Курсовая работа
«Учет и анализ движения товаров на предприятии (на примере строительного предприятия)»
- 77 страниц
Введение
1. Теоретические аспекты учета и анализа движения товаров
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота
1.2 Методика анализа движения товаров на предприятии
1.3 Система показателей, используемых при анализе движения товаров на предприятии
2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ставрополь-Опторг»
3. Учет и анализ движения товаров в ООО «Ставрополь-Опторг»
3.1 Синтетический и аналитический учет движения товаров ООО «Ставрополь-Опторг»
3.2 Анализ выполнения плана и динамики товарооборота в ООО «Ставрополь-Опторг
3.3 Анализ структуры товарооборота на предприятии «Ставрополь-Опторг»
3.4 Факторный анализ товарооборота в ООО «Ставрополь-Опторг»
3.5 Учет и анализ товарных запасов в ООО «Ставрополь-Опторг»
3.6 Резервы и пути увеличения товарооборота в ООО «Ставрополь-Опторг»
Заключение
Список литературы
Приложения
Сегодня предприятия осуществляют свою деятельность в разных сферах и отраслях хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.) Они могут заниматься как одним видом деятельности, так и несколькими. Именно предприятия производят, реализуют товары, осуществляют работы и услуги или иные виды коммерческой деятельности. Все это говорит о том, что предприятие является первичным, основным звеном общественного производства.
Максимизация прибыли - основная цель деятельности любой торговой организации. Её достижение невозможно без определения оптимального объёма товарооборота, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Для торговых организаций необходимо достичь такого объёма реализации, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.
Показатель товарооборота, характеризующий объём продаж (в оптовой и розничной торговле), является важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятий, занимающихся производством и реализацией товаров.
Оптовый товарооборот характеризует объём товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки. Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путём их обмена на денежные доходы. В любом случае это показатель, характеризующий масштабы деятельности любой организации, занимающейся производством и реализацией товаров и услуг.
Товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. Он является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчинённое положение по отношению к прибыли.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию. Поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех предприятий.
От объёма реализации товаров (услуг) зависят многие показатели эффективности работы организаций (чем выше товарооборот, тем ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учёт и анализ процесса реализации занимают важное место в системе управления субъектом хозяйствования. Правильно организованный учёт реализации товаров имеет огромное значение как для самой организации в части определения результатов от её хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализации товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система анализа товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объёма и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг», специализирующееся на производстве и реализации строительных материалов.
Предметом исследования является учет и анализ движения товаров в ООО «Ставрополь-Опторг».
Целью данной дипломной работы является изучение методики учета и анализа движения товаров на предприятии, оценка и комплексный анализ товарооборота организации на примере ООО «Ставрополь-Опторг» а также разработка рекомендаций, направленных на увеличение товарооборота.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления развития товарооборота на современном этапе;
- изучить основные методы анализа движения товара, систему показателей использования анализа;
- дать оценку организационно-экономическому состоянию предприятия, провести анализ основных средств, анализ наличия и использования трудовых ресурсов;
- провести анализ динамики, состава и структуры товарооборота;
- провести факторный анализ товарооборота;
- определить основные резервы увеличения товарооборота предприятия.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды таких отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам, как О.В. Баскакова, А.М. Фридман, А.Н. Соломатина, Л.А. Брагина и др.; публикации в периодической печати; учебники и учебные пособия; законодательные и нормативные акты, регламентирующие порядок учета товаров на предприятиях; материалы печатных изданий и электронных средств массовой информации; труды Российских ученых и практиков по исследуемой проблеме; годовая бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Ставрополь-Опторг» за 2009-2011 года.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов анализа: анализа и синтеза, группировки и сравнения, экономико-статистические методы, наблюдение, факторный анализ, сравнение, а также метода экспертной оценки. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия становится отправной точкой планирования деятельности предприятия
Основными задачами анализа товарооборота являются:
Для обеспечения ритмичности очень важны оперативный учет и контроль. Имея ежедневные данные, можно определить показатель ритмичности за любой отрезок времени.
Наиболее приемлем здесь коэффициент ритмичности, рекомендуемый для предприятий торговли. Он определяется по формуле:
Общество с ограниченной ответственностью «Ставрополь-Опторг» создано в 1999 году на базе приватизированного предприятия по производству и реализации строительных материалов из дерева, которое на тот момент времени находилось в ситуации краха. ООО «Ставрополь-Опторг» начало стабильно функционировать и постепенно из убыточного предприятия оно превратилось в достаточно платежеспособное предприятие. Продолжая производство и реализацию строительных материалов, ООО «Ставрополь-Опторг» стало понемногу осваивать и другие сферы бизнеса. В частности, было выкуплено здание, находившееся на территории бывшего предприятия, и оборудован лесопильный цех.
Основные фонды предприятия в отчетном году выросли на 2,7 % и достигли 7822 тыс. руб. Для оценки уровня использования основных фондов применяется система показателей.
Эффективность использования основных производственных фондов в ООО «Ставрополь-Опторг» увеличивается, о чем свидетельствует повышение показателя фондоотдачи и снижение показателя фондоемкости на протяжении 3-х исследуемых лет. Фондовооруженность в 2011 году уменьшилась, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности персонала основными средствами
Для анализа финансовых результатов используется в первую очередь информация отчета о прибылях и убытках. Результаты деятельности ООО «Ставрополь-Опторг» представлены в таблице 2.5.
В ООО «Ставрополь-Опторг» реализация товаров на условиях последующей их оплаты проводится корреспонденцией счетов, представленных в таблице 3.1.
В ООО «Ставрополь-Опторг» ведется аналитический учет на счете 41.1 - товары на складах. Учет представляет собой разбивку товара по группам, например: 41.1.1. Доски; 41.1.2 Брус; 41.1.3. Металлопластиковые изделия; 41.1.4. Строительные материалы. При таком учете в одну группу входят множество позиций товара, что приводит к ошибкам при оформлении накладных на реализацию.
На основании анализа динамики физического объема товарооборота по структуре в ООО «Ставрополь-Опторг» следует, что каждая товарная группа в меньшей или большей степени влияет на увеличение общего товарооборота. В структуре товарооборота предприятия преобладает реализация следующих видов товаров:
Товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию, поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех организаций, занимающихся реализацией товаров.
На объем товарооборота оказывают влияние различные виды ресурсов, которые подразделяются на материальные, финансовые и трудовые. Все эти виды ресурсов используются в различном сочетании в зависимости от складывающейся конкретной ситуации развития товарооборота.
В дипломной работе проведено исследование организационно-экономической деятельности предприятия, изучена обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, определены показатели текучести кадров, проанализирована динамика оборота розничной торговли, изучен состав, структура и ассортимент реализуемой продукции, произведен анализ товарных запасов предприятия.
Объектом изучения и проведения анализа по движению товаров послужило ООО «Ставрополь-Опторг».
Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ставрополь-Опторг» свидетельствуют об эффективности функционирования предприятия за весь период исследования, что выражается в прибыли, полученной предприятием.
Эффективность и целесообразность деятельности любого предприятия торговли характеризует такой показатель как валовая прибыль. Валовая прибыль ООО «Ставрополь-Опторг» за 2011 год составила 18780 тыс. руб., за 2010 год - 14089 тыс. руб., а за 2009 год – 12899 тыс. руб. Таким образом, валовая прибыль в 2011 году увеличилась на 33,3 % по сравнению с 2010 годом и на 45,5% по сравнению с 2009 годом. Данную динамику следует относить к разряду положительных, т. к. увеличивается размер валовой прибыли, приходящейся на 1 тыс. руб. продаж.
Прибыль от продаж в 2009 году составляла 4543 тыс. руб., за 2010 год - 5795 тыс. руб., а в 2011 году составила 7172 тыс. руб. Динамика является положительной, показатель вырос на 1377 тыс. руб. по отношению к 2010 году, что в процентном выражении составляет 24,1 %. Рентабельность продаж в 2011 году снизилась по сравнению с 2010 годом на 0,4% и составила 11,1%, что связано с опережающими темпами роста оборота по сравнению с темпами роста прибыли от продаж.
Главным показателем, характеризующим конечную деятельность предприятия, является чистая прибыль, т.е. тот результат, ради которого предприятие функционирует. Данный показатель имел положительную динамику в своем развитии: рост чистой прибыли в 2011 году по сравнению с 2009 годом составил 1405 тыс. руб., что составляет 40,0 %, по сравнению с 2009 годом – 736 тыс. руб., что составляет 17,4%. Данная тенденция свидетельствует о росте эффективности работы торгового предприятия.
Проанализировав обеспеченность ООО «Ставрополь-Опторг» работниками, рассчитав показатели эффективности использования трудовых ресурсов, было установлено, что в период с 2008 по 2010гг. численность работников возросла на 5 единиц (2009 год – 67 человек, 2010 год – 68 человек, 2011 год – 72 человека), что связано с увеличением численности рабочего персонала.
План товарооборота ООО «Ставрополь-Опторг» перевыполнен по розничной торговле, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации (79%), по которой план не выполнен, план валового товарооборота недовыполнен на 5,4%. В ООО «Ставрополь-Опторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике.
Товарооборот ООО «Ставрополь-Опторг» в своем развитии имеет положительную динамику. В 2010 году в ООО «Ставрополь-Опторг» отмечено увеличение товарооборота как в действующих ценах (на 14104 тыс. руб. или 28 %), так и в сопоставимых ценах (на 11128,3 тыс. руб. или на 22,1 %). Оптовый товарооборот в 2011 году возрос на 31,5% по сравнению с 2010 годом или на 12261,0 тыс. руб. Розничный товарооборот в ООО «Ставрополь-Опторг» в 2011 году возрос на 16,2% по сравнению с 2010 годом или на 1843,о тыс. руб.
Рост товарооборота обусловлен повышением производительности труда, как всех работников, так и работников торгово-оперативного персонала. В валовом товарообороте ООО «Ставрополь-Опторг» оптовая реализация имеет основной удельный вес.
Динамика роста товарооборота в ООО «Ставрополь-Опторг» обусловлена ростом оборота по всем группам товаров: доска разных типов, различные строительные материалы, брус, металлопластиковые изделия, вагонка, МДФ ДВП. Наибольший рост продаж наблюдается по фанере (на 30,2%), МДФ ДВП (на 78,5%), а также по вагонке (на 71,1 %).
Сокращение товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах в ООО «Ставрополь-Опторг» не наблюдается ни по одной товарной группе. Это является положительным моментом в деятельности предприятия и связано, прежде всего, с тем, что ООО «Ставрополь-Опторг» занимает высокие позиции на рынке строительных материалов в п. Хвойная и Новгородской области, на товары, представленные в магазинах ООО «Ставрополь-Опторг», существует постоянный спрос покупателей, который с каждым годом возрастает.
В результате роста физического объема продаж оборот розничной торговли вырос на 10859,7 тыс. руб. или на 77 %. За счет роста цен на товары оборот вырос на 3244,3 тыс. руб. или на 23 %. Рост товарооборота был в большей степени достигнут за счет интенсивного фактора - роста физической массы продаж, что является положительным.
Наибольший вес в структуре товарооборота имеют такие группы товаров, как доска различного типа, строительные материалы, брус. Наименьший удельный вес имеют металлопластиковые изделия.
В ООО «Ставрополь-Опторг» наблюдается стабильное увеличение товарооборачиваемости по сравнению с 2010 годом. Это увеличение можно отнести на экономическую ситуацию на рынке сбыта и постоянно возрастающую конкуренцию.
В 2011 году обеспеченность товарооборота уменьшилась на 6,6 % по сравнению с прошлым годом и составила 0,14 рублей на рубль товарооборота. Такие цифры свидетельствуют, что товарооборот ООО «Ставрополь-Опторг» стал менее обеспечен товарными запасами.
По результатам проведенного исследования оптово-розничной торговли ООО «Ставрополь-Опторг» можно сделать вывод о том, что торговое предприятие динамично развивается, постоянно наращивает объем товарооборота.
