВИНА (DAVID GARVIN) – ПРОФЕССОРА ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЫ БИЗНЕСА, МЭРИ Р. ЛОЕКЕН – ПРОФЕССОР МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ ГАРВАРДА, М. ЛИНДЕРЕ (MICHIEL LEENDERS) – ПРОФЕССОР ШКОЛЫ БИЗНЕСА РИЧАРДА ИВИ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЗАПАДНОГО ОН-ТАРИО, А ТАКЖЕ ДЖ. ЭРСКИНА (JAMES ERSKIN) – АДЪЮНКТ-ПРОФЕССОР ШКОЛЫ БИЗНЕСА РИЧАРДА ИВИ В УНИВЕРСИ-ТЕТЕ ЗАПАДНОГО ОНТАРИО. НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО В СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ КЕЙС-МЕТОД ВПЕРВЫЕ БЫЛ ПРИМЕ-НЕН ИМЕННО В ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЕ. ДАННЫЙ ОПЫТ ЗНА-ЧИМ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ: Ю.П.СУРМИНА, А.С. ПРУТЧЕНКОВА, Г.Л. БАГИЕВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ПРАВУ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ БОЛЬ-ШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЕНО В РАБОТАХ КАНДИДАТА ФИЛО-СОФСКИХ НАУК, СТАРШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА СО-ЦИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСО-ВА А.М. ДОЛГОРУКОВА, ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РФ Т.С.ПАНИНОЙ И Л.Н.ВАВИЛОВОЙ. В ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МЕТОД CASE-STUDY РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛО-ГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ВВЕДЕНИЯ, ТРЕХ ГЛАВ, 6 ПАРАГРАФОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ГЛОССАРИЯ, СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИЛОЖЕНИЙ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВОГО СОДЕРЖАНИЯ В КУРСЕ «ОБ-ЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1.Сущность понятия «кейс-метод». Структура и классификация кейсов
В современной российской школе широко используются интерактивные технологии обучения. Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников про-цесса обучающего познания. К данной технологии относят множество различных методик преподавания, среди них метод проектов, компьютерное моделирова-ние, деловые игры, метод «пресс», игра «займи позицию», кейс-метод, дебаты и многие другие. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Одним из элементов использования интерактивной технологии является кейс-метод. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе ре-альных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально со-четать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготов-ке специалиста, бакалавра или магистра. Он очень популярен на Западе и имеет более чем 20-летнию историю, что без сомнения говорит о его успешном приме-нении в образовательном процессе. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими формулировками, как метод изучения ситуаций кейс стадии (case studies), деловых историй (case stories) и метод кейсов (case method). В рос-сийских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе кон-кретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к пере-веденному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах.
Преподавателями, практикующими кейс-метод, по-разному понима-ется его сущность. Например, Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предприниматель-ства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и осо-бые способы использования этого материала в учебном процессе».
Существует и другая трактовка метода кейсов профессора Мэри Р. Лоекен из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определен-ных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными ад-министративными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессозна-тельно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельно-сти».
Долгоруковым А. дается следующее понятие: « Кейс-метод – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)».
Панина Т. С и Вавилова Л.Н.предлагают другое определение данно-му понятию, по их мнению, кейс-метод (Case study) — это техника обуче-ния, использующая описание реальных экономических и социальных си-туаций (от англ. case — «случай»), а под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе.
Социологический словарь, составленный А.А. Грицановым, В.Л. Абушенко и другими авторами трактует кейс-метод как исследовательский проект, в котором в качестве предмета исследования выбирается единич-ный случай или несколько избранных примеров социальной сущности и определяется совокупность методов их изучения.
Таким образом, общим для всех определений является следующее: метод кейсов – это изучение предмета школьниками с помощью рассмот-рения большого количества ситуаций или задач в определённых комбина-циях. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помо-щи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабаты-вают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по предмету, практический опыт обучаемых, их способность вы-сказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтерна-тивную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Также он спо-собствует развитию умения анализировать ситуации; оценивать альтерна-тивы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществле-ния.
Можно выделить общие признаки метода:
1.Наличие конкретной ситуации, которую необходимо разрешить.
2. Коллективная выработка решений.
3. Многообразие вариантов решения ситуации.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Формулировка проблемы и путей ее решения происходит на основа-нии содержания кейса, который является одновременно и техническим за-данием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». Для него характерна активизация обучаю-щихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участни-ков. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности. По отношению к другим техно-логиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которой интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые ме-тоды и другие.
Метод изучения ситуации позволяет создать такие рамки для органи-зации учебного процесса, которые в особой мере пригодны для анализа действительности со всей ее комплексностью на основе конкретного слу-чая. На изучение случая распространяются основные положения дидакти-ки, направленной на активные действия обучающихся, которая исходит из тезиса, что обучение должно быть направлено на развитие способности к решению конкретных жизненных ситуаций. Следовательно, выбор содер-жания и тем определенной области обучения, в первую очередь, сосредо-тачивается не на науке, а на важных повседневных проблемах, действиях и ситуациях принятия решения, с которыми непосредственно могут сталки-ваться ученики.
На основании анализа работы А.С.Корнеевой выделим сущность ме-тода:
Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на познаватель-ный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степе-ни истинности, т.е. задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования ориентирован не на овладение гото-вым знанием, а на его выработку, на взаимодействие студента и препода-вателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалист-ских методик.
В-третьих, результатом применения метода являются не только зна-ния, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навы-ков, которые студентам нужно получить.
В-пятых, достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.
В-шестых, преодолевается классический дефект традиционного обу-чения, связанный с абстрактным изложением материала, т.е. эмоционально окрашенных жизненных ситуаций здесь так много, что хорошо организо-ванное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавате-ля, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего про-цесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстанов-ку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспе-чивать соблюдение личностных прав студента. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напо-минает кипящую плазму.
Таким образом, педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
У каждого кейса есть определенная структура, по которой очень просто и легко работать, ведь кейс - это единый информационный ком-плекс. Как правило, он состоит из трех частей: вспомогательная информа-ция, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; зада-ния к кейсу. Есть несколько вариантов материалов для создания кейса – это реальные проблемные ситуации, интересные исторические факты, ли-тературные источники. При наличии хорошей основы обработка и редак-тирование ситуации – это уже дело техники, хотя и в полной мере творче-ский, процесс. В основе кейса лежат правильно сформулированные дидак-тические цели.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитив-ное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечи-вающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций до-вольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способст-вует их
взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Профессионалы кейс-метода, утверждают, что каждый кейс-материал должен иметь индивидуальную, свойственную только ему струк-туру или, если быть точными, систему структур. Грамотно составленный кейс должен
характеризоваться четко выраженными временной, сюжетной и разъясни-тельной структурами.
Временная структура кейса. Любая ситуация, описанная в кейсе, происходит во временной системе координат. Поэтому студенты, рабо-тающие с кейс-материалом, должен четко представлять: в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Обычно кейс-материал составляется в строгом соответствии с временной структу-рой. Однако в последние годы все чаще встречаются кейсы, в которых временная последовательность изложения материала разбита на несколько временных отрезков, что позволяет включать в канву изложения ситуации комментарии, размышления, мнения, цитаты и прочие необходимые мате-риалы. Тем не менее это не должно отразиться на последовательности из-ложения событий, и временная структура должна по-прежнему оставаться четкой и понятной студентам.
Сюжетная структура кейса. Чтобы кейс-материал действительно смог увлечь студента, необходимо наличие четкой сюжетной линии. На 5-10 листах бумаги должна разыграться драма, способная приковать к себе внимание. Опытный автор не случайно уделяет сюжетной структуре осо-бое внимание. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кей-се, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей - лучшая гарантия успеха кейса в студенческой среде.
Разъяснительная структура кейса. Изложенная в кейсе ситуация должна быть понятна читателю до мельчайших подробностей. Необходимо помнить, что восприятие материала автором кейса и читателем не одина-ково. Поэтому чрезвычайно, полезно периодически смотреть на свое тво-рение глазами будущего читателя и, как результат этого процесса, - воз-можно, более подробно осветить те моменты, которые с авторской точки зрения не требуют дополнительного разъяснения. Не случайно подавляю-щее большинство кейсов, пользующихся успехом, как у профессионалов, так и у студентов, содержит подробнейшую информацию об отрасли про-мышленности или сфере услуг, к которой принадлежит организация, о са-мой организации, ее персонале, используемых технологиях и прочие све-дения, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к постав-ленной проблеме, но способные облегчить процесс самостоятельной рабо-ты над материалом кейса будущему читателю.
Как известно кейсы могут быть различными, то есть нужно учиты-вать их специфику и применять именно тот вид кейса, который соответст-вует целям, задачам и тематике занятия. Выделяются следующие разно-видности кейсов: поиск решения, нахождение проблемы, «почтовая корзи-на», оценка решения, поиск информации. Разберем каждый подробнее:
Кейс – «поиск решения»: нужно предложить как можно больше решений данной ситуации и выбрать оптимальное. Нахождение пробле-мы: в этом кейсе суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно.
Кейс – «почтовая корзина»: в этом случае решение проблем проис-ходит в условиях ограниченного времени. Вырабатывается умение быстро принимать решения.
Кейс – «оценка решения»: нужно проанализировать ситуацию и кри-тически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное. Поиск информации: в данном случае ситуация описа-на не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти (об-ращение с вопросами к учителю, к справочной литературе).
Относительно к отображению материала кейса, вида получения и обработки информации, процесса принятия решения, решения проблемы и оценки решения различаются четыре варианта кейсов: Case - Study – Method, Case - Problem – Method, Case - Incident – Method, Stated - Problem – Method.
– Case - Study - Method отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в рабо-те над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие реше-ния.
– Case - Problem - Method: при этом варианте в ходе описания случая явно называются и проблемы. Таким образом, остается больше времени на раз-работку вариантов решения и подробное обсуждение решений.
– Case - Incident - Method: что в центре внимания находится процесс полу-чения информации. По этой причине кейс часто отображается не в полном объеме с пробелами. Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассмотреть как особенно приближенную к практике, потому что на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
– Stated - Problem - Method: характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их обоснований. Задача учащихся за-ключается, в первую очередь, в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, в критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице ("западно-европейские" кейсы) до мно-жества страниц ("американские" кейсы). По объему содержания выделяют краткий мини-кейс, кейс средних размеров, объемный кейс. Однако следу-ет помнить, что большие кейсы вызывают некоторые затруднения у обу-чающихся по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Виды представления кейсов: печатный, мультимедиа, видео. Вклю-чение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для школьников. С помощью звукозаписей, фильмов и видеозаписей изу-чение случая может быть оформлен таким образом, что описание случая приобретает характер прямой передачи с места событий, так как лица, уча-ствующие в процессе принятия решения, показываются в фильме или в ви-деозаписи. События записываются на местах, где они происходят, и участ-ники со своими взглядами и оценками могут быть представлены школьни-кам через видеозаписи и интервью.
Долгоруков А. выделяет кейсы «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам, по его мнению, можно отнести случаи, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнитель-ной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставать-ся актуальным длительное время.
По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда - оценка сложности решения. Для проектных кейсах в каче-стве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.
По источнику информации - описания реальных ситуаций, почерп-нутых из практики, литературы или опыта учителя. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными учителями в дидактических целях.
По субъекту представления информации о ситуации - в одних слу-чаях им может быть преподаватель, в других - ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса. Также можно выделить кейсы по ди-дактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии ана-лизируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом слу-чае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.
Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
– иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на конкрет-ном практическом примере обучить школьников алгоритму принятия пра-вильного решения в определенной ситуации;
– учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых опи-сывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуа-ции и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
– учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых опи-сывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где про-блема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оцен-ках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – са-мостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
– прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившая-ся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
– обучающие анализу и оценке;
– обучающие решению проблем и принятию решений;
– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной сте-пени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета. Временная последова-тельность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенно-сти кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются ес-тественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характери-зуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоми-нают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы. Наконец, прогностиче-ские кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего про-шлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант пове-дения «героя» в будущем.
В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно ус-ловно разделить на:
– личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, организа-ционно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;
– многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действую-щих субъектов. Бывают кейсы с приложениями и без приложений.
Итак, как мы видим, существует огромное разнообразие определения понятия и классификаций кейсов, нужно только использовать их в соот-ветствии с теми требованиями и целями, которые ставятся преподавателем в начале занятия, а также следовать определенной структуре кейс-метода, тогда урок пройдет продуктивно и, что немаловажно, интересно, а также запомнится и учащимся и преподавателю.
В данном исследовании мы будем опираться, и использовать понятие, ко-торое дается А. Долгоруковым: « Кейс-метод – это метод активного про-блемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)».
На основе результатов проведенного исследования моно сделать следующие выводы:
В современный период кейс-метод становиться одним из эффектив-ных методов преподавания обществознания в общеобразовательных учре-ждениях. Использование кейсов позволяет учащимся проявлять и совер-шенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретиче-ский материал, также данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Главное её предназначение – разви-вать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение гото-вых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
В педагогической литературе существует множество понятий и трак-товок кейс-метода, однако выявляя сущность в представленной работе, мы придерживались А.М.Долгорукова о том, что это метод активного про-блемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
При использовании кейс – метода не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике по-лученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей. Учитель, конструируя занятия с применением кейс-метода, отвечает на вопросы: для кого и с какой целью пишется кейс, чему должны научиться дети, какие уроки они из этого извлекут. Задача учителя научиться работать с кейсом и научит этому учеников. Необходимо подоб-рать соответствующий материал, организовать работу с кейсом, направить беседу, дискуссию или групповую работу в нужное русло, оценить работу школьников. Работа с кейс – методом требует от учителя высокого педаго-гического мастерства, а задача ученика разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих. Необходимо также учи-тывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся.
Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта исполь-зования кейс-метода в обучении позволил выявить ряд общих и различных моментов:
К общим можно отнести: популярность и эффективность кейс-метода, использование кейс-метода в изучении различных дисциплин, ис-пользование кейс-метода в обучении различных возрастных категорий, направленность кейс-метода на формирование практических умений и компетенций.
Однако, теория кейс-метода более развита зарубежом чем в России.
В зарубежных исследованиях кейс — это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего, вот почему кейсы большие по объемам. В современной педагогике содержание отечественных кейсов как правило представлено в виде подробного условия задачи. Это тоже имеет практическую пользу, но не отражает всех аспектов ситуаций. В зарубежной методике кейсы имеют открытый финал, который вызывает не только желание обсудить возможные варианты, но и способствует « вживанию» в ситуацию, активному поиску выхода. Необходимо отметить и еще одно большое отличие зарубежных кейсов от отечественных анало-гов: ситуация кейса не придумана , а описывается на основе реальных жизненных ситуаций, что без сомнения придает уверенность и чувство от-ветственности за решение.
Содержательно-методические особенности использования кейс-метода в обучении праву заключаются в том что, в современный период большое внимание уделяется освоению, учеником учебных действий, ов-ладев которыми, ученик сможет успешно усваивать знания самостоятель-но, пользуясь различными источниками информации. Внедрение учебных кейсов в практику правового образования является весьма актуальной за-дачей, так как позволяет сочетать различные практико-ориентированные формы и приёмы обучения: решение юридических задач, решение казусов, различные дискуссии и дебаты. При этом необходимо различать цели использования юридических задач и кейсов. Решение задач призвано спо-собствовать усвоению и обобщению изучаемого материала, а обучение с помощью кейсов помогает развить универсальные способы действия. За-дачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных пу-тей, приводящих к нему. Кейс-метод в изучении права позволяет активи-зировать различные факторы, теоретические знания по предмету, практи-ческий опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргу-ментировано высказать свою. Данный метод способствует развитию уме-ний: анализировать правовые ситуации; оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения ситуация с точки зрения права и составлять план его осуществления. Он также формирует аналитические, практиче-ские, творческие, коммуникативные, социальные умения и компетенции.
Для формирования умений и компетенций необходимо создавать ин-тересные и «полезные» кейсы. Источниками создания кейсов выступают: реальные жизненные ситуации, художественная и публицистическая лите-ратура, статистические данные, статьи, монографии, отчеты, интернет.
При организации учебных занятий по праву с использованием кейс-метода необходимо соблюдать пять этапов построения урока: этап введения в кейс, анализ ситуации, этап презентации, этап общей дискуссии, этап под-ведения итогов.
Кейс-метод может быть использован на этапе выявления контроля знаний уровня освоения учащимися программного материала. Метод сase-study, можно использовать в текущей, промежуточной и итоговой аттеста-ции. Текущая проверка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная проверка позволяет фиксировать продвижение студента по пути решения кейса; итоговая– выявляет успешность студента в анализе кейса и овладение содержанием дисциплины.
В использовании кейс-метода на уроках права необходимо учиты-вать ряд особенностей:
- во-первых, правильность формулировки цели занятия и применение тех-нологии;
- во-вторых, соответствие темы урока: для использования кейсов более применимы темы курса, обеспечивающие связь с социальной практикой ученика;
- в - третьих, учет вида урока;
- в- четвертых, учет возрастных особенностей учащихся;
- в- пятых, чёткое выстраивание проработать системы оценки кейсовых за-даний.
Таким образом, значимость исследования состоит в том, что в нем проанализированы сущность понятия «кейс-метода», выявлены содержа-тельно-методические особенности использования кейс-метода на уроках права, проведен сравнительный анализ применения отечественных и зару-бежных моделей кейсов, рассмотрена организация построения уроков пра-ва с помощью данной технологии, кроме того мною выделены и сформу-лированы требования к организации обучения праву и обществознанию в рамках системно-деятельностного подхода, что позволит более эффектив-но реализовывать процесс обучения, в соответствии с требованиями ФГОС-2.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СЗ РФ.- 26.01.2009.- N 4.- Ст. 445.
2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012).// СЗ РФ.- 15.01.1996.- N 3.- Ст. 150.
3. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011., с учетом изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).//СЗ РФ.- 26.08.1996.- N 35.- Ст. 4135.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государст-венного образовательного стандарта основного общего образования».// За-регистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644.
Специальная литература
5. Алтайцев, А.М.Аналитический обзор международных тенденций разви-тия высшего образования. Современные образовательные технологии. Метод Case Study ("разбор конкретных ситуаций")/ Под ред. А.М. Ал-тайцева., М.Ф Гербовицкой., А.М Корбута., Д.Ю., Короля., Ю.Э Крас-нова., Т.И.,Красновой.[и др.].–Изд.4-е (июль – декабрь).–Минск.–2002. –72 с.
6. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентно-стей/ Б.Е. Андюсев // Директор школы. - 2010. – №4.– С. 61 – 69.
7. Антипова, М.В. Метод кейсов (case study) Методическое пособие для преподавателей Мариинско-Посадского филиала ФГБУ ВПО «Мар-ГТУ»//М.В.Антипова.– Чувашия.,2011.–С.19-20.
8. Багиев, Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с ис-пользованием кейс-метода /Г. Л. Багиев, В. Н. Наумов/// Энциклопедия маркетинга. –2003.– 200 с.
9. Барнс, Л.Б.Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуа-ции и дополнительная литератур/ Л.Б. Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен - М.: Гардарики.– 2000. –502 с.
10. Бордовская, С. Ю. Оценка уровня сформированности ключевых ком-петенций будущих рабочих с помощью кейс-метода/ С. Ю. Бордовская //Вестник ТГПУ.–2011.–№13.–С.226-230.
11. Бохобужаев, Ш.Актуальность применения кейс-стади методов в обу-чении//Ш.Бохобужаев//Международная научно-практическая конфе-ренция.– Ташкент.,2004.– С.221-230.
12. Введение в обществознание: учебник для 8 - 9 кл. /Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.//под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Про-свещение.–2009.– 256 с.
13. Власова, Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: ма-териалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб, 2012. — С. 278-280.
14. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов/ И.В. Гладких // Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. Вып.2.– 282 с.
15. Грицанов А.А, Новейший социологический словарь. Около 1300 ана-литических статей/ Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Со-колова Г.Н.–Минск,2010.– 1312с.
16. Двуличанская, Н.Н.Формирование ключевых компетентностей по-средством кейс-технологии/ Н.Н. Двуличинская //Наука и образование.–2011.– №4.–С.4-5.
17. Земскова, А. С. Использование кейс-метода в образовательном про-цессе / А. С. Земскова //Совет ректоров. – М.2006. – С.89-93.
18. Иванова, О.А. Использование кейс-метода в образовательном процес-се/ О.А. Иванова, Н.В. Цегельная, О.М. Дементьева // Школа и произ-водство.–2011.–№ 8.–С.3-8.
19. Качалина, Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического коллед-жа / Е. Б. Качалина // Инновации в образовании. –2009.– № 1. – С. 110-116.
20. Колесник, Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике / Н.П.Колесник /Методические рекомендации – в 2-х частях, СПб НП «Стратегия будущего»//СПб.–2006. – 198 с.
21. Маргвелашвили, Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе/ Е.Маргвелашвили // Обучение за рубежом.- 2000.– № 10. – С. 12-16.
22. Обществознание 10-11 классы, базовый уровень/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.// под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Про-свещение.–2009.–379 с.
23. Обществознание 10-11 классы, профильный уровень/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.// под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Про-свещение.–2009.– 416 с.
24. Обществознание. 10 класс / под. ред. А. И. Кравченко.– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС».– 2008.–192 с.
25. Обществознание. 11 класс / под ред. А.И.Кравченко., Е.А.Певцовой.– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС».– 2007.– 192 с.
26. Обществознание: учебник для 7 класса / под ред. А.И.Кравченко., Е.А.Певцовой.– М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС».– 2010.– 189 с.
27. Обществознание: учебник для 7 класса /под общ ред. Л.Н. Боголюбо-ва, Н.И.Городецкой, Л.Ф. Ивановой [и др.] – М.: Просвещение.–2009.–
256 с.
28. Обществознание: учебник для 6 класса / под ред. Д.Д.Данилова., Е.В Сизова., С.М.Давыдова., А.А.Николаева., Л.Н.Корпачева и [др.] – М .– 2011.– 224 с.
29. Панина, Т.C. Современные способы активизации обучения : учеб. по-собие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой.– Изд 4-е,.–М.: Издательский центр «Академия».–2008. –
С.95-97.
30. Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология про-фессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушало-ва // Молодой ученый. – М.– 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157.
31. Право. 10-11 классы. В 2 книгах. Книга 1. Право и политикам/ под.ред.
Т. В. Кашаниной, А. В. Кашанина.– М.: Вита-Пресс.–2010.– 384 с.
32. Право. 10-11 классы/ под.ред. П. А. Баранова, А. В. Воронцова, К. С. Романова.– М.: Вентана-Граф.– 2008.–400 с.
33. Прозументова, Г.Н. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии / под ред Г.Н. Прозументовой. – Томск .– 2003.–296 с.
34. Прутченков, А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе/
А.С. Прутченков.–М., 2007. – № 2.–18 с.
35. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное по-собие/ Г.К. Селевко. – М., 2003. – 256 с.
36. Ситуационная методика обучения: теория и практика / под. ред.
А. И. Сидоренко, В. И. Чуба. Киев: Центр инноваций и развития,2001.–256 с.
37. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие./ С.Б.Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
38. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. //
Ю.П. Сурмин // Киев: Центр инноваций и развития.– 2002.– С.10.
39. Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха / А.Н. Иоффе// Граж-данское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.– 2000. – 382 с.
40. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н.Федянин, В.Давиденко// Обучение за рубежом.- 2000.– № 7. – С. 52-55.
41. Чуменко, Е.В.Здоровый образ жизни. Интерактивные методы обуче-ния/ Е.В. Чуменко // Минск. – 2009. – 96 с.
42. Юлдашев, З.Ю. Инновационные методы обучения: особенности кейс стадий метода обучения и пути его практического использования / под ред. З.Ю.Юлдашева., Ш.И.Бобохужева.–Т.,2006.–88 с.
43. Garvin, David A. All the Wrong Moves. HBR Case Study. // A. David Garvin/Harvard Business Review 84.–2006. – № 1 (January). – P. 18-23. (в переводе с англ.)Гарвин, Д.А.Все неправильные шаги. На примере кейс-метода// Д.А. Гарвин/ Бизнес обзор Дэвида Гарвина84,–2006.–№ 1 (Ян-варь).– С.18-23.
44. Garvin, David A. Making the Case: Professional Education for the World of Practice / A. David Garvin// Harvard Magazine.–2003.–№6 (September-October).-p.56-65. ( в переводе с англ.) Гарвин Д.А. Кейс-метод:профессиональное образование для мировой практики / Д.А.Гарвин// Гарвардский журнал.–2003.–№6( Сентябрь- октябрь).–
С.56-65.
Электронные ресурсы
45. «Окно в ситуационную методику обучения»(Gateway to case study method).– [Электронный ресурс]: h**t://w*w.casemethod.r*/ .– Загл.с эк-рана.
46. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профес-сионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]: Нацио-нальный институт. Высшая школа управления. – Режим доступа: h**t://evolkov.net/case/case.study.html/.– Загл.с экрана.
47. Кейс-метод. НООС Методистам. [Электронный ресурс]: Новосибир-ская открытая образовательная сеть. – Режим доступа: h**t://metodist.edu54.r*/node/34298.– Загл.с экрана.
48. Корнеева, А.С. Кейс-метод как эффективная форма обучения в вузе. [Электронный ресурс]: Интернет-конференция. – Режим доступа: h**t://w*w.sibupk.nsk.su/confer/confer.php.– Загл.с экрана.
49. Кравченко,М.П.Использование кейсовой методики в преподавании делового иностранного языка студентам неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://rudocs.exdat.com/docs/index-128263.html .– Загл.с экрана.
50. Поливанова, К.Н. Российский фонд правовых реформ. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.open.websib.r*/service2-2f.php
51. Программа дистанционной поддержки мегапроекта «Развитие образо-вания в России (среднее образование)». [Электронный ресурс]: h**t://textbook.keldysh.r*/megaproject/ .– Загл.с экрана.
52. Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования среднего (полного) общего образования от 15 ап-реля 2011 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: h**t://standart.edu.r*/catalog.aspx?CatalogId=6408.– Загл.с экрана.
53. Смолянинова, О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов). [Электронный ресурс]. Электронный журнал. Школьнаяпрес-са.:h**t://w*w.schoolpress.r*/products/rubria/index.php?ID=36003 .– Загл.с экрана.
Тема: | «Использование кейс-метода в изучении правового содержания в курсе «Обществознание»» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитательный потенциал содержательной линии «право» в обществоведческом курсе и способы его реализации
Дипломная работа:
Особенности изучения личных неимущественных отношений в курсе обществознания
Дипломная работа:
Типы КИМов правового содержания в ЕГЭ по обществознанию и особенности подготовки школьников к их выполнению
Дипломная работа:
Особенности изучения институтов гражданского общества в курсе обществознания
Шпаргалка:
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Политика» и «Право»