Курсовая работа

«Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств»

  • 56 страниц(ы)
  • 2711 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: oli4ek

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Сущность категории отношение к учению 6

1.2. Способы формирования положительного отношения к обучению 14

1.3. Возможности детской школы искусств в формировании положительного отношения к обучению 27

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХСЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 30

2.1.Характеристика отношения к обучению музыке у учащихся младшего школьного возраста в начале экспериментальной работы 30

2.2. Характеристика процесса и результатов работы по формированию положительного отношения к обучению музыке у детей младшего школьного возраста 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ А 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55

Актуальность темы исследования «Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств», обусловлена следующими причинами.

Одним из ведущих направлений Концепции художественного образования России является привлечение ресурсов художественно-практической деятельности в целях личностного развития детей. В комплексе проблем, связных с реализацией воспитательного потенциала музыкального искусства, в качестве ключевой выделяется проблема развития у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности.

Исследования в сфере музыкальной педагогики (Ю.Б. Алиев, Л.И. Анциферова, Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, З.П. Морозова, Т. Э. Тютюнникова, О. П. Радынова, A.B. Школяр, Э.Б. Абдуллин и др.) доказывают, что самовыражение ребенка в музыкальной деятельности выступает необходимым условием для развития его творческой активности, гармонизации эмоциональной сферы, формирования социальных и духовно-нравственных основ личности. Вместе с тем, традиционная академическая модель построения музыкального образования выполняет специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Ситуация тренажа, многократного повторения похожих упражнений, в которую попадает ребенок на начальном этапе музыкального обучения, зачастую снижает его мотивацию к музыкальной деятельности. В связи с этим, проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса возникают с первых месяцев обучения ребенка музыке.

Отношение ребенка к музыкальной деятельности чаще всего в педагогической литературе рассматривается в связи с музыкальными способностями (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), с традициями музыкального воспитания в семье (Г. Виндт, JT.M. Гольмстрем, JT.B. Матвеева, В.Я. Стоюнин, E.H. Федорович).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, Я.З. Неверович и др.). Однако, в музыкально-педагогических исследованиях изучению мотивов к музыкальной деятельности у детей 7-10-летнего возраста, а также мотивации современных родителей к музыкальному обучению детей, уделено недостаточное внимание.

Все вышеописанное обусловливает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – формирование положительного отношения к обучению

Предмет – формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся сельской детской школы искусств младшего школьного возраста.

Цель – выявление педагогических условий, способствующих формированию положительного отношения к обучению музыке учащихся сельской детской школы искусств;

Гипотеза - формирование положительного отношения учащихся ДШИ младшего школьного возраста к обучению музыки происходит при условии включения детей в обсуждение своего отношения к обучению в ДШИ, возникающих проблем, в осмысление своих перспектив в рамках специальной дисциплины «Мотивационный час».

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность понятий отношение, отношение к учению;

2. Выявить виды и признаки отношения к учению;

3. Охарактеризовать основные способы формирования положительного отношения к обучению музыке;

4. Рассмотреть возможности ДШИ в формировании положительного отношения к обучению музыке у учащихся сельской детской школы искусств.

Методы исследования, использованные в данной работе: изучение литературы, наблюдение, опрос, эксперимент.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ирбитская детская школа искусств».

Согласно мнению Л.И. Божович [3, с.49], в психологии и педагогике одним и тем же понятием «отношение» обозначаются, по-существу, разные явления.

Во-первых, понятием «отношение» обычно обозначаются те объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами. Например, став школьником, ребенок с неизбежностью вступает в новые отношения с людьми: к учителю он становится в отношение ученика, обязанного подчиняться всем его требованиям; к своим одноклассникам он становится в отношение члена единого учебно-трудового коллектива; в семье он также начинает занимать новое место, соответственно которому строятся и его отношения с родителями. Изменяется и характер деятельности ребенка и то объективное отношение, в которое он к ней становится. Учение приобретает характер обязательной деятельности, игра отходит на второй план, труд выступает перед ребенком в форме постоянных обязанностей, выполнения которых от него требуют окружающие, и пр.[3, с.49].

Во-вторых, понятием «отношение» обозначается в психологии и то, как сам ребенок относится к действительности, иначе говоря, его субъективное отношение. Это отношение определяется уже ранее сложившимися, под воздействием условий жизни и воспитания, качествами его личности, — его переживаниями, взглядами, потребностями, стремлениями и пр. Мы говорим, например, что у этого ребенка серьезное, ответственное отношение к учению, а у другого — безразличное или небрежное, что один ребенок относится к родителям с любовью и уважением, а другой — снисходительно, эгоистично и т.д.

Необходимо различать оба эти вида отношений, хотя они и находятся в единстве друг с другом. Объективный характер отношений, которые складываются между ребенком и действительностью, место, которое ребенок занимает в жизни, система доступных ему общественных отношений, в которые он вступает, деятельность, которую он выполняет, — определяют его психику, формируют его личность. В образе жизни ребенка мы ищем объяснения особенностям его личности. Вместе с тем, наличие уже ранее сформировавшихся, под влиянием тех же объективных условиях, особенностей личности ребенка, наличие у него тех или иных переживаний, взглядов, потребностей и стремлений, в свою очередь, оказывают решающее влияние на характер его личного, субъективного отношения к действительности и сказываются на его жизни и на его деятельности.

В данном исследовании представлен анализ проблемы формирования положительного отношения к обучению музыке у учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств.

Для достижения поставленной цели, нами была раскрыта сущность понятий отношение, отношение к учению; выявлены виды и признаки отношения к учению; охарактеризованы основные способы формирования положительного отношения к обучению музыке; рассмотрены возможности ДШИ в формировании положительного отношения к обучению музыке у учащихся сельской детской школы искусств.

По итогам представленной работы можно сделать ряд выводов:

На основе анализа работ ученых, было выявлено, что отношение – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности.

Отношение к учению – это, во-первых, те объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами. Во-вторых, понятием «отношение» обозначается в психологии и то, как сам ребенок относится к действительности, иначе говоря, его субъективное отношение.

Отношения к учению делятся на отрицательное, нейтральное и положительное.

Положительное отношение к учению - это постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

Положительное отношение к учению - это постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

Развитие положительного отношения к учению идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Устойчиво положительное отношение учащихся ДШИ к обучению музыки обусловлено взаимодействием преподавателя и учащегося при передаче и усвоении знаний, налаживанием сотрудничества с учащимися и их родителями, обеспечением психологической безопасности учащихся, достижением конечного результата с помощью полученных знаний, умений и навыков и коррекций поведения.

Нами были выбраны методики измерения отношения к обучению музыке для учащихся подготовительных классов ДШИ и было проведено эмпирическое исследование для проверки выдвинутой гипотезы, согласно которой, формирование положительного отношения учащихся ДШИ к обучению музыки происходит при условии включения детей в обсуждение своего отношения к обучению в ДШИ, возникающих проблем, в осмысление своих перспектив в рамках специальной дисциплины «Мотивационный час».

Сопоставив данные, полученные при анализе анкет родителей и учащихся можно сделать вывод, что в экспериментальной группе появилось у многих учащихся более позитивное отношение к обучению музыке. Они стали проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями и творчеством как в музыкальной школе, так и дома. Появилось желание играть «для себя», «для души», через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.

Обобщая полученные данные, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие, - М.: Дело, 1999.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2000.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Наука, 1995.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководства. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Московского университета, 1990.

6. Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и его структура. // «Мир психологии». - 2001, № 1.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1987.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с фран. – М.: Мир, 1996.

10. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. – М.: Наука, 1997.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

12. Дубовицкая Т.Х. К проблеме диагностики учебной мотивации.// «Вопросы психологии». - 2005, № 1.

13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология психологического творчества. – М.: Академический проект, 2003.

14. Запорожец А. Психология действия. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2000.

15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004.

16. Исследование проблем психологии творчества./ Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.

17. Куликовская О.Б. Развитие фантазии на уроках музыки.//«Журнал прикладной психологии». – 1998, № 4.

18. Люшер М. Магия цвета. – Харьков.:АО «СФЕРА»;«Сварог», 1996.

19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

20. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.

21. Математические методы в психологии: Учебное пособие. 2-е изд./Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии; Сост. Т.Г.Попова.- Красноярск: Изд-во «Велес», 2002.

22. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. – М.: Смысл, 1996.

23. Мелик-Пошаев А.А. Ступеньки к творчеству. – М.: Просвещение, 1987.

24. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности. // «Психологический журнал». – 2001, № 2.

25. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.

26. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции. - Журнал «Вопросы психологии». - 2003, № 3.

27. Психология процессов художественного творчества / Под ред. С.Б. Мейлах, Н.А. Хренова. - Л.: Наука, 1980.

28. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная) / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990.

29. Резерв успеха – творчество / Под редакцией Г. Нойнера, В.Волвейта, Х.Клейна – М.: Просвещение, 1989.

30. Розин В.М. Эмоции в искусстве, искусство – психотехника эмоций.//«Мир психологии». - 2002, № 4.

31. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: Эксмо, 2001.

32. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – 4-е изд. – М.: «Академия», 1997.

33. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.

34. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.: Эксмо, 2007.

35. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. – М.: Флинта, 2003.

36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 1999.

37. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Лотос, 2003.

38. Яголковский С.Р. Эмоция в пространстве творчества и эмоциональная составляющая творчества. // «Мир психологии». - 2002, № 4.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 56
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика