Дипломная работа
«Стрессоустойчивость педагогических работников и ее повышение»
- 90 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы повышения стрессоустойчивости педагогических работников 7
1.1. Подходы к определению понятия «стресс» 7
1.2. Стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности педагога 16
1.3.Психологические ресурсы повышения стрессоустойчивости 21
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических условий и ресурсов повышения стрессоустойчивости педагогических работников 29
2.1. Дизайн исследования 29
2.2.Результаты констатирующего эксперимента 32
2.3.Опыт повышения стрессоустойчивости педагогов 45
2.4. Результаты экспериментального исследования 49
Выводы по Главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 61
Приложения 66
Педагогическая профессия относится к категории профессий, особо уязвимых перед стрессом, так как педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с людьми, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты.
Проблема стресса традиционно вызывает большой интерес ученых и практиков, связывает между собой многие фундаментальные и прикладные исследования. Обширный научный опыт пj проблеме изучения и борьбы со стрессами накоплен за рубежом (В. Вундт, У. Джемс; Р. Йеркс, Дж. Додсон; У. Кеннон; Т. Кокс, К. Маккей; Р. Лазарус; и др.). Постоянно растет интерес к исследованию темы стресса и стрессоустойчивости в отечественной науке. Данной проблематикой занимались такие видные психологи, как: В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, А. А. Виру, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, Г. И. Косицкий, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, И. Г. Малкина - Пых, В. Л. Марищук, К. И. Погодаев, Ю. В. Щербатых и др.
Имеющиеся психолого-педагогические исследования, однако, не дают достаточно четкого представления: о структурных компонентах стрессо-устойчивости педагогов, о способах, позволяющих личности мобилизоваться для адекватной оценки стрессовых воздействий и эффективного преодоления стресса в профессиональной деятельности, вследствие чего невозможно отразить всю природу изучаемого явления. Все перечисленное обусловливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: изучение стрессоустойчивости педагогических работников и путей ее повышения.
Объект исследования: стрессоустойчивость, ее проявления, пути по-вышения.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости педагога, психологические ресурсы.
Гипотезы исследования:
1.Существуют специфические особенности проявления стресса и стрессоустойчивости, характерные для профессиональной педагогической деятельности.
2.Стрессоустойчивость педагога можно повысить за счет системных изменений в его личности и деятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы стресса и стрессоустойчивости.
2. Определить особенности, структурные компоненты и психологические ресурсы стрессоустойчивости педагогов.
3. Предложить диагностический инструментарий, позволяющий оценивать степень стрессоустойчивости педагогов.
4. Разработать технологию повышения стрессоустойчивости педагогов.
5. Организовать и провести формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на повышение стрессоустойчивости педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- психологические исследования педагогической деятельности (Б. М. Бим-Бад, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, СВ. Феоктистова, А. И. Щербаков и др.);
- положения о стрессоустойчивости личности (А. М. Боковиков, B. И. Моросанов, Л. Г. Дикой, М. И. Дьяченко, П. Б. Зильберман, К. Изард, В. Л. Маришук и др.).
Методы исследования. В соответствии с целью и для решения по-ставленных задач исследования были использованы следующие методы:
1) теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
2) констатирующий и формирующий эксперименты;
3) психодиагностические методики, включая:
- тест «Определение уровня стрессоустойчивости личности» Ю.В. Щербатых;
- методику комплексной оценки проявлений стресса Ю.В. Щербатых;
- опросник проявлений стресса (разработанный Визитовой С.Ю.);
- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Макла-кова, СВ. Чермянина;
- опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте (в адаптации Л. И: Вассермана; О. Е. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.);
- тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Нормана, Д. Ф. Эндлера Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (адаптированный вариант Т.А.Крюковой);
4) методы, математической и- статистической обработки материала: G-критерий знаков, Т - критерий Стьюдента, метод Фишера. Статистическая, обработка данных осуществлялась с использованием прикладных компьютерных программ: универсальной обработки и анализа данных в психологии и социальных науках SPSS, Microsoft Excel.
Опытно-экспериментальная; база исследования: в исследовании: приняли участие 20 педагогов МОУДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Дно.
Научная новизна исследования:
- уточнены, дополнены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как системной интегративной и динамической харак-теристике- личности, которая определяется способностью субъекта осознанно включать, консолидировать № развивать собственные психологические ре-сурсы;
-выявлены и описаны, особенности проявления-, стресса: и стрессоустойчивости у педагогов, включающие; эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Доминирующая роль при этом отводится когнитивному компоненту, который; позволяет личности осознанно, целенаправленно, активно и рационально; воздействовать на стрессовую ситуацию, на собственное психическое; состояние, проявлять интуицию, креативность и гибкость в предупреждени и разрешении стрессовых ситуаций;
- разработана и апробирована технология повышения стрессоустойчивости, которая основана на идее актуализации и активизации психологических ресурсов личности, направлена на развитие структурных компонентов стрессоустойчивости педагогов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложений.
Понятие стресса в современном смысле сложилось в ходе слияния физиологических, психофизиологических, психологических исследований, где стресс определяется как многозначное явление, включающее в себя несколько значений:
- стресс как ответная реакция организма на травмирующее или превышающее его возможности воздействие;
- стресс как событие или ситуация, являющееся раздражающим феноменом, который несет дополнительную нагрузку, отягощает и усложняет течение событий;
- стресс как реакция на определенное событие, и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием).
Проблема стресса и стрессоустойчивости активно изучалась в зарубежной и отечественной психологии. Однако недостаточно изученным, в первую очередь, на экспериментальном уровне в настоящее время является вопрос о стрессоустойчивости.
Стрессоустойчивость выступает интегративным, системным и динамичным качеством, которое характеризуется степенью адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.д.) и внутренней (личной) среды и деятельности; определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и- социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.
В профессиональной сфере, в частности педагогической, стрессоустойчивость является качеством, значимым для педагога. Сохранение или повышение стрессоустойчивости педагогов связано с поиском определенных психологических ресурсов и структурных компонентов, помогающих человеку в преодолении стрессовых ситуаций.
Психологическими ресурсами стрессоустойчивости являются ресурсы адаптации, защиты и стратегий преодоления. Структурными компонентами стрессоустойчивости педагогов выступают эмоциональный (эмоциональная и нервно-психическая уравновешенность), поведенческий (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, ассертивное поведение, коммуникативные и межличностные навыки, толерантность) и когнитивный (аутопсихологическая компетентность, умение ставить цели и достигать результата, навыки эффективного преодоления стрессовых ситуаций).
Резко возросшие в условиях усиления интенсификации труда требования к профессиональной деятельности педагога способствуют появлению у человека стрессовых состояний и потере способности эффективно справляться с критическими ситуациями.
Современное понимание стресса складывалось в процессе интеграции физиологических, психофизиологических, психологических аспектов исследований данного психологического феномена.
В нашем исследовании уточнено понятие стресса, который определяется: как ответная реакция организма на травмирующее воздействие; как ситуация, отягощающая и усложняющая течение событий; как эмоциональная реакция на определенное событие (стрессовое переживание).
Педагог в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевре-менно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных катего-рий, требующее интенсивной рефлексии. Педагогический стресс носит нако-пительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.
Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилиза-ции собственных психологических ресурсов. Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог на-чинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, по-веденческом, когнитивном. На основании анализа были выделены основные причины возникновения профессионального стресса у педагогов.
В представленном исследовании были определены основные понятия: стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость. Стрессоустойчивость может рассматриваться как интегративное свойство человека, характеризующее степень его адаптации к воздействию стресс-факторов внешней и внутренней среды и деятельности; определяющее уровень функциональной надежности и социальных механизмов регуляции; проявляющееся в активации ресурсов организма и психики, направленных на предупреждение нарушений работоспособности и поведения.
Эмоциональная устойчивость определена в исследовании как способ-ность успешно осуществлять требуемый уровень решения задач без ущерба для здоровья в напряженной эмоциогенной обстановке.
Стрессоустойчивость педагога имеет определенную структуру. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определены структурные компоненты стрессоустоичивости: эмоциональные (нервно-психическая уравновешенность, эмоциональная уравновешенность), поведенческие (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, ас-сертивное поведение, коммуникативные и межличностные навыки, толе-рантность), когнитивные (аутопсихологическая компетентность, навыки пре-одоления стрессовых ситуаций, умение ставить цели и достигать результата). Развитие данных структурных компонентов обеспечивает повышение стрессоустойчивости.
Можно утверждать, что вопрос о формировании у педагогов устойчивости к стрессовым ситуациям, умений оптимизировать и развивать собственные ресурсы адаптации, психологических защит и преодоления становится на современном этапе развития психологической науки достаточно востребованным.
Проведенный анализ литературных источников позволил выявить, что в формировании стрессоустойчивости большое значение имеют психологические ресурсы, за счет которых может быть обеспечено повышение стрессоустойчивости. В исследовании уточнено понятие ресурсов -совокупности внутренних и внешних эмоциональных, когнитивных и поведенческих возможностей, способствующих устойчивости и адаптации человека в экстремальных или критических ситуациях. В ходе исследования психологические ресурсы повышения стрессоустойчивости были определены как ресурсы адаптации, защиты и преодоления стресса.
Обобщая исследования по проблеме адаптации, мы определили, что в качестве адаптационных ресурсов повышения стрессоустойчивости могут выступать нервно-психическая устойчивость, адаптивность и коммуникативные способности человека. Адаптация, в свою очередь, может усиливаться осознанными зрелыми психологическими защитами, которые снижают состояние тревоги, способствуя гармонизации эмоциональной сферы.
В ходе исследования мы пришли к выводу о возможности эффективного и осознанного использования зрелых психологических защитных механизмов в качестве ресурса повышения стрессоустойчивости. На основе изученного были описаны психологические защиты и определены позиции каждого защитного механизма как психологического ресурса устойчивости к стрессу.
В качестве ресурсов преодоления, кроме адаптационного потенциала и зрелых психологических защит могут выступать, по нашему мнению, аде-кватные стратегии преодоления. В исследовании мы рассматриваем копинг или стратегии преодоления как совокупность когнитивных и поведенческих усилий человека для ослабления и стабилизации стрессовой ситуации и как ключевой ресурс преодоления стресса.
В дипломной работе нами были решены поставленные задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы стресса и стрессоустойчивости.
2. Определить особенности, структурные компоненты и психологические ресурсы стрессоустойчивости педагогов.
3. Предложить диагностический инструментарий, позволяющий оце-нивать степень стрессоустойчивости педагогов.
4. Разработать программу повышения стрессоустойчивости педагогов.
5. Организовать и провести формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на повышение стрессоустойчивости педагогов.
С учетом выявленных особенностей стресса и стрессоустойчивости педагогов, ее структуры и динамики в профессиональной деятельности мы пришли к выводу о возможности повысить уровень устойчивости к стрессу за счет активизации психологических ресурсов, имеющихся у каждого человека для адаптации, защиты и преодоления критических событий и развития определенных эмоциональных, поведенческих и когнитивных структурных компонентов. Результатом повышения стрессоустойчивости является наличие положительной устойчивой динамики стрессоустойчивости и качественных изменений во всех заданных структурных компонентах стрессоустойчивости со значимыми различиями до и после применения программы.
Формирующий эксперимент содержит разработку и реализацию программы повышения стрессоустойчивости. Предлагаемая программа повышения стрессоустойчивости включила в себя специально организованную деятельность, связанную с установлением целесообразных взаимоотношений субъектов между собой в процессе повышения стрессоустойчивости, что требует ориентации на групповые и индивидуальные формы взаимодействия, самостоятельную и совместную деятельность.
По окончании формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент. Необходимо отметить, что наиболее значимые результаты получены в результате организации процесса обучения, тренинговых занятий, консультаций, системы социальной поддержки и др., с выраженной направленностью на развитие структурных компонентов и привлечение психологических ресурсов адаптации, защиты и преодоления.
Таким образом, наше исследование показало, что значительные устойчивые изменения стрессоустойчивости педагогов возможны за счет активизации психологических ресурсов адаптации, защиты и преодоления. Привлечение этих психологических ресурсов обеспечивает развитие необходимых структурных компонентов стрессоустойчивости личности и формирование необходимого уровня стрессоустойчивого поведения. Повышение стрессоустойчивости возможно осуществлять за счет активного и осознанного поведения, адекватного эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию, структурирования времени и внесения смысла в ситуацию, конструктивных форм самоутверждения и поддержания самооценки в ответ на стрессовое воздействие и др.
Устойчивое повышение уровня стрессоустойчивости позволяет, в свою очередь, усиливать и накапливать психологические ресурсы преодоления и противостояния стрессу, обеспечивая достижение устойчивого результата в формировании стрессоустойчивого поведения.
Полученные результаты исследования могут быть применены в прак-тике с точки зрения необходимости рассматривать целостный набор факторов и взаимоотношений, влияющих на стрессовую ситуацию, а не отдельные индивидуально-психологические характеристики личности и особенности ее стрессоустойчивости.
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб.-: Речь, 2004. — 166 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. — СПб., 2001. — 304 с.
3. Баранов, А. А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства [Текст]: дис. . канд. психол. наук. - СПб., 1995. - 214 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. — Л.: Наука, 1988. — 270 с.
5. Бим - Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций [Текст] / Б.М. Бим - Бад. - М.: УРАО. 2003. - с.
6. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.23.Боковиков, A.M. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности) [Текст]: автореф. дис. . канд. психол. Наук / A.M. Боковиков. - М., 1998.
7. Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст]: избранные труды / С.К. Бондырева. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 296 с.
8. Величковский, Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние — устойчивая черта» [Текст] / Б.Б. Величковский, М.И. Марьин. - Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2007. № 2.
9. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. [Текст] / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2009. - 251 с.
10. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб., 2005. - 270 с.
11. Гиссена, Л.Д. Время стрессов [Текст] / Л.Д. Гиссена. — М., 1990. -192 с.
12. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А.А. Деркач. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.
13. Дикая, Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст] / Л.Г. Дикая // Психофизиология: учебник для вузов; под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 379 - 393.
14. Дикая, Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке [Текст] / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. № 6. - С. 18 - 37.
15. Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния [Текст] / А. Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991. - С. 144 - 156.
16. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда; под ред. Е.А. Милеряна. — М.: Наука, 1974.-С. 138-172.
17. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ,1980. - 440 с.
18. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами [Текст] / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Изд-во «Питер», 2003. - 198 с.
19. Каменюкин, A.F. Антистресс — тренинг [Текст] / А.Г. Каменю-кин, Д.В. Ковнак. - СПб., 2004. - 192с.
20. Киршбаум, Э. Психологическая защита [Текст] / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - М., 2000. - 181 с.
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-смык. - М.: Наука, 1963. — 368 с.
22. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. — М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.-400 с.
23. Кокс, Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс; пер. с англ. — М.: Медицина, 1961.-216 с.
24. Криулина, А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Раз-мышления психолога) [Текст] / А.А. Криулина. — М., ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
25. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: труды международного симпозиума; пер. с англ. — Л.: Медицина, 1970. — С. 176 - 208.
26. Леонова, А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции [Текст]/ А.Б. Леонова // Психологический журнал. - № 2, 2004. - С. 75 - 85.
27. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. -М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. - 613 с.
28. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
29. Маркова, А.К. Психология профессионализма труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
30. Медведев, В.И. Функциональные состояния человека [Текст] / В.И. Медведев, А.Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности; под ред. В.И. Медведева. - СПб.: Наука, 1993. - С. 25 - 61.
31. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности саморегуляции и личностные защиты [Текст] / В.И. Моросанова, А.О. Агафонова // Психология психических состояний; под ред. А.О. Прохорова. Вып. 3. - Казань - Набережные Челны, 2001. — 314 с.
32. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Моросанова. -М.: Наука, 2001. - 197 с.
33. Основы социально-психологических исследований [Текст]/ Л.В. Осипова // учебник для вузов; под общей ред. акад. РАО, проф. А.А. Бодале-ва, акад. РАО, проф. А.А. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л.Г. Лаптева. — М.: Гардарики, 2007. — 334 с.
34. Рогозин, М. Психический стресс и психические расстройства [Текст] / М. Рогозин. По материалам зарубежных исследований // Журн. Невропатология и психиатрия. — 1962 . — Т. 62, № 11, С. 173-174.
35. Романова, Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты [Текст] /Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - М., 1996. - 346 с.
36. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982.- 128 с.
37. Фельдштейн, Д. И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии • [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2008. — № 1. -С. 3-12.
38. Фельдштейн, Д. И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2003. - № 4. - 286 с.
39. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / Л. Фес-тингер. - СПб., 1999. - 217 с.
40. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
41. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания [Текст] / Г. Фоллмер.-М., 1998. - 277 с.
42. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / 3. Фрейд. — Сб. произведений; сост. M.Г. Ярошевский. — М., 1989; — 448 с.
43. Фромм, Э; Человек для себя: [Текст] / Э.Фромм;, Пер. с англ. и послесл. Л.А.Чернышевой.—Мн.: Коллегиум,. 1992; — 253с.
44. Чирков, Ю.Р. Стресс без стресса [Текст] / Ю;Б. Чирков. — М:, 1988:-176с.
45. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. —М, 1969:-С. 78.
46. Шкорбатов, Б.Л; Основные черты адаптации биологических систем; [Текст] /Е.Л.Шкорбатов//Общая биология. — 1971.— Т. 32. №2.
47. Шмальгаузен И:И: Факторы эволюции (теории стабилизирующегося отбора) [Текст]?/ И:И: Шмальгаузен: —М-:, 1968.
48. Щербаков, А.И: Психологические основы;формирования личности советского учителя [Текст]*/ А.И: Щербаков. - Л.: Просвещение, 1967.
49. Щербаков, А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. [Текст] / А.И. Щербаков // Психология, труда и личности учителя. Вып. 1. - Л., 1976. — 76 с.
50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250 с.
51. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
52. Эверли, Дж. С. Стресс. Природа и лечение [Текст] / Дж. С. Эвер-ли // Москва: Медицина, 1985. - 224 с.
Тема: | «Стрессоустойчивость педагогических работников и ее повышение» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 90 | |
Цена: | 4000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Ответы на тесты введение в педагогическую деятельность
ВКР:
Организационно-методические аспекты дистанционной формы повышения квалификации педагогических работников
Дипломная работа:
Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Разработка системы аттестации педагогических работников в системе профессионального образования
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия проведения экспертизы в образовательном процессе