Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Стрессоустойчивость педагогических работников и ее повышение» - Дипломная работа

  • 90 страниц(ы)
фото автора

Автор: oli4ek

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы повышения стрессоустойчивости педагогических работников 7

1.1. Подходы к определению понятия «стресс» 7

1.2. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога 16

1.3.Психологические ресурсы повышения стрессоустойчивости 21

Выводы по Главе 1 27

Глава 2. Экспериментальное исследование психологических условий и ресурсов повышения стрессоустойчивости педагогических работников 29

2.1. Дизайн исследования 29

2.2.Результаты констатирующего эксперимента 32

2.3.Опыт повышения стрессоустойчивости педагогов 45

2.4. Результаты экспериментального исследования 49

Выводы по Главе 2 54

Заключение 56

Список литературы 61

Приложения 66


Введение

Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты.

Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес ученых и практиков, связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт пj проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом (В. Вундт, У. Джемс; Р. Йеркс, Дж. Додсон; У. Кеннон; Т. Кокс, К. Маккей; Р. Лазарус; и др.). Постоянно растет интерес к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблематикой занимались такие видные психологи, как: В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А. А. Виру, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, Г. И. Косицкий, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, И. Г. Малкина - Пых, В. Л. Марищук, К. И. Погодаев, Ю. В. Щербатых и др.

Имеющиеся психолого-педагогические исследования, однако, не дают достаточно четкого представления: о структурных компонентах стрессо-устойчивости педагогов, о способах, позволяющих личности мобилизоваться для адекватной оценки стрессовых воздействий и эффективного преодоления стресса в профессиональной деятельности, вследствие чего невозможно отразить всю природу изучаемого явления. Все перечисленное обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: изучение стрессоустойчивости педагогических работников и путей ее повышения.

Объект исследования: стрессоустойчивость, ее проявления, пути по-вышения.

Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости педагога, психологические ресурсы.

Гипотезы исследования:

1.Существуют специфические особенности проявления стресса и стрессоустойчивости, характерные для профессиональной педагогической деятельности.

2.Стрессоустойчивость педагога можно повысить за счет системных изменений в его личности и деятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы стресса и стрессоустойчивости.

2. Определить особенности, структурные компоненты и психологические ресурсы стрессоустойчивости педагогов.

3. Предложить диагностический инструментарий, позволяющий оценивать степень стрессоустойчивости педагогов.

4. Разработать технологию повышения стрессоустойчивости педагогов.

5. Организовать и провести формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на повышение стрессоустойчивости педагогов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- психологические исследования педагогической деятельности (Б. М. Бим-Бад, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, СВ. Феоктистова, А. И. Щербаков и др.);

- положения о стрессоустойчивости личности (А. М. Боковиков, B. И. Моросанов, Л. Г. Дикой, М. И. Дьяченко, П. Б. Зильберман, К. Изард, В. Л. Маришук и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и для решения по-ставленных задач исследования были использованы следующие методы:

1) теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

2) констатирующий и формирующий эксперименты;

3) психодиагностические методики, включая:

- тест «Определение уровня стрессоустойчивости личности» Ю.В. Щербатых;

- методику комплексной оценки проявлений стресса Ю.В. Щербатых;

- опросник проявлений стресса (разработанный Визитовой С.Ю.);

- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Макла-кова, СВ. Чермянина;

- опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте (в адаптации Л. И: Вассермана; О. Е. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.);

- тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Нормана, Д. Ф. Эндлера Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (адаптированный вариант Т.А.Крюковой);

4) методы, математической и- статистической обработки материала: G-критерий знаков, Т - критерий Стьюдента, метод Фишера. Статистическая, обработка данных осуществлялась с использованием прикладных компьютерных программ: универсальной обработки и анализа данных в психологии и социальных науках SPSS, Microsoft Excel.

Опытно-экспериментальная; база исследования: в исследовании: приняли участие 20 педагогов МОУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Дно.

Научная новизна исследования:

- уточнены, дополнены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как системной интегративной и динамической харак-теристике- личности, которая определяется способностью субъекта осознанно включать, консолидировать № развивать собственные психологические ре-сурсы;

-выявлены и описаны, особенности проявления-, стресса: и стрессоустойчивости у педагогов, включающие; эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Доминирующая роль при этом отводится когнитивному компоненту, который; позволяет личности осознанно, целенаправленно, активно и рационально; воздействовать на стрессовую ситуацию, на собственное психическое; состояние, проявлять интуицию, креативность и гибкость в предупреждени и разрешении стрессовых ситуаций;

- разработана и апробирована технология повышения стрессоустойчивости, которая основана на идее актуализации и активизации психологических ресурсов личности, направлена на развитие структурных компонентов стрессоустойчивости педагогов.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложений.


Выдержка из текста работы

Понятие стресса в современном смысле сложилось в ходе слияния физиологических, психофизиологических, психологических исследований, где стресс определяется как многозначное явление, включающее в себя несколько значений:

- стресс как ответная реакция организма на травмирующее или превышающее его возможности воздействие;

- стресс как событие или ситуация, являющееся раздражающим феноменом, который несет дополнительную нагрузку, отягощает и усложняет течение событий;

- стресс как реакция на определенное событие, и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием).

Проблема стресса и стрессоустойчивости активно изучалась в зарубежной и отечественной психологии. Однако недостаточно изученным, в первую очередь, на экспериментальном уровне в настоящее время является вопрос о стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость выступает интегративным, системным и динамичным качеством, которое характеризуется степенью адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.д.) и внутренней (личной) среды и деятельности; определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и- социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.

В профессиональной сфере, в частности педагогической, стрессоустойчивость является качеством, значимым для педагога. Сохранение или повышение стрессоустойчивости педагогов связано с поиском определенных психологических ресурсов и структурных компонентов, помогающих человеку в преодолении стрессовых ситуаций.

Психологическими ресурсами стрессоустойчивости являются ресурсы адаптации, защиты и стратегий преодоления. Структурными компонентами стрессоустойчивости педагогов выступают эмоциональный (эмоциональная и нервно-психическая уравновешенность), поведенческий (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, ассертивное поведение, коммуникативные и межличностные навыки, толерантность) и когнитивный (аутопсихологическая компетентность, умение ставить цели и достигать результата, навыки эффективного преодоления стрессовых ситуаций).


Заключение

Резко возросшие в условиях усиления интенсификации труда требования к профессиональной деятельности педагога способствуют появлению у человека стрессовых состояний и потере способности эффективно справляться с критическими ситуациями.

Современное понимание стресса складывалось в процессе интеграции физиологических, психофизиологических, психологических аспектов исследований данного психологического феномена.

В нашем исследовании уточнено понятие стресса, который определяется: как ответная реакция организма на травмирующее воздействие; как ситуация, отягощающая и усложняющая течение событий; как эмоциональная реакция на определенное событие (стрессовое переживание).

Педагог в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевре-менно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных катего-рий, требующее интенсивной рефлексии. Педагогический стресс носит нако-пительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилиза-ции собственных психологических ресурсов. Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог на-чинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, по-веденческом, когнитивном. На основании анализа были выделены основные причины возникновения профессионального стресса у педагогов.

В представленном исследовании были определены основные понятия: стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость. Стрессоустойчивость может рассматриваться как интегративное свойство человека, характеризующее степень его адаптации к воздействию стресс-факторов внешней и внутренней среды и деятельности; определяющее уровень функциональной надежности и социальных механизмов регуляции; проявляющееся в активации ресурсов организма и психики, направленных на предупреждение нарушений работоспособности и поведения.

Эмоциональная устойчивость определена в исследовании как способ-ность успешно осуществлять требуемый уровень решения задач без ущерба для здоровья в напряженной эмоциогенной обстановке.

Стрессоустойчивость педагога имеет определенную структуру. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определены структурные компоненты стрессоустоичивости: эмоциональные (нервно-психическая уравновешенность, эмоциональная уравновешенность), поведенческие (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, ас-сертивное поведение, коммуникативные и межличностные навыки, толе-рантность), когнитивные (аутопсихологическая компетентность, навыки пре-одоления стрессовых ситуаций, умение ставить цели и достигать результата). Развитие данных структурных компонентов обеспечивает повышение стрессоустойчивости.

Можно утверждать, что вопрос о формировании у педагогов устойчивости к стрессовым ситуациям, умений оптимизировать и развивать собственные ресурсы адаптации, психологических защит и преодоления становится на современном этапе развития психологической науки достаточно востребованным.

Проведенный анализ литературных источников позволил выявить, что в формировании стрессоустойчивости большое значение имеют психологические ресурсы, за счет которых может быть обеспечено повышение стрессоустойчивости. В исследовании уточнено понятие ресурсов -совокупности внутренних и внешних эмоциональных, когнитивных и поведенческих возможностей, способствующих устойчивости и адаптации человека в экстремальных или критических ситуациях. В ходе исследования психологические ресурсы повышения стрессоустойчивости были определены как ресурсы адаптации, защиты и преодоления стресса.

Обобщая исследования по проблеме адаптации, мы определили, что в качестве адаптационных ресурсов повышения стрессоустойчивости могут выступать нервно-психическая устойчивость, адаптивность и коммуникативные способности человека. Адаптация, в свою очередь, может усиливаться осознанными зрелыми психологическими защитами, которые снижают состояние тревоги, способствуя гармонизации эмоциональной сферы.

В ходе исследования мы пришли к выводу о возможности эффективного и осознанного использования зрелых психологических защитных механизмов в качестве ресурса повышения стрессоустойчивости. На основе изученного были описаны психологические защиты и определены позиции каждого защитного механизма как психологического ресурса устойчивости к стрессу.

В качестве ресурсов преодоления, кроме адаптационного потенциала и зрелых психологических защит могут выступать, по нашему мнению, аде-кватные стратегии преодоления. В исследовании мы рассматриваем копинг или стратегии преодоления как совокупность когнитивных и поведенческих усилий человека для ослабления и стабилизации стрессовой ситуации и как ключевой ресурс преодоления стресса.

В дипломной работе нами были решены поставленные задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы стресса и стрессоустойчивости.

2. Определить особенности, структурные компоненты и психологические ресурсы стрессоустойчивости педагогов.

3. Предложить диагностический инструментарий, позволяющий оце-нивать степень стрессоустойчивости педагогов.

4. Разработать программу повышения стрессоустойчивости педагогов.

5. Организовать и провести формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на повышение стрессоустойчивости педагогов.

С учетом выявленных особенностей стресса и стрессоустойчивости педагогов, ее структуры и динамики в профессиональной деятельности мы пришли к выводу о возможности повысить уровень устойчивости к стрессу за счет активизации психологических ресурсов, имеющихся у каждого человека для адаптации, защиты и преодоления критических событий и развития определенных эмоциональных, поведенческих и когнитивных структурных компонентов. Результатом повышения стрессоустойчивости является наличие положительной устойчивой динамики стрессоустойчивости и качественных изменений во всех заданных структурных компонентах стрессоустойчивости со значимыми различиями до и после применения программы.

Формирующий эксперимент содержит разработку и реализацию программы повышения стрессоустойчивости. Предлагаемая программа повышения стрессоустойчивости включила в себя специально организованную деятельность, связанную с установлением целесообразных взаимоотношений субъектов между собой в процессе повышения стрессоустойчивости, что требует ориентации на групповые и индивидуальные формы взаимодействия, самостоятельную и совместную деятельность.

По окончании формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент. Необходимо отметить, что наиболее значимые результаты получены в результате организации процесса обучения, тренинговых занятий, консультаций, системы социальной поддержки и др., с выраженной направленностью на развитие структурных компонентов и привлечение психологических ресурсов адаптации, защиты и преодоления.

Таким образом, наше исследование показало, что значительные устойчивые изменения стрессоустойчивости педагогов возможны за счет активизации психологических ресурсов адаптации, защиты и преодоления. Привлечение этих психологических ресурсов обеспечивает развитие необходимых структурных компонентов стрессоустойчивости личности и формирование необходимого уровня стрессоустойчивого поведения. Повышение стрессоустойчивости возможно осуществлять за счет активного и осознанного поведения, адекватного эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию, структурирования времени и внесения смысла в ситуацию, конструктивных форм самоутверждения и поддержания самооценки в ответ на стрессовое воздействие и др.

Устойчивое повышение уровня стрессоустойчивости позволяет, в свою очередь, усиливать и накапливать психологические ресурсы преодоления и противостояния стрессу, обеспечивая достижение устойчивого результата в формировании стрессоустойчивого поведения.

Полученные результаты исследования могут быть применены в прак-тике с точки зрения необходимости рассматривать целостный набор факторов и взаимоотношений, влияющих на стрессовую ситуацию, а не отдельные индивидуально-психологические характеристики личности и особенности ее стрессоустойчивости.


Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб.-: Речь, 2004. — 166 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. — СПб., 2001. — 304 с.

3. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства [Текст]: дис. . канд. психол. наук. - СПб., 1995. - 214 с.

4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.

5. Бим - Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций [Текст] / Б.М. Бим - Бад. - М.: УРАО. 2003. - с.

6. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.23.Боковиков, A.M. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности) [Текст]: автореф. дис. . канд. психол. Наук / A.M. Боковиков. - М., 1998.

7. Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст]: избранные труды / С.К. Бондырева. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 296 с.

8. Величковский, Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние — устойчивая черта» [Текст] / Б.Б. Величковский, М.И. Марьин. - Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2.

9. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. [Текст] / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. - 251 с.

10. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб., 2005. - 270 с.

11. Гиссена, Л.Д. Время стрессов [Текст] / Л.Д. Гиссена. — М., 1990. -192 с.

12. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

13. Дикая, Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст] / Л.Г. Дикая // Психофизиология: учебник для вузов; под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 379 - 393.

14. Дикая, Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке [Текст] / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. № 6. - С. 18 - 37.

15. Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния [Текст] / А. Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. - С. 144 - 156.

16. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда; под ред. Е.А. Милеряна. — М.: Наука, 1974.-С. 138-172.

17. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ,1980. - 440 с.

18. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами [Текст] / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Изд-во «Питер», 2003. - 198 с.

19. Каменюкин, A.F. Антистресс — тренинг [Текст] / А.Г. Каменю-кин, Д.В. Ковнак. - СПб., 2004. - 192с.

20. Киршбаум, Э. Психологическая защита [Текст] / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - М., 2000. - 181 с.

21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-смык. - М.: Наука, 1963. — 368 с.

22. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. — М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.-400 с.

23. Кокс, Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс; пер. с англ. — М.: Медицина, 1961.-216 с.

24. Криулина, А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Раз-мышления психолога) [Текст] / А.А. Криулина. — М., ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.

25. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: труды международного симпозиума; пер. с англ. — Л.: Медицина, 1970. — С. 176 - 208.

26. Леонова, А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст]/ А.Б. Леонова // Психологический журнал. - № 2, 2004. - С. 75 - 85.

27. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. -М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. - 613 с.

28. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

29. Маркова, А.К. Психология профессионализма труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

30. Медведев, В.И. Функциональные состояния человека [Текст] / В.И. Медведев, А.Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности; под ред. В.И. Медведева. - СПб.: Наука, 1993. - С. 25 - 61.

31. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты [Текст] / В.И. Моросанова, А.О. Агафонова // Психология психических состояний; под ред. А.О. Прохорова. Вып. 3. - Казань - Набережные Челны, 2001. — 314 с.

32. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Моросанова. -М.: Наука, 2001. - 197 с.

33. Основы социально-психологических исследований [Текст]/ Л.В. Осипова // учебник для вузов; под общей ред. акад. РАО, проф. А.А. Бодале-ва, акад. РАО, проф. А.А. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л.Г. Лаптева. — М.: Гардарики, 2007. — 334 с.

34. Рогозин, М. Психический стресс и психические расстройства [Текст] / М. Рогозин. По материалам зарубежных исследований // Журн. Невропатология и психиатрия. — 1962 . — Т. 62, № 11, С. 173-174.

35. Романова, Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты [Текст] /Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - М., 1996. - 346 с.

36. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982.- 128 с.

37. Фельдштейн, Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии • [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2008. — № 1. -С. 3-12.

38. Фельдштейн, Д. И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2003. - № 4. - 286 с.

39. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / Л. Фес-тингер. - СПб., 1999. - 217 с.

40. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

41. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания [Текст] / Г. Фоллмер.-М., 1998. - 277 с.

42. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / 3. Фрейд. — Сб. произведений; сост. M.Г. Ярошевский. — М., 1989; — 448 с.

43. Фромм, Э; Человек для себя: [Текст] / Э.Фромм;, Пер. с англ. и послесл. Л.А.Чернышевой.—Мн.: Коллегиум,. 1992; — 253с.

44. Чирков, Ю.Р. Стресс без стресса [Текст] / Ю;Б. Чирков. — М:, 1988:-176с.

45. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. —М, 1969:-С. 78.

46. Шкорбатов, Б.Л; Основные черты адаптации биологических систем; [Текст] /Е.Л.Шкорбатов//Общая биология. — 1971.— Т. 32. №2.

47. Шмальгаузен И:И: Факторы эволюции (теории стабилизирующегося отбора) [Текст]?/ И:И: Шмальгаузен: —М-:, 1968.

48. Щербаков, А.И: Психологические основы;формирования личности советского учителя [Текст]*/ А.И: Щербаков. - Л.: Просвещение, 1967.

49. Щербаков, А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. [Текст] / А.И. Щербаков // Психология, труда и личности учителя. Вып. 1. - Л., 1976. — 76 с.

50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250 с.

51. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

52. Эверли, Дж. С. Стресс. Природа и лечение [Текст] / Дж. С. Эвер-ли // Москва: Медицина, 1985. - 224 с.


Тема: «Стрессоустойчивость педагогических работников и ее повышение»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика