Реферат
«Язык как знаковая система»
- 29 страниц
Введение
1. Язык - знаковая система
1.1 Знаковый характер языка
1.2 Основные функции языка
2. Понятие и характеристика знака
2.1 Понятие знака
2.2 Основные признаки знака
3. Классификация знаков
Заключение Список литературы
Вопросы, связанные с природой знака, знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель. Он утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате соглашения. И спор продолжался еще многие годы.
Пока Локк не ввел термин «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Далее Фердинанд де Соссюр выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику - внутренние, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику - полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака.
Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса.
Термин «знак» по-разному трактуется в разных науках, и будет неверным, если его рассматривать только с лингвистической стороны, понятие знака является одним из основных в информатике.
В связи с тем, что знак может рассматриваться с различных уровней абстракции, на сегодняшний день нет единой классификации знаков и его определения (понятия).
Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Любой предмет во вселенной, любое его качество или признак может стать знаком. Поэтому классификаций знаков может быть неисчислимое множество, и они не сводимы в единую и завершенную схему. Отцы семиотики посвятили вопросам классификации знаков многие страницы своих сочинений, но так и не справились с этой задачей.
Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.
Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.
Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи, для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.
Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества [2, с.609].
Основными функциями языка являются:
Знак - минимальный носитель языковой информации. Совокупность знака образует знаковую систему, или язык.
Знаком может быть все что угодно, например, мох на какой-то стороне дерева может быть знаком направления на север, морщины на лбу могут быть знаком плохого настроения и т.д.
Основу любой знаковой системы составляет знак. Знаковые системы - это например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д.
Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой - он является носителем нематериального смысла (план содержания).
Понятие знака имеет свои признаки и свойства, даже если рассматривать его с разных уровней абстракции. В связи с тем, что невозможно дать исчерпывающего и универсального определения знака, существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров.
Поскольку классификация Ч. Пирса развивалась более полувека, она считается классической. Множество исследователей считают ее недостаточной, т.к. его классификация претендует только на предварительный обзор, а не семиотический, и не философский анализ его идей.
Классификация Соломоника вполне претендует на утверждение, т.к. знак рассматривается как с семиотической, так и с философской стороны и классификация проходит по двум направлениям - анализ знаков и анализ знаковых систем.
Классификация, основанная на комбинации знаков используется человеком в процессе общения.
1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь мир», 2002 - 256с.
2. Арутюнова Н.Д. Функции языка.//Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997 - 609с.
3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 296с.
4. Войшвилло Е.К. Логика. - М.: Профобразование, 2000 - 348с.
5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984 - 318с.
6. Л.В. Баженов, Б.В. Бирюков. Семиотика и некоторые аспекты языка и мышления, - В сб.: «Язык и мышление». М., 1967 - 412с.
7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - Москва: изд. «Высшая школа», 1997 - 289с.
8. Пирс Ч. С. Логика как семиотика: теория знаков.//Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. СПб,.1999 –- 312с.
9. Реформатский А. А. Введение в языкознание. - Москва: изд. Аспект Пресс, 1996 - 325с.
10. Степанов Ю. С., Эдельман Д. И. Семиотический принцип описания языка//Принципы описания языков мира. М., 1976 – 324с.
11. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.,1995 - 367с.
12. Т. В. Булыгин. Особенности структурной организации языка как знаковой системы и методы ее исследования. - В сб. «Материалы к конференции «Язык как знаковая система особого рода»». М., 1967 - 178с.
Тема: | «Язык как знаковая система» | |
Раздел: | Логика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методическое сопровождение изучения русского языка как неродного
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка как неродного
Дипломная работа:
Работа над развитием речи как основа формирования творческой личности учащихся
Дипломная работа:
Специфика грамматической категории глагола английского языка в сертификационной системе ЕСЕ