Дипломная работа

«Мультимедиа adobe captivate. электронное учебное пособие»

  • 61 страниц
Содержание

Список сокращений 3

Введение 4

1. Приемы и методы разработки электронных учебных пособий(ЭУП) 7

1.1. Общие сведения об электронных учебниках 7

1.2. Классификация средств создания электронных учебников 13

1.2.1. Традиционные алгоритмические языки 14

1.2.2. Инструментальные средства общего назначения 14

1.2.3. Средства мультимедиа 15

1.2.4. Гипертекстовые и гипермедиа средства 16

1.3. Обоснование выбора Adobe Captivate для реализации ЭУП 17

2. Мультимедиа в Adobe Captivate 30

3. Описание ЭУП 35

3.1. Назначение и технические характеристики ЭУП «Мультимедиа Adobe Captivate» 35

3.2. Состав и структура ЭУП «Мультимедиа Adobe Captivate» 36

3.3. Руководство пользователя 45

Заключение 54

Список литературы 55

Приложение А. Список вопросов и вариантов ответов на тест 56

Приложение Б. Структура электронного учебного пособия 59

Приложение В. CD с ЭУП «Мультимедиа Adobe Captivate» и файлом с ВКР «Мультимедиа Adobe Captivate. Электронное учебное пособие» 60

Введение

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

– активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;

– интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

– высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

– совершенствование механизмов у правления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

– совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

– создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

– создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В ВКР рассмотрена одна из сторон процесса информатизации общества и образования - создание одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий - электронного учебника. [1]

Актуальность темы. Проблема.

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности.

В ходе анализа были выявлены следующие проблемы:

– нехватка литературы на всех этапах изучения, и, как следствие, сложность организации самостоятельной работы;

– разноуровневый подход при изучении программного обеспечения на разных этапах;

– большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Вышеуказанные аспекты определили актуальность исследования и явились причиной разработки и создания электронного учебного пособия на тему \"Мультимедиа Adobe Captivate\".

Целью ВКР является создание электронного учебного пособия на тему \"Мультимедиа Adobe Captivate\".

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

– изучить литературу по теме дипломной работы;

– определить требования к электронному учебному пособию;

– выбрать наиболее подходящие средства реализации;

– спроектировать структуру и создать дизайн электронного учебника;

– систематизировать, оцифровать, и структурировать собранный материал;

– наполнить содержанием структуру электронного учебного пособия.

ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

В первой главе рассматриваются приемы и методы разработки электронных учебных пособий. Во второй главе описывается мультимедиа Adobe Captivate. Третья глава посвящена описанию разработанного электронного учебного пособия. В заключении делаются выводы по выполненной работе. Приложение к ВКР содержит CD c ЭУП «Мультимедиа Adobe Captivate» и файл с ВКР «Мультимедиа Adobe Captivate. Электронное учебное пособие».

Разработанное электронное учебное пособие поможет преподавателю в организации образовательной деятельности в части разработки ЭУП в Adobe Captivate, а также студентам педагогических учебных заведений в самостоятельном изучении материала на тему \"Мультимедиа Adobe Captivate\".

Фрагмент работы

1. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ(ЭУП)

1.1. Общие сведения об электронных учебниках

Современное общество, по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.) находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному.

Вопрос адаптации человека к жизни в высоко динамичном обществе становится в наше время весьма актуальным. Информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому, информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс или его раздел средствами НИТ. Базы данных предназначены для хранения различных типов информации: текстовой, графической, справочной, методической, статистической и т. д., которая может быть связана между собой, в результате чего имеется возможность в процессе функционирования баз данных отбирать информацию по определенным критериям, структурировать ее различными способами и т. д.

База знаний может включать в себя базы данных, справочные пособия и энциклопедии, разного рода тексты, графики, иллюстрации, анимационные ролики. В базе знаний имеются возможности для свободного перемещения по базе в произвольном порядке из одного раздела в другой. База знаний содержит подсистему, позволяющую контролировать процесс обучения и управлять им.

Экспертно-обучающие системы в процессе функционирования способны имитировать работу человека-эксперта в данной предметной области. Практическая реализация этой способности предполагает, что экспертно-обучающая система состоит из трех подсистем: подсистема, содержащая базу знаний учебного назначения; подсистема поиска необходимой информации в базе знаний; подсистема интеллектуального управления ходом учебного процесса.

Внедрение в учебный процесс интеллектуальных обучающих систем позволит усилить эмоциональное восприятие учебной информации; повысить мотивацию обучения за счет возможности самоконтроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каждому обучаемому; развить процессы познавательной деятельности; создать условия для формирования умений самостоятельного приобретения знаний.

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

В настоящее время наблюдается переход к массовому использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных учебных пособий (ЭУП) в образовательном процессе не только в особых (дистанционных) формах получения образования, но и при традиционном обучении. Формируется специфическая технология обучения - \"электронное обучение\" (e-learning). Однако психолого-педагогическое обеспечение указанных инноваций запаздывает по отношению к практике. В частности, методология разработки ЭУП базируется на традиционной парадигме обучения, где главный акцент делается зачастую на усвоении как можно большего объема знаний без учета индивидуальных образовательных потребностей и особенностей студента.

В связи с этим актуальным представляется обоснование психолого-педагогических требований к ЭУП, процессу их разработки и использования в образовательном процессе в рамках компетентностной парадигмы, предусматривающей индивидуализацию обучения за счет сочетания предметных знаний, умений и навыков с опытом их применения для решения жизненных и профессиональных проблем.

Одним из главных факторов развития информационных технологий (как и технологий вообще) является стремление человека высвободить свои психофизиологические ресурсы, перенаправив их с выполнения рутинных операций на решение более важных и творческих задач. С философской точки зрения в условиях информационного общества приобретает актуальность осознанное применение интеллектуальных фильтров, которые способны упростить восприятие и переработку избыточных массивов информации. К интеллектуальному информационному фильтру предъявляются следующие требования: оформление в виде внешней по отношению к человеческому сознанию модели; ориентация на оптимизацию информационных потоков с учетом особенностей человеческого мышления; инвариантность с культурной, профессиональной и исторической точек зрения (например, метод НОПС-оптимизации, в котором информационный поток структурируется по четырем категориям - надобъекты, объекты, подобъекты, связанные объекты). В социально-педагогическим плане актуальность освоения технологий работы с информацией проявляется в парадигме экономики, основанной на знаниях, в условиях которой система образования должна не столько предлагать готовые знания для усвоения, сколько обучать технологиям извлечения знаний из информации с помощью соответствующих информационных инструментов. На уровне практической педагогики эти идеи воплощаются в понятии \"компетентность в работе с информацией\" (информационная компетентность).

Как показывает изучение отечественного педагогического опыта, образовательный потенциал ЭУП, разрабатываемых и предлагаемых для применения как в профессиональной, так и в общеобразовательной школе, используется не полностью. Зачастую ЭУП представляют собой носитель учебной информации, отличный от печатных аналогов лишь своей мультимедийной (иногда только электронной) формой. При использовании таких ЭУП не представляется возможным освоение индивидуальных информационных фильтров, развитие информационной компетентности студентов.

В связи с этим научная проблема заключается в переходе от традиционной (знаниевой) к инновационной (компетентностной) парадигме разработки и применения ЭУП, которые выступают как средство развития информационной компетентности.

Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:

1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; поиск путей восполнения пробела в знаниях; разработка стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации, создание на ее основе нового знания;

2) компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифрового/кассетного диктофона, видеокамеры, проектора); осуществление информационного поиска в Интернете; налаживание общения посредством интернет-технологий.

Уникальное сочетание содержания компетенции с индивидуальными особенностями студента представляет собой компетентность как качество личности. Информационная компетентность включает:

а) знания об информационных процессах и информационных инструментах;

б) способы применения информационных инструментов (текстового редактора, графического редактора, электронной таблицы, редактора мультимедийных презентаций, архиватора, автоматического переводчика, распознавателя текстов, интернет-броузера и электронной почты и т. п.) на практике и владение ими;

в) опыт применения информационных инструментов в практической деятельности, в том числе мотивационный компонент и эмоциональную оценку учебной ситуации.

Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, пособий, разработок и др.). Современные информационно-коммуникационные технологии и информационные инструменты, применяемые в образовательном процессе, в том числе при использовании ЭУП, в полной мере позволяют создать условия для освоения обучающимися указанных компетенций, хотя и не всегда используются в достаточной степени. Таким образом, компетентностный подход как результативно-целевая основа образования может служить методологической базой для разработки эффективных ЭУП.

Для решения поставленной задачи необходимо теоретико-методологическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических требований к ЭУП инновационного типа, при использовании которых в образовательном процессе создаются условия для развития информационной компетентности студентов. Методологию проектирования ЭУП на основе компетентностного подхода можно представить следующим образом:

– обоснование концепции ЭУП как средства развития информационной компетентности студентов (в отличие от традиционного использования ЭУП как мультимедийных аналогов печатных учебных пособий), направленных, в частности, на развитие субъектного опыта самостоятельного получения знаний из информации на основе использования информационных инструментов и компьютерных телекоммуникаций;

– разработка модели и технологии проектирования ЭУП в рамках компетентностной парадигмы;

– отбор содержания ЭУП в соответствии с логикой отбора и реализации содержания личностно ориентированного образования:

а) систематизация, выделение \"базового ядра\" информации из той или иной области человеческой (профессиональной) деятельности, подлежащей дидактической трансформации;

б) целеполагание, создание целевого проекта;

в) трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактические объекты;

г) проектирование технологии изучения курса;

д) инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде учебных пособий;

– определение критериев эффективности применения ЭУП и факторов их внедрения с позиции различных субъектов образовательного процесса (администрации, преподавателей, студентов, методистов, технических специалистов);

– практическая апробация разработанной концепции, модели и технологии проектирования ЭУП.

К сожалению, российские авторы не имеют достаточных финансовых ресурсов для разработки эффективных ЭУП, стоимость которых оценивается от 100 тыс. до 1 млн долларов США. Но это обстоятельство не может служить основанием для игнорирования психолого-педагогических закономерностей становления личности современного специалиста, способного к эффективному выполнению профессиональных задач, в том числе в области работы с информацией. Но создание небольших методических указаний дешево и целесобразно.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) [2].

1.2. Классификация средств создания электронных учебников

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

– традиционные алгоритмические языки;

– инструментальные средства общего назначения;

– средства мультимедиа;

– гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении университета.

1.2.1. Традиционные алгоритмические языки

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:

– разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);

– сложность модификации и сопровождения;

– большие затраты времени и трудоемкость;

– отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

1.2.2. Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

– формирование структуры ЭУ;

– ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);

– подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);

– подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

– подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

– возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;

– существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

– невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

– далеко не дружественный интерфейс;

– меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;

– отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

Заключение

В данной выпускной квалификационной работе создано электронное учебное пособие на тему \"Мультимедиа Adobe Captivate\".

Решены следующие задачи:

– изучена литература по теме дипломной работы;

– определены требования к электронному учебному пособию;

– выбрано на основе метода анализа иерархий наиболее подходящее средство реализации: Adobe Captivate 5.5;

– спроектирована структура и создан дизайн электронного учебника;

– систематизирован, оцифрован, и структурирован собранный материал;

– наполнено содержанием структура электронного учебного пособия.

Разработано электронное учебное пособие, которые поможет преподавателю в организации образовательной деятельности в части разработки ЭУП в Adobe Captivate, а также студентам в самостоятельном изучении материала на тему \"Мультимедиа Adobe Captivate\".

Список литературы

1. Яковец Д.А., Мерзлякова С.В. Электронный учебно-методический комплекс по курсу «Информатика в психологии» // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 5. - С. 29-30.

2. Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании // Инновации в образовании. - 2009. - № 7. - С. 87-97.

3. Богачев А.Л., Добржинский Ю.В. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» // Вологдинские чтения. - 2005. - № 53. - С. 90-95.

4. Принятие решений на основе метода анализа иерархий: методические указания к лабораторной работе N2 по курсу \"Теория принятия решений\"/ Уфимск. гос. техн. унив.; Составитель: Насыров Р.В.,– Уфа, 1998.– 23 с

5. Свободная энциклопедия «Википедия»: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Captivate

6. Помощь русскоязычному пользователю Adobe Captivate 4: h**t://ruscaptivate.ucoz.r*/

7. Ермаков Д.С., Шульмин А.С., Шульмина Р.В. Технические и психолого-педагогические требования к разработке электронных учебных пособий // h**t://w*w.fa-kit.r*/main_dsp.php?top_id=1264.

8. Орлов С. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник. — СПб.: Питер, 2002.

9. Григорьев С.Г., Лобов И.Б. Интегративные подходы к формированию электронных учебных пособий курса информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2007. - № 4. - С. 44-46.

10. О внедрении компьютерных программ в образовательный процесс // Сб. науч. тр., посвященный Всероссийской научно-практической конференции «Технолого-экономическое образование в XXI в.». – Новокузнецк: КузГПА. 2004. – Т. 2. – С. 20–23.

11. Бутаков Е.А. Методы создания качественного программного обеспечения ЭВМ. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

12. Brenda Huettner. Adobe Captivate 4 The Definitive Guide // Jones and Bartlett Publishers: Boston, Toronto, London, Singapore. 2009. – С. 485.

Покупка готовой работы
Тема: «Мультимедиа adobe captivate. электронное учебное пособие»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика