Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Психологическая сущность мышления - Курсовая работа №15247

«Психологическая сущность мышления» - Курсовая работа

  • 40 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение 3

1. Психологическая сущность мышления 5

1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса 5

1.2. Классификация явлений мышления 7

1.3. Индивидуально-психологические особенности мышления 9

2. Анализ основных концепций и теорий отечественной психологии по проблеме мышления 11

2.1. Обоснование необходимости изучения проблем мышления и неоднозначность трактовки мышления в отечественной психологии 11

2.2. Проблемы мышления в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского 15

2.3. Проблемы мышления и речи в работах С.Л. Рубинштейна 22

2.4. Проблемы теоретического и практического мышления в работах А.Н. Леонтьева и Б.М. Теплова 27

2.5. Установка мышления Д.Н. Узнадзе 30

3. Анализ современных отечественных исследований по проблеме связи мышления, речи и межличностного общения 33

Заключение 38

Список литературы 40


Введение

Проблема мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма. Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.

Современная психология рассматривает интеллектуальную деятельность как совокупность всех познавательных процессов человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Психологическая сущность и природа интеллектуальной деятельности изучена далеко не достаточно, хотя, как известно, многие крупнейшие зарубежное (А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) и отечественные исследователи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплое, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.А. Анцыферова, О.К. Тихомиров и др.) занимались и продолжают работать над различными аспектами и составляющими интеллектуальной деятельности.

Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

Цель работы – проанализировать проблемы мышления в отечественной психологии.

Поставленная цель определяет решение следующих задач:

- проанализировать основные подходы к проблеме мышления в отечественной психологии;

- рассмотреть современные подходы к проблеме мышления.

Объект исследования - подходы к проблеме мышления как психологическому процессу.

Предметом исследования подходы к проблеме мышления в работах отечественных психологов.

В ходе работы использовались такие методы исследования, как исторический, сравнительный, системный, анализ теоретической литературы.

Информационной базой исследования явились, прежде всего отечественные теории и концепции мышления человека, учебные пособия и хрестоматии по психологии, а также научные публикации по исследуемой теме.


Выдержка из текста работы

Выдающийся отечественный психолог, А.Н. Леонтьев, большое внимания уделял характеристике мышления в целом, хотя и разделял практическое мышление (практический интеллект) и теоретическое мышление. Большую роль в понимании их специфики сыграло четкое разграничение им внешней и внутренней деятельности, с одной стороны, и практической и теоретической деятельности, с другой. Теоретическая деятельность включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность - действия и операции внутренние, мыслительные. Общность между внешней практической деятельностью и деятельностью теоретической - в общности их строения, а также в том, что они опосредствованы психическим отражением действительности, в частности, мышлением. Таким образом, А.Н. Леонтьев считал мышление фактором, объединяющим практическую и теоретическую деятельность; в то же время он видел специфику мышления в том, что оно является деятельностью внутренней, психической, в отличие от внешней деятельности[10].


Заключение

На основе проведенного в данной работе анализа проблем мышления в отечественной психологии можно сделать следующие выводы.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; но отношения отражаются не только в мышлении. В действительности в восприятии дана не простая сумма изолированных элементов; уже на этом уровне различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности.

Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым открылась для конкретного исследования новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения её стороны.

Значительный вклад в понимание мышления, внесли исследования отечественных учёных: Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Леонтьева, Немова, Узнадзе и других авторов, в которых изучалось происхождение, содержание и функции данных психологических феноменов.

Коротко сформулируем основные подходы к проблемам мышления в работах отечественных психологов.

Выгодский: проблемы соотношения речи и мышления. Развитие идет от социального к индивидуальному (сначала идет сотрудничество со взрослыми, потом индивидуальные функции). Доминирующие функции: ранний возраст - воспроизведение в центре сознания, дошкольный - память, школьный - мышление. Центральное звено в культурном развитии - речь. Речь и мышление - единство развития.

Рубинштей внес самый крупный вклад в развитие теории мышления. Выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Операции мышления. Связь анализа с синтезом. Исследовал связи мышления с конкретной деятельностью. Переменные, влияющие на мышление (мотивы, свойства личности).

Гальперин: теория формирования умственных действий, в процессе обучения проходит этапы: 1) действия с предметами, 2) перевод этих действий в громкую речь, 3) проговаривание действий про себя, перевод во внутреннюю речь, 4) стереопизация и интериоризация процессов мышления.

Теплов: исследовал ум и волю, способность к максимальной продуктивности ума в условиях опасности: 1) сложный материал, 2) простота продуктов работы, 3) анализ и синтез одновременно, 4) легкое планирование, лабильность.

Тем не менее, на сегодняшний день проблематика мышления далеко не исчерпана, что обуславливает новые разработки в этой области.


Список литературы

1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1988.

2. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд–во МГУ, 1980;

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982

4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6т. 1982. Т.2.

5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

6. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000

8. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966;

9. Зак А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников: Методические рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2001. – 86 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975;

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

12. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. завед. В 3 кн. – М., 2005.

14. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд. - М., 2002. - Гл. 12. - С. 324-325, 344-346. 4.

15. Панкратов А.В. Субъектность практического мышления. – М., 2003.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х т. 1996.

17. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987

18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

19. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. №2. С. 105 - 117.

20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.

22. Сивков О.Я. Мышление. Современное представление. -М., 2000. —32 с.

23. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)

24. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

25. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.- М., 1999.

26. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 2001.

27. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 2003.


Тема: «Психологическая сущность мышления»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов

    76 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Анализ предметной области 6
    1.1. Мышление - объект психологической диагностики 6
    1.2. Типы мышления и способы его исследования 8
    1.3. Классификационный анализ психодиагностических методик 11
    1.4. Анализ тестовых технологий 15
    1.5. Психологические аспекты профессиональной деятельности государственных служащих 17
    1.6. Государственный служащий - субъект профессиональной деятельности 19
    1.7. Описание используемой диагностической методики 23
    Выводы по первой главе 27
    Глава II. Процесс проектирования программного модуля 30
    2.1. Основные подходы к моделированию программного модуля для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов 30
    2.2. Структурный подход моделирования программного модуля 35
    2.3. Объектный подход моделирования программного модуля 41
    Выводы по второй главе 43
    Глава III. Реализация и аппробация программного модуля 46
    3.1. Техническое задание на разработку программного модуля 46
    3.2. Алгоритм реализации программного модуля 49
    3.3. Апробация программного модуля 60
    Выводы по третьей главе 61
    Заключение 63
    Список литературы 67
    Приложение 72
  • Реферат:

    Аутистическое мышление

    11 страниц(ы) 

    Введение 3
    Понятие и сущность аутистического мышления 4
    Заключение 10
    Список литературы 11
  • Курсовая работа:

    Проблема мышления в зарубежной психологии

    35 страниц(ы) 

    Введение….3
    1. Мышление как предмет психологического изучения…4
    1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса….….4
    1.2. Генетический подход Жана Пиаже….10
    2.Экспериментальные исследования зарубежной психологии по проблеме мышления….18
    2.1. Понятие об интеллекте. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии…18
    2.2. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда….24
    Заключение….29
    Список литературы….32
  • Дипломная работа:

    Исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ЛИЧНОСТЬ…7
    1.1. Социально – психологическая сущность рекламы…7
    1.2. Концептуальные основы изучения психологического воздействия рекламы на личность….16
    1.3. Психологические закономерности воздействия рекламы на личность….23
    1.4. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте….35
    ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте…44
    2.1. Организация и методы исследования….….44
    2.2. Анализ результатов экспериментального исследования…35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…60
    ПРИЛОЖЕНИЕ….64
  • Дипломная работа:

    Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер

    94 страниц(ы) 

    Введение ….3
    Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер …. 8
    1.1. Психологическая сущность синдрома эмоционального
    выгорания ….8
    1.2. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной деформации …. 20
    1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания …. 28
    Выводы по главе I ….…. 41
    Глава II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 43
    2.1. Организация и методики исследования …. 43
    2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 47
    2.3. Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности …. 53
    Выводы по главе II ….…. 59
    Заключение ….…. 61
    Литература … 64
    Приложения ….… 70
  • Дипломная работа:

    Развитие творческого мышления учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    97 страниц(ы) 

    Введение….
    I. Сущность, структура и основные аспекты творческого мышления
    1.1 Определение понятия творческого мышления
    1.2 Творческая педагогика: задачи и возможности творческого мышления
    1.3 Творчество, как предмет исследования науки
    1.3.1 Основные аспекты креативности
    1.3.2 Связь мышления с воображением, как необходимых элементов креативности
    1.3.3. Психологические особенности и творческий потенциал детей младшего школьного возраста
    Вывод к главе I
    II. Формирование и развитие творческого мышления на уроках иностранного языка в начальной школе.
    2.1. Модернизация процесса обучения иностранным в начальной школе
    2.2. Использование методов в развитии творческого мышления младших школьников
    2.2.1 Использование комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе
    2.2.2 Использование предметно-практических видов деятельности
    2.2.3 Использование игры в развитии творческого мышления
    2.2.4 Использование творческих проектов в развитии творческого мышления
    Вывод к главе II
    Обобщение результатов исследования
    Заключение
    Библиография
    Приложения

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Материнский капитал как мера государственной поддержки семей в Российской Федерации (на примере Курской области)

    51 страниц(ы) 

    Введение…3
    1. Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства в Российской Федерации….5
    1.1 Семья, ее роль в демографической политике государства….5
    1.2 Материнский капитал как дополнительная форма социальной поддержки семьи….12
    2. Государственная демографическая политика как механизм активизации рождаемости…18
    2.1 Анализ основных тенденций развития рождаемости в Курской области
    2.2Обзор мер, предпринимаемых правительством России по стимулированию рождаемости…24
    3. Исследование эффективности материнского капитала с целью стимулирования рождаемости по Курской области…35
    3.1 Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале….35
    3.2. Анализ эффективности федеральной программы материнского
    капитала в Курской области….39
    Заключение ….44
    Список использованной литературы…47
    Приложение….51
  • Реферат:

    Педология и ее влияние на развитие педагогики. Деятельность П.П.Блонского

    25 страниц(ы) 

    Введение ….3
    1. Понятие педологии и ее влияние на развитие образования….4
    2. Развитие педологии как науки….7
    3. Педагогические взгляды П.П. Блонского….….16
    Заключение….24
    Список литературы….25
  • Дипломная работа:

    Порядок заключения брака и признания его недействительным

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРАКА В РОССИЙСКОМ
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ….7
    1.1. Развитие и понятие брака в историческом аспекте….7
    1.2. Правовая природа и формы брака….17
    ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРИЗНАНИЯ ЕГО
    НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ….30
    2.1. Правовые особенности и порядок заключения брака…30
    2.2. Недействительность брака…42
    ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА….54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….70
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….74
    ПРИЛОЖЕНИЕ….79
  • Курсовая работа:

    Основные новообразования личности подростка

    37 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….3
    ГЛАВА 1 Теоретический аспект проблемы подросткового возраста
    1.1 Подростковый возраст как историческое явление…5
    1.2 Теоретические взгляды на период подросткового возраста….7
    ГЛАВА 2.Основные новообразования личности подростка
    2.1.Особенности личности подростка …16
    2.2.Виды взрослости….21
    2.3.Становление самосознания…23
    2.4.Становление идентичности…28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….33
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 35
    ПРИЛОЖЕНИЕ….36
  • Курсовая работа:

    Деятельность менеджера по антикризисному управлению организации

    51 страниц(ы) 

    Введение…. .3
    Глава 1. Теоретические основы функций менеджера антикризисного управления ….5
    1.1. Антикризисный управляющий: специалист по банкротствам….5
    1.2. Антикризисный управляющие и его функции….7
    1.3 Зарубежный опыт антикризисного управления…17
    Глава 2. Реализация ролевых функций менеджера по антикризисному управлению….22
    2.1. Общая характеристика предприятия….25
    2.2 Управление персоналом и его значение в общем механизме
    антикризисного управления….29
    2.3.Рекомендации по выводу предприятия из кризисного положения (Разработка алгоритма деятельности менеджера в условиях кризиса, описание модели и функций)…33
    Заключение… 46
    Список литературы…49
  • Дипломная работа:

    Формирование навыков самоконтроля у детей 7-8 летнего возраста

    80 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретические аспекты проблемы формирования самоконтроля у младших школьников
    1.1. Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 7
    1.2. Психологические особенности младших школьников 18
    1.3. Подходы к формированию самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности 29
    2. Анализ и состояние практики формирования навыков самоконтроля у младших школьников
    2.1. Организация работы учителей на констатирующем этапе 38
    2.2. Работа с учащимися по формированию навыков самоконтроля на формирующем этапе 50
    2.3.Оценка и интерпретация результатов работы на контрольном этапе 68
    Заключение
    Список литературы 73
    Приложение 81
  • Контрольная работа:

    Мировые ресурсы

    18 страниц(ы) 

    Введение.3
    1. Понятие и значение природно-ресурсного потенциала.4
    2. Топливно-энергетические ресурсы.6
    2.1. Нефть, общая характеристика состояния и использования.6
    2.2. Ресурсы природного газа.9
    2.3. Угольные ресурсы.10
    2.4. Урановые ресурсы.12
    Заключение.13
    Литература.15
  • Курсовая работа:

    Управление циклом проекта

    35 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1. Теоретические аспекты управления циклом проекта….5
    1.1. Проект как объект управления….5
    1.2. Модели жизненного цикла проекта….8
    1.3. Основные фазы жизненного циклы проекта.….….…. ….12
    2. Управление проектом.….20
    2.1. Сущность и структура проекта….….….….20
    2.2. Функции управления проектом….28
    2.3. Основные процессы проекта….….….30
    Заключение….32
    Список литературы….34
  • Курсовая работа:

    Метод тренинга, его место и роль в педагогической психологии

    41 страниц(ы) 

    Оглавление
    Введение ….3
    Глава 1. Тренинг в системе методов практической психологии
    1.1. Понятие психологического тренинга …5
    1.2. Задачи психологического тренинга …11
    1.3. Сущность тренинговых методов ….16
    1.4. Важнейшие принципы реализации тренинговых методов….18
    Глава 2. Виды тренинговых методов и их роль в педагогической психологии
    2.1.Особенности тренинговых методов, используемых в школе.22
    2.2. Алгорим психолого-педагогического тренинга….25
    Заключение ….32
    Библиографический список литературы….35
    Приложение …36
  • Курсовая работа:

    Проблемы психологии сознания

    30 страниц(ы) 

    Содержание
    Введение ….….3
    1. Психология сознания….….6
    2. Структура сознания… ….….9
    3. Труд и психическое развитие человека….11
    4. Сознание как высшая ступень развития психики….15
    5. В. Вундт о процессах сознания….21
    Заключение….….….25
    Список литературы….….….….27