Дипломная работа

«Исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей»

  • 82 страниц
Содержание

Введение….3

Глава Ι. Эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей

1.1. Социально-психологические исследования удовлетворенности браком в современной психологической науке…7

1.2. Проблема переживания одиночества в исследованиях психологов….16

1.3. Переживание одиночества супругами в браке….27

2. Семья как важнейший фактор формирования самооценки….33

2.1. Влияние семейных отношений на самооценку детей….33

2.2. Роль самооценки и факторы ее формирования у детей….40

Выводы по теоретическому исследованию…49

Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей

2.1. Организация исследования…50

2.2. Ход эмпирического исследования…51

2.3. Выводы и обобщения по эмпирической части исследования…71

Заключение….76

Список литературы…78

Приложения….83

Введение

Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и духовного развития российского общества, в условиях формирования правового государства и стабилизации отношений всех уровней, занимают межличностные супружеские отношения. Задача эта важная и сложная, требующая пристального внимания общественности и науки, поскольку психология человека переделывается куда медленнее, чем материальная основа его жизни, поэтому исследование проблемы межличностных отношений супругов остаётся важной и актуальной на современном этапе развития института семьи.

Изучением и разработкой проблемы семьи занимались: М. Эриксон, Д.Хейли, В. Сатир, С. Кратохвил, Л.Л. Кроник, В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев, Н.Л.Москвичева, Н.Г. Юркевич, Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и другие.

Многие исследователи считают, что особенности межличностного супружеского общения связаны с удовлетворённость браком супругов, а так же с общей удовлетворённостью жизнью, в том числе и переживанием состояния одиночества.

Исследование проблемы одиночества представляется крайне актуальным в контексте особенностей развития общества XXI века. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Существует несколько точек зрение на понимание содержания феномена одиночества, и одна из них рассматривает одиночества как внутреннее состояние, состояние души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи. Одиночество может настигнуть кого угодно и когда угодно. Одиночество может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состояние может выступать и как деструктивное и как созидающее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации.

Вопросы, связанные с проблематикой одиночества затрагивались в работах С.Г.Корчагиной, В.В. Абраменковой, Ю.М. Швабла, О.Б. Дончевой, К.А. Абульхановой-Славской, Х. Алиева, В.А. Андрусенко, Е.П. Крупника, И.Ю. Малисовой, А.Д. Спирина, Н.В. Хамитова А.Г. Асмолова, Р.К. Карнеева, Н.И. Конюхова, В.Т. Лободина, Г.Б. Адамовича, Ж.В. Пузановой, А.С. Маркона, Т.С.Чуйковой и др.

Учитывая, что именно в семье закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений, изучение развития личности, формирования самооценки невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Практически это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений.

Круг общения ребёнка в детстве ограничен в основном семьей, которая оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его самооценки. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые выступают детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).

Исходя из вышесказанного, определили цель исследования – изучить влияние удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей.

Гипотеза исследования – низкий уровень удовлетворённости браком супругов и переживание ими глубокого состояния одиночества, способствуют формированию у старших дошкольников заниженной самооценки.

Объект изучения – удовлетворённость браком супругов, состояние одиночества супругов и самооценка детей.

Предмет исследования – уровень самооценка детей старшего дошкольного возраста при разном уровне удовлетворённости браком их родителей и состояния одиночества у них.

Определили задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы удовлетворенности браком супругов.

2. Рассмотреть феномен одиночества у людей среднего возраста, раскрыть факторы, влияющие на одиночество.

3. Раскрыть особенности влияния семейных отношений на формирование самооценки детей.

4. Организовать и осуществить эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, опрос, методы статистической обработки данных (критерий «хи-квадрат», коэффициент корреляции Пирсона).

Методики исследования:

1. Методика «Тест-опросник удовлетворённости браком» (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Романова) [13]. Цель методики: тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. В приложение 1 представлено содержание методики.

2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной [25]. Цель методики: диагностика глубины переживания одиночества. В приложение 2 представлено содержание методики.

3. Методика «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина) [25]. Цель методики: определение глубины переживания одиночества, и его вид: диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. В приложение 3 представлено содержание методики.

4. Методика определения самооценки дошкольника (предложена В.Г.Щур) [51]. Цель методики: изучение самооценки и самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей. В приложение 4 представлено содержание методики.

Выборка испытуемых: мужчины и женщины среднего возраста (от 27 до 40 лет), состоящие в браке, в количестве 40 человек – 20 мужчин и 20 женщин, а также 20 детей дошкольного возраста (5-7 лет), воспитываемых испытуемыми родителями.

Заключение

Исследуя различные подходы к пониманию удовлетворенности браком, установили, что в психологической науке нет единого понимания данного понятия. Многие исследователи считают, что особенности межличностного супружеского общения связаны с удовлетворённость браком супругов, а так же с общей удовлетворённостью жизнью, в том числе и переживанием состояния одиночества.

Исследование проблемы одиночества представляется крайне актуальным в контексте особенностей развития общества XXI века. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Существует несколько точек зрение на понимание содержания феномена одиночества, и одна из них рассматривает одиночества как внутреннее состояние, состояние души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи.

Учитывая, что именно в семье закладывается основы развития ребёнка, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений, изучение развития личности, формирования самооценки невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Круг общения ребёнка в детстве ограничен в основном семьей, которая оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его самооценки. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

В результате эмпирического исследования установлено: при абсолютно благополучном, благополучном и в некоторых случаях скорее неблагоприятном уровнях удовлетворённости браком, при глубоком переживании чувства одиночества и средне выраженном общем состоянии одиночества, отмечается высокий (благоприятный) уровень самооценки дошкольников. При неблагополучном и скорее неблагоприятном уровнях удовлетворённости браком, при глубоком и очень глубоком переживании чувства одиночества и средне выраженном общем состоянии одиночества, отмечается низкий уровень самооценки самооценки, который характеризует наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка дошкольников.

Таким образом, цель исследования – изучить влияние удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей, достигнута. Гипотеза исследования о том, что низкий уровень удовлетворённости браком супругов и переживание ими глубокого состояния одиночества, способствуют формированию у старших дошкольников заниженной самооценки, подтвердилась. Поставленные теоретические и эмпирические задачи решены.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. – М.:Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.

2. Алешина Ю. Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. канд. психол. наук. – М., 1985.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005.

5. Андреева Т.В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке // Ананьевские чтения - 2001. Тез. научн. конф. – СПб.: СПбГУ, 2001.

6. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. …канд. психол. наук. - М., 1992. - 169 с.

7. Бодалёв А.А. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. – М.: Просвещение, 1989.Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. - М.: Просвещение, 1988.

8. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. - М.: Просвещение, 1988.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

10. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс,1989.-624с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Изд-во «Сфера», 2005.

12. Джонг-Гирвельд Дж., Раадшелдерс Дж. Типы одиночества //Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.-624с.

13. Диагностика семьи. Методики и тесты / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2004.

14. Дружинин В.Н. Психология семьи – Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2002.

16. Жигалова И.В. Конфликты в молодой семье // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: Сб. диплом. работ выпускников Высш. шк. коммерции и упр. ПГУ со спец. «Социал. работа». - Петрозаводск: ПГУ, 1994.

17. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться - М.: Новый Век, 2005.

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений – Самара: СИОКПП, 2001.

19. Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. – М., 2002.

20. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - №8.

21. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.

22. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1998. - №2. С. 69-78.

23. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.

24. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества Монография. - М.: МПСИ, 2005.

25. Корчагина С.Г. Психология одиночества учебное пособие. - М.: МПСИ, 2008

26. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - СПб.: Питер, 2006.

27. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

28. Мухина В.С. Возрастная психология - М.: Академия, 2001.

29. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Прогресс, 1999.

30. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - №1. - 1996.

31. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - 624с.

32. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - №1. - С. 20-33.

33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 319 с.

34. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Прогресс, 1992.

35. Скорова О.И. Когда уходит близкий человек…- М.: Новый век, 2007.

36. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал. – 1999. - Том 20. - №6. - С. 13-23.

37. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

38. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. – 2005. –№1.

39. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - Том 1. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с. (Серия «Пси­хология - XX век).

40. Столин В.В. Опросник удовлетворённости браком / В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко // Весн. МГУ. Сер.14. Психология. – 1989. – №2. – С.54-62.

41. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. – М.: Наука, 1981.

42. Тавит А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучного брака детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Тарту, 1989. - 17 с.

43. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей - М.: ЭКСМО Пресс, 1996.

44. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Педагогика, 1978.

45. Фридман Л.М. Психология детей и подростков - М.: Изд-во Институ психотерапии, 2004.

46. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2003.

47. Харчев А.Г. Семья и общество. – М.: Просвещение, 1981.

48. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология. Новый век. № 4, 2000 г.

49. Харламенкова Н.Е., Бабанова И.В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психологический журнал, 1999, Том 20. - №2.

50. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. - М.: КСП+, 1997.

51. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии,2006.

52. Шавлов А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России: Дисс….канд. соц. наук. - М., 1995.-200 с.

53. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С. 69-78.

54. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

55. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000.

56. Эриксон Э. Детство и Общество. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь. - 2002.

57. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Пер. с англ Т.С. Драбкиной. - М.: «Класс», 2000. - 576 с. - (Библиотека психологии и психотерапии)

58. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-58.

Примечания

приложения, расчеты

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика