Курсовая работа
«Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в условиях использования музыкальных произведений на уроках литературного чтения»
- 55 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы проблемы формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1.Нравственные представления как педагогическая категория 7
1.2.Особенности формирования нравственных представлений у младших школьников 15
1.3.Значение уроков литературного чтения в процессе формирования нравственных представлений младших школьников 25
Глава 2. Теоретические проблемы использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников 30
2.1.Музыка как вид искусства и средство воспитания 30
2.2.Особенности воздействия музыкального искусства на формирование личности 34
2.3.Анализ практического опыта использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных качеств личности 40
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинекий писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [31, с. 431]
4. Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
В России принята и реализуется Федеральная Программа развития образования, главной целью, которой является развитие системы образования в интересах формирования гармонически развитой, социально активной, творческой личности. Выполнение программы ориентировано на достижение двенадцати подцелей.
Многие из них ориентируют государство и общество на гармоничное развитие личности, усиление воспитательных функций образования, формирование нравственной природы подрастающего поколения (гражданственность, уважение к правам и свободе человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе).
Согласно ФГОС и основным учебным программа по литературному чтению в младших классах, цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского[3], Н.М.Болдырева[6], Н.К.Крупской[18], А.С.Макаренко[19],И.Ф.Харламова[32] и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Такие педагоги как Н.М.Болдырев[6], И.С.Марьенко[20], Л.А.Матвеева[21], Л.И.Божович[5] и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.
Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературного чтения.
Все вышеописанное подтверждает актуальность представленного исследования.
Объект – процесс формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет – использование музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель – выявить методические условия использования музыкальных произведений в процессе формирования нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Ha основе анализа психолого-педагогической, культурологической, философской, этнологической литературы дать характеристику и определить сущность нравственных представлений как педагогической категории;
2.Изучить особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста;
3.Определеить значение литературы в формировании нравственных представлений младших школьников;
4. Рассмотреть музыку как вид искусства и средство воспитания;
5.Рассмотреть роль музыки в формировании личности;
6. Проанализировать практический опыт применения музыкальных произведений в процессе формирования нравственных качеств личности младших школьников.
Известно, что нравственность является той основой, которая определяет жизнеспособность любого общества. В условиях всеобщей ломки старого уклада существуют два пути развития нравственности: либо душевное опустошение, нравственная деградация; либо - построение новой нравственной жизни на сознательной основе. Таким образом, возникает необходимость изучения реального состояния сознания личности, а именно ее нравственных представлений, в связи с чем, для полного понимания проблематики в рамках нашего исследования важно рассмотреть и проанализировать такие понятия как «нравственность», «нравственные представления».
В процессе обучения учащихся всегда ставится задача — точно определить механизмы формирования особенностей представлений у школьников. Понимание и учет психолого-педагогических особенностей представлений приобретает здесь особое значение еще и потому, что представление, по сравнению с понятием, претерпевает значительные изменения в результате сохранения. Масса представлений, формируемых в процессе обучения, должна служить эта-лоном опознания ситуаций, с которыми в жизни будет сталкиваться человек. Поэтому в обучении должно быть определено, как следует формировать представления. Соотношение образного и словесно-понятийного бывает при этом различным в зависимости от уровня развития субъекта, от этапа обучения, от содержания материала, от того, начинается образование понятия с восприятия объекта или с актуализации ранее сформированных представлений об этом объекте.
Как один из видов представлений выделяют нравственные представления. В научно-педагогической литературе нравственность (лат. Moralis - нравственный) трактуется как одна из форм общественного сознания, это совокупность принципов и норм поведения, охватьгоающих отношения людей друг к другу и к обществу [2, c. 29].
В философском энциклопедическом словаре дано такое определение: «Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общест-венных отношений» [25, с. 387]. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о мо-ральном значении всего происходящего вокруг.
В словаре СИ. Ожегова нравственность рассматривается как «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения» [21, c.9]. По определению В.И. Даля «нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [6, с. 58].
Нравственное развитие и саморазвитие личности происходит в процессе нравственного воспитания, которое представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание включает формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нормами нравственности и разумности, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек [23, c.36].
В основных документах об образовании: Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования, Конституция - подчеркивается значимость воспитания подрастающего поколения с учетом этнокультурной составляющей. Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций (ст. 2, №2, ст. 14, №2). Для реализации цели образования предложено расчленение общего содержания образования на изолированные компоненты: инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты, последний передав в ведение субъектов федерации.
Наиболее общей, стратегической целью образования сегодня должны стать воспроизводство и развитие культуры во всем ее многообразии. Об этом наглядно свидетельствует 14 статья в Законе «Об Образовании» : «Содержание
образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Содержание образования должно содействовать взаимопони-манию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [7, c.9].
В «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе» подчеркивается, что процесс развития образовательных систем в современном мире характеризуется «развитием системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу» [9, с. 4].
Кроме того, указывается, что систему искусствоведческих дисциплин необходимо направить на формирование у учащихся представлений о культуре народов России и мировой культуре.
Таким образом, в нашем исследовании специфика нравственных представлений определяется нравственным познанием окружающего культурного пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащемуся ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.
Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.
1. В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
2. Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.
3. Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения с использованием музыкальных произведений обеспечивается следующими условиями:
- формирование нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как музыкальные произведения позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.
- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.
Исследование подтверждает, что формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения с использованием музыкальных произведений способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.
И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Но это ли главная цель учителя?
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Изд-во "Прометей", 1990.
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.
3. Аристотель. Сочинения в 4 – х томах – М.: Просвещение 1984, т.4
4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М: Просвещение, 1979.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение, 1988.
6. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии – М.: Просвещение,1975.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М.: Просвещение, 1979.
8. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов – М.: Просвещение, 1978.
9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978
10. Дереклеева «Справочник классного руководителя» (1-4 класс). - М.: Просвещение, 2003
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М.: Наука, 1979, т.11
12. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 1977
13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – Л.: Ленинград, 1977
14. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М: Просвещение, 1979
15. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1996
16. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. – М.: Просвещение 1987 – 386 с.
17. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе // Вестник образования. 2000. № 9. С. 4-11.
18. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
19. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
20. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – М.: Просвещение,1976.
21. Мальцева Л.В. Развитие эмоционально-творческой деятельности младших школьников на уроках чтения.Опыт работы учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа»Мальцевой Л.В. – Федосеева, 2011.
22. Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника. – М.: Просвещение, 1985
23. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. Изд.2-е доп. и перераб. – М.: Цифра, 2009
24. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. 88 с.
25. Мухина В.С.»шестилетний ребенок в школе». – М.: Просвещение, 1986
26. Национальная доктрина образования в Российской Федера-ции//Совершенствование содержания высшего профессионального педагогического образования: Нормативные документы. Екатеринбург: УрГПУ, 2010. С. 3-8.
27. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 640 с.
28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание. – М.: Светочъ, 1995
29. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б. - М.: Наука, 1987
30. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
31. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.
32. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Уфа, 2002. 76 с.
33. Трофимова Е.Д.Формирование нравственный представлений младшин школьников на этнокультурном музыкальном материале [Электронный ресурс]: Дис. . канд. пед. наук:13.00.02.-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
34. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. 152 с.
35. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983. 160 с.
36. Хох И.Р. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностной сферой школьника // Музыка в школе. 2000. №1. С.3-17.
37. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. Екатеринбург: Уральское Изд-во, 2003.384 с.
38. Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8 – С. 109-110
39. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Наука, 1964.282 с.
Тема: | «Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в условиях использования музыкальных произведений на уроках литературного чтения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методы формирования навыков интонирования у учащихся дмш в процессе хоровой деятельности
Магистерская работа:
Технология воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Навыкы интонирования в хоре
Курсовая работа:
Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта