Дипломная работа

«Декоративная композиция. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ДЕКОРАТИВНАЯ КУКЛА»

  • 63 страниц
Содержание

Введение ….

Глава I. История и современность.

1.1. Куклы древней Руси …

1.2. Современная кукла …

Глава II. Технология изготовление декоративной композиции « На цветочной поляне»

2.1. Материалы и инструменты ….

2.2. Последовательность работы над дипломным проектом….

Глава III. Методические рекомендации по проведению занятий на тему «Декоративная кукла» в системе дополнительного образования

3.1. Методические рекомендации по проведению занятий вязанию крючком…

3.2. Методические разработки уроков по вязанию в системе дополнительного образования …

Заключение….

Список использованной литературы….

Приложение…

Введение

Актуальность выбора этой темы в том, что кукла – самая издревле известная игрушка, никогда не потеряет своей востребованности детьми и может стать хорошим средством воспитания их художественной и эстетической культуры.

На сегодняшний день на полках больших и маленьких магазинов, можно найти большое количество ярких, симпатичных игрушек. Они сделаны на фабрике не ручным способом, их делают на станках. В таких игрушках нет тепла душ людей, которые их сотворили. Я считаю, что в нашей современной жизни, девочки снова должны играть, не только с игрушечными роботами и разными усовершенствованными, автоматизированными куклами созданные машинами, но и игрушками которые сотворили руками умельцев. Любая кукла, сделанная каким либо мастером - индивидуальна и неповторима. Она имеет свою историю и свой необычный образ. В наше время возникает потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Искусство вязания кукол пришло в нашу современную жизнь из дальних времен. Это искусство было очень популярно в Древнем Египте. Хотя история этих игрушек очень древняя, они всегда современны и актуальны.

Кукла обязательный участник любых детских игр. Что такое кукла? Если изучить словарь русского языка С.И.Ожегова то там можно узнать о том, что кукла – это игрушки для детишек подобно фигуры человека. Куклы подражают мир взрослых. Они готовят ребёнка к взрослым взаимоотношениям. Так как кукла изображает образ человека, она реализовывает, разные роли и становиться верным другом ребёнка. Малыш играет с ней так, как ему нравиться, заставляя её исполнять свои желания и мечты. Кукла, игрушка – одно из самых ярких отображений человеческой истории и культуры. Она каждому близкая и понятная. Данный характерный вид художественного творчества в нынешнее время завоевывает всё больше поклонников-ценителей, коллекционеров и любительниц создавать авторские куклы. За последние 10 лет, художники - кукольники соединились в Международную Ассоциацию кукольников. Они ежегодно проводят конкурсы и выставки. Каждый год создаются школы кукольного мастерства. Также организуют мастер-классы и выпускают множество журналов и каталогов международных выставок.

В наше время, рукоделие для девушек и женщин стало интересным и приятным увлечением. Многие современные женщины, перестали заниматься древним занятием, т.е. вязанием и кройкой. В этом просто нет необходимости. Сейчас все есть в магазинах, проще пойти туда и купить все что надо. Но все же купленная вещь, ни как не заменит вещь, сделанную своими руками. В любое изделие, которую создает человек своими умелыми руками, он вкладывает свою душу, отдает частичку своего тепла. Такая вещь уникальна, она обладает свой особый характер.

В искусстве имеются множество видов декоративно прикладного искусства. Один из распространенных видов ДПИ – это вязание крючком. Оно доступно каждому. Оно очень простое, многообразное. Существуют множество узоров для вязания крючком. Они придумывались мастерицами и передавались из поколения в поколение. Мать передавала свои знания дочке, дочь своей дочке, и так это искусство дошло до нас. В нашем современном мире вязание крючком стало очень модным занятием. Женщины вяжут себе неповторимые наряды, шикарные шляпки, шапочки, различные украшения. Цель современной женщины выделиться среди других, быть неповторимой, модной и стильной. Поэтому каждый год возрастает число поклонниц вязания крючком.

Самое интересное, выходя на улицу, в изделии, сделанном своими руками, можно не бояться, встретить похожую вещь. Если вы изготавливаете для себя вещь, то вы оказываетесь личным дизайнером. И любая ваша вещь становится элитной. На всей большой планете ни у одного человека, нет точно такой же вещи как у вас.

Цель. Возродить традиции рукотворных кукол, опираясь на опыт старины, создать композицию « На цветочной поляне». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Изучить историю возникновения кукол на Руси

- Рассмотреть куклы современных мастеров

- Проделать поэтапную работу над композицией « На цветочной поляне»

- Разработать тематическое планирование, план-конспект уроков

- Разработать методические рекомендации по проведению занятий по ДПИ.

В процессе работы над созданием декоративной композиции я использовала различные методы исследования: метод сбора эмпирического материла, анализ полученных данных и синтез изученного материала в дипломный проект, метод художественного переосмысления.

Объект исследования: процесс изготовления декоративной композиции

Предмет исследования: выявление роли кукол в жизни человека.

Гипотеза исследования: процесс обучения вязанию крючком на кружке декоративно прикладного искусства будет более эффективным, если:

- будет использован зрительный ряд (фотографии, репродукции работ мастеров, методические таблицы и рисунки), раскрывающий основные задачи работы;

- будут использованы проблемные методы обучения;

- будет разработан ряд усложняющихся упражнений, направленных на поэтапное овладение приемами вязанию крючком.

Практическая значимость: Методические рекомендации по проведению занятий на тему «Декоративная кукла» могут быть использованы в практике преподавания в системе дополнительного образования

Дипломная работа объемом _ страниц состоит введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 54 источников, приложения, а также из декоративной композиции « На цветочной поляне» выполненной в техники вязания крючком.

Фрагмент работы

Глава I. История и современность.

1.1 Куклы древней Руси

Кукла – самая первая игрушка. Она всем известна с глубокой древности, и остается вечно молодой. Ее историю можно проследить со времен создания египетских пирамид до наших дней. На куклы не влияет время. Она всегда находит путь к сердцам взрослых и детей.

Она сопровождает человека повсюду там, где живет и селится человек, от жарких, горячих безводных песков пустынь до снеженных арктических просторов. Кукла — всегда была и будет верным спутником человека. Она очень простая, но все же в такой простоте скрывается великая тайна.

В русской кукле существует игровая обрядовая направленность. Простенькие художественно-выразительные средства куклы представляют в детских играх с огромной достоверностью раскрывать мир взрослых. Ребенок в игре с куклой воспроизводил важные события жизни: праздники, свадьба, рождение и смерть.

В народе говорили, что во время и создания обрядовых кукол было нельзя пользоваться колющими и режущими предметами. Это делалось для того чтобы, человек во время работы не поранился. Поэтому все куклы из кусочков ткани и нитки для них необходимо было только рвать руками, а не ножницами.

Каждая кукла наделялась разными волшебными свойствами. Считалось, что они могли защищать человека от злых духов, принять на себя болезни и несчастья. Их заговаривали на хороший урожай. В каждой семье бережно хранились куклы – талисманы. Они передавались из поколения в поколение. Бабушка ждала когда внучка чуть подрастет, и только тогда она доставала из своего сундучка свои необычные волшебные куклы, разноцветные яркие кусочки ткани, различные мотки ниток, и начинала обучать свою внучку старинному рукоделию.

На сегодняшний день повысился интерес к творчеству народов . Начали создаваться фольклорные ансамбли, возрождается праздничные народные гуляния.

Раньше каждый год на праздник вербное воскресенье делали «Вереницу» На Руси Кукольное ремесло имеет огромную историю. Во время раскопок, кукол археологи не находят. Потому что ткань со временем теряет свое свойство. В земле спустя много веков она не сохраняется.

С древних времен люди с помощью кукол стремились защитить себя от нечистой силы. Они ждали у них помощи. Загадывали заветные желания и просили об их исполнении

Человек при себе постоянно носил куклы обереги. Также были куклы, которые люди хранили дома. Они считали, что такие обереги способны защищать жилите. Кукольные фигурки были очень важны для человека. Их даже помещали в угол туда, где находились иконы.

Тряпичная помощница

Раньше во многих русских избах в красном углу около икон, можно было увидеть кукол «Ночь» и «День». Их выполняли в двух цветовых гаммах - белая символ дня и черная – ночь. Белую куклу вывешивали днем в светлое время, а вечером после захода солнца меняли на черную. Это делалось для того чтобы жилище целые сутки находится под защитой.

Кукла «Зерновушка» способствовала финансовому благополучию. А получила она такое название, потому что внутрь такой куклы набивали зерно. Люди считали, что если в доме есть такая кукла, то в таком доме всегда будет достаток.

Ремесленники в своих мастерских, возле рабочего места, вешали «Козьму и Демьяна». Это были два небольших молодцев, которые одетых в фартуки, как у кузнецов. Если вникнуть в названия кукол то можно сделать вывод , что они символизировали двух святых Козьему и Демьяна. Они были покровителями ремесленников.

Когда в семье ожидалось пополнение, родители создавали «Пеленашку». Эта кукла была похожа на закутанного в пеленки малыша. Ее клали в люльку, приготовленную для будущего дитя. Считалось, что кукла грела, приготавливала место для ребенка. И люди считали если после этого положить ребенка, то ему будет очень удобно и уютно. Такая кукла сопровождала ребенка целый год его жизни. Она оберегала его от сглаза. Если чужой человек смотрел на ребенка, то его дурной взгляд останавливался именно возле куклы. Люди верили что «Пеленашка» отгоняла нечистую силу. Когда ребенок начинал болеть, «Пеленашка» забирала всю болезнь. После этого куколутопили или сжигали.

Девочки делали для себя куклу « Желаньицу». Они ее берегли всю жизнь, никому не показывая, хранили в своем сундучке. Когда у хозяйки куклы появлялась заветная мечта, она сразу обращалась к своей куколке. Доставала свою «Желанницу», дарила ей бусинку и тихонечко, шепотом проговаривала: «Куколка-куколка, я тебе подарок подарила, а ты за это желание мое исполни». Девочка считала, что ее просьбу куколка обязательно выполнит.

1.2 Современная авторская кукла.

На сегодняшний день появились современные технологии. Они далеко шагнули вперед. Современные мастера создают свои куклы из различных материалов.

Существуют три основные категории кукол.

- уникальные куклы, которые изготовлены в единичном экземпляре .Их изготавливают из пластика, который позволяетпрорисовывать мельчайшие детали.

- куклы из фарфора.

- текстильные куклы. Они могут быть изготовлены из любых лоскутков ткани.

Для создания любого образа должна работать фантазия художника.Ведь она может подсказать необычные решения.Раньше кусочек ткани закапывали в землю , и она через некоторое время выглядела немного истлевшим, старым.

В наше время для умельцев открыты специализированные магазины. Там продаются не только куклы, но и запчасти к ним. Такие как антикварные глаза, пальчики различные парики

Около месяца длится рождения авторской куклы. Она кроме своей уникальной истории создания, характера и наряда, также будет иметь (на спине или затылочной части) маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитацию (общий тираж) и порядковый номер экземпляра. А также документ, своего рода паспорт, - сертификат, где указаны автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера.

Портретные куклы делаются на заказ по фотографии. Например, в нашем современном мире можно сделать точную копию своего ребенка и, подрастая. Также на заказ можно сделать куклу, точную копию знаменитых актеров. Авторская кукла это отображение нас самих, игрушки или новые члены семьи, которые селятся в наших домах и согревают теплом своих создателей?

Каждый человек выбирает свою куклу. Умельцы прощаются со своими творениями , отправляя их в большой мир с одной надеждой, что их куколки подарят людям радость. Прочувствовать это можно, вникнув в слова известного московского кукольного мастера Ольги Андриановой: "Когда я делаю свои куклы, я чувствую себя как птица, которая сидит на ветке и орет во все горло, потому что ее распирает от радости. И совершенно не думаю о том, сколько это будет стоить, продастся моя кукла или нет, больше всего мне хочется, чтобы мой восторг ударил по зрителю сквозь все колготки и синтепоны, тогда я испытаю колоссальное счастье".

Куклы в нашей жизни это маленькая ниточка. Она связывает нас с далеким прошлым, со сказочным детством. Одним из уникальных художественных произведений, созданными профессиональными художниками – это авторские куклы. Раньше кукла было просто игрушкой, но со временем она превратилась в важный атрибут украшения оформления интерьера. Она наделяет дом теплом, вносит свою изюминку. Множество ценителей искусства коллекционируют авторские куклы. Кукла передает мысли автора, эмоции чувства, настроение создателя.

Когда автор создает куклы, он наделяет ее характером и может определить ее судьбу куклу можно понять без слов. Она говорит понятным всем языком, и способна вызвать как радость так и грусть, восхищение. При создании кукол продумывается каждая мелочь.

Первые куклы делали из золы, волос и ткани. Они были не для развлечения, а для оберега.

Передавались они из одного поколение в другое. Куклы были символом семьи. На Руси из стриженой травы делались игрушки для игру. Когда женщина ходила в поле с ребенком, она брала траву и делала куколку. Это делалось для того что бы ребенку в поле было с чем играть. Так же такие куклы использовали в лечебных целях. Матери давали такую куклу заболевшему ребенку, играя с ней, он выздоравливал.

В декоративно прикладном искусстве особым направлением является изготовление авторских кукол. Чаще всего их делают в единичном экземпляре, и купить две одинаковыми куклы не возможно. Такие куклы делаются в течение долгого времени. Для сотворения авторской куклы используются различные виды искусства и техники исполнения.

Авторские куклы привлекаю особое внимание. В отличие от кукол, сделанных на фабрике, авторская кукла уникальная. Она в единичном экземпляре. В такой кукле живет частичка души того человека, который ее сотворил.

Авторские куклы необходимы для созерцания. А не для игр. Создания такой куколки своими умелыми руками процесс трудоемкий, творческий. Такой процесс требует особого терпения. При создании кукол могут понадобиться знания в разных видах искусства. Такие как: вышивка, живопись, скульптура и другие.

Заключение

В нашей жизни куклы является не только игрушками, но и близкими друзьями. Они как будто люди. Они молчат, но молча, могут пробуждать скрытые чувства. Когда у ребенка нелады в семье ему не уютно, то он начинает наказывать свою куклу. Ребенок порой не может выплеснуть свои эмоции на взрослых, и он свое плохое настроение выплескивает на куклу. С криком таскает по полу, кормит нелюбимой кашей и может оставить в тёмной комнате. Куклы помогают детям общаться, творить, фантазировать. Ребенок делится со своей куклой другом самыми откровенными мечтами. В играх у детей с куклой эмоциональный контакт. Детишки привязываются, привыкают к своим куклам, будто они живые. А если отнять любимую куклу, то детки болезненно с ней расстаются. Не стоит выкидывать старую куколку. Ведь ее можно помыть, сделать прическу. Сшить новую красивую одежду. Такие уроки для детей очень полезны. Они учат бережливости, внимания и доброты.

Куклы, сопровождают нас на протяжении всей жизни от рождения до самой старости. В детстве это любимые, яркие игрушки. Постарше посещение кукольных спектаклей.

Куклы могут развлекать, учить, воспитывать, украшать дом, служить объектом коллекционирования, и быть хорошим подарком. Если включить свою фантазию, то каждый может создать свою неповторимую куклу. Она будет иметь, сою яркость индивидуальность. У нее будет неповторимый образ свой характер. Такая кукла будет передавать тепло рук создателя.

Практическая часть моей дипломной работы показывает, что одним из действенных средств создания индивидуальных особенностей у учащихся, являются кружковые занятия по вязанию крючком. Работа вне класса способствует развитию творческих способностей. Дети начинают стремиться к знаниям умениям сверх программы. В результате, каждая созданная вещь индивидуальна и неповторима.

Дети с любовью, с душевной теплотой, относятся к вещам созданным своими руками. Они с большим удовольствием их делают, фантазируют. Кружки по вязанию ценны - отношением детей. Туда дети идут по собственному желанию. Они с удовольствием посещают кружки. Это происходит, потому что дети заинтересованы данным видом деятельность. Это немаловажно в воспитательных целях.

В кружковых занятиях, как правило, занимаются небольшое количество детей. Это позволяет педагогу работать с каждым индивидуально.

Если хорошо, продуманно, организованно занятость, деятельность учащихся в кружке, то в ребенке могут воспитаться такие качества как: усидчивость, последовательность, инициативность. Также сформируется такая характеристика, как доводить любое начатое дело до конца. Это все приготавливает ребенка к жизни, к своему и чужому труду.

Список литературы

1. .Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. . – 64 с., ил.

2. Артамонова Е.В. Куклы. – М.: ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 224 с. 6

3. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России. – М.:

Россельхозиздат, 2004. – 111 с., ил.

4. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 2000. – 136 с. 20

5. Войдинова Н. Мягкая игрушка. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 144 с., ил.

6. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с., ил.

7. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей. – М., 2009. – 200 с., ил.

8. Греков А. Куклой воспитать княжон. Игрушки царских детей//Родина. – 2000. – № 12. – С. 71-74.

9. Греков А. Музей игрушки и его основатель Н.Д. Бартрам//Дошкольное воспитание. – 2009. – №1. – С. 58-61

10. Голдовский Б. П. «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009 г., 296 стр

11. Гирич В. П. 1000 узоров. - М.: Легкомбытиздат. - 2005.

12. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – Спб.: КРИСТАЛЛ, 2003. – 272 с., ил.

13. Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-2003.-№4-с.51-54

14. Ильина. Вязание. Альбом моделей. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность.- 2008.

15. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.:Просвещение,2000 -223с.:

16. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1999. – 176 с., ил.

17. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт 18-19 веков. – М.: Слово, 2002. – 224 с., ил.

18. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современный литератор, 1999. – 496 с.

19. Левина М.С. 365 кукол со всего света. – М.: Рольф, 2000. – 256 с., ил.

20. Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на ураках трудового обучения// Начальная школа (журн.).-2004.-№8.-с.69-71

21. Мечникова Л.К. Уроки вязания.-М.: Издательство «Малыш»,2006.

22. Маркова М. Кукла мечты//Крестьянка. – 2008. – №12. – С. 20-21.

23. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.: ФОРУМ, 2007. – 272 с.

24. Народные художественные промыслы СССР. – М.: Сов. Художник, 1983. – 367 с., ил.

25. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с.

26. Попова О.С. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 2000.

27. Попкова Ю В поисках утраченного детства: Коллекция игрушек Сергея Романова//Антиквариат. – 2007. – №1-2 (44). – С. 6-7.

28. Прекрасное – своими руками: Народные художественные ремесла/Сост. С. Газарян. – М.: Дет. лит., 1999. – 155 с., ил.

29. Работнова И.П. Русская народная одежда. – М.: Легкая индустрия, 2005. – 56 с., ил., 21 л. ил.

30. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. – М.: Просвещение, 1998. – 240 с., ил.

31. Сафина Л.А., Тухбатуллина Л.М., Хамматова В.В. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 390 с., ил., 16 л. ил.

32. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.

33. Смирнова Н.И. И…оживают куклы: Книга о кукольных театрах. – М.: Дет. лит., 2000 – 191 с., фотоил. 12

34. Сычева Л.В. Приглашаем вязать.-Свердловск: Средне- Уральское

книжное издательство,1999.-112с.:ил.

35. Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001. – 488 с., ил.

36. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высшая школа, 1999. – 159 с.

37. Федотов Г. Большая энциклопедия ремесел. – М.: Профиздат, 2000. – 136 с.

38. Черейская М.Г. Художественные изделия из новых материалов. – М.: Изобразительное искусство, 1975. – 159 с., ил.

39. Щербакова А. Игрушечный промысел Подмосковья//Воспитание школьника. – 2008. – №3. – С. 40-48.

40. Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для

студентов пед. институтов,-2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение 2000.-352с.

41. Юрина Н. Куклы. – М.: СЛОВО, 2002. – 48 с., ил. 7.

42. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для

учителей.-М.: Просвещение, 2009.-192с.:ил.

43. h**t://w*w.kuklyspb.r*/

44. h**t://w*w.tvorchestvo.com.ua/article/zoz.html

45. h**t://w*w.netwoman.r*/doc/1355/

46. h**t://w*w.dollplanet.r*/avtorskie_kukly/

47. h**t://dolls.sibarit.r*/about/about_dolls

48. h**t://babiki.r*/blog/dizainerskie

49. h**t://kukly.r*/

50. h**t://art-dolls.com.ua/

51. h**t://w*w.alohatime.r*/dolls.html

52. h**t://w*w.artdolls.r*/ad/

53. h**t://w*w.dollmaster.r*/index.php/index

54. h**t://ec-dejavu.r*/d/Doll.html

Покупка готовой работы
Тема: «Декоративная композиция. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ДЕКОРАТИВНАЯ КУКЛА»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика