Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей» - Дипломная работа

  • 82 страниц(ы)
фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение….3

Глава Ι. Эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей

1.1. Социально-психологические исследования удовлетворенности браком в современной психологической науке…7

1.2. Проблема переживания одиночества в исследованиях психологов….16

1.3. Переживание одиночества супругами в браке….27

2. Семья как важнейший фактор формирования самооценки….33

2.1. Влияние семейных отношений на самооценку детей….33

2.2. Роль самооценки и факторы ее формирования у детей….40

Выводы по теоретическому исследованию…49

Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей

2.1. Организация исследования…50

2.2. Ход эмпирического исследования…51

2.3. Выводы и обобщения по эмпирической части исследования…71

Заключение….76

Список литературы…78

Приложения….83


Введение

Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и духовного развития российского общества, в условиях формирования правового государства и стабилизации отношений всех уровней, занимают межличностные супружеские отношения. Задача эта важная и сложная, требующая пристального внимания общественности и науки, поскольку психология человека переделывается куда медленнее, чем материальная основа его жизни, поэтому исследование проблемы межличностных отношений супругов остаётся важной и актуальной на современном этапе развития института семьи.

Изучением и разработкой проблемы семьи занимались: М. Эриксон, Д.Хейли, В. Сатир, С. Кратохвил, Л.Л. Кроник, В.Н. Дружинин, А.Г. Харчев, Н.Л.Москвичева, Н.Г. Юркевич, Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и другие.

Многие исследователи считают, что особенности межличностного супружеского общения связаны с удовлетворённость браком супругов, а так же с общей удовлетворённостью жизнью, в том числе и переживанием состояния одиночества.

Исследование проблемы одиночества представляется крайне актуальным в контексте особенностей развития общества XXI века. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Существует несколько точек зрение на понимание содержания феномена одиночества, и одна из них рассматривает одиночества как внутреннее состояние, состояние души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи. Одиночество может настигнуть кого угодно и когда угодно. Одиночество может быть разным, все зависит от самого человека, его индивидуально-личностных особенностей. Это состояние может выступать и как деструктивное и как созидающее, творческое, способствующее самоактуализации и самореализации.

Вопросы, связанные с проблематикой одиночества затрагивались в работах С.Г.Корчагиной, В.В. Абраменковой, Ю.М. Швабла, О.Б. Дончевой, К.А. Абульхановой-Славской, Х. Алиева, В.А. Андрусенко, Е.П. Крупника, И.Ю. Малисовой, А.Д. Спирина, Н.В. Хамитова А.Г. Асмолова, Р.К. Карнеева, Н.И. Конюхова, В.Т. Лободина, Г.Б. Адамовича, Ж.В. Пузановой, А.С. Маркона, Т.С.Чуйковой и др.

Учитывая, что именно в семье закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений, изучение развития личности, формирования самооценки невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Практически это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений.

Круг общения ребёнка в детстве ограничен в основном семьей, которая оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его самооценки. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

Однако к настоящему времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые выступают детерминантами индивидуального развития детей, формирование их личностных свойств в данной среде (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Т.В. Соколова и др.).

Исходя из вышесказанного, определили цель исследования – изучить влияние удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей.

Гипотеза исследования – низкий уровень удовлетворённости браком супругов и переживание ими глубокого состояния одиночества, способствуют формированию у старших дошкольников заниженной самооценки.

Объект изучения – удовлетворённость браком супругов, состояние одиночества супругов и самооценка детей.

Предмет исследования – уровень самооценка детей старшего дошкольного возраста при разном уровне удовлетворённости браком их родителей и состояния одиночества у них.

Определили задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы удовлетворенности браком супругов.

2. Рассмотреть феномен одиночества у людей среднего возраста, раскрыть факторы, влияющие на одиночество.

3. Раскрыть особенности влияния семейных отношений на формирование самооценки детей.

4. Организовать и осуществить эмпирическое исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, опрос, методы статистической обработки данных (критерий «хи-квадрат», коэффициент корреляции Пирсона).

Методики исследования:

1. Методика «Тест-опросник удовлетворённости браком» (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Романова) [13]. Цель методики: тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. В приложение 1 представлено содержание методики.

2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной [25]. Цель методики: диагностика глубины переживания одиночества. В приложение 2 представлено содержание методики.

3. Методика «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагина) [25]. Цель методики: определение глубины переживания одиночества, и его вид: диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. В приложение 3 представлено содержание методики.

4. Методика определения самооценки дошкольника (предложена В.Г.Щур) [51]. Цель методики: изучение самооценки и самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей. В приложение 4 представлено содержание методики.

Выборка испытуемых: мужчины и женщины среднего возраста (от 27 до 40 лет), состоящие в браке, в количестве 40 человек – 20 мужчин и 20 женщин, а также 20 детей дошкольного возраста (5-7 лет), воспитываемых испытуемыми родителями.


Заключение

Исследуя различные подходы к пониманию удовлетворенности браком, установили, что в психологической науке нет единого понимания данного понятия. Многие исследователи считают, что особенности межличностного супружеского общения связаны с удовлетворённость браком супругов, а так же с общей удовлетворённостью жизнью, в том числе и переживанием состояния одиночества.

Исследование проблемы одиночества представляется крайне актуальным в контексте особенностей развития общества XXI века. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Существует несколько точек зрение на понимание содержания феномена одиночества, и одна из них рассматривает одиночества как внутреннее состояние, состояние души, которое никак не соотносится с наличием или отсутствием семьи.

Учитывая, что именно в семье закладывается основы развития ребёнка, а межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией общественных отношений, изучение развития личности, формирования самооценки невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Круг общения ребёнка в детстве ограничен в основном семьей, которая оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его самооценки. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. На первых порах именно родители ребенка являются единственными носителями социальных отношений и единственным звеном, опосредующими все остальные связи ребенка с миром.

В результате эмпирического исследования установлено: при абсолютно благополучном, благополучном и в некоторых случаях скорее неблагоприятном уровнях удовлетворённости браком, при глубоком переживании чувства одиночества и средне выраженном общем состоянии одиночества, отмечается высокий (благоприятный) уровень самооценки дошкольников. При неблагополучном и скорее неблагоприятном уровнях удовлетворённости браком, при глубоком и очень глубоком переживании чувства одиночества и средне выраженном общем состоянии одиночества, отмечается низкий уровень самооценки самооценки, который характеризует наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка дошкольников.

Таким образом, цель исследования – изучить влияние удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей, достигнута. Гипотеза исследования о том, что низкий уровень удовлетворённости браком супругов и переживание ими глубокого состояния одиночества, способствуют формированию у старших дошкольников заниженной самооценки, подтвердилась. Поставленные теоретические и эмпирические задачи решены.


Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. – М.:Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.

2. Алешина Ю. Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. канд. психол. наук. – М., 1985.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005.

5. Андреева Т.В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке // Ананьевские чтения - 2001. Тез. научн. конф. – СПб.: СПбГУ, 2001.

6. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. …канд. психол. наук. - М., 1992. - 169 с.

7. Бодалёв А.А. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. – М.: Просвещение, 1989.Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. - М.: Просвещение, 1988.

8. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. - М.: Просвещение, 1988.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

10. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс,1989.-624с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Изд-во «Сфера», 2005.

12. Джонг-Гирвельд Дж., Раадшелдерс Дж. Типы одиночества //Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.-624с.

13. Диагностика семьи. Методики и тесты / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2004.

14. Дружинин В.Н. Психология семьи – Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2002.

16. Жигалова И.В. Конфликты в молодой семье // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: Сб. диплом. работ выпускников Высш. шк. коммерции и упр. ПГУ со спец. «Социал. работа». - Петрозаводск: ПГУ, 1994.

17. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться - М.: Новый Век, 2005.

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений – Самара: СИОКПП, 2001.

19. Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. – М., 2002.

20. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - №8.

21. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.

22. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1998. - №2. С. 69-78.

23. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.

24. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества Монография. - М.: МПСИ, 2005.

25. Корчагина С.Г. Психология одиночества учебное пособие. - М.: МПСИ, 2008

26. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - СПб.: Питер, 2006.

27. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989.

28. Мухина В.С. Возрастная психология - М.: Академия, 2001.

29. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Прогресс, 1999.

30. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - №1. - 1996.

31. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - 624с.

32. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - №1. - С. 20-33.

33. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 319 с.

34. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Прогресс, 1992.

35. Скорова О.И. Когда уходит близкий человек…- М.: Новый век, 2007.

36. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации // Психологический журнал. – 1999. - Том 20. - №6. - С. 13-23.

37. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.

38. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. – 2005. –№1.

39. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. - Том 1. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с. (Серия «Пси­хология - XX век).

40. Столин В.В. Опросник удовлетворённости браком / В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко // Весн. МГУ. Сер.14. Психология. – 1989. – №2. – С.54-62.

41. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. – М.: Наука, 1981.

42. Тавит А.Ю. Роль родителей в обеспечении благополучного брака детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Тарту, 1989. - 17 с.

43. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей - М.: ЭКСМО Пресс, 1996.

44. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Педагогика, 1978.

45. Фридман Л.М. Психология детей и подростков - М.: Изд-во Институ психотерапии, 2004.

46. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 2003.

47. Харчев А.Г. Семья и общество. – М.: Просвещение, 1981.

48. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология. Новый век. № 4, 2000 г.

49. Харламенкова Н.Е., Бабанова И.В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психологический журнал, 1999, Том 20. - №2.

50. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. - М.: КСП+, 1997.

51. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии,2006.

52. Шавлов А. В.Факторы удовлетворенности браком в семье кадрового военного в России: Дисс….канд. соц. наук. - М., 1995.-200 с.

53. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С. 69-78.

54. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

55. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000.

56. Эриксон Э. Детство и Общество. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное / Пер. Алексеева А.А. - СПб.: Речь. - 2002.

57. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /Пер. с англ Т.С. Драбкиной. - М.: «Класс», 2000. - 576 с. - (Библиотека психологии и психотерапии)

58. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 54-58.


Примечания

приложения, расчеты

Тема: «Исследование влияния удовлетворенности браком и переживания одиночества родителями на самооценку их детей»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 3500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика