Дипломная работа

«Коррекционная работа по развитиб лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией»

  • 110 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8

1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (норма и

патология) 8

1.2. Закономерности формирования лексико-грамматического

строя речи у детей в норме 20

1.3. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей

с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией 38

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 44

2.1. Организация и методика исследования 44

2.2. Анализ результатов исследования речевых и неречевых

средств языка 53

2.3. Анализ результатов исследования лексико-

грамматического строя речи у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией 59

Глава III. Коррекционная работа по развитию лексико-

грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и

псевдобульбарной дизартрией 63

3.1. Теоретические основы формирующего (обучающего)

эксперимента 63

3.2. Теоретические обоснования необходимости коррекции

лексико-грамматических средств языка у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной

дизартрией 87

3.3. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей

с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией 88

3.4. Контрольный эксперимент и его анализ 98

Заключение 106

Список используемой литературы 108

Приложения 112

Введение

Актуальность исследования. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее, успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации к школе.

В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.

Проблема развития лексико-грамматических средств языка в том, что они являются неотъемлемыми компонентами для формирования правильной речи. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

В настоящее время изучению особенностей лексики и грамматического строя у дошкольников с дизартрией придается большое значение. Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии (Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатина). Однако вопрос об особенностях лексики и грамматического строя до настоящего времени изучен недостаточно.

Поэтому вопросы изучения особенностей развития лексико-грамматических средств языка и их оптимальной методики коррекции у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии определяют актуальность предлагаемого исследования.

Проблема исследования. Изучение и апробация психолого-педагогических технологий по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.

Объект исследования. Речевая деятельность, особенности лексико-грамматического строя речи, система коррекционной работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.

Предмет исследования. Процесс апробирования и совершенствования педагогических технологий в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией.

Гипотеза исследования. Эффективность логопедического обучения старших дошкольников с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией будет существенно повышена, если коррекция ОНР будет проводиться параллельно с развитием лексико-грамматического строя речи.

Цель исследования. Апробирование и обоснование методики

логопедического обследования и работы по формированию лексико-

грамматических средств языка у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Задачи исследования:

1. Раскрыть уровень разработанности проблемы на основе специальной литературы.

2. Изучить состояние лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

3. Теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

4. Экспериментально апробировать эффективность разработанной методики в учебном процессе специальной логопедической группы детей с дизартрией.

Методологические и теоретические исследования. Определялись в соответствии с целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка: наблюдение за детьми; педагогический эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов статистические методы обработки материалов (Л.С. Каминский, 1964).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют - расширить и углубить научные представления об особенностях развития лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников, установить взаимосвязь особенностей развития лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников, установить взаимосвязь особенностей развития лексико-грамматических средств языка и развития их речевой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и определении основных путей логопедической работы, способствующей развитию лексико-грамматических средств языка, что в конечном счете позволит успешнее решить проблему готовности детей к школе. Разработанный материал может быть полезен логопедам.

Организация исследования. Базой исследования явилась специализированная логопедическая группа МДОУ «Росинка» г. Мегиона, п. Высокий, ХМАО. Исследования проводилось в течение 2005 г. в три этапа.

Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составления плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап – проведение и анализ констатирующего эксперимента, уточнение и апробирование программой экспериментального обучения.

Третий этап – анализ эффективности экспериментальной работы.

Экспериментом были охвачены 16 детей (8 мальчиков, 8 девочек), имеющих общее недоразвитие речи III уровня, при псевдобульбарной дизартрией. Дети были разделены на 2 группы (экспериментально и контрольно).

При комплектовании экспериментальной и контрольной групп учитывались:

1) однотипный характер клинической формы дизартрии;

2) структура речевого дефекта;

3) сформированность лексико – грамматического строя речи.

Структура и объём выпускной квалификационной работы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения, включает 7 таблиц, 4 рисунка

Заключение

Анализ литературных источников показал, что проблема коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня при псевдобульбарной дизартрии изучена недостаточно.

Проблема развития лексико-грамматических средств языка в том, что они являются неотъемлемыми компонентами для формирования правильной речи. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.

Проведенное нами исследование позволило определить состояние речевых и неречевых функций, а в частности артикуляционного праксиса и лексико-грамматических категорий у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией, посещающих подготовительную группу МДОУ № 12 детский сад «Росинка» п.Высокий ХМАО, Тюменской области.

По окончании констатирующего эксперимента мы выявили отягощенный анамнез, убедились в недостаточном уровне развития у детей функций языка и недоразвитии лексико-грамматического строя речи.

Результаты проведенного исследования, анализ литературных источников и практика обучения свидетельствуют об актуальности методических поисков, направленных на изыскание дополнительных резервов среди традиционных средств коррекции лексико-грамматических единиц языка.

Динамика обучения показала, что апробированная нами система коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и псевдобульбарной дизартрией является эффективной. У всех испытуемых наблюдалось повышение результатов по всем показателям.

Целенаправленная работа по развитию лексико-грамматических единиц языка положительно влияла на развитие личности в целом.

Результаты исследования показала эффективность использованной нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы

Список литературы

1. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1972.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Верясова Т.В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.

4. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.

5. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М., 1987.

7. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизатрии./ Хрестоматия по логопедии, I том, М., Владос 1977.

8. Выготский Л.С. Развитие устной речи// Детская речь 1996.

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М; Изд. АПН РСФСР. 1986.

10. Гуровец Г.В. Маевская С.И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. -М.: Просвещение,1978.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Фимечева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

12. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.; Советская Россия 1973.

14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. (Практическая логопедия). М.: Изд-во ГНОМ и Д, 201.

15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». (Практическая логопедия). М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

16. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: Изд-во Дом «Литера», 2001.

17. Колесникова Л.Р. Характеристика неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного учреждения комбинированного вида: Дис. на соиск. акад. степ. магистра образования/ Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург 2000.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М; Просвещение 1969.

20. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.- М.: Просвещение; 1968.

21. Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

22. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1998.

23. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

24. Лопатина Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии// Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.- Л.,1989.

25. Лурия А.Р. Язык и сознания. М., 1975.

26. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислилии/ Хрестоматия по логопедии I том, М.: Владос 1997.

27. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом.- М., 1985.

28. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2002.

30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

31. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 201.

32. Правдина О.В. Логопедия. М.; Просвещение, 1969.

33. Работа логопеда по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Учебно-методическое пособие для студентов факультета коррекционной педагогики и социальной психологии. Пермь, 2000.

34. Репина З.А., Васильева Т.В., Ведерникова А.И., Горская В.Б., Пискунвоа в.Н., Шалаева е.И. В мире звуков и букв. Учебное пособие. Екатеринбург: Диамант, 1995.

35. Соботович Е.Ф. Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики// Дефектология- 1974-№4.

36. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). (Практическая логопедия). М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

38. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 1998.

39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

40. Филатова И.А. Коррекция нарушения речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса. Екатеринбург, 1998.

41. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 1999.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.,1989.

44. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Том I / Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

45. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959

Покупка готовой работы
Тема: «Коррекционная работа по развитиб лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с псевдобульбарной дизартрией»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 110
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика