Магистерская работа
«Технология воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста»
- 97 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста. 10
1.2. Характеристика гибкости как двигательного качества 14
1.3. Условия, средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста 22
1.4. Физиологическая характеристика гибкости и подвижности в суставах 36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 48
ГЛАВА П.ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Выявление наиболее эффективных средств и методов воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста 52
2.3. Теоретическое обоснование разработанной методики направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста 56
2.4. Содержание разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 67
3.1. Индивидуальные показатели уровня гибкости в ходе педагогического эксперимента 67
3.2. Внутригрупповой анализ показателей уровня гибкости в ходе педагогического эксперимента 72
3.3. Межгрупповой анализ показателей уровня гибкости в ходе педагогического эксперимента 75
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 78
ВЫВОДЫ 79
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность. Гибкость, наряду с другими физическими качествами занимает важную позицию в двигательной деятельности человека. Хорошо развитая гибкость помогает уверенно совершать простейшие двигательные действия [45]. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически [4, 42, 59].
В настоящее время в связи с омоложением спорта и более ранней специализацией тщательнее изучается развитие морфофункциональных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Одной из важных морфофункциональных способностей является гибкость. И как выясняется на практике, гибкость следует целенаправленно развивать, начиная с 6-9 лет. Гибкость, как и прочие двигательные качества, может развиваться только при использовании специально разработанной методики.
Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для разностороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.
Это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.
Проблема развития гибкости детей рассматривается многими авторами: Ж.К. Холодовым, Ю.Ф. Курамшиным, Л.П. Канаковой и т.д .
Так, например, Ю.Ф. Курамшин в своих работах рассматривал виды гибкости и критерии гибкости [31]. Так же он выделял факторы, определяющие уровень развития гибкости. Под гибкостью он понимал комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
В спортивной деятельности гибкости уделяется большое внимание. Высокий уровень развития гибкости имеет большое значение при достижении высоких результатов во многих видах спорта [31]. Данные литературы и спортивной практики показывают, что развитие гибкости в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки.
В.И. Лях утверждал, что анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях свидетельствует о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям [3; 35]. В результате школьники не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие гибкости.
Поэтому воспитание гибкости приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно-воспитательного процесса.
Мы полагаем, что гибкость является основополагающим качеством для гимнастики. А обладая неким багажом начальных знаний, касающихся данного вида способностей, мы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку предрасположенность и потенциальная способность будет абсолютно разной. Мы понимаем, что качество, определяющееся как гибкость, является специфическим и содержит в себе направления воздействующего определенного диапазона, поэтому даже если мы будем применять традиционную методику - мы обязательно добьемся результатов.
Недостаточность обеспечения учебного процесса конкретными упражнениями, на современном этапе развития гимнастики, направленных на воспитание гибкости детей, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию возможностей обучающихся в соревновательных выступлениях. Зачастую упражнения для воспитания гибкости детей используются с низкой дозировкой. В настоящее время научно-методическое обеспечение по данной проблеме раскрыто недостаточно об этом свидетельствуют вышеуказанные данные [3, 5].
Учителей, тренеров и ученых это заставляет искать новые пути повышения уровня развития гибкости у детей младшего школьного возраста, хотя в современной возрастной физиологии уже накоплен большой материал. Для воспитания гибкости именно в этот период имеется большой резерв.
Посвящая себя исследовательской работе, на первый взгляд кажется, что современная наука не оставила нерешенных проблем. В тоже время для практики, как бы совершенна она не была, всегда характерно стремление добиться результата быстрее и с меньшей затратой сил и средств. То есть повысить качество, производительность и эффективность общественного труда. В связи с этим возникает проблемная ситуация, связанная с необходимостью создания новых методов, технологии, приемов производства, обучения.
В связи с выше изложенным, возникает противоречие между необходимостью воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста и недостаточностью разработанных методик, направленных на ее воспитание.
Гипотеза исследования - предполагалось, что процесс воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста будет проходить более эффективно, если:
- будут выявлены эффективные средства и методы воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста;
- в разработанную методику будут включены повторный метод и упражнения йоги.
Реализация разработанной методики в учебно-воспитательном процессе повысит уровень гибкости у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать и экспериментальным путем проверить эффективность методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - разработанная методика, направленная на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить наиболее эффективные средства, направленные на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать методику, направленную на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
Теоретическими основами исследования являются: теория спорта (Ж.К. Холодов, 2010; Ю.Ф. Курамшин, 2013; В.Н. Платонов, 2005; Л.П. Матвеев, 2009); теория и методика гимнастики (Л.С. Хоменков, 2010; А.М. Якимов, А.С. Ревзон; 2008, Дж. Дэниэлс, 2019).
Научная новизна:
Определены наиболее эффективные средства воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Разработана методика, направленная на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя повторный метод и упражнения йоги.
Определена эффективность разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования расширяют и углубляют существующие теоретические знания о методике воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию и методику спорта новыми знаниями и представлениями об организационно-методических особенностях обеспечения эффективности воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Наиболее эффективными средствами и методами воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста, являются упражнения йоги и повторный метод.
2. В разработанную методику, направленную на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста, включены: повторный метод и упражнения йоги.
3. Применение разработанной методики повышает уровень гибкости у детей младшего школьного возраста.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования представлялись в публикациях в журнале «Вестник башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы»: «Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста»; «Проектирование процесса воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста»; «Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста» (2 статьи опубликованы, 1 - в печати).
База исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ Школа №18 ГО г. Уфа РБ.
В исследовании принимали участие 20 детей 7-8 лет, которые были поделены на две группы (экспериментальную и контрольную) по 10 человек в каждой. Контрольная группа занималась по школьной программе, а в учебный процесс экспериментальной группы была включена разработанная методика.
4. Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 97 стр. компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы, приложения. Список литературы включает 82 источников. Работа иллюстрирована 9 таблицами.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста.
Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 6-7 лет до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общественной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольного возраста к школьному.
В это время наблюдается прогрессивное созревание коры больших полушарий, совершенствование силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Наше исследование посвящено изучению и выявлению наиболее информативных педагогических, морфофункциональных и биохимических параметров, влияющих на результаты двигательных тестов у детей младшего школьного возраста, а также сравнению различных программ обучения физическому воспитанию в начальной школе.
Интерес к изучению особенностей развития детей этого возраста объясняется тем, что на данном этапе дети начинают заниматься по программе средней школы физической культурой, а некоторые из них в спортивных секциях, что, в свою очередь, влечет за собой положительные морфофункциональные изменения всего организма.
Анализируя программы, средства и методы физического воспитания, можно сказать, что они разрабатываются с учетом морфофункциональных особенностей организма детей. Основы понимания генетических и средовых механизмов, лежащих в основе роста и развития детей, помогают избежать ошибок не только в методике организации обучения физическим упражнениям, но также в подборе и дозировке средств, направленных на их совершенствование.
Особенности формирования скелета, по данным В.М. Дьячкова, должны обязательно принимать во внимание при планировании учебно-тренировочного процесса, основу которого составляют физические упражнения.
Особенности строения тела младших школьников и свойства биокинематических целей связаны с формой сегментов как верхних, так и нижних конечностей, они естественным образом оказывают влияние на развитие моторики (двигательных качеств) и особенности техники движений детей начальной школы, на что указывают многие авторы, например, Л.П. Матвеев, Л.П. Канакова [38; 20].
Как утверждал А.М. Максименко, одним из основных показателей, характеризующих функцию детей, является подвижность суставов нижней конечности [37]. В.М. Зациорский и Л.Д. Глазырина сходятся во мнении, что подвижность в суставах положительно влияет на результаты различных физических упражнений, указывая на то, что допустим недостаток подвижности в голеностопном суставе, обусловленный его анатомическими особенностями строения [19; 11]. По мнению Л.А. Карпенко на подвижность в суставах существенное влияние оказывают окружающие их мышцы, являющиеся тормозами и ограничивающие дальнейшее его увеличение [21].
В.И. Лях выделяет существенную связь между подвижностью и силой. Многочисленные исследователи указывают, что мышечная сила детей существенно связана с антропометрическими и морфологическими особенностями [35]. В работах В.П. Губ, основанных на анализе соматических особенностей детей различного возраста и уровня подготовленности, говорится, что дети микросоматического типа телосложения во всех возрастных группах показывают абсолютную силу меньше, чем лица мезо- и макросоматического типа [13].
1. В ходе анализа научно-методической литературы выявлено, что для развития гибкости применяются разнообразные методы, которые можно разделить на несколько групп. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для воспитания тех или иных компонентов гибкости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнения, а также его продолжительностью можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
2. Для выявления средств, направленных на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста, проводилось анкетирование. На этой основе была разработана методика, направленная на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста. В ходе анкетирования респондентов было выявлено, что на воспитание гибкости у детей 7-8 лет эффективнее всего влияют активные и пассивные упражнения. Для повышения гибкости учителя предпочли повторный метод и упражнения на растягивание.
3. Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса была разработана и применена на практике методика, направленная на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста. В разработанную методику включены: повторный метод и упражнения хатха- йоги, состоящие из статических упражнений.
4. Для определения эффективности использования разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста, проводился внутригрупповой анализ показателей уровня гибкости.
Результаты контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента представлены в таблицах.
Из таблиц следует, что в обеих группах в показателях до и после педагогического эксперимента существует статистически существенное различие.
С целью проверки эффективности разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста, был проведен межгрупповой анализ показателей уровня специальной выносливости.
В результате проведенных исследований было установлено, что в начале эксперимента группы были однородны и существенных различий в результатах не выявлено.
После педагогического эксперимента все показатели у детей экспериментальной группы достоверно выше в сравнении с контрольной группой. По окончанию эксперимента между группами существует достоверно значимые различия (р<0,05). Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует об эффективности разработанной методики, направленной на воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста.
1. Амарян, Р.И. Нормативно-правовые основы физического воспитания/ Р.И Амарян, В.А Муравьёв. - М.: Норма, 2006. - 312 с.
2. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/ Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -М.: АРКТИ, 2011. - 211 с.
3. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ,2009. -80с.
4. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/ А.Г. Ашмарин. - М.: Просвещение, 2007. - 469 с.
5. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/ В.К Бальсевич. - М.:2006.- № 1
+ еще 77 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Технология воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 97 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий