Курсовая работа

«Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств»

  • 56 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Сущность категории отношение к учению 6

1.2. Способы формирования положительного отношения к обучению 14

1.3. Возможности детской школы искусств в формировании положительного отношения к обучению 27

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХСЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 30

2.1.Характеристика отношения к обучению музыке у учащихся младшего школьного возраста в начале экспериментальной работы 30

2.2. Характеристика процесса и результатов работы по формированию положительного отношения к обучению музыке у детей младшего школьного возраста 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ А 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 55

Введение

Актуальность темы исследования «Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств», обусловлена следующими причинами.

Одним из ведущих направлений Концепции художественного образования России является привлечение ресурсов художественно-практической деятельности в целях личностного развития детей. В комплексе проблем, связных с реализацией воспитательного потенциала музыкального искусства, в качестве ключевой выделяется проблема развития у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности.

Исследования в сфере музыкальной педагогики (Ю.Б. Алиев, Л.И. Анциферова, Е.П. Кабкова, М.С. Красильникова, З.П. Морозова, Т. Э. Тютюнникова, О. П. Радынова, A.B. Школяр, Э.Б. Абдуллин и др.) доказывают, что самовыражение ребенка в музыкальной деятельности выступает необходимым условием для развития его творческой активности, гармонизации эмоциональной сферы, формирования социальных и духовно-нравственных основ личности. Вместе с тем, традиционная академическая модель построения музыкального образования выполняет специальную роль: обучение игре на инструментах и получение музыкальных знаний. Ситуация тренажа, многократного повторения похожих упражнений, в которую попадает ребенок на начальном этапе музыкального обучения, зачастую снижает его мотивацию к музыкальной деятельности. В связи с этим, проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса возникают с первых месяцев обучения ребенка музыке.

Отношение ребенка к музыкальной деятельности чаще всего в педагогической литературе рассматривается в связи с музыкальными способностями (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова), с традициями музыкального воспитания в семье (Г. Виндт, JT.M. Гольмстрем, JT.B. Матвеева, В.Я. Стоюнин, E.H. Федорович).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что старший дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивным периодом в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.С. Денисенкова, Н.В. Елфимова, А.Н. Леонтьев, М.В. Матюхина, Я.З. Неверович и др.). Однако, в музыкально-педагогических исследованиях изучению мотивов к музыкальной деятельности у детей 7-10-летнего возраста, а также мотивации современных родителей к музыкальному обучению детей, уделено недостаточное внимание.

Все вышеописанное обусловливает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – формирование положительного отношения к обучению

Предмет – формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся сельской детской школы искусств младшего школьного возраста.

Цель – выявление педагогических условий, способствующих формированию положительного отношения к обучению музыке учащихся сельской детской школы искусств;

Гипотеза - формирование положительного отношения учащихся ДШИ младшего школьного возраста к обучению музыки происходит при условии включения детей в обсуждение своего отношения к обучению в ДШИ, возникающих проблем, в осмысление своих перспектив в рамках специальной дисциплины «Мотивационный час».

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность понятий отношение, отношение к учению;

2. Выявить виды и признаки отношения к учению;

3. Охарактеризовать основные способы формирования положительного отношения к обучению музыке;

4. Рассмотреть возможности ДШИ в формировании положительного отношения к обучению музыке у учащихся сельской детской школы искусств.

Методы исследования, использованные в данной работе: изучение литературы, наблюдение, опрос, эксперимент.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ирбитская детская школа искусств».

Фрагмент работы

Согласно мнению Л.И. Божович [3, с.49], в психологии и педагогике одним и тем же понятием «отношение» обозначаются, по-существу, разные явления.

Во-первых, понятием «отношение» обычно обозначаются те объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами. Например, став школьником, ребенок с неизбежностью вступает в новые отношения с людьми: к учителю он становится в отношение ученика, обязанного подчиняться всем его требованиям; к своим одноклассникам он становится в отношение члена единого учебно-трудового коллектива; в семье он также начинает занимать новое место, соответственно которому строятся и его отношения с родителями. Изменяется и характер деятельности ребенка и то объективное отношение, в которое он к ней становится. Учение приобретает характер обязательной деятельности, игра отходит на второй план, труд выступает перед ребенком в форме постоянных обязанностей, выполнения которых от него требуют окружающие, и пр.[3, с.49].

Во-вторых, понятием «отношение» обозначается в психологии и то, как сам ребенок относится к действительности, иначе говоря, его субъективное отношение. Это отношение определяется уже ранее сложившимися, под воздействием условий жизни и воспитания, качествами его личности, — его переживаниями, взглядами, потребностями, стремлениями и пр. Мы говорим, например, что у этого ребенка серьезное, ответственное отношение к учению, а у другого — безразличное или небрежное, что один ребенок относится к родителям с любовью и уважением, а другой — снисходительно, эгоистично и т.д.

Необходимо различать оба эти вида отношений, хотя они и находятся в единстве друг с другом. Объективный характер отношений, которые складываются между ребенком и действительностью, место, которое ребенок занимает в жизни, система доступных ему общественных отношений, в которые он вступает, деятельность, которую он выполняет, — определяют его психику, формируют его личность. В образе жизни ребенка мы ищем объяснения особенностям его личности. Вместе с тем, наличие уже ранее сформировавшихся, под влиянием тех же объективных условиях, особенностей личности ребенка, наличие у него тех или иных переживаний, взглядов, потребностей и стремлений, в свою очередь, оказывают решающее влияние на характер его личного, субъективного отношения к действительности и сказываются на его жизни и на его деятельности.

Заключение

В данном исследовании представлен анализ проблемы формирования положительного отношения к обучению музыке у учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств.

Для достижения поставленной цели, нами была раскрыта сущность понятий отношение, отношение к учению; выявлены виды и признаки отношения к учению; охарактеризованы основные способы формирования положительного отношения к обучению музыке; рассмотрены возможности ДШИ в формировании положительного отношения к обучению музыке у учащихся сельской детской школы искусств.

По итогам представленной работы можно сделать ряд выводов:

На основе анализа работ ученых, было выявлено, что отношение – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности.

Отношение к учению – это, во-первых, те объективные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми и предметами. Во-вторых, понятием «отношение» обозначается в психологии и то, как сам ребенок относится к действительности, иначе говоря, его субъективное отношение.

Отношения к учению делятся на отрицательное, нейтральное и положительное.

Положительное отношение к учению - это постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

Положительное отношение к учению - это постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

Развитие положительного отношения к учению идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Устойчиво положительное отношение учащихся ДШИ к обучению музыки обусловлено взаимодействием преподавателя и учащегося при передаче и усвоении знаний, налаживанием сотрудничества с учащимися и их родителями, обеспечением психологической безопасности учащихся, достижением конечного результата с помощью полученных знаний, умений и навыков и коррекций поведения.

Нами были выбраны методики измерения отношения к обучению музыке для учащихся подготовительных классов ДШИ и было проведено эмпирическое исследование для проверки выдвинутой гипотезы, согласно которой, формирование положительного отношения учащихся ДШИ к обучению музыки происходит при условии включения детей в обсуждение своего отношения к обучению в ДШИ, возникающих проблем, в осмысление своих перспектив в рамках специальной дисциплины «Мотивационный час».

Сопоставив данные, полученные при анализе анкет родителей и учащихся можно сделать вывод, что в экспериментальной группе появилось у многих учащихся более позитивное отношение к обучению музыке. Они стали проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями и творчеством как в музыкальной школе, так и дома. Появилось желание играть «для себя», «для души», через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.

Обобщая полученные данные, мы пришли к выводу, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие, - М.: Дело, 1999.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2000.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Наука, 1995.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководства. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во Московского университета, 1990.

6. Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и его структура. // «Мир психологии». - 2001, № 1.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1987.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с фран. – М.: Мир, 1996.

10. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. – М.: Наука, 1997.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

12. Дубовицкая Т.Х. К проблеме диагностики учебной мотивации.// «Вопросы психологии». - 2005, № 1.

13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология психологического творчества. – М.: Академический проект, 2003.

14. Запорожец А. Психология действия. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2000.

15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004.

16. Исследование проблем психологии творчества./ Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.

17. Куликовская О.Б. Развитие фантазии на уроках музыки.//«Журнал прикладной психологии». – 1998, № 4.

18. Люшер М. Магия цвета. – Харьков.:АО «СФЕРА»;«Сварог», 1996.

19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

20. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.

21. Математические методы в психологии: Учебное пособие. 2-е изд./Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии; Сост. Т.Г.Попова.- Красноярск: Изд-во «Велес», 2002.

22. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. – М.: Смысл, 1996.

23. Мелик-Пошаев А.А. Ступеньки к творчеству. – М.: Просвещение, 1987.

24. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности. // «Психологический журнал». – 2001, № 2.

25. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.

26. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции. - Журнал «Вопросы психологии». - 2003, № 3.

27. Психология процессов художественного творчества / Под ред. С.Б. Мейлах, Н.А. Хренова. - Л.: Наука, 1980.

28. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная) / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990.

29. Резерв успеха – творчество / Под редакцией Г. Нойнера, В.Волвейта, Х.Клейна – М.: Просвещение, 1989.

30. Розин В.М. Эмоции в искусстве, искусство – психотехника эмоций.//«Мир психологии». - 2002, № 4.

31. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: Эксмо, 2001.

32. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – 4-е изд. – М.: «Академия», 1997.

33. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.

34. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.: Эксмо, 2007.

35. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. – М.: Флинта, 2003.

36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 1999.

37. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Лотос, 2003.

38. Яголковский С.Р. Эмоция в пространстве творчества и эмоциональная составляющая творчества. // «Мир психологии». - 2002, № 4.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование положительного отношения к обучению музыке учащихся младшего школьного возраста в условиях сельской детской школы искусств»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 56
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика