Реферат
«Концепция мира и человека»
- 28 страниц
Введение
1. Образ человека и мира в переводной литературе Древней Руси
2. Образ человека в произведениях древнерусских книжников XII-XIII вв.
3. Контексты древнерусских представлений о мире и человеке
4. Представление о человеке и мире в славянской мифологии
Заключение
Список литературы
За последние десятилетия существенно возрос интерес к проблеме человека. Меняющееся видение мира и человека, многообразие культурных практик и форм цивилизации заставляют исследователей обращаться к поиску новых путей их осмысления. Вектор философствования перемещается на феномены повседневной жизни ранее почти никак не интересовавшие философов. Древнерусская культура в силу своей яркой образности и внимания к внутреннему миру человека привлекает внимание все большего количества исследователей. Её богатство и многоголосие с каждым годом открывается все новыми и новыми гранями. Изменение точки зрения на русскую культуру, которую еще в начале века обвиняли в «низком культурном уровне», «дикости нравов», «отсутствии умственных вдохновений» (Г. Шпет), а также в «отсутствии понимания задач истинной умственной культуры», заставляет современных исследователей вновь и вновь обращаться к ней в поиске ответов на многие насущные вопросы современности, и, прежде всего, в поиске ответов на вопросы о смысле и способах человеческого бытия.
Целью написания реферата является анализ представлений о человеке и мире в культуре Древней Руси.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- опираясь на широкий круг источников определить значение образа человека в древнерусской культуре;
- выявить особенности развития представлений о человеке в культуре Древней Руси;
- охарактеризовать значение образа человека в истории развития отечественной мысли, показать его влияние на дальнейшее развитие отечественной мысли.
Рассмотренное под новым углом зрения духовное и интеллектуальное пространство Древней Руси таит в себе множество находок. Этому также способствует характерная для современности тенденция обращения к теологическому разуму, начало которой было положено русской религиозной мыслью. Активное развитие этой тенденции способствует и увеличению интереса к древнерусской мысли, которая во многом определила развитие русской философской и религиозной антропологии. Изучение феномена человека позволяет понять национальное своеобразие постановки проблемы человека в отечественной культуре. Кроме того, именно через исследование комплексов идей, связанных с феноменом человека и мира можно увидеть пути проникновения антропологических представлений, сложившихся в рамках восточной и западноевропейской культур, в древнерусскую культуру и судить о способах усвоения этих знаний.
Россия - страна с глубокими и устойчивыми традициями. Стабильность социальной структуры российского общества и государственных форм, быта и духовной культуры поразительны и заслуживают самого глубокого уважения. Порожденные во многом относительной изоляцией страны, они сами становятся ее составляющей.
В период XII - XIII вв. были заложены основы мировидения, во многом определившего дальнейшее функционирование русской культуры.
Мощный импульс развитию древнерусской мысли дала христианизация Руси. В результате взаимодействия различных традиций сформировалась религиозная культура, отразившая многообразие форм средневековой религиозной жизни. Важную роль в формировании древнерусской культуры с характерными для нее различными типами религиозности, сыграло то обстоятельство, что христианство было воспринято на Руси в восточно-христианском, византийском варианте. Это существенно отразилось и на особенностях древнерусской антропологии. Стержнем образа человека, постепенно сложившегося в древнерусской культуре, было представление о высоком предназначении человека, созданного «по образу и подобию Божьему». Этот образ отражал высшую реальность, чрезвычайно значимую в средневековых представлениях. Создаваемые идеальные образы играли коммуникативную роль. Для древнерусского книжника важно было не просто создать некий идеал, а описать его для того, чтобы его собеседник смог достичь этого идеала на практике, поэтому произведения этого периода полны размышлений о практике регуляции телесно-душевных отношений (с помощью молитвы, поста, умеренной жизни, усмирения чувств) и т.д. В реальной жизни древнерусского книжника дискурс чаще всего не совпадал с практикой, но на страницах древнерусских книг всегда побеждал дискурс: грешники раскаивались или несли наказание, заблуждавшиеся обретали истину.
«Человек и его мир в «Домострое» является первым философским опытом подобного исследования на древнерусском материале. Он начинается с рассмотрения трудовой концепции. При этом отмечается, что представление о труде в средневековье не было постоянным и однозначным. С одной стороны, труд считался одним из главных атрибутов «падшего» человека, чья извращенная грехом природа больна. С другой стороны, он рассматривался как лекарство против праздности - источника всех «злоб» и пороков. Понять специфику восприятия труда помогает анализ понятия «домострой». Слово «домострой» является словообразовательной калькой греческого слова «ойкономиа». В византийской традиции это слово имело сакральный смысл. В Византии, в отличие от Запада, снятие противоречий между богословско-церковным и повседневно-практическим уровнями сознания происходило в форме сакрализации представлений, отражающих развитие структур повседневности социума. Поэтому там происходило не разъединения двух уровней сознания, характеризующих средневековую дихотомию «мир небесный» и «мир земной», а их сближение, повлиявшее на формирование структур повседневности. Таким образом «домостроительное» (экономика), заняв среднее положение между этикой и политикой, по сути, стало философией человеческой жизни, занятой поиском духовных оснований повседневности. Все повседневные акты, включая и физиологические, ритуализировались, поскольку точное следование ритуалам (число которых постоянно возрастало), приближало человека к основной цели его существования - духовно-телесному преображению и возвращению в «утерянный рай».
Человек в его мифологизированной ипостаси соотносится со всеми предыдущими уровнями славянской мифологии, особенно в ритуалах: например, Полазник. Праславянское понятие души (духа) выделяет человека среди других существ (в частности, животных) и имеет глубокие индоевропейские корни [14].
Философско-антропологическое исследование образа человека и мира в культуре Древней Руси показало, что проблема человека играла важнейшую роль в развитии отечественной культуры.
Образ человека в древнерусской культуре формировался под влиянием разнообразных источников: устных, в которых запечатлелись образы и представления славян, сложившиеся под несомненным влиянием славянской мифологии; письменных, пришедших на Русь из Болгарии, Византии, Западной Европы, а также с Востока; изобразительных: икон, фресок, книжной миниатюры.
Значимость образа в средневековой русской культуре обусловлена двумя основными обстоятельствами: специфической для восточнославянской культуры тяги к яркому, образному, метафорическому мышлению и христианской концепцией образа.
Для древнерусской культуры характерным являлось то, что снятие противоречий между богословско-церковным и повседневно-практическим уровнями сознания происходило в форме сакрализации представлений, отражающих развитие структур повседневности социума: аскетический дискурс распространялся на различные сферы человеческой деятельности (трудовую, экономическую, семейную), осуществлялась сакрализации жизненного мира.
В древнерусской культуре преобладала тенденция «оправдания естества», согласно которой человек от природы добр и гармонично устроен, а потому способен к самосовершенствованию и преображению.
Последовательное проведение принципа монотеизма, характерное для всего византийского макрорегиона способствовало формированию в древнерусской культуре идей соборности, единства народа и власти, церкви и государства, а на антропологическом уровне - единства тела и души, слова и деяния и т.д. Противоречие в понимании человеком «видимого» и «невидимого» миров снималось на уровне характерной для восточного христианства целостной картины мира, включающей человека и Вселенную в их приобщении к божественной благодати.
Идея органического единства мира в политической сфере способствовала формированию концепции софиократии, возникшей в результате синтеза христианских представлений о Софии Премудрости Божьей, античных идей и языческих преданий о магической силе князя. Процесс внедрения в культуру этого образа, истоки которого находят уже в первых произведениях русской книжности, становится чрезвычайно активным после падения Византии.
В XV-XVI вв. в связи с усилением интереса к человеческой телесности усиливается и влияние ветхозаветных текстов и ветхозаветных образов на древнерусские представления. Главной проблемой древнерусской антропологии, как впрочем, и всей средневековой философии в целом, было соотнесение всеобщего и отдельного: Бога и человека. В связи с этим особую значимость для восточно-христианской традиции имеет концепция соборности, которую развивали каппадокийцы. Они рассматривали не индивидуальное «Я», открытое бесконечности всеобщего - Богу, а соборное «Я». Анализ этого учения помогает понять особенности древнерусского дискурса власти, труда, семьи и т.д.
Философско-антропологическое исследование образа человека и мира в культуре Древней Руси показало, что проблема человека играла важнейшую роль в развитии отечественной культуры.
1. Британские книги в России: век семнадцатый// Философский век. Альманах. Вып.9. Наука о морали. Дж.Бентам и Россия. Сб.ст. СПб.,1999. 0,3 п.л.
2. Гаврилов Д., А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
3. Заметки о древнерусской историософии // Философский век. Альманах. Вып.5. Идея истории в российском просвещении. Сб.ст./ Отв.ред. Т.В.Артемьева. СПб.,1998. 0,4 п.л.
4. Заметки о древнерусской образованности. // Лицей. Философия. Культура. Образование.Вып.1. СПб., 1998. 0, 5 п.л.
5. Калашников В. «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
6. Категории блага и добра в русской философской мысли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. 1999. Вып.4. 1 п.л.
7. Книжность Древней Руси // Избранные лекции по истории мировой культуры. Учебное пособие/ Отв.ред. Л.Д.Райгородский. СПб., Издат. СПбГМТУ. 1995. 0,5 п.л.
8. Моральная философия в России. Становление основных понятий (Х1-ХVII вв.) // Вестник СПб университета. Серия 6. Философия. Политология, социология. Вып.3 СПб., 1996. 0,3 п.л.
9. Немецкое влияние на становление медицинского образования// Немцы и развитие образования в России. Сб. научн. тр. Отв. ред. Смагина Г.И. СПб., Издат. Наука. 1998.0,3 п.л.
10. Проблемы антропологии в древнерусской мысли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Политологи. Социология. Вып.1. Сер.6. СПб., 1997. 0,3 п.л.
11. Проблемы взаимодействия России и Запада в области просвещения (XV – XIX вв.) // Русская и европейская философия: пути схождения. СПб., Издат. ООО «ИП Комплекс». 1999. 2 п.л.
12. Роль христианства в становлении русской моральной философии // Философская мысль и христианство. Третьи научные чтения. СПб., 1999. 0,3 п.л.
13. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997.
14. Смерть и бессмертие в древнерусской культуре // Философский век. Альманах. Вып. 10. Смерть и бессмертие в древнерусской культуре. СПб., 1999. 0,5 п.л.
15. Утопия в Древней Руси // Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи просвещения и традиции мирового утопизма. СПб., 2000. 1 п.л.
16. Человек и космос: пневматология и стихиология в Древней Руси // Философский век. Альманах. Вып.7.Идея истории в российском просвещении. СПб.,1998. 0, 5 п.л.
Тема: | «Концепция мира и человека» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Лексические поля времени и пространства в языковой художественной картине мира И. С. Тургенева
Реферат:
Предмет и задачи культурологии
Дипломная работа:
Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Роль ООН в поддержании современной системы международного мира и безопасности
Дипломная работа:
Литературная сказка в прозе серебряного века