Дипломная работа

«Правовая охрана окружающей среды в промышленности»

  • 63 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Организационно-правовые меры охраны окружающей среды в промышленности

1.1 Правовые требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности

1.2 Роль экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Их роль в механизме правовой охраны окружающей среды

1.3 Нормирование в области охраны окружающей среды

1.4 Экологический контроль

2 Ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды

2.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2.2 Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2.3 Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2.4 Уголовная ответственность за нарушение законодательства в области окружающей среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Тема данной дипломной работы - «Правовая охрана окружающей среды в промышленности» - была выбрана мной не случайно. Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Российская Федерация относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Последовательно ухудшается здоровье населения. Снижается средний возраст людей. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Прогрессирует накопление углекислого газа в атмосфере. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям.

Темпы образования отходов намного превышают возможности их переработки. Например, среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в России составляет сейчас 7 млрд. тонн, из них используется только 2 млрд. тонн, т.е. 28,6% от общего годового объема образования. В Республике Башкортостан ежегодно образуется 20 млн. тонн отходов, а объем переработки и обезвреживания составляет 6,5 млн. тонн, т.е. 32%. Объемы выбросов загрязняющих веществ по Республике Башкортостан сейчас составляют 1,5 млн. тонн, а сброс загрязняющих веществ с отводимыми стоками — 715 тыс. тонн.

Список подобных данных довольно обширен, поэтому сегодня очень остро стоит проблема охраны окружающей среды.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Охрана окружающей природной среды складывается из:

٧ правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

٧ материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

٧инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

Основными принципами охраны окружающей среды должны являться:

приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ресурсов;

недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательно воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.

Наибольший вред окружающей среде - землям, воздуху, водным объектам наносят промышленные предприятия. Несмотря на систему законодательных норм, призванных ограничить вредное воздействие объектов промышленности на окружающую нас природную среду, ее состояние продолжает ухудшаться. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленного происхождения. В базовых отраслях промышленности, транспорта износ оборудования, в том числе очистного, достигает 70—80%. В условиях продолжающейся эксплуатации такого оборудования резко увеличивается вероятность экологических катастроф.

Учитывая все вышесказанное, целями данной работы являются:

٧ изучить экологические требования, предъявляемые к промышленным предприятиям в процессе осуществления их деятельности;

٧ изучить способы государственного контроля за охраной окружающей среды в промышленности;

٧проанализировать виды ответственности, которую промышленные предприятия и организации несут за нарушение экологического законодательства.

Для выполнения поставленных целей были использованы основные нормативно-правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды: федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Лесной, Водный, Земельный кодексы Российской Федерации, а также указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере. Также было изучено множество учебной и научной литературы по данной теме.

В данной работе в логическом порядке изложены основные меры по охране окружающей среды от негативного воздействия на нее промышленных предприятий, способы ее защиты и действия, необходимые для предотвращения всеобщего экологического кризиса. Особое внимание в работе уделено порядку обращения с отходами производства и потребления, изучена ответственность за нарушение указанного порядка.

Заключение

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организации научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходящих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инженерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое — очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого. Например, установка влажных фильтров при газоочистке позволяет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление — устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сырье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружающей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий. Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития и других, рассмотренных ранее.

Необходимо отметить, что природоохранительное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов. Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.

Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другими причинами слабого регулирующего действия природоохранительного законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий техническими средствами для эффективной очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т.е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.

Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Изд-во БЭК, 2008.- 458с.

3. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ).

4. Российская Федерация. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 27.12.2009).

5. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

6. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 № 109-ФЗ. (в ред. фз №15-ФЗ от 10.01.2003; № 160-ФЗ от 16.10.2006; № 103-ФЗ от 26.06.2008; № 309-ФЗ от 30.12.2008; №313-ФЗ от 30.12.2008).

7. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (в ред. фз № 122-ФЗ от 22.08.2004; № 232-ФЗ от 18.12.2006; № 13-ФЗ от 05.02.2007; № 318-ФЗ от 01.12.2007; № 118-ФЗ от 14.07.2008; №160-ФЗ от 23.07.2008; № 309-ФЗ от 30.12.2008; №374-ФЗ от 27.12.2009).

8. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (в ред. фз №122-ФЗ от 22.08.2004; от 28.12.2004г. №172-ФЗ от 31.12.2005 №199-ФЗ; №232-ФЗ от 18.12.2006; №75-ФЗ от 16.05.2008; №96-ФЗ от 26.06.2008; №160-ФЗ от 23.07.2008; №162-ФЗ от 24.07.2008; №202-ФЗ от 08.11.2008; №309-ФЗ от 30.12.2008; №58-ФЗ от 09.04.2009; №93-ФЗ от 08.05.2009; №314-ФЗ от 17.12.2009).

9. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ. (в ред. ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004; №160-ФЗ от 23.07.2008).

10. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «Об уничтожении химического оружия» от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ. (в ред. ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004; №45-ФЗ от 09.05.2005; №232-ФЗ от 18.12.2006; №347-ФЗ от 08.12.2010).

11. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 23 июля 2010 г.).

12. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории, от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ. (в ред. ФЗ №309-ФЗ от 30.12.2008).

13. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.97 № 306 «О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 № 1410 «О создании и ведении единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении».

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 № 860 «О Федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)».

II. Специальная литература:

1. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. - М., 2008.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2010.

3. Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Госдарство и право. – 2009. - № 9.

4. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). - М.: Изд-во МНЭПУ, 2009.

5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 12.04.2006 изм. в ред. от 28.12.2010).

6. Волков Г.А. и др. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А. К. Голиченкова. - М., 2009.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 изм. в ред. от 07.02.2011).

8. Гринпис Инт. «Ядерная энергия: вопросы и ответы».

9. Дьяков С. В. и др. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Б. В. Здравомыслова. - М., 2010.

10. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М: Аспект Пресс, 2008. - 143 с.

11. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для юридических вузов. 6-е издание. - М.: Юридическая литература, 2010.

12. Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2010.

13. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 в ред. от 20.03.2011).

14. Земельное право России. Особенная часть: Учебник 2.4. - М: Юрист, 2008.-208с.

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 20.12.2001, ред. от 07.02.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011).

16. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2011.

17. Комягин В.М. «Экология и промышленность».

18. Кособродов В.М.Возмещение экологического вреда, причиненного жизни и здоровью // Адвокат. - 2008. -№4.

19. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 08.11.2006, изм. в ред. от 29.12.2010).

20. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. «Охрана окружающей среды».

21. Максимов И.Е. Состояние и перспективы использования экозащитных систем в решении проблем отходов // Муниципальные и промышленные отходы: способы обезвреживания и вторичной переработки - аналитические обзоры. Новосибирск, 2009, серия Экология.

22. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. - М., 2011.

23. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М: Изд-воБЭК, 2009.-557с.

24. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - М.: Юстицинформ,2010.

25. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.12.2001, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011).

26. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996, в ред. от 07.03.2011).

27. Хмельницкий А.Г. Использование вторичных материальных ресурсов в качестве сырья для промышленности // Муниципальные и промышленные отходы: способы обезвреживания и вторичной переработки - аналитические обзоры. Новосибирск, 2008, серия Экология.

28. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы Государство и право.-2008.-№8.

29. Чернова М.С., Былова А.М. «Экология».

30. Экологическая безопасность: какие дороги ведут к цели. М., Знание, 2010. (серия «Философия и жизнь», №7).

31. Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. - М., 2009.

III. Материалы практики:

1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 года (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2000г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации-2000г.- №7.

Примечания

Авторская работа.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовая охрана окружающей среды в промышленности»
Раздел: Экологическое право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика