Курсовая работа
«Управление конкурентоспособностью как фактор повышения эффективности маркетинговой деятельности малого предприятия»
- 64 страниц
Введение … 3
1 Теоретические основы конкурентной политики малого предприятия …7
1.1 Принципы конкурентной политики малого предприятия ….7
1.2 Методы и модели конкурентного анализа ….11
1.3 Оценка эффективности конкурентной политики малого предприятия 15
2 Диагностика управления конкурентоспособностью малого предприятия на примере ООО СК «Свердгражданстрой» …. 19
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния …. 19
2.2 Анализ структуры рынка светопрозрачных конструкций и особенности портрета потребителя продукции …. 24
2.3 Структура, динамика продаж и оценка уровня конкурентоспособности продукции …. 30
3 Рекомендации по конкурентной политике предприятия ООО СК «Свердгражданстрой» …. 36
3.1 Swot-анализ конкурентной политики предприятия и его рыночного окружения …. 36
3.2 Основные направления проекта совершенствования конкурентной политики предприятия … 38
Заключение … 44
Библиографический список …. 47
Приложение 1. Система показателей оценки эффективности конкурентной политики … 49
Приложение 2. Основные справочные данные о предприятии «Свердгражданстрой» и элементах его конкурентной политики … 52
Приложение 3. Исходные данные для оценки финансового состояния ООО СК «Свердгражданстрой» … 56
Приложение 4. К анализу структуры рынка светопрозрачных конструкций (СПК) в Екатеринбурге … 60
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. При этом проблема управления конкурентоспособностью предприятия малого предприятия становится одним из главных выживания и развития в условиях непостоянства и изменчивости окружающей среды . Вопросы поиска путей эффективного использования имеющихся ресурсов, компетенций, возможностей развития предприятий имеют особое значение, поскольку их решение позволит обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей, снижение затрат и повышение качества продукции и услуг, устойчивость конкурентной позиции предприятия и увеличение доли лояльных потребителей.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, проводимого в данной работе, несомненна.
Проблемы управления конкурентоспособностью производственных предприятий исследованы в работах Г.Л. Азоева, Ю.Л. Анискина, В.С, Баландина, А.И. Берга, А.В. Гличева, Е.А. Горбашко, В.П. Данилова, В.Ф. Данишевского, В.Т. Денисова, Ю.Я. Еналиевой, Е.М. Карлика, М.И. Круглова, Львова, В.В. Окрепилова, В.И. Синько, С.А. Смирнова, Р.А. Фатхутдинова, В.Е. Швеца, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина и др.
Работы перечисленных авторов внесли значительный вклад в исследование теоретических и практических основ развития социально-экономических систем в условиях динамичной среды, а также формирования потенциала хозяйствующего субъекта. Однако работ, посвященных комплексному изучению и оценке потенциала малого производственного предприятия (МПП) с рассмотрением его во взаимосвязи с развитием конкурентоспособности современных организаций, существует недостаточно. Это объясняется новизной, многогранностью проблемы, разнообразием факторов, влияющих на развитие потенциала МПП и эффективность использования имеющихся ресурсов и способностей организаций. Так, до сих пор отсутствует комплексная система показателей оценки, позволяющих провести диагностическую оценку уровня конкурентоспособности МПП в целях выделения направлений для совершенствования и проведения изменений.
Необходимость развития теоретических и методологических подходов к формированию и развитию потенциала предприятий по производству светопрозрачных конструкций (СПК) определила выбор темы курсовой работы, постановку цели и задач исследования.
Цель исследования: выполнить диагностику системы управления конкурентоспособностью МПП и дать рекомендации по его конкурентной политике (на примере производителя СПК – ООО «Свердгражданстрой»). В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы конкурентной политики малого предприятия;
2) дать оценку финансового состояния МПП ООО «Свердгражданстрой»;
3) выполнить анализ структуры рынка СПК в г. Екатеринбурге и конкурентоспособности обследуемого предприятия;
4) разработать рекомендации по конкурентной политике обследуемого предприятия.
Гипотеза исследования: условием эффективности маркетинговой деятельности МПП является создание и функционирование системы управления его конкурентоспособностью. При этом ключевую роль играет постоянное совершенствование конкурентной политики данного МПП.
Объект исследования: маркетинговая деятельность МПП.
Предмет исследования: система управления конкурентоспособностью МПП на примере ООО «Свердгражданстрой».
Инструментом анализа в данной работе послужили следующие методы исследования:
1) сравнения;
2) трендовый;
3) табличный;
4) графической визуализации;
5) балансовый;
6) финансового анализа;
7) конкурентного анализа.
Практическая часть работы выполнена на конкретном материале ООО «Свердгражданстрой», а именно с использованием:
1) данных финансовой отчетности;
2) информации с сайта компании;
3) отчетов отдела маркетинга.
Кроме того, использовались материалы с сайтов других производителей СПК в г. Екатеринбурге и экспертные знания ключевых специалистов и менеджеров обследуемого предприятия.
Основные источники информации:
1) законодательные акты, правительственные документы;
2) документация ООО «Свердгражданстрой»;
3) научные публикации;
4) монографии, учебная литература;
5) библиографические обзоры;
6) электронные ресурсы сети Интернет.
Методологические основы проведенного исследования:
1) методы наблюдения и эксперимента;
2) методы анализа и синтеза;
3) метод верификации;
4) метод дедукции.
Структурно работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, библиографического списка и четырех приложений. При этом в первой главе обобщаются сведения из различных литературных, научных и Интернет-источников по теме исследования. На этой основе сформированы аргументированные авторские позиции и подход к рассмотренным положениям.
Вторая и третья главы носят практический характер. Во второй главе описано эмпирическое исследование, выполненное автором, и его результаты. Третья же глава содержит необходимые рекомендации, разработанные на базе результатов исследования.
Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы.
1. Изучение основных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия, позволяет выявить основные элементы и их взаимосвязи в процессе формирования конкурентной политики предприятия в условиях неопределенной и динамичной среды.
Среди основных свойств организации, необходимых для успешного конкурирования на рынке, необходимо выделять адаптивность, инновационность, устойчивость к внешним воздействиям и возможность самостоятельно воздействовать на среду в целях ее изменения. Организации должны быть способны обучаться и адаптироваться, то есть реагировать на внутренние и внешние изменения с целью повышения эффективности деятельности . Неотъемлемая задача системы управления - наилучшим образом вписать организацию во внешнюю среду. Необходимо не просто проводить
анализ внешних факторов воздействия, но целенаправленно «конструировать» собственную внешнюю среду.
2. На основе комплексного анализа своей конкурентоспособности, резервов и возможностей развития предприятиям необходимо определить факторы, препятствующие или способствующие повышению эффективности маркетинговой деятельности. Уникальными конкурентными преимуществами предприятий в современных условиях становятся управленческие и технологические инновации, внедрение информационных технологий, совершенствование внутренних процессов и развитие потенциала работников с целью более полного их участия в процессе совершенствования производственной деятельности. Неэффективность деятельности многих отечественных МПП зачастую связана, прежде всего, с их функциональной несостоятельностью, медленной реакцией на изменения внешней среды .
3. Одной из привлекательных сфер инвестирования в России является
динамично развивающаяся и перспективная индустрия производства
светопрозрачных конструкций. Ее развитие возможно по двум направлениям: оконное и фасадное. В настоящее время около 78% производства приходится на конструкции из поливинилхлорида (ПВХ), деревянные и алюминиевые изделия им намного уступают. Большая часть ПВХ поставляется из стран Юго-Восточной Азии (Китая, Кореи, Тайваня и Индонезии). При этом более 40% объемов продаж пластиковых профилей обеспечивают немецкие компании Profme Group, Rehau и VEKA. Очевидно, что иностранная экспансия на российский рынок ПВХ продолжается, и пока это единственный весомый источник инвестиций в эту область.
Исследования показывают, что спрос на алюминиевые конструкции также опережает предложение. Российские компании становятся крупными игроками на рынке металлов, а наличие иностранных активов повышает привлекательность компаний для инвесторов. Однако незнание многими производителями особенностей производства и монтажа конструкций из этого металла, различий в профиле разных производителей, недооценка возможностей компьютерных программ для осуществления расчетов, а также достаточное внимание качеству фурнитуры приводят к стагнации их производства и не позволяют использовать все возможности, предлагаемые рынком.
4. Рынок деревянных конструкций находится в состоянии стагнации, что связано со следующими факторами: цена оборудования для производства окон из пластика ниже, а цена на деревянные окна выше. Деревянные окна относятся к элитному сегменту. Конкуренция в нем невелика, но массовое производство невозможно вследствие сложности и эксклюзивности продукта. Тем не менее, данный сегмент, по нашему мнению, является перспективным в плане инвестиции. Предприятия могут диверсифицировать свою деятельность и наравне с производством пластиковых конструкций открыть производство деревянных, хотя совмещение этих изделия в одних производственных и сбытовых системах является достаточно сложным.
5. Основными тенденциями конкурентной политики МПП на рынке СПК являются укрупнение и реорганизация предприятий, расширение ассортимента продукции и услуг, сопутствующих производству и продаже, разработка новых технологий, развитие дилерских сетей, выход на новые рынки сбыта, увеличение верхнего ценового сегмента.
В Екатеринбурге оконный рынок достаточно четко поляризован. С одной стороны, присутствуют компании с многолетним стажем (8-10 и более лет), которые регулярно наращивают производственные и монтажные мощности, имеют постоянных заказчиков в строительной индустрии, развивают фасадное направление, требующее более сложного инженерного и конструкторского обеспечения.
С другой стороны, существует несколько десятков мелких фирм - главным образом они занимаются перепродажей чужих окон. Именно такие компании обеспечивают основной массив рекламы в бесплатных газетах.
6. Компания ООО «Свердгражданстрой» - один из лидеров рынка СПК в Екатеринбурге. Несмотря на провальные показатели по объемам продаж в 2008 г., данная компания достаточно уверенно выходит из кризиса и финансового устойчива. Однако экспертные оценки конкурентоспособности продукции данной компании невысоки, особенно по ПВХ. При ее высоком качестве – основная причина – закрытость механизма ценообразования (отсутствует онлайн-кулькулятор стоимости продукции). Кроме того, бренд компании в современных условиях архаичен, ничего не говорит новым поколениям потребителей. Имеются также проблемы с политикой продвижения товаров и услуг на рынок. Наибольшую стабильность компании обеспечит конкурентная политика, ориентированная на долгосрочные отношения с застройщиками.
1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. «209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. - №4427. – 31.07.2007.
2. Программа развития конкуренции в Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 г. №691-р.
3. Об основных направлениях государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства. Письмо Министерства экономического развития РФ от 24.12.2008 г. №Д05-5947.
4. Практическое руководство по маркетингу для малого бизнеса. – М.: НКО «Российская ассоциация маркетинга», 2008. – 44 с.
5. Рубин Ю.Б. Конкуренция. Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. – М.: Маркет ДС, 2008. – 464 с.
6. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве. – М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2010. – 424 с.
7. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: БИНОМ, 2005. – PDF, 40 Mb.
8. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник Омского университета. Сер. «Экономика». - 2009. - №4. – С. 56-58.
9. Бутенко Я.А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №4. – С. 126-133.
10. Карасев А.П. Использование методов конкурентного анализа в маркетинговой деятельности предприятия // Маркетинг и маркетинговый анализ. – 2009. - №3. – С. 84-89.
11. Катырин С.Н. // Выступление вице-президента ТПП РФ на Х Всероссийской конф. представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России. 26.05.2010 г.–8с.
12. Ласкина М.В. практическое применение методики анализа финансового состояния субъектов малого бизнеса // Микроэкономика. – 2009. – Т. 1. – С. 63-66.
13. Лапшина С.В. Конкурентоспособность малого бизнеса в условиях глобализации // Вестник РАЕН, сер. Экономическая. – 2009. - №4. – С. 76-81.
14. Самсонова А.А. Развитие управления потенциалом конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере производства светопрозрачных конструкций). – Автореф. на соиск. ученой степ. канд. экон. наук. 08.00.05. – Саратов, 2008. – 24 с.
15. Скворцов И.П. Стратегия малого предпринимательства в экономической среде // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. – 2009. - №2. – С. 22-25.
16. Алюминиевые окна в Екатеринбурге // h**t://ekb.pulscen.r*/predl.
17. Конкурентный анализ, анализ конкурентной среды, отраслевой анализ // h**t://w*w.bp-arkadia.r*.
18. Малый бизнес. Конкурентоспособность малого предпринимательства // h**t://smallbusiness.r*.
19. Оценка финансового состояния малого предприятия // h**t://w*w. google.r*/search?q.
20. Пластиковые окна. Окна ПВХ. Екатеринбург // h**t://w*w.stroyip.r*.
Отличная работа, выполнена на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.
Тема: | «Управление конкурентоспособностью как фактор повышения эффективности маркетинговой деятельности малого предприятия» | |
Раздел: | Маркетинг | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии
Курсовая работа:
Маркетинговое исследование эффективности рекламы (на примере предприятия «Donna Olivia Macaroni Grill») Дисциплина: «Маркетинговые исследования»
Курсовая работа:
Аудит и анализ деятельности малого предприятия на примере ООО «Ижторг
Дипломная работа:
Обоснование мероприятий по повышению эффективности использования основных фондов предприятия на примере ООО « Кондор»
Дипломная работа:
Стратегический план развития предприятия в условиях муниципальной экономики на примере ООО СпецСтройСервис