Реферат

«Функционально – семантический круг вводных конструкций в лирике М. Ю. Лермонтова»

  • 34 страниц(ы)
  • 2381 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: v176039

Введение. .…3

1. Вводные конструкции в поэзии М.Ю.Лермонтова ….4

1.1. Семантика вводных конструкций …4

1.2. Структура вводных компонентов. Соотношение с частями речи 5

1.3. Позиция вводных компонентов в предложении …7

1.4. Экспрессивно-стилистические свойства вводных конструкций …8

2. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю.Лермонтова 13

2.1. Пунктационное оформление вставок .13

2.2. Структура вставных единиц ….13

2.3. Позиция вставной конструкции в предложении …15

2.4. Функции вставок ….17

3. Обращения в поэзии М.Ю.Лермонтова ….19

3.1. Морфологическая характеристика опорных слов в обращении 19

3.2. Типология адресатов в поэтической речи М.Ю.Лермонтова 22

3.3. Структура обращений в поэзии М.Ю.Лермонтова …25

3.4. Функции обращений ….27

3.5. Позиция обращений в предложении ….30

Заключение ….31

Список использованной литературы ….34

Темой настоящего исследования является «Функционально-семантический круг вводных конструкций в лирике М.Ю.Лермонтова».

Данная тема интересна для нас прежде всего личностью М.Ю.Лермонтова, его позицией. Проблема нашего исследования – разнообразные вводные конструкции в лирике М.Ю.Лермонтова. Нами проанализированы и обобщены все случаи употребления вводных конструкций в лирике поэта и сделаны выводы.

Объектом исследования становится лирика М.Ю.Лермонтова; предметом исследования – функционально-семантический круг вводных конструкций.

Цель исследования – проанализировать и обобщить употребление вводных конструкций в лирике М.Ю.Лермонтова.

На основании вышеназванной цели определяются задачи исследования:

• определить функционально-семантический круг вводных единиц;

• проанализировать значение вводных единиц в лирике М.Ю.Лермонтова;

• установить значение вводных единиц для формирования отношения к миру лирического героя М.Ю.Лермонтова.

Методы нашего исследования – анализ, наблюдение, сравнение.

Исследовательский проект состоит из трех частей; в них рассматриваются назначение разнообразных вводных конструкций в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Литературное развитие М.Ю. Лермонтова по внутренним и внешним признакам принято разделить на два периода. К первому юношескому периоду относятся произведения 1828 – 1834гг., которые Лермонтов не печатал и, по-видимому, не намеревался печатать. Второй период охватывает произведения 1835 – 1841 гг., которые в большинстве своем опубликованы Лермонтовым или предназначались для опубликования.

Творчество его начинается после небольшой предварительной подготовки почти внезапным взрывом 1830 – 1831гг., давшим, помимо трех драм и семи поэм, около половины всех когда-либо написанных поэтом стихотворений.

Именно на раннем этапе творческой деятельности Лермонтовым активно используются вводные конструкции. Частотность их снижается в 1835 – 1836гг., во время перехода Лермонтова к зрелому периоду творчества, когда поэтом создается малое количество стихотворений в связи с душевным кризисом, который наступил вследствие пребывания его в юнкерской школе. Это время формирования новых взглядов Лермонтова на свое творчество. Меняется тематика, жанр произведений, что в свою очередь и сыграло роль в употреблении вводных конструкций. С 1837 по 1841гг. доля вводных компонентов в текстах М.Ю. Лермонтова увеличивается, но уже не достигает прежней активности.

Вставные конструкции в поэтической речи Лермонтова малоупотребительны и большей частью поэт использует их в поэмах. Такая малочастотность вставок объясняется, по-видимому, тем, что данные структуры, в силу своего назначения – вносить дополнительные, уточняющие сведения, характерны больше для прозы, а в речи поэтической используются не так часто.

На протяжении всего творческого пути в стихотворных текстах М.Ю. Лермонтова довольно часто встречаются конструкции с обращениями.

В целом проведенный мною анализ вводных, вставных единиц и обращений в поэзии М.Ю. Лермонтова показал:

I. 1) В текстах Лермонтова преобладают вводные элементы со значением различной степени достоверности сообщения.

2) По структуре более 50 % всех конструкций – это вводные слова, которые большей своей частью соотносятся с именами прилагательными и глаголами.

Вводные предложения в лирике М.Ю. Лермонтова составляют 20 % от общего числа и являются, в основном, по структуре двусоставными.

3) Вводные компоненты, распространяющие свое субъективно – модальное значение на все высказывания, локализуются чаще в середине предложения. Препозицию, а также интерпозицию занимают вводные структуры, соотносящиеся с каким-либо членом предложения (в основном со сказуемым).

4) По своей экспрессивной окраске вводные единицы принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев.

II. 1) Вставные единицы в текстах М.Ю. Лермонтова в большинстве случаях оформлены с помощью скобок.

2) По синтаксическому строению чаще всего встречаются вставные компоненты, состоящие из простых предложений и осложненных простых предложений.

3) Многочисленны в текстах М.Ю. Лермонтова вставные единицы, соотносящиеся с высказыванием в целом и занимающие интерпозитивное положение. Постпозицию занимают вставки, которые соотносятся со сказуемым. Такие конструкции составляют 25 % от общего числа.

4) Значительную группу в поэтической речи Лермонтова составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения.

Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые содержат качественно – эмоциональную оценку.

III. 1) В ранний период своего творчества чаще всего М.Ю. Лермонтов обращается к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким людям. Как правило, такие обращения по структуре являются распространенными. Опорные слова в обращениях этого периода, в основном, являются нарицательными одушевленными именами существительными.

2) С 1837 по 1841гг. Лермонтов обращается часто к Богу, образам, созданным воображением и фантазией поэта.

Конструкции такого типа по структуре являются распространенными и нередко осложненными. Выражены данные обращения неодушевленными нарицательными существительными.

Кроме этого, для данного периода характерны обращения М.Ю. Лермонтова к странам, атрибутам местности, к отдаленным местам. Огромное место здесь занимают обращения к Кавказу – край, который сыграл немаловажную роль в жизни поэта. Стержневые слова в таких обращениях являются неличными именами собственными.

3) В текстах лирических стихотворений Лермонтова обращения выполняют, как правило, условно - или фиктивно–звательную функции и занимают, в основном, постпозитивное положение.

Собственно – звательная функция является в поэтической речи ослабленной и свойственна обращениям чаще всего в прямой речи и диалоге героев поэм. Конструкции в данной функции локализуются в начале предложения.

Таким образом, в лирике М.Ю. Лермонтова переплетаются романтика и обыденность, героическое и сатирическое, песенно-лирическое и разговорно – бытовое.

Поэт пытается установить прямой контакт с читателями, иногда он непосредственно вмешивается в изображаемые события, соглашается или спорит со своими героями. Агитационно – ораторские реплики сменяются интимно – задушевными признаниями, обличительный пафос соседствует с добродушной улыбкой или тонкой иронией.

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1990. – 168с.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: Учебник для вузов. М., 1981. С.165.

3. Зубрилина Л.Н., Мейеров В.Ф. Предложения с вводными и вставочными компонентами. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1985. – 80с.

4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис – М.: Наука, 1986. – 206с.

5. Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие. М., 1969. – 31с.

6. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Т.I – Стихотворения; М. – Л.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1948. 393с.

7. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Т.II – Поэмы и повести в стихах; М. – Л.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1948. 515с.

8. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: в 11-ти т. – М. – Л., 1952. – Т.7. С.389-578.

9. Максимов Л.Ю. Обращения в стихотворной речи. // Учен. зап. М.Г.П.И. 1965. Т.236. – С.66-88.

10. Патроева Н.В. Обращения в поэтической речи Е.А. Баратынского. // Русская речь. 1998. - №6. – С.8-12.

11. Розенталь Ц.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. – 395с.

12. Щеболева И.И. Общая характеристика вставочных конструкций в современном русском литературном языке. // Учен. зап. Ростовского – на – Дону гос. пед. ин-та. 1955. – вып.4. – С.93-109.

Покупка готовой работы
Тема: «Функционально – семантический круг вводных конструкций в лирике М. Ю. Лермонтова»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Реферат
Страниц: 34
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика