Дипломная работа
«Отношение к будущему в раннем юношеском возрасте»
- 81 страниц
Введение….….….….….3
Глава I. Исследования психологического времени личности в отечественной психологии….….…. -
1.1. Проблема психологического времени личности в отечественной психологии ….….…. 6
1.2.Психологическое исследование особенностей самосознания в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах….….….…20
1.3. Изучение психологического времени личности в раннем юношеском возрасте ….….….34
Глава II. Организация, методы и результаты, особенностей отношения к будущему у юношей и девушек ….….…. -
2.1 Организация, методы исследования особенностей отношения к будущему в раннем юношеском возрасте .…. 46
2.2. Результаты исследования .….….50
Выводы….….67
Литература….….…70
Приложения….….….
Актуальность проблемы, недостаточный уровень практической разработанности временной перспективы в юношеском возрасте в разных учебных заведениях (школах, педагогических училищах) определили цель работы: исследование особенностей отношения к будущему у юношей и девушек.
Объект исследования: психологическое время личности.
Предмет исследования: особенности отношения к будущему у юношей и девушек.
Целью нашего исследования является изучение характера отношения к будущему в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что отношение к будущему юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных учреждениях имеют свои особенности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности отношения к будущему у юношей и девушек из разных учебных заведений.
3. Рассмотреть основные концепции времени в психологии, понятия временной перспективы.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью методик:
1.М.Р. Гинзбурга «Изучение представлений старших школьников об осмысленности жизни».
2.Использование отдельных шкал П.Д.О. А.А. Личко.
3.Оценка испытуемых 5-летних интервалов жизни.
4.Шкал оценки временных ориентации.
5. Анализ сочинений по теме «Мое будущее».
6.Анкета «Ожидание испытуемых в осуществлении планов на будущее».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы учителями, родителями в работе с юношами и девушками.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 69 страницах, а также содержит список литературы из 69 наименований.
Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Согласно определениям, психологическое время включает в себя: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознания возраста, возрастных этапов, представлений о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений, семьи, общества, человечества и т.д. [9].
1.2. Психологическое исследование особенностей самосознания в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах
Рассматривая особенности самосознания в старшем подростковом и юношеском возрасте, следует, прежде всего, уделить внимание развитию этого феномена.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и, благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Принцип развития применительно к самосознанию состоит в и положении о непрерывности изменения самосознания на протяжении всей жизни человека. Формирование самосознания в онтогенезе проходит определенные стадии, связанные с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения.
2.1 Организация методы исследования особенностей отношения к будущему в раннем юношеском возрасте
Выявление особенностей отношения к будущему у испытуемых осуществлялось с помощью следующих методов: наблюдение за испытуемыми, беседы с ними, анкетирование, анализ продуктов деятельности испытуемых (сочинение), экспериментальный метод.
Экспериментальный замысел исследования основывался на выявлении различий в особенностях отношения к будущему у испытуемых, обучающихся в разных учебных заведениях.
Данные, характеризующие особенности отношения к будущему у испытуемых, сравнивались между учащимися педучилища и школы.
Исследование проводилось только с желающими принять в нем участие. Желание или нежелание принять участие в работе выяснялось в ходе предварительных групповых и индивидуальных бесед. Во время бесед мы старались установить контакт с возможными испытуемыми, создать мотивацию участия в исследовании, подготовить их к предстоящей работе.
Основным методом изучения особенностей отношения испытуемых к будущему являлось наблюдение за реальным поведением учащихся педучилища и школы в учебной и внеучебной деятельности.
3.Выявлено, что учиться юношам и девушкам (особенно школьникам) не очень интересно. Жизнь в целом воспринимается значительной частью испытуемых (до 50% и выше) не очень интересной, в какой то мере однообразной, каждый прожитый день не имеет для них особой ценности и в определенной степени похож на другие. Однако многие считают, что их жизнь имеет смысл, заполнена важными делами.
Третья часть испытуемых любят прорабатывать свои планы на будущее в малейших деталях и во всех деталях стараются их осуществлять, стараются жить так, чтобы будущее было хорошим, 25% юношей и девушек живут сиюминутно.
Большинство испытуемых имеют цели на будущее, хотят заниматься интересными для себя и полезными для окружающих делами.
Жизнь в будущем представляется юношам и девушкам волнующей, насыщенной разными событиями, очень интересной, светлой. Однако есть определенная боязнь неприятностей и неудач (испытуемые всегда невольно думают о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться). Для значительной части испытуемых мысли о будущем связаны с тревогой, беспокойством, неуверенностью, пессимизмом, но большинство убеждены, что в будущем их желания и планы непременно исполнятся.
Установлено, что около 40% юношей и девушек смотрят в будущее
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М: Академия, 1999. - 623 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991г. - 299с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб, 1994. С. 142-162.
4. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста.//Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М., 1984.
5. Ананьев Б.Г. Комплексное изучении человека и психологическая диагностика.//Вопросы психологии. – М., 1968, №6.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.- 380 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2001. – 365 с.
8. Аскин Я.Ф. Проблема времени. - М.: Мысль, 1966.- 200с.
9. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. - М.: ПЕР СЭ, 2001.- 319 с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание./Под ред. В.Я.Пилиповского.- М.:Прогресс, 1986.– 420с.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НЛО «Модек», 1995. – 349 с.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопросы психологии.1979. №4. С. 23-24.
14. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М.: Сфера, 2001. – 96 с.
15. Выготский Л.С. Психология подростка: проблемы возраста.//Собр.соч.: в 6 т., 1983.
64. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1983.
65. Франкл В. Человек в поисках смысла./Под редакцией Д.А.Леонтьева –М.: Протресс, 1990. – 366 с.
66. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.:АНСССР , Институт психологии. – 1987. – 144с.
67. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. с. 143 — 148.
68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис./Под ред. А.В. Толстых. - М., 1996.
69. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 203 с.
Педагогический факультет
Кафедра психологии образования
Тема: | «Отношение к будущему в раннем юношеском возрасте» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 81 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь самоценки и уровней притязания в старшем юношеском возрасте
Курсовая работа:
Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств
Дипломная работа:
Семантическое развитие корневой вершины du (duhъ) в русском и других славянских языках
Курсовая работа:
Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте
Курсовая работа:
Особенности развития эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте