Дипломная работа

«Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета»

  • 179 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНО-ВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.….

1.1. Профессиональное воспитание будущего учителя как объект изучения….

1.2. Факторная модель профессионального воспитания будущего учителя в университете с позиций целостного подхо-да….

1.3. Система профессионального воспитания будущего учителя физики….…

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ….

ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ В УНИВЕРСИ-ТЕТЕ…

2.1. Содержание и технология профессионального воспитания бу-дущего учителя физики в университете….

2.2. Типология профессиональной воспитанности будущего учи-теля: проблема критериев и показателей….

2.3. Динамика и результат профессионального воспитания буду-щего учителя физики в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина….….

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 3

14

14

36

60

77

80

80

94

115

139

142

147

163

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономическое развитие общества во многом определяется уровнем развития его культуры и обра-зования. Последнее сегодня выступает не только как "фактор воспроизвод-ства кадров", но как фундамент национальной культуры, как специфиче-ская форма ее существования, как способ воспроизводства культурного опыта общества.

Ключевой фигурой, определяющей состояние образования, выступа-ет личность учителя. От уровня его профессиональной подготовки, духов-но-нравственной культуры, профессиональной и гражданской позиции за-висит дальнейшее развитие системы образования и уровень духовно-нравственного развития общества.

Вопросы педагогического образования являются предметом внима-ния ученых со времени становления самой педагогики как науки. В той или иной степени они нашли отражение в трудах многих известных педа-гогов прошлого (П.П.Блонского, А.Дистервега, Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др.). Обращение к проблемам профессио-нального становления учителя связано с пониманием того, что "только специально подготовленные учителя, зная хорошие методы и нравствен-ные цели воспитания, могут сделать обучение образовательным, не вредя-щим нашей народной нравственности" (цит. по: 117, 161-162). Эти слова, сказанные последователем К.Д.Ушинского Л.Н.Модзалевским около по-лутора веков назад, и сегодня определяют значение качества педагогиче-ского образования, которое находится в центре внимания многих педаго-гов и психологов современности.

Исследования ведутся по различным направлениям, в центре кото-рых находятся:

- педагогическая деятельность как особый вид общественной деятельно-сти (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.);

- непрерывное педагогическое образование и совершенствование педаго-гического процесса в высшей школе (Г.А.Алферова, Е.П.Белозерцев, М.А.Вейт, В.П.Кузовлев, Т.В.Новикова, Н.К.Сергеев, И.Л.Федотенко и др.);

- основы формирования опыта творческой деятельности будущего учите-ля (М.Я.Виленский, Б.З.Вульфов, И.Я.Зязюн, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров и др.);

- особенности проектирования профессионального становления педагога (В.В.Арнаутов, Е.П.Белозерцев, С.Г.Вершловский, Э.Ф.Зеер, Л.Н.Лесохина, В.М.Монахов, А.И.Нижников и др.);

- вопросы общепедагогической подготовки учителя (О.А.Абдуллина, В.С.Морозова, Е.А.Попова, Н.В.Путилина, В.К.Розов, Л.А.Терехина, Л.Г.Шеняк и др.);

- моделирование личности учителя (Е.М.Васильева, Н.Г.Зотова, К.М.Левитан, Г.Н.Меженцева, А.П.Сейтешев, Ю.В.Сенько, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, М.И.Станкин, А.Н.Ходусов и др.);

- технологические аспекты совершенствования профессиональной подго-товки учителя (В.П.Беспалько, С.В.Васильева, А.И.Еремкин, В.Е.Медведев, П.Е.Решетников и др.).

Особенности профессиональной деятельности и личность учителя физики исследуются в работах В.И.Земцовой, В.К.Крахоткиной, И.И.Легостаева, М.А.Лигай, В.Г.Разумовского, Л.С.Хижняковой, Н.В.Шароновой и др. (57, 78, 88, 90, 111, 126 и др.).

Стереотипное представление о разделении обучения и воспитания влечет мнение о главенствующей роли обучения в университете и второ-степенном значении воспитания. Но тем не менее при подготовке специа-листов обращается внимание на мотивацию выбора студентами будущей профессии, ее понимание ими и отношение к ней. Именно эти вопросы входят в сферу профессионального воспитания.

Становление учителя, в первую очередь, тесно связано с этапом профессионального самоопределения личности, когда студент впервые "примеряет" на себя будущую профессию, анализирует степень соответст-вия своих возможностей требованиям, которые предъявляет к человеку пе-дагогическая деятельность, тем самым моделируя эталонный образ про-фессионала. И только затем следует этап освоения профессиональных знаний, умений и навыков, качеств, поиска собственного индивидуального стиля педагогической деятельности, профессиональной адаптации.

Условное деление педагогической деятельности на преподавание и воспитательную работу породило представление о различных учителях: учитель-предметник и учитель-воспитатель. Следствием этого является ограниченное понимание будущими учителями своей профессии, фор-мальное отношение к ней. В результате этого возникает негативное отно-шение к учителю со стороны ученика и неудовлетворенность самого учи-теля своей профессиональной деятельностью.

Значительную долю школьных учителей-практиков составляют вы-пускники классических университетов, получившие серьезную фундамен-тальную специальную подготовку, но лишь ознакомились с психологией и педагогикой. Поэтому вопросы педагогического образования в универси-тете сегодня требуют большего внимания.

Анализ научной литературы и педагогической действительности по-зволил выявить ряд противоречий:

на уровне общественного сознания:

- между объективным пониманием обществом значимости профессии учителя и снижением престижности педагогического образования, по-нижением социального статуса педагога, что обостряет проблему моти-вации овладения педагогической профессией;

- между потребностью общества в высококультурной, гармоничной, це-лостной личности учителя и репродуктивным характером подготовки молодых педагогов, несоответствием их личностных качеств социаль-ному образу учителя;

- между возвращением к пониманию воспитания как общественной цен-ности и низким уровнем воспитательной практики в высшей школе;

на уровне профессионально-педагогического сознания:

- между рационализированным, научно-исследовательским характером университетского образования и объективной необходимостью разви-тия эмоционально-ценностной, рефлексивно-оценочной сфер личности будущего специалиста;

- между реальной перспективой практической педагогической деятельно-сти выпускников университета и состоянием психолого-педагогической подготовки студентов, отсутствием научно-обоснованных рекоменда-ций по осуществлению профессионального воспитания будущего учи-теля в университете;

- между необходимостью целостного подхода к профессиональному вос-питанию педагога и преобладанием поэлементной подготовки учителя в вузе.

Направленность профессионального воспитания будущего учителя на выявление и развитие профессионально значимых качеств, духовно-нравственное развитие личности, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности не исключает, а скорее предполагает привне-сение в его содержание специфических особенностей, обусловленных своеобразием предметной подготовки студентов, традициями факультета, личностными особенностями преподавателей. Профессиональное воспита-ние будущего историка, филолога, физика и т.д. имеет много общего, но в то же время наблюдаются существенные отличия, проектируемые содер-жанием конкретной области научного знания, содержанием воспитатель-ной деятельности, культивируемой в рамках факультета.

Научные интересы ученых, исследующих вопросы профессиональ-ного воспитания будущего учителя, концентрируются в основном на бу-дущих учителях филологических специальностей (В.Ф.Гревцева, О.В.Леонова, В.Н.Мезинов). Этот факт и собственные научные интересы побудили нас к рассмотрению специфики профессионального воспитания будущего учителя физики в университете, что позволило нам сформулиро-вать тему исследования: "Профессиональное воспитание будущего учи-теля физики в образовательном процессе университета".

Рассмотренные выше противоречия определяют проблему исследо-вания: каковы особенности и система профессионального воспитания бу-дущего учителя физики в университете?

Решение данной проблемы и составляет цель исследования — уточнить теоретические основы и показать практические возможности профессионального воспитания будущего учителя физики в условиях уни-верситета.

Объект исследования — целостный образовательный процесс в университете.

Предмет исследования — содержание и технология профессио-нального воспитания будущего учителя физики в условиях университета.

Приступая к исследованию, мы исходили из ряда предположений, составляющих гипотезу исследования:

1. Профессиональное воспитание будущего учителя в университете определяется взаимодействием субъектов образовательного про-цесса и культурно-образовательной среды.

2. Профессиональное воспитание будущего учителя физики в уни-верситете будет более эффективным, если

- его содержание и технология будут профессионально ориенти-рованы с учетом будущей специальности;

- жизнедеятельность студентов университета, сочетая учебу, ис-следование, творчество, общение, будет ориентирована на поиск личностного смысла культуры, духовно-нравственных ценностей, знания, образа профессии;

- преподаватель (куратор) выступает не как источник информа-ции, а как посредник между студентами и культурой, студентами и профессией.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследо-вания, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследова-ния:

- раскрыть сущность и построить теоретическую модель профессиональ-ного воспитания будущего учителя физики в университете;

- охарактеризовать структуру и выделить типы профессиональной воспи-танности будущего учителя;

- опытно-экспериментально проверить эффективность системы профес-сионального воспитания будущего учителя в университете и предста-вить рекомендации по совершенствованию профессионального воспи-тания будущего учителя физики (на примере преподавания психолого-педагогических дисциплин и осуществления кураторской работы).

Методологическая основа исследования представлена нами на трех основных уровнях методологии.

На философском уровне методологии: диалектический метод позна-ния, исходящий из представлений об общих законах развития природы, общества и человека; целостный подход, рассматривающий целостность мира и человека как природного, духовного и социального явления, дея-тельного субъекта, сущностными характеристиками которого являются деятельность, общение и отношения (Т.Ф.Базылевич, А.А.Бодалев, Ю.Г.Волков, С.И.Гессен, И.В.Киреевский, А.А.Милтс, В.С.Поликарпов, В.С.Соловьев, Л.П.Станкевич, О.П.Целикова).

На общенаучном уровне методологии: аксиологический, системный, средовой и культурологический подходы к изучению педагогических яв-лений, позволяющие рассматривать образование как составную часть культуры.

На конкретно-научном уровне методологии: положения философии образования о смысле образования как обретения человеком самого себя (Е.П.Белозерцев, О.В.Долженко), синергетический подход к изучению воспитательных проблем (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, В.В.Сериков), положения теории воспитательных систем (В.А.Караковский, Б.Т.Лихачев, Ю.С.Мануйлов, Л.И.Новикова, А.Г.Пашков), идеи и положения теории профессионального образования учителя (О.А.Абдуллина, Е.П.Белозерцев, Ф.Н.Гоноболин, И.Ф.Исаев, В.П.Кузовлев, Н.В.Кузьмина, К.М.Левитан, Л.М.Митина, А.И.Мищенко, Ю.В.Сенько, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов).

В ходе работы используется комплекс методов исследования, взаи-модополняющих друг друга: методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы, изучение опыта профессионального воспитания педагогов; практические методы: различ-ные виды опроса, включенное наблюдение, анкетирование, контент-анализ письменных творческих работ студентов, моделирование; методы стати-стической обработки данных: факторный анализ, ранжирование, непара-метрические методы математической статистики.

Используемые методы позволили фиксировать качественные и коли-чественные изменения профессиональной воспитанности и судить об эф-фективности процесса профессионального воспитания будущего учителя в университете.

Опытно-экспериментальная база исследования: физико-математический факультет Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина. На различных этапах опытно-экспериментальной работы бы-ло охвачено около 500 студентов всех курсов. На этапе изучения и конста-тации современного состояния профессионального воспитания будущего учителя анкетированием и интервьюированием было охвачено 100 учите-лей школ г. Ельца.

Исследование проводилось с 1997 г. по 2002 г. в 3 этапа:

1. Теоретико-поисковый (1997 г. – 1999 г.) этап был направлен на теоре-тический анализ проблемы, изучение диапазона ее представленности в психолого-педагогических исследованиях. В результате были опреде-лены понятийный аппарат и гипотеза исследования, осуществлена пер-вичная диагностика, подготовлена программа опытно-экспериментальной работы, представлена теоретическая модель систе-мы профессионального воспитания будущего учителя в университете.

2. Опытно-экспериментальный (1999 г. – 2001 г.) этап заключался в про-ведении констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы, сборе эмпирических данных и их анализе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на материале препода-вания педагогических дисциплин "Теория обучения" и "Теория и мето-дика воспитания", а также охватывала организацию воспитательной ра-боты куратора академической группы. Периодически осуществлялась диагностика и анализ полученных статистических данных.

3. Обобщающий (2001 г. – 2002 г.) этап заключался в теоретическом обобщении результатов исследования, итоговой математической обра-ботке полученной информации. Были сформулированы выводы и за-вершено литературное оформление теоретических и практических ре-зультатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Профессиональное воспитание будущего учителя — есть особый вид воспитания, реализующийся через взаимодействие субъектов образова-тельного процесса (преподавателей, студентов) и культурно-образовательной среды, в результате которого будущий учитель осознает целостный образ профессии, овладевает духовно-нравственными ценно-стями.

• Теоретическая модель профессионального воспитания будущего учите-ля физики в университете (см. схему на стр. 79 ).

• Теоретическая модель профессионального воспитания будущего учите-ля физики в университете на практике реализуется через профессионально ориентированное обучение с учетом будущей специальности студентов, которое осуществляется всеми кафедрами и преподавателями университе-та, включая деятельность действующего в ЕГУ им. И.А.Бунина факультета дополнительных педагогических профессий; научно-исследовательскую работу студентов (написание рефератов и курсовых работ, участие в олим-пиадах, выступления на научно-практической конференции, выполнение и защита выпускных квалификационных работ); досуг студентов, направ-ленный на всестороннее развитие их способностей, формирование новых интересов, отношений; все виды практики (непрерывная педагогическая практика, летняя практика в детском оздоровительном лагере, производст-венная практика); определенную систему отношений: преподаватель – студент, студент – студент, студент – культурно-педагогическое наследие региона, что в совокупности характеризует культурно-образовательную среду факультета университета.

• Типология профессиональной воспитанности будущего учителя, по ко-торой выделяются оптимальный, допустимый и недопустимый типы про-фессиональной воспитанности будущего учителя физики (см. стр. 112-114).

• Особенности специализации преподавания педагогических дисциплин в университете для будущего учителя физики: единство содержания и тех-нологии обучения, взаимодополняющих и обогащающих друг друга; спе-циализация содержания, достигаемая путем совместного изучения обще-педагогических и частно-методических вопросов преподавания физики в школе; специализация технологии преподавания педагогических дисцип-лин, заключающаяся в алгоритмичности преподавания, иллюстративности обобщения, установлении причинно-следственных и взаимообогащающих связей между понятиями, совместном поиске личностного смысла как изу-чаемой темы, так и всего курса, цикла психолого-педагогических дисцип-лин, профессии в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования оп-ределяется тем, что в нем

- уточнена сущность понятий "профессиональное воспитание" и "про-фессиональная воспитанность будущего учителя";

- представлены теоретическая модель профессионального воспитания будущего учителя физики в условиях университета и система практиче-ской деятельности по ее реализации;

- представлена типология профессиональной воспитанности будущего учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложена и апробирована технология преподавания педагогических дисциплин для будущего учителя физики и профессионально ориентиро-ванной воспитательной работы куратора как составных элементов системы практической деятельности по профессиональному воспитанию будущего учителя в университете.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исход-ными методологическими положениями, совокупностью используемых методов и диагностических методик, адекватных предмету, целям и зада-чам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных дан-ных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществля-лись посредством публикации его материалов и их обсуждения на конфе-ренциях, круглых столах. Основные теоретические положения и практиче-ские результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И.А.Бунина, докладывались на межвузовских конференциях в г.г. Ельце (1998 г., 1999 г., 2000 г.), Липецке (2000 г., 2001 г.), методологическом се-минаре, посвященном проблемам целостности педагогического процесса в г. Волгограде (2000 г.), круглых столах школы молодых ученых-педагогов, преподавателей в г. Туле (2001 г.), изложены в публикациях (ЛГПУ (2000 г., 2001 г.), МПУ, ЕГУ (2001 г.), РУДН (2001 г.), КГПУ (2001 г.), ТГПУ (2001 г.)).

По своей структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка литературы, 10 приложений. В первой главе раскрываются методология, понятийный аппарат исследова-ния, характеризуется современное положение рассматриваемой проблемы, представлена теоретическая модель системы профессионального воспита-ния будущего учителя физики в университете. Во второй главе проанали-зированы результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, представлены критерии, показатели и типология профессиональ-ной воспитанности будущего учителя, экспериментально обоснована эф-фективность специализированно направленного преподавания педагогиче-ских дисциплин и воспитательной работы куратора академической группы как возможных направлений профессионального воспитания будущего учителя в университете, прослежена динамика профессиональной воспи-танности будущего учителя.

В заключении подводятся общие итоги работы, формулируются вы-воды проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения поставленной проблемы.

В приложениях представлены опытно-экспериментальные материа-лы.

Рассмотрение теоретических вопросов профессионального воспита-ния будущего учителя в университете необходимо начать с анализа совре-менного состояния данной проблемы. Для уточнения исходных позиций не менее важно определиться с методологией и толкованием основных поня-тий, задающих ее смысловое содержание.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высшее педагогическое образование сегодня является социально-педагогической проблемой, от решения которой зависит дальнейшее соци-ально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Как по-казывают результаты исследований, реальный духовный потенциал учи-тельства, уровень профессиональной компетентности педагогов не соот-ветствуют общественным ожиданиям. Это обстоятельство актуализирует поиск эффективных подходов к организации педагогического образования. Значительными возможностями в совершенствовании качества подготовки учителей обладает их профессиональное воспитание в вузе.

Большие надежды в настоящее время возлагаются на университеты как центры фундаментального знания и духовной культуры. В ходе теоре-тического анализа и опытно-экспериментальной работы проведенное ис-следование показало, что университет имеет потенциальные возможности профессионального воспитания будущего учителя.

В рамках решения первой задачи исследования профессиональное воспитание рассматривается нами с позиций целостного подхода к лично-сти будущего учителя и образовательному процессу вуза.

В широком социальном смысле профессиональное воспитание бу-дущего учителя направлено на обретение будущим педагогом системы профессиональных ценностей и идеалов, расширение его духовных по-требностей и интересов, освоение педагогических знаний, умений и навы-ков и выражается в оптимальном соответствии личности будущего спе-циалиста требованиям профессии.

В более узком педагогическом смысле профессиональное воспита-ние будущего учителя в университете понимается нами как особый вид воспитания, реализующийся через взаимодействие субъектов образова-тельного процесса (преподавателей, студентов) и культурно-образовательной среды, в результате которого будущий учитель осознает целостный образ профессии, овладевает духовно-нравственными ценно-стями.

В контексте данного определения была построена теоретическая мо-дель профессионального воспитания будущего учителя физики в универ-ситете с точки зрения системного подхода.

Социальная ситуация развития студента, характеризуя условия его профессионального самоопределения, определяет основные факторы про-фессионального воспитания будущего учителя в университете, экспери-ментальное выявление которых проводилось путем факторного анализа.

Математическая обработка мнения будущих учителей показала вы-деление трех основных факторов. Тем самым первое положение гипотезы исследования в ходе работы обогатилось. Экспериментально подтверди-лось влияние личностных качеств участников образовательного процесса и культурно-образовательной среды региона как объективного макрофакто-ра, взаимодействие которых определило выделение культурно-образовательной среды факультета как микрофактора.

Считая профессиональное воспитание частью профессионального образования, а значит и образования в целом, в основу построения систе-мы профессионального воспитания будущего учителя в университете нами были положены принципы образования, сформулированные В.В.Розановым: принцип индивидуальности, принцип целостности и принцип единства типа. Они дополняются нами принципами двойственно-сти профессионального самоосознания, естественнонаучного осмысления педагогической профессии и региональности, которые отражают специфи-ку профессионального воспитания будущего учителя физики с учетом культурно-образовательной среды региона.

Профессиональное воспитание направлено на личностное развитие будущего педагога. Его эффективность определяется внутренним состоя-нием учителя. С этой точки зрения профессиональная воспитанность бу-дущего учителя определяется нами как совокупность его личностных ка-честв, отражающих отношение к будущей профессии и определяющих вы-бор индивидуального стиля педагогической деятельности, характеризую-щая его потребность в духовно-нравственном развитии и самореализации себя в профессии учителя. Отношение к педагогической профессии для будущего учителя физики непременно подразумевает его отношение к ми-ру в целом, к окружающей среде, т.к. он транслирует законы природы, а значит, должен критически относиться к действительности.

Именно наличие потребности и отношения к профессии явились для нас ориентирами, позволившими нам определить структуру и разработать критерии, показатели и типы профессиональной воспитанности будущего учителя, тем самым была решена вторая задача исследования.

Рассматривая вероятностный характер профессиональной воспитан-ности будущего учителя, определяющий возможность дальнейшего про-фессионального становления педагога, мы выделили в ее структуре смы-словой, мотивационно-ценностный и рефлексивный компоненты и опреде-лили в качестве ее основных критериев осознание образа будущей педаго-гической профессии и потребность в самореализации себя через будущую педагогическую профессию. Эти критерии проявляются через совокуп-ность показателей: для первого критерия — понимание смысла педагоги-ческой профессии; осознание идеала учителя; отношение к преподаваемо-му в будущем учебному предмету (в нашем случае, к физике), выражаю-щееся в понимании его воспитательных возможностей в духовно-нравственном развитии учащихся; критическая самооценка собственных профессионально значимых качеств учителя; для второго — отношению к педагогической профессии и желанию связать с ней свою профессиональ-ную деятельность; интересу к психолого-педагогическим и естественнона-учным знаниям; осознанию необходимости постоянного собственного ду-ховно-нравственного развития.

Качественный анализ степени проявления этих показателей у сту-дентов, теоретический анализ типологий профессиональной воспитанности учителя, представленных в современных исследованиях, позволили нам, основываясь на типологии учителей, предложенной С.Г.Вершловским, вы-делить три типа профессиональной воспитанности будущего учителя: не-допустимый, допустимый, оптимальный. На констатирующем этапе опыт-но-экспериментальной работы будущие учителя физики распределились по ним в соотношении 36% : 48% : 16%.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы подтвердил второе положение гипотезы и позволил решить третью задачу исследова-ния. Экспериментально была обоснована эффективность преподавания пе-дагогики как системообразующей дисциплины с учетом будущей специ-альности студентов и профессионально направленной воспитательной ра-боты куратора академической группы как реальных направлений профес-сионального воспитания будущего учителя в университете.

Предложенная нами технология преподавания педагогических дис-циплин в университете исходит из предложенных нами принципов про-фессионального воспитания будущего учителя и идей синергетического подхода к воспитанию, согласно которого основополагающим в образова-нии должен стать совместный поиск личностного смысла его содержания.

Учет специфики будущей специальности студентов осуществлялся нами по двум направлениям: специализация учебного материала и специа-лизация технологии обучения и воспитания. Первое достигалось путем со-вместного рассмотрения общепедагогических и частно-методических во-просов. Второе исходит из особенностей физики как преподаваемого в бу-дущем учебного предмета.

Воспитательная работа куратора академической группы осуществля-лась по следующим направлениям: выявление, развитие и коррекция про-фессионально значимых качеств учителя, обеспечение понимания общест-венной значимости профессии учителя, развитие интереса к истории и культуре, педагогическим традициям родного края, стимулирование по-требности в духовно-нравственном и профессиональном самосовершенст-вовании.

В целом основу технологии профессионального воспитания состав-ляет взаимодействие, проявляющееся на нескольких уровнях: межлично-стное взаимодействие субъектов профессионального воспитания; взаимо-действие макросреды и микросреды, выражающееся в согласованности на-правлений работы факультета, университета, всей системы образования региона; взаимодействие между кафедрами факультета; взаимодействие внутри содержания профессионального воспитания: единство знаний, пе-реживаний и отношений, интеграция учебных дисциплин в содержании образования, согласованность учебной и внеучебной деятельности студен-тов; взаимодействие между естественнонаучным (в нашем случае, физиче-ским) и гуманитарным (общекультурным, психолого-педагогическим) зна-нием.

В результате формирующего этапа опытно-экспериментальной рабо-ты была выявлена положительная динамика профессиональной воспитан-ности будущего учителя физики, значимость которой подтверждается применением методов математической статистики.

В ходе исследования был выявлен значительный воспитательный по-тенциал научно-исследовательской работы студентов, организация кото-рой рассматривается нами в качестве перспективы дальнейшего исследо-вания. Кроме этого дальнейшее исследование вопросов профессионально-го воспитания будущего учителя физики возможно в направлении изуче-ния влияния на него отдельных компонентов культурно-образовательной среды факультета, университета, региона.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. – 208 с.

2. Алферова Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непре-рывному образованию: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.08). — Волгоград: Перемена, 1998. – 22 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Соч. в 2-ух т. — М.: Педагогика, 1980. Т.1– 232 с., Т.2 – 288 с.

4. Андрюшенко М.Т. Вера в структуре познавательных процессов // Структуры познавательной деятельности: Межвуз. сб. науч. трудов. — Владимир, 1989, 232с.– С. 72-82.

5. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духов-ной культуры учителя: автореф. дисс. … (13.00.01). — М.: МПГУ, 2000. – 39 с.

6. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности: (монография) — М.: ин-т психологии РАН, 1998. – 248 с.

7. Батышев С.Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1984. – 670 с.

8. Бездухов В.П. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков: принцип соборности в воспитании // Педагогика. – 1998. – №7. – С.78-81.

9. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

10. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Дисс. на соиск. уч. степ. д.п.н. в форме науч. док-лада ( 13.00.01 ). — Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990. – 49 с.

11. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. – 1992. – №1-2. – С.61-65.

12. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика – 1997. – №2. – С. 39-42.

13. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. – 1998. – №3. – С.30-35.

14. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладной фи-лософии образования. — Волгоград: Перемена, 2000. – 461 с.

15. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. — М.: Высшая школа, 1991. – 205 с.

16. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в советской и православной педагогической культуре: автореф. дисс. . д.п.н. (13.00.01). — М.:1999. – 37 с.

17. Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Международные отношения, 1990. – 336 с.

18. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, ВГУ, 1977. – 302 с.

19. Бессонов Б. Русская идея. мифы и реальность. Т.1. — М.: Типография Госспорта, 1993. – 190 с.

20. Богданов Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М., 1994. – 93 с.

21. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. – 271с.

22. Бондарев С. Учитель — педагог // Русская школа. – 1912. – №1. – С.100-125.

23. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – №4. – С.29-36.

24. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманисти-ческих теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов – н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. – 560 с.

25. Васильева Е.М. Профессиональное самопознание студентов педвуза. — Липецк: ЛГПИ, 1992. – 128 с.

26. Васильева С.В. Интеграция содержания обучения как средство совер-шенствования профессиональной подготовки специалистов: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ, 1994. – 17 с.

27. Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Непрерывное образование и совершенствова-ние педагогического процесса в высшей школе: Учебное пособие. — Воронеж: ВГПИ, 1990. – 206 с.

28. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1993. – 117 с.

29. В – н М. Народный учитель — его значение и положение // Русская школа. – 1907. – №7-8. – С.126-139.

30. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины. Актуал. лексика / М-во общ. и проф. образования РФ; Упр. сред. проф. образования, Науч.- метод. центр сред. проф. об-разования. — М.: Новь, 1999. – 535 с.

31. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

32. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2000. – 520 с.

33. Вопросы профессиональной педагогики. Под ред. М.Н.Скаткина. — М.: Высшая школа, 1968. – 439 с.

34. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание и профессиональное са-моопределение школьников: Материалы III межвуз. науч. конференции. — Кемерово, 1970. – 115 с.

35. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, управление // Магистр. – 1995. – №1. – С.71-79.

36. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. – 1995. – №2. – С.48-52.

37. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. — М.: Изд-во УРАО, 2000. – 616 с.

38. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

39. Гвоздев А.В. Концепция "цельного духа" И.В.Киреевского и его педаго-гические взгляды // Человек. – 1998. – №2. – С.139-148.

40. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. — М., 1940. – 292 с.

41. Гершунский Б.Г. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. – 1998. – №2. – С.49-57.

42. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. — М.: Школа - Пресс, 1995. – 448 с.

43. Глазычев С.Н., Ильин В.С. Целостный подход в подготовке будущего учителя // Советская педагогика. – 1987. – №5. – С.80-84.

44. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965. – 258 с.

45. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статисти-ки в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. – 136 с.

46. Гревцева В.Ф. Профессиональное воспитание педагога средствами ди-дактической игры: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — Липецк, 1999. – 21 с.

47. Губкин И. Общеобразовательная и педагогическая подготовка народно-го учителя // Русская школа. – 1906. – №10. – С.98-116.

48. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т. 1–4. — М.: Русский язык, 1981. – Т.2. И – О. – 779 с.

49. Дистервег А. Избр. пед. соч. / Сост. В.Н.Ротенберг. — М.: Учпедгиз, 1956. – 354 с.

50. Долженко О.В. Очерки по философии образования: Учебное пособие. — М.: Промо – Медиа, 1995. – 240 с.

51. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. – 144 с.

52. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учи-теля. — М.: Просвещение, 1986. – 143 с.

53. Еремкин А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: автореф. дисс. … д.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ, 1991. – 32 с.

54. Закон РФ "Об образовании". — М.: Новая школа, 1992. – 56 с.

55. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. – 1999. – №3. – С. 69-73.

56. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. – 116 с.

57. Земцова В.И. Теоретические основы методологической подготовки учи-теля физики: автореф. дисс. … д.п.н. — М., 1995. – 31 с.

58. Зеньковский В.В. Педагогика. — М.: Издательство Православного Свя-то-Тихоновского Богословского института, 1996. – 154 с.

59. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропо-логии / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272 с.

60. Зотова Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на ма-териале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физ-культурном вузе): автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.08). — Волгоград, 1998. – 20 с.

61. Ибрагимов Х. Теоретические основы профессионального самовоспита-ния будущих учителей в педагогических училищах и колледжах: авто-реф. дисс. … д.п.н. (13.00.01). — М, 1996. – 39 с.

62. Ильин В.С. Формирование личности школьника (Целостный процесс) — М., 1984. – 144 с.

63. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — Москва – Белгород: БГУ, 1993. – 218 с.

64. История педагогики. Часть 2. С 17 в. до сер. 20 в.: Учеб. пос. для педу-ниверситетов / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. — М.: ТЦ "Сфера", 1997. – 304 с.

65. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Пе-дагогика, 1990. – 144 с.

66. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения — М.: Педагоги-ка, 1982. – 704 с.

67. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Новая школа, 1992. – 125 с.

68. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образова-нием по специальностям педагогических институтов. — М.: МП СССР, 1985. – 96 с.

69. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2-ух томах. Т.1. / Под ред. М.Гершензона. — М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911. – 290 с.

70. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе ис-следования, игр, дискуссии. — Рига: НПЦ "Эксперимент". – 1995. – 176 с.

71. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

72. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования пе-дагога. Пособие. / Под ред. Ю.М.Забродина. — М., 1994. – 344 с.

73. Кон И. Психология юношеского возраста. — М, 1979. – 319 с.

74. Константинов Н.А. и др. История педагогики – 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

75. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997. – 110 с.

76. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нуж-на? Как она делается? — Волгоград: Перемена, 1996. – 86 с.

77. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М.: Педагогическое общество России, 2000. – 36 с.

78. Крахоткина В.К. Учебно-исследовательская работа студентов по мето-дике преподавания физики как средство совершенствования профес-сиональной подготовки учителя физики: автореф. дисс. … к.п.н. — М., 1985. – 18 с.

79. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогиче-ском вузе (научно-методический и организационно-педагогический ас-пекты): Монография. — М.: МПУ, ЕГПИ, 1999. – 131 с.

80. Кузовлев В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. – 2000. – №1. – С. 52-57.

81. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. – 183 с.

82. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. — Воронеж, 1997. – 230 с.

83. Кэмпбелл Дж. Модели эксперимента в социальной психологии и при-кладных исследованиях. — М., 1980. – 95 с.

84. Лагун С.А. Подготовка студентов младших курсов к педагогическому образованию и выбору профессии в педагогическом университете (на материале курса "Введение в педагогику"): автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 17 с.

85. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: Монография. — Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского университета при УДГУ, 1992. – 236 с.

86. Лапочкина Л.И. Формирование ориентации на профессию учителя у учащихся педучилищ: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — Л.: РПГУ им. А.И.Герцена, 1990. – 19 с.

87. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. – 163 с.

88. Легостаев И.И. Модульная концепция подготовки специалистов. — СПб. Научный издательский центр "Кафедра", 1997. – 98 с.

89. Леонова О.В. Образовательная технология профессионального воспи-тания учителя: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М., 1995. – 18 с.

90. Лигай М.А. Экологическая подготовка преподавателя физики в системе непрерывного образования: автореф. дисс. … д.п.н. — М., 1995. – 35 с.

91. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей( теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в 19 и 20 веках). — Самара: Изд-во СИУ, 1997. – 85 с.

92. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. – №1. – С. 10-19.

93. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Хелемендик. — М.: Политиздат, 1988. – 256 с.

94. Маленко А.Т. Воспитание инженера педагога: Учеб.-метод. пособ. для вузов. —М.: Высшая школа, 1986. – 120 с.

95. Малиновская В.Н., Смятских А.Л. Методическое пособие по курсу: "Введение в специальность и основы педагогического мастерства" Ч.1. — М., 1992. – 167 с.

96. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Под ред. Новиковой Л.Н.: Кустанай, 1997. – 244 с.

97. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Про-свещение, 1993. – 192 с.

98. Мезинов В.Н. Проблемы профессионального воспитания учителя-филолога (сущность, содержание, технология): автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М.: МТПУ, 1995. – 18 с.

99. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в процес-се профессиональной подготовки учителя (на примере естественно-научных и технических дисциплин): монография. — М.: МПУ, 1998. – 168 с.

100. Меженцева Г.Н. Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики: авто-реф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ, 1995. – 16 с.

101. Менегетти А. Что такое учитель? // Alma Mater. – 1997. – №11. – С. 45-47.

102. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности: Философско-этический очерк. Пер. с латыш. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Полит-издат, 1990. – 222 с.

103. Миронов В. и др. Педагогическое образование в классическом уни-верситете // Высшее образование в России. – 1995. – №3. – С. 17-21.

104. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. – 1999. – №3-4. – С.5-19.

105. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и мето-дика: (Опыт экспериментального исследования). — М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

106. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии / Ред. И.М.Тонконогий. — Л.: Медицина, 1968. – 216 с.

107. Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития про-фессионализма / Под ред. Т.В.Новиковой. — М., 1994. – 32 с.

108. Новикова Л.И. Школа и среда. — М.: Знание, 1985. – 115 с.

109. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начи-нающего педагога-исследователя – 3-е изд. — М.: Издательство "Эг-вес", 1999. – 104 с.

110. Образование и культура: история и современность (методологиче-ский аспект) / Под ред. Ю.В.Петрова, Е.С.Ляхович — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. – 238 с.

111. Образовательный стандарт по физике (средняя школа и педагогиче-ский вуз) —М.: МПУ, 1993. – 136 с.

112. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка — М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

113. О педагогическом факультете (Из доклада Т.Д.Фаддеева 1-ому Все-российскому съезду по педагогической психологии в г.Санкт-Петербурге в 1906г.) // Русская школа. – 1907. – №2. – С.149-166.

114. Основы дидактики. Под ред. д-ра пед. наук проф. Б.П.Есипова. — М.: Просвещение, 1967. – 472 с.

115. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И.А.Зязюна. — М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

116. Особенности профессионального воспитания и типы профессио-нального воспитания: Пер. с нем. Г.Эушеде. — Wirtschaft und Erziehang. –1967. - №5.

117. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки). — М.: Педагогика, 1979. – 216 с.

118. Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащих-ся: Курс лекций. / Науч. ред. И.П.Кузьмин; Всерос. ин-т повышения квалификации инж.– пед. работников и специалистов проф.- техн. обра-зования. — СПб.: ВИПКПТО, 1994. – 86 с.

119. Пашков А.Г. Ценностно-целевые аспекты профессионального воспи-тания будущих педагогов // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт.— Курск: Изд-во КГПУ, 2000. – 268 с. – С. 29-36.

120. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

121. Педагогическая подготовка учителя-филолога / Под ред. Е.П.Белозерцев. — М.: Валент, 1996. – 102 с.

122. Педагогическая практика: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В.К.Розов, В.С.Морозова, Е.П.Белозерцев, О.А.Абдуллина. Под ред. В.К.Розова. — М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

123. Повышение профессиональной направленности преподавания спец-предметов в педагогическом вузе: Метод. рекомендации. — Волгоград: ВГПИ, 1986. – 36 с.

124. Попова Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.08). — Р.-на-Д., РГПУ, 1999. – 25 с.

125. Попов Л.А. Нравственное воспитание будущего учителя // Советская педагогика. – 1991. – №7-8. – С. 63-67.

126. Проблемы определения концепции государственного образователь-ного стандарта по физике (Педагогический вуз. Средняя школа) — М.: МПУ, 1995. – 133 с.

127. Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Репринцева А.В. — Курск: Изд-во КГПУ, 2000. – 268 с.

128. Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С.Г.Вершловского, Л.Н.Лесохиной. — М.: Педагогика, 1982. – 144 с.

129. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающих-ся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. – 904 с.

130. Профессиональное воспитание рабочих-станочников. — М.: НИАТ, 1971. – 31 с.

131. Пряхин Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи): Автореф. дисс … к.п.н. — Елец, 2000. – 19 с.

132. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

133. Путилина Н.В. Формирование интереса будущих учителей к научно-педагогическим знаниям: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М, 1988. – 17 с.

134. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. – 1998. – №5. – С. 17-22.

135. Рачина С.В. Профессиональное воспитание как средство формирова-ния конкурентоспособного рабочего (на материале республики Коми): автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). – СПб, 1998. – 23 с.

136. Редкин П. Современные педагогические заметки // Учитель. – 1863. – №6. –С. 274-282.

137. Репринцев А.В. В поисках идеала Учителя: Проблемы профессио-нального воспитания учителя в истории философско-педагогической мысли. — Курск: Издательство КГПУ, 2000. – 272 с.

138. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспита-ния будущего учителя: Дисс… д.п.н. — Курск, 2001. – 503 с.

139. Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования: автореф. дисс. … д.п.н. (13.00.08). — Белгород, 2000 – 46 с.

140. Розанов В.В. Сочинения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Л.Налепина и Т.В.Померанской; Вступ. ст. А.Л.Налепина. — М.: Сов. Россия, 1990. – 592 с.

141. Розанов В.В. Сумерки просвещения — М.: Педагогика, 1990. – 624 с.

142. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-ух т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 672 с., Т.2. – М — Я.

143. Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия. / Сост. и авт. вступ. статьи С.В.Перевезенцев. — М.: Роман-газета, 1994. – 240 с.

144. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. — М.: Нау-ка, 1995. – 624 с.

145. Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: (Тео-рия и практика воспитания). — Алма-Ата: Наука, 1990. – 336 с.

146. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 240 с.

147. Сергеев Н.К., Арнаутов В.В. Профессиональное становление буду-щего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): Монография. — Волгоград: Перемена, 1997. – 206 с.

148. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и тех-нологии. — Волгоград: Перемена. – 1994. – 152 с.

149. Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессиональ-но-этической культуры учителя: автореф. дисс. … д.п.н. — М., 1995. – 35 с.

150. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: Метод. рекомендации. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2000. – 108 с.

151. Скворцова Е.Г. Формирование у студентов педагогического вуза го-товности к профессиональному самосовершенствованию: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.08). — Ярославль:1996. – 18 с.

152. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. – 160 с.

153. Сластенин В.А. Программно-целевой подход к формированию соци-ально-активной личности учителя / Теория и практика высшего педаго-гического образования: Сб. науч. тр. — М.: МГПИ, 1984. – 171 с.

154. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: Учеб. пособие. — М.: Прометей, 1997. – 200 с.

155. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.

156. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. — М.: Мысль, 1990, Т.1 – 892 с., Т.2 – 822 с.

157. Социально-педагогические проблемы профессионального становле-ния молодых учителей. / Сост. С.Г.Вершловский, Т.М.Симонова, Т.А.Чистякова. — Ленинград, НИИ общего образования взрослых, 1989. – 99 с.

158. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — Москва-Кострома, 1995. – 28 с.

159. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект): Монография. — М.: Высшая школа, 1987. – 134 с.

160. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеоло-гия воспитания и обучения. — М.: Флинта, 1998. – 368 с.

161. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций. — М.; Совершенство, 1998. – 368 с.

162. Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и елецко-го уезда второй половины XIX – начала XX вв.: Автореф. дисс … к.п.н. — Елец, 2002. – 21 с.

163. Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя: Автореф. дисс. … д.п.н. — М., 1999. – 19 с.

164. Терехина Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ, 1996. – 23 с.

165. Технология проектирования траектории профессионального станов-ления будущего учителя (проектирование учебных планов и программ для педагогических вузов на основе государственных образовательных стандартов) / В.М.Монахов (автор пед. технологии), А.И.Нижников, В.В.Арнаутов и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград-Москва: Перемена, 1998. – 84 с.

166. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее рус-ского образования // Педагогика. – 1998. – №2. – С. 3-7.

167. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Дж.-О. Ким, Ч.У.Мьюллер, У.Р.Клекка и др.; Под ред. И.С.Енюкова. — И.: Финансы и статистика, 1989. – 215 с.

168. Фатхуллин М.Ф. Воспитание специалиста — Казань: изд-во Казан-ского университета, 1990. – 150 с.

169. Федотенко И.Л. Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного педагогиче-ского образования: автореф. дисс. … д.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ, 2000. – 40 с.

170. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. — М.: "Советская энциклопе-дия", 1983. – 840 с.

171. Фирсов М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: автореф. дисс. …к.п.н. (13.00.01). — М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1991. – 15 с.

172. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Университетское, 1998. – 560 с.

173. Харламов И.Ф. Развитие личности и целостность учебно-воспитательного процесса // Советская педагогика. – 1985. – №7. – С. 32-37.

174. Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя: автореф. дисс. … д.п.н. (13.00.08). — М.: МПГУ, 1997. – 33 с.

175. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. — М.: Наука, 1983. – 158 с.

176. Шеняк Л.Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педа-гогических дисциплин: автореф. дисс. … к.п.н. (13.00.08). — Р.-на-Д.: РГПУ, 2000. – 25 с.

177. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды : Проблемы возрас-тной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: МПА, 1995. – 224 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Профессиональное воспитание будущего учителя физики в образовательном процессе университета»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 179
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика