У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Психологическая сущность мышления» - Курсовая работа
- 40 страниц(ы)
Содержание
Введение
Выдержка из текста работы
Заключение
Список литературы

Автор: отличник
Содержание
Введение 3
1. Психологическая сущность мышления 5
1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса 5
1.2. Классификация явлений мышления 7
1.3. Индивидуально-психологические особенности мышления 9
2. Анализ основных концепций и теорий отечественной психологии по проблеме мышления 11
2.1. Обоснование необходимости изучения проблем мышления и неоднозначность трактовки мышления в отечественной психологии 11
2.2. Проблемы мышления в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского 15
2.3. Проблемы мышления и речи в работах С.Л. Рубинштейна 22
2.4. Проблемы теоретического и практического мышления в работах А.Н. Леонтьева и Б.М. Теплова 27
2.5. Установка мышления Д.Н. Узнадзе 30
3. Анализ современных отечественных исследований по проблеме связи мышления, речи и межличностного общения 33
Заключение 38
Список литературы 40
Введение
Проблема мышления чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет разнообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие возникли сравнительно недавно.
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма. Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
Современная психология рассматривает интеллектуальную деятельность как совокупность всех познавательных процессов человека — от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Психологическая сущность и природа интеллектуальной деятельности изучена далеко не достаточно, хотя, как известно, многие крупнейшие зарубежное (А. Бине. Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) и отечественные исследователи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплое, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.А. Анцыферова, О.К. Тихомиров и др.) занимались и продолжают работать над различными аспектами и составляющими интеллектуальной деятельности.
Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель работы – проанализировать проблемы мышления в отечественной психологии.
Поставленная цель определяет решение следующих задач:
- проанализировать основные подходы к проблеме мышления в отечественной психологии;
- рассмотреть современные подходы к проблеме мышления.
Объект исследования - подходы к проблеме мышления как психологическому процессу.
Предметом исследования подходы к проблеме мышления в работах отечественных психологов.
В ходе работы использовались такие методы исследования, как исторический, сравнительный, системный, анализ теоретической литературы.
Информационной базой исследования явились, прежде всего отечественные теории и концепции мышления человека, учебные пособия и хрестоматии по психологии, а также научные публикации по исследуемой теме.
Выдержка из текста работы
Выдающийся отечественный психолог, А.Н. Леонтьев, большое внимания уделял характеристике мышления в целом, хотя и разделял практическое мышление (практический интеллект) и теоретическое мышление. Большую роль в понимании их специфики сыграло четкое разграничение им внешней и внутренней деятельности, с одной стороны, и практической и теоретической деятельности, с другой. Теоретическая деятельность включает в себя отдельные внешние действия и операции, а развитая внешняя практическая деятельность - действия и операции внутренние, мыслительные. Общность между внешней практической деятельностью и деятельностью теоретической - в общности их строения, а также в том, что они опосредствованы психическим отражением действительности, в частности, мышлением. Таким образом, А.Н. Леонтьев считал мышление фактором, объединяющим практическую и теоретическую деятельность; в то же время он видел специфику мышления в том, что оно является деятельностью внутренней, психической, в отличие от внешней деятельности[10].
Заключение
На основе проведенного в данной работе анализа проблем мышления в отечественной психологии можно сделать следующие выводы.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; но отношения отражаются не только в мышлении. В действительности в восприятии дана не простая сумма изолированных элементов; уже на этом уровне различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности.
Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым открылась для конкретного исследования новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения её стороны.
Значительный вклад в понимание мышления, внесли исследования отечественных учёных: Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Леонтьева, Немова, Узнадзе и других авторов, в которых изучалось происхождение, содержание и функции данных психологических феноменов.
Коротко сформулируем основные подходы к проблемам мышления в работах отечественных психологов.
Выгодский: проблемы соотношения речи и мышления. Развитие идет от социального к индивидуальному (сначала идет сотрудничество со взрослыми, потом индивидуальные функции). Доминирующие функции: ранний возраст - воспроизведение в центре сознания, дошкольный - память, школьный - мышление. Центральное звено в культурном развитии - речь. Речь и мышление - единство развития.
Рубинштей внес самый крупный вклад в развитие теории мышления. Выделил мышление из практической деятельности, связал с чувственным познанием, исследовал мышление развернутым во времени. Операции мышления. Связь анализа с синтезом. Исследовал связи мышления с конкретной деятельностью. Переменные, влияющие на мышление (мотивы, свойства личности).
Гальперин: теория формирования умственных действий, в процессе обучения проходит этапы: 1) действия с предметами, 2) перевод этих действий в громкую речь, 3) проговаривание действий про себя, перевод во внутреннюю речь, 4) стереопизация и интериоризация процессов мышления.
Теплов: исследовал ум и волю, способность к максимальной продуктивности ума в условиях опасности: 1) сложный материал, 2) простота продуктов работы, 3) анализ и синтез одновременно, 4) легкое планирование, лабильность.
Тем не менее, на сегодняшний день проблематика мышления далеко не исчерпана, что обуславливает новые разработки в этой области.
Список литературы
1. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М., 1988.
2. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд–во МГУ, 1980;
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. — Собрание сочинений в 6 т., т. 2. М.: Педагогика, 1982
4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. в 6т. 1982. Т.2.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
6. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000
8. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966;
9. Зак А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников: Методические рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 2001. – 86 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975;
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
12. Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. завед. В 3 кн. – М., 2005.
14. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд. - М., 2002. - Гл. 12. - С. 324-325, 344-346. 4.
15. Панкратов А.В. Субъектность практического мышления. – М., 2003.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х т. 1996.
17. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
19. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопр. психол. 1985. №2. С. 105 - 117.
20. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002.
22. Сивков О.Я. Мышление. Современное представление. -М., 2000. —32 с.
23. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223—305.)
24. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.
25. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.- М., 1999.
26. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 2001.
27. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 2003.
Тема: | «Психологическая сущность мышления» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 40 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
-
Дипломная работа:
Программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов
76 страниц(ы)
Введение 3
Глава I. Анализ предметной области 6
1.1. Мышление - объект психологической диагностики 6
1.2. Типы мышления и способы его исследования 81.3. Классификационный анализ психодиагностических методик 11РазвернутьСвернуть
1.4. Анализ тестовых технологий 15
1.5. Психологические аспекты профессиональной деятельности государственных служащих 17
1.6. Государственный служащий - субъект профессиональной деятельности 19
1.7. Описание используемой диагностической методики 23
Выводы по первой главе 27
Глава II. Процесс проектирования программного модуля 30
2.1. Основные подходы к моделированию программного модуля для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов 30
2.2. Структурный подход моделирования программного модуля 35
2.3. Объектный подход моделирования программного модуля 41
Выводы по второй главе 43
Глава III. Реализация и аппробация программного модуля 46
3.1. Техническое задание на разработку программного модуля 46
3.2. Алгоритм реализации программного модуля 49
3.3. Апробация программного модуля 60
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение 72
-
Реферат:
11 страниц(ы)
Введение 3
Понятие и сущность аутистического мышления 4
Заключение 10
Список литературы 11
-
Курсовая работа:
Проблема мышления в зарубежной психологии
35 страниц(ы)
Введение….3
1. Мышление как предмет психологического изучения…4
1.1. Понятие мышления и особенности мыслительного процесса….….41.2. Генетический подход Жана Пиаже….10РазвернутьСвернуть
2.Экспериментальные исследования зарубежной психологии по проблеме мышления….18
2.1. Понятие об интеллекте. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии…18
2.2. Экспериментальная концепция Дж. Гилфорда….24
Заключение….29
Список литературы….32
-
Дипломная работа:
Исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте
70 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ЛИЧНОСТЬ…7
1.1. Социально – психологическая сущность рекламы…71.2. Концептуальные основы изучения психологического воздействия рекламы на личность….16РазвернутьСвернуть
1.3. Психологические закономерности воздействия рекламы на личность….23
1.4. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте….35
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей восприятия рекламы в младшем школьном возрасте…44
2.1. Организация и методы исследования….….44
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…60
ПРИЛОЖЕНИЕ….64
-
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер
94 страниц(ы)
Введение ….3
Глава I. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер …. 81.1. Психологическая сущность синдрома эмоциональногоРазвернутьСвернуть
выгорания ….8
1.2. Синдром эмоционального выгорания как показатель профессиональной деформации …. 20
1.3. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания …. 28
Выводы по главе I ….…. 41
Глава II. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 43
2.1. Организация и методики исследования …. 43
2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ….…. 47
2.3. Сравнительный анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем профессиональной деятельности …. 53
Выводы по главе II ….…. 59
Заключение ….…. 61
Литература … 64
Приложения ….… 70
-
Дипломная работа:
Развитие творческого мышления учащихся на уроках английского языка в начальной школе
97 страниц(ы)
Введение….
I. Сущность, структура и основные аспекты творческого мышления
1.1 Определение понятия творческого мышления1.2 Творческая педагогика: задачи и возможности творческого мышленияРазвернутьСвернуть
1.3 Творчество, как предмет исследования науки
1.3.1 Основные аспекты креативности
1.3.2 Связь мышления с воображением, как необходимых элементов креативности
1.3.3. Психологические особенности и творческий потенциал детей младшего школьного возраста
Вывод к главе I
II. Формирование и развитие творческого мышления на уроках иностранного языка в начальной школе.
2.1. Модернизация процесса обучения иностранным в начальной школе
2.2. Использование методов в развитии творческого мышления младших школьников
2.2.1 Использование комплексного вводного курса на коммуникативно-когнитивной основе
2.2.2 Использование предметно-практических видов деятельности
2.2.3 Использование игры в развитии творческого мышления
2.2.4 Использование творческих проектов в развитии творческого мышления
Вывод к главе II
Обобщение результатов исследования
Заключение
Библиография
Приложения
Не нашли, что искали?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
Предыдущая работа
Мышление и речьСледующая работа
Закономерности психического отражения человека




-
Курсовая работа:
Психологическое консультирование как вид сервиса в домашней среде
50 страниц(ы)
Введение….….….3
1. Теоретические основы изучения особенностей консультирования как вида сервиса в домашней среде.51.1Понятия психологического консультирования ….5РазвернутьСвернуть
1.2Виды и основные принципы психологического консультирования….11
1.3Структура и этапы психологического консультирования…15
2.Основные методы психологического консультирования в домашней среде
2.1.Интервью как основной метод психологического консультирования….23
2.2 Индивидуальное консультирование в домашней среде … 27
2.3Специфические техники консультирования в домашней среде ….32
2.4. Семейное консультирование в домашней среде….37
3.Требования к кабинету консультанта ….42
Заключение.46
Список использованных источников.49
-
Дипломная работа:
90 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РФ 6
1.1. Правовое регулирование обеспечения жильем отдельных категорий граждан в Российской Федерации 61.2. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан как один из аспектов отечественной социальной политики 17РазвернутьСвернуть
1.3. Механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан 28
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА) 42
2.1. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе 42
2.2. Основные направления и результаты работы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в регионе 53
2.3.Основные проблемы перспективы повышения эффективности региональной политики по обеспечению жильем отдельных категорий граждан 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
-
Реферат:
Участие России в международных финансовых организациях
22 страниц(ы)
Введение…3
1. Международные финансовые организации…4
2. Характер взаимоотношений России с МВФ….11
3. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)….14Заключение….20РазвернутьСвернуть
Список литературы …22
-
Курсовая работа:
Аналитическая основа и роль государственного регулирования кризисных ситуаций
36 страниц(ы)
Введение….3
1. Аналитическая основа антикризисного регулирования…5
1.1. Взаимосвязь государственного и микроэкономического антикризисного регулирования ….51.2. Функции антикризисного регулирования…9РазвернутьСвернуть
2. Роль государственного регулирования кризисных ситуаций….17
2.1. Государственное регулирование кризисных ситуаций…17
2.2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций….18
2.3. Нормативно-законодательная деятельность….21
Заключение ….28
Список используемых источников…30
Приложения….32
-
Контрольная работа:
Психология масс Гюстава Лебона
13 страниц(ы)
1. Сущность толпы
2. Психологические законы толпы
3. Верования толпы -
Дипломная работа:
Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве
75 страниц(ы)
Введение ….3
Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве ….6
1.1 Особенности развития ребенка в период раннего детства ….61.2 Роль общения с родителем в развитии ребенка раннего возраста ….12РазвернутьСвернуть
1.3 Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста ….16
Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста …24
2.1 Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком ….24
2.2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве ….30
Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка ….34
3.1 Материал и методы …36
3.2 Результаты исследования ….44
Выводы ….48
Литература…49
Приложения ….51
-
Курсовая работа:
Экономический механизм управления предприятиятием
48 страниц(ы)
Введение….3
Глава 1. Теоретические основы исследований системы управления….5
1.1 Роль исследования в развитии организации….51.2 Объект и предмет исследования….8РазвернутьСвернуть
1.3 Элементы экономического механизма управления предприятием…11
Глава 2. Исследование системы управления на примере ЗАО "ГОТЭК"….16
2.1 Общая характеристика предприятия ….…16
2.2 Анализ элементов системы управления предприятием.….21
2.3.Оценка экономического механизма управления предприятием….25
Глава 3. Совершенствование экономического механизма управления предприятия….34
3.1 Предложения по совершенствованию механизма управления в ЗАО "ГОТЭК"….34
3.2 Оценка эффективности предложений по совершенствованию управления ЗАО "ГОТЭК"….39
Заключение….42
Список использованной литературы….45
-
Курсовая работа:
Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе
54 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ ….….3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности детей к обучению в школе ….…61.1. Особенности психического развития детей 6-7 лет .….6РазвернутьСвернуть
1.2. Понятие «психологическая готовность к школе», ее основные компоненты в трудах зарубежных и отечественных психологов….….12
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности детей к обучению в школе ….…18
2.1.Организация и методы исследования психологической готовности детей к школе….18
2.2.Анализ и результаты исследования….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .…38
ПРИЛОЖЕНИЯ…40
-
Курсовая работа:
Правовые основы валютного регулирования, органы его осуществляющие
35 страниц(ы)
Введение.3
Глава 1. Валютное регулирование в Российской Федерации.4
1.1. Система источников правового регулирования валютных отношений в РФ… .41.2. Понятие, направления, цели и уровни валютного регулирования …РазвернутьСвернуть
1.3. Субъекты валютных правоотношений….( в т.ч. рассмотрите 3 группы: 1.участники валютных операций, 2.публиные образования 3. органы валютного регулирования)
Глава 2. Валютные операции .11
2.1. Понятие и правовой режим валютных операций….
2.2. Виды валютных операций. (приведите классификацию по субъектам см. ст.6, 9, 10
2.3. Ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг как один из видов валютных операций…
Глава 3. Валютные ограничения: понятие, сущность, виды…
Заключение.28
Список использованной литературы.30
-
Курсовая работа:
Государственное управление социальной сферой
35 страниц(ы)
ВВЕДЕНИЕ….3
1.Социальная сфера как объект управления и социального развития….5
1.1.Сущность социальной сферы: понятие, компоненты и основные задачи…51.2. Подходы к управлению социальной сферой: отраслевой и территории-альный….….9РазвернутьСвернуть
1.3 Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой….14
2. Анализ управления социальной сферой на уровне муниципального образования города Железногорска Курской области ….18
2.1. Анализ направлений развития социальной сферы в Железногорске Курской области ….18
2.2. Оценка социально -экономической эффективности Программы социаль-но-экономического развития города Железногорска на 2013 и плановый 2014-2015 годы….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .….33
ПРИЛОЖЕНИЯ …