Маркетинговые мероприятия оказывают значительное влияние на динамику товарооборота организации торговли. Поэтому необходимо большое внимание уделять комплексу маркетинга. Критерием эффективности маркетинговой компании является достижение поставленных целей, которыми могут быть рост товарооборота, увеличение числа покупателей, повышение уровня лояльности покупателей, увеличение прибыли и рост рентабельности реализации.
Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего, путём реализации товарной политики. Эта политика предопределяет осуществление таких мероприятий, как:
- модификация изготовляемых товаров;
- разработка новых видов продукции;
- снятие с производства устаревших товаров;
- установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;
- обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;
- установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;
- создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;
- организация сервисного обслуживания;
- послепродажные контакты с покупателями и потребителями.
Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление.
Показатели товарооборота предприятия являются одними из важнейших показателей в деятельности предприятия, так как они в конечном итоге определяют величину валового дохода и прибыли.
Товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
1. Бабаев Ю.А., Комисарова И.П. Бухгалтерский учет. - М.: Юнити-Дана, 2005. – 527 с.
2. Басовский Л.Е., Лунева А.М. Экономический анализ. - М.: Инфра-М, 2006 - 582 с.
3. Блюмин С.Л., Суханов В.Ф. Экономический факторный анализ. - Липецк: ЛЭГИ, 2004. – 148 с.
4. Бородин В.А. Бухгалтерский учет. - М.: Юнити-Дана, 2004. -528 с.
5. Бухгалтерский учет в торговле / Под. ред. проф. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 576 с.
6. Бухгалтерский учет в торговле: учеб. пособие/Под ред. М.И. Баканова. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика,2007.-624 с.
7. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М. Экономический анализ. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2005. - 464с.
8. Гинзбург А.М. Экономический анализ для руководителей малых предприятий. - М.: Инфра-М, 2007. - 224
9. Гинзбург А.М. Экономический анализ. - М.:Инфра-М, 2008 -528 с.
10. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность. - М.: Экзамен, 2003 - 352 с.
11. Головнина Л.А. Теория экономического анализа. - М.: КноРус, 2007 - 216 с.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации
13. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2007 - 422 с.
14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 - 424 с.
15. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 800 с.
16. Комплексный экономический анализ предприятия / Под. ред. Войталовского М.С., 2009. - 576 с.
17. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л.С. Сосненко - М.: КноРус, 2007 - 340 с.
18. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2004 - 640 с.
19. Куликова Н.Н. Теория экономического анализа. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2006 - 180с.
20. Лысенко Д.В. Экономический анализ. - М.: Проспект, 2008
21. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Кнорус, 2009
22. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждено письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.
23. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007 - 752с.
24. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в оптовой торговле. - М.: ПРИОР, 2002 - 272с.
25. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле (по новому плану счетов). - М.: Книга сервис, 2006. - 256с.
26. Патров В.В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. - СПб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2008 - 224с.
27. Патров В.В. Бухгалтерский учет товара //h**t://w*w.buh.r*
28. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Экономический проект, 2006 - 572с.
29. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое знание, 2005. - 651с.
30. Тепляков А.Б. 11000 бухгалтерских проводок (с комментариями). - М.: ГроссМедиа РОСБУХ, 2008 - 560с.
31. Федотов А.В. Бухгалтерский учет в торговле: теория и практика. - М.: Инфра-М, 2006. - 318с.
32. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли. - М.: Эксмо, 2007 - 400с.
33. Челюбеева Р.Т. Бухгалтерский учет товарных операций в оптовой и розничной торговле. - М.: Дашков и К, 2006 - 136с.
34. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2008 -416с.
Бухг. баланс + Отчет о прибылях и убытках предприятия прилагается (без печатей). в курсовой работе много рисунков и диаграмм
Тема: | «Учет и анализ движения товаров на предприятии (на примере строительного предприятия)» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 77 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ и совершенствование финансовой деятельности на предприятии на примере Ижевкий почтампт
Курсовая работа:
Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии (на примере ООО Гранит)
Курсовая работа:
Анализ и совершенствование финансовой деятельности на предприятии на примере Ижевский почтампт
Курсовая работа:
Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии на примере ЗАО СП Эталон
Курсовая работа:
Анализ и совершенствование финансовой деятельности на предприятии на примере Ижевский мясокомбинат