Дипломная работа
«Проблема и особенности социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе»
- 85 страниц
Ведение….2
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социальной реабилитации дезадаптированных детей….7
§ 1. Социальная адаптация и дезадаптация в кризисном обществе….7
§ 2. Содержание и основные направления социальной реабилитации…19
Глава II. Проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей….34
§ 1. Объект и субъект в социальной реабилитации…34
§ 2. Структура и функции социальной реабилитации.….40
§ 3. Организационное и кадровое обеспечение социальной реабилитации….54
Заключение…73
Источники и литература….79
Введение.
Актуальность. Современное российское общество сталкивается с кризисными социальными и экономическими процессами, отражающими глубокую трансформацию базисных основ своей жизнедеятельности. Безработица, миграция, снижение уровня жизни, рост бедности многих социально уязвимых слоев общества привели к существенным изменениям статусно-ролевых характеристик семей с детьми. Реформы обусловили новые социально-экономические формы их жизни, привели к смене семейной идеологии и привычной системы ценностей, вызвали состояния неуверенности, социальной дезадаптации.
Особенно остро эти процессы отражаются на социализации молодого поколения, оказавшегося в зоне социального и экономического неблагополучия. Как следствие, с начала 90-х гг. XX века и по настоящее время в российском обществе проявилась и стала усиливаться проблема дезадаптации большой возрастной когорты детей. Это социально опасное явление тесно связано с такими отклонениями от процесса социализации, как уклонение от учебы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация, наркомания и другие формы асоциального поведения. По экспертным оценкам в современной России от двух до пяти миллионов детей находятся в состоянии социальной дезадаптации.
Естественная убыль населения продолжает оставаться высокой и прослеживается на всей территории России, тогда как рождаемость за период реформ снизилась в два раза. Дезадаптация детей, как особой возрастной когорты социальной структуры российского общества, является следствием системного и длительного социально-экономического кризиса, ухудшающего материальное положение семей. Она обусловлена отчуждением детей от неблагополучных семей, растущей алкоголизацией населения. Следствием кризиса основных институтов социализации детей и подростков является их маргинализация, рост правонарушений и преступлений. Дезадаптированное детство формирует субцивилизационный по своим последствиям для социальной структуры общества социальный слой. Его воспроизводство ведет к подрыву трудового, производственного, мобилизационного потенциала, несет угрозу национальной безопасности страны. С каждым годом увеличивается количество призывников из названной категории, которые по состоянию физического и социального здоровья не могут служить в армии. Они не стремятся получить профессиональное образование и пополняют ряды социально уязвимых слоев населения.
Опасность детской дезадаптации проявляется и в том, что она приобретает форму социального сиротства, тесно связанного с безнадзорностью и беспризорностью. Так, по данным Министерства юстиции России и Судебного Департамента при Верховном суде РФ в 2007 году 41917 человек были лишены родительских прав, что в 3,5 раза больше, чем в 1998 году.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена:
во-первых, необходимостью теоретического и методологического осмысления особенностей социализации особой возрастной когорты детей в условиях трансформации современного российского общества, определяющей вектор его социального развития;
во-вторых, социальной опасностью детской беспризорности и безнадзорности детей как феномена дезадаптации и маргинализации социальной структуры российского общества;
в-третьих, социальной востребованностью комплексного научного знания о дезадаптированных состояниях детей и выработки научно-практических рекомендаций по их реабилитации.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем теоретических и эмпирических знаний по проблемам социализации детства и его защиты, преодоления дезадаптированных состояний в переломные периоды общественного развития.
Социологический подход к проблемам детства, семьи, воспитания формируется во второй половине XIX - начале XX века. В работах зарубежных социологов и социальных психологов (Р. Мертон, Н. Смелзер, Г. Зиммель, П. Сорокин) отражены важнейшие методологические подходы к анализу сложного процесса поэтапного формирования личности человека с детского возраста (Дж. Мид), зеркального «Я» у детей в процессе интеракции (Ч.Кули), двойственной природы человека, роли общественного разделения труда (Э.Дюркгейм).
Важное методологическое значение для целей настоящего исследования имеет концепция аномического состояния общества (Э.Дюркгейм). Она позволяет понять механизм рассогласованности ценностей, как главных регуляторов социальной структуры современного российского общества. Смещение нормативно-регулятивных и координирующих механизмов общества приводит к последующей утрате личностью ответственности за свои социальные действия.
В работах отечественных исследователей начала XX века СВ. Бахрушина, Б. И. Бентовина, Д.Н. Бородина, В. Гальперина, Д. А. Дриля, В.Ф. Залесского внимание акцентируется на проблемах неблагополучия семьи, трудных подростках, осмыслении феноменов десоциализации, дезадаптации, девиации, социальной патологии детства, детского нищенства и бродяжничества, беспризорности, безнадзорности. Однако эти социальные статусы и феномены в основном рассматриваются как однопорядковые и не разделенные в строгом научном определении.
С 30-х годов XX века изучением дезадаптированных детей в нашей стране отечественные ученые не занимались в силу официальных установок на отсутствие их в социалистическом обществе. Отдельные исследования проводились среди воспитанников детских домов и исправительных детских учреждений, а также детей, попадающих в приемники-распределители.
В 90-е гг. XX века проблемы детской дезадаптации, особенно ее проявления в феномене безнадзорности и беспризорности, начинают актуализироваться в социальных науках. В ряде работ отечественных исследователей, в том числе дальневосточных ученых А.Г. Петрынина, A.M. Печенюка, Л.В. Кашириной, Е.Л. Мотрич, Ю.В. Березутского, они выступают предметом самостоятельного научного анализа. В них акцентируется на отдельных характеристиках дезадаптации несовершеннолетних, их отчуждении от институтов социализации, привычках и зависимостях, влиянии на них социальной среды.
Анализ изученности проблем социализации дезадаптированных детей свидетельствует о том, что в большинстве своем авторы рассматривают лишь отдельные аспекты этого явления, что не может в полной мере удовлетворить современные запросы науки и практики. Недостаточное внимание уделяется комплексному научно-практическому изучению особенностей дезадаптированного состояния возрастной когорты детей, социальным последствиям их десоциализации, а также повышению эффективности деятельности государственных и общественных структур по снижению остроты данной проблемы, реабилитационной работе.
В настоящей работе использован комплексный подход к оценке дезадаптированных детей. Такой подход позволяет интегрировать накопленные знания по исследуемой проблеме, находить инварианты социологических описаний этого феномена, преодолевать недостатки локальных исследований. Все это в конечном итоге все это и предопределило выбор цель и задач исследования.
Цель исследования:
выявить статусно-ролевые характеристики и их детерминанты у дезадаптированных детей в условиях современного общества.
Задачи исследования:
1. на основе анализа отечественных и зарубежных работ выявить теоретико-методологические подходы к социализации детства в современном обществе;
2. диагностировать состояние и проблемы дезадаптированных детей;
3. проанализировать состояние реабилитационной работы с детьми в современной России;
Объект исследования - возрастная когорта дезадаптированных детей (7-14 лет).
Предмет исследования - статусно-ролевые характеристики детей и факторы, детерминирующие их дезадаптивное состояние.
Теоретико-методологическая и методическая база дипломной работы представлена общенаучными принципами научного познания общественных явлений. Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, педагогов прошлого и современности по проблемам социализации детей, взаимодействия институтов государства, семьи и образования в воспитании детей, профилактики дезадаптивного поведения несовершеннолетних и их реабилитации. В качестве основного теоретико-методологического инструмента в исследовании используется системный подход, аккумулирующий методы теоретического анализа, экстраполяции, абстрагирования, конкретизации, идеализации, анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Методологической основой раскрытия индивидуально-личностного развития детей служит единство социального и биологического подходов, как основы понимания социальных последствий дезадаптированных состояний детства.
Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и результаты исследования могут быть доведены до практических рекомендаций по организации социальной и психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
Материалы исследования могут быть включены в учебные программы обучения социальных работников, родительского всеобуча.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особо важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики дезадаптации и девиации. Одна из основных задач профилактики девиантного поведения и социальной реабилитации определяется тем, что существовавшая прежде «карательная» превентивная политика должна быть заменена на защитно-охранную, представленную адекватной медико-социальной, социально-психологической, социально-правовой, социально-педагогической помощью и поддержкой семье, детям и подросткам.
Практическая реализация защитно-охранной концепции системы профилактики и социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков требует научной проработки и практического решения ряда вопросов организационно-управленческого, кадрового, материально-финансового, нормативно-правового и информационного обеспечения.
В сложившейся ситуации возросла роль государства в организации социальной защиты прав и интересов детей, в усилении целенаправленной работы по их социальной реабилитации. В основе идеологии государственной деятельности по социальной реабилитации лежит представление об обратимости негативных проявлений, об обязанности государства и общества организовать реадаптирующую деятельность. Несмотря на то, что в этот процесс могут и должны вовлекаться общественные и негосударственные объединения, организация социальной реабилитации дезадаптированных, возвращение их к нормальным условиям жизнедеятельности является важнейшей социальной функцией государства, неотъемлемым элементом его социальной политики. Как и все другие элементы формирования и реализации социальной политики, социально-реабилитационные процессы нуждаются в последовательном,
целенаправленном управлении. Создание оптимальных условии для успешной социальной реабилитации, интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства. Политическая элита, органы государственного управления и муниципального самоуправления призваны обеспечивать профилактику и социальную реабилитацию детской инвалидности, безнадзорности и социального сиротства в масштабах всего государства, в отдельных территориях и муниципальных образованиях, в условиях межведомственного взаимодействия органов и учреждений, создавать систему специализированных социально-реабилитационных учреждений, оказывать постреабилитационную помощь и вести наблюдение за ресоциализированными детьми.
Следует поддержать точку зрения профессора Г. Силласте - президента Международной Ассоциации «Женщины и развитие» о том, что в условиях кризисного общества проблема детства тесно связана с проблемой национальной безопасности страны. Такая постановка проблемы также является приметой времени, и, одновременно, повторением ситуаций после гражданской войны и Отечественной войны. Но если в те времена ситуация детства как угроза безопасности осознавалась и были приняты соответствующие меры, то в современный период властвующая элита не осознает всех размеров опасности. Между тем, по прогнозам на 2015 г, численность детей моложе 16 лет сократится с 30,3 млн. до 21,9 млн, и составит лишь 14.8% против 24,9% пенсионеров [62; С. 67-69].
Изменение общественного сознания и эффективной деятельности государственных и негосударственных учреждений всех уровней, реализация программ социальной реабилитации в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей и др.) позволит создать условия для интеграции их в общество и предпосылки к независимой жизни. Из существующих противоречий ведущим является противоречие между
необходимостью перехода на современную модель социальной реабилитации с учетом российских традиций и опыта и недостаточным финансированием реабилитационных программ. Выход только один - реальное движение, способное проявить новые возможности.
Социально-реабилитационные центры решают только кратковременные оперативные задачи. Встает проблема формирования комплексов, которые позволили бы решать задачи социальной реабилитации, образования и профессионального обучения.
Нуждается в социологической проверке иерархия нарушений прав детей, которая приводится в некоторых источниках: насилие - физическое (моральное, сексуальное), нарушение права жить и воспитываться в семье, права на образование, право на получение профессии, права на содержание в государственном учреждении и другие формы социальной помощи.
Отдельной проблемой является аллокация индивида - «встраивание» его в роль взрослого человека (Т. Парсонс). Здесь встают проблемы соблюдения прав инвалида на жильё, устройства на работу, обучение или получения профессии. Наряду с несовершенным законодательством и нерешёнными финансовыми вопросами есть ещё проблема неготовности выпускников детских ломов и школ-интернатов решать элементарные вопросы собственного жизнеустройства. Речь, следовательно, должна идти о реальном наполнении права выпускника на жилье, в том числе его правовой грамотности. Важнейшим правом при жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право жить и воспитываться в семье, которое гарантировано Конвенцией ООН «О правах ребёнка» и соответствующими российскими законодательными актами. Это решается через различные формы семейного воспитания. В социологическом обобщении нуждается опыт возвращения детей в семью, организации
семейных воспитательных групп, функционирование института приёмной семьи, опеки и попечительства.
Рост числа дезадаптированных детей привел к тому, что впервые становится возможным выделить внутри детства социальные группы, исходя из критериев надзора. Защита интересов и прав детей требует межведомственной координации органов образовании, социальной защиты, правопорядка, органов здравоохранения. Многочисленность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, слабая защита прав и интересов их, актуализирует проблему до уровня угрозы социальной безопасности государства, поскольку социальное сиротство сопровождается мировоззренческой деформацией больших групп детей, уходом со временем детей в криминальные сообщества, потерей здоровья. Это ставит вопрос о введении в области поста уполномоченного по правам ребёнка.
Особенно важны следующие положения;
1, Социальная потребность в реабилитации формируется на определенном
этапе развития цивилизации, когда возникают материальные и структурные
возможности для самореализации девиантных групп.
2. Представления о норме и девиации постепенно теряют оценочный
характер, а нормативизм заменяется более сложными лично-значимыми
подходами.
3. Тотальная государственность не способна обеспечить социальную
реабилитацию всех нуждающихся, отсюда вытекает значение
самоорганизации личности, особенно инвалидов.
4. Одна из главных задач социальной реабилитации - культивирование
субъектности, интеграция в общество детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Организация социальной реабилитации является той
сферой, где невозможно точное нормирование самого процесса. Всегда
остается зависимость эффективности от творчества социальных работников.
К сожалению, в современной России лишь наименьшая часть социальных работников считает правильным выделение в структуре социальной реабилитации трех ведущих направлений: социально-трудовой, социокультурной и социально-бытовой.
Интегративная роль социальной реабилитации во всех ее функциональных направлениях должна объединить усилия специалистов разного профиля на Основе достижения основной цели — включения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в социальную среду, приобщения к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Определяющим значением для социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является организация этого процесса. Важнейшим звеном в системе социальной реабилитации является социальное обслуживание.
Социально-реабилитационный Центр надо рассматривать как звено в
системе медицинских, образовательных, общественных и других
организаций, которые в той или иной степени занимаются подготовкой детей
и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации к активной
деятельности. В этой системе у Центра особая роль. Это единственная
специализированная организация, призванная играть координирующую роль
и задавать программу социальной реабилитации клиента.
Все реабилитационные учреждения прошли определенные этапы развития,
сложились коллективы специалистов, формируется свой стиль работы, есть
свое природное и социальное окружение. Следовательно, концепция
социальной реабилитации должна быть адаптирована к особенностям конкретного Центра.
Необходимо пополнение реабилитационных Центров профессиональными кадрами. Требуются специалисты с базовым образованием. Перед работниками детских социальных учреждений стоит актуальная задача переподготовки и повышения квалификационных кадров.
На данном этапе представляется необходимым оптимизировать деятельность реабилитационных учреждений с внедрением инновационных технологий по работе с семьей и детьми, оказавшимися э трудной жизненной ситуации, их социальной реабилитации и адаптации.
В дипломной работе сделана попытка определить вектор движения социальной реабилитации от объемности к субъектности, от попечительской идеологии к развитию самозащитных качеств дезадаптированного ребенка.
Социальная реабилитация детей в современной России приобретает все большую актуальность и становится условием прогресса и социальной безопасности.
Глубокое осмысление концептуальных подходов феномена социальной реабилитации позволит успешнее продвигаться по пути развития как теории, так и практики.
Источники и литература
1. Алексеева Л. С. Опыт социальной реабилитации подростков в
Голландии, Чехии, Словакии, Венгрии, США и Великобритании /
Л. С. Алексеева, О. Б. Осколкова. - М., 1994. -185 с.
2. Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков // Семья в
России.-1995.-№2.-С. 101—111.
3. Алексеева Л. С Социальный патронат семьи в системе социального
обслуживания: Науч.-метод. пособие / Л. С, Алексеева, В. Ю.
Меновщиков. – М., 2000. - 360 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, - М., 1980, - 342 с.
5. Антонов А. И. Микросоциология семьи: Методология исследования
структур и процессов: Учеб. пособие для ВУЗов. - M., 1998.-360 с,
6. Аргун Л. Х. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго - Надежда» /
Л. Е. Аргун, С. В. Капустина // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы, - 1997. -№2. -С. 43-57.
7. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации подростков:
Вопросы духовной культуры советских рабочих. - Свердловск,
1969, - 111с.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990. - 232 с.
9. Балашов Е. Б. Роль превентивного образования в профилактике
девиантного поведения // Девиантное поведение детей и
подростков: проблемы и пути их решения. - М., 2006. - С. 23-25.
10. Барлас Т. В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушения // Психол. журн., - 1994. - № 6. - С. 116-120.
11. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.-издат. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.
12. Беличева С. А. Развитие сети государственных учреждений для
детей-сирот в России и проблемы их совершенствования // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.,
1999.-№3.- С.84-87.
13. Белкин П. Г. О некоторых теоретических и методологических
проблемах социальной адаптации // Философско-методологические
аспекты гуманитарных наук. - М., 1981. - С. 94 - 96.
14. Белявский Б. В. Обзор материалов научно-практической
конференции по проблеме: «Социальная и трудовая реабилитация и
адаптация в обществе подростков с нарушением интеллекта» //
Дефектология. - 1994. -№ 6. - С. 85 - 92.
15. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997, - 112 с.
16. Блинков Ю. А. Основы формирования полноценной
жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями: Учеб.
пособие / Ю. А. Блинников, Е. А. Губарев, А. М, Черных. - Курск,
1999. - 401с.
17. Богомолов A. M. Семейные формы жизнеустройства как инструмент
ресоциализации детей-сирот с низкими адаптивными
возможностями // Философия образования, - 2003, - № 9, - С. 67-69.
18. Брутман В. И. Материнство юных как фактор риска отказа от
ребенка // В. И. Брутман, М. С. Родионова, C. В. Ёниконолов, А. В. Черников // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. - М., 1994.- С. 18-20.
19. Брутман В. И. Противоречия, проблемы и перспективы развития
системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения
родителей // Сироты России: проблемы, надежды, будушее. - М.,
1994.- С 12 - 15.
20. Васильева И. И. Социальная патология в нестабильном обществе //
Тезисы доклада регионального семинара Института философии и
права СО РАН. - Новосибирск, 2000. - С. 84 - 88.
21. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии: Избр. произведения. - М., 1990. - 495 с.
22. Велиханова Н. Творческая деятельность как средство психолого-
педагогической реабилитации; (Опыт работы с социально-
дезадаптированными детьми в условиях школы-интерната) //
Прикладная психология и психоанализ, - 2006, - №2. – С. 47-60.
23. Вознюк Н. П. Система диагностики и реабилитации
дезадаптированных детей и подростков в центре «Подросток» //
Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений
по социальной реабилитации дезадаптированных детей и
подростков. - М., 1997. - С. 47 - 53.
24. Галкина Р. И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания,
опорно-двигательного аппарата и нервной системы. - СПб., 1936. – С. 47.
25. Гончарова Г.А. Медико-психологический анализ нарушений
социально-психологической адаптации учащихся школ различного
типа // Проблемы социальной адаптации детей и подростков и
принципы её профилактики; Сб. науч. Трудов. – М. 1993. - С- 94-
107.
26. Гордон Л. A. Социальная адаптация в современных условиях //
Социологические исслед. - 1994. -№8-9.- С. 13-15.
27. Горячева С. Под зашитой ли семья, дети? // Человек и закон. -
2002.-№4.- С.7 - 10.
28. Государственная семейная политика: Опыт регионов России по
организации межведомственного взаимодействия по защите прав и
интересов детей. – М.,: Минтруд России, 2000. - 215 с.
29. Государственный доклад «О положении детей в Российской
Федерации». - М., 2006. - 119 с.
30. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской
Федерации» // Под ред. А. И. Осадчих. - М., 1996. - 212 с.
31. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных
условиях // Социол. исслед. - 1997. - № 1.- С. 72 - 79.
32. Данилова Е. И. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социол. исслед. – 1995. - №6. - С. 120-130.
33. Дарвин Ч. Происхождение видов. – М., 1939.
34. Дементьева Н. Ф. Приемная семья — институт защиты детства: Метод, рекомендации / Н. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. - М., 2000. - С. 4 - 9.
35. О. Н. Дудченко, // Социол. исслед. - 1995, - № 6. - С. 110 - 119.
36. Дюркгейм Э. Социология. - СПб., 1995. - 112 с.
37. Ивашенко Г. М. Социальная реабилитацня детей: Учеб. Пособие. - М., 1998. - 198 с.
38. Ильяшенко А. Н. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Рос. Следователь. - 2007.- № 6 - С. 41- 45.
39. Козловски П. Культура постмодерна. - М., 1977. – 151 с.
40. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. - М.; Просвещение, 1989. – 409 с.
41. Комплексная реабилитация детей с нарушениям слуха: Метод.
рекомендации. - М.; СПб.: НИИ психотерапии и клинической психологии, 1998 . - 472 с.
42. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Социальное обслуживание:
Нормативно-правовые акты. - М., 2006.- С. 323 - 365.
43. Корель Л. В. Социология адаптации: этюды апологии. -Новосибирск, 1997. - С. 40 - 42.
44. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. - Саратов, 2000.-236 с.
45. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов, 1991. - 47 с.
46. Лаврентьева З. И. Социальное развитие личности ребенка в процессе реабилитации // Философия образования. - 2007. - № 9. - С. 103 - 108.
47. Милославова И. А. Понятие и структура социальной адаптации //
Социальная психология и философия. - Л., 1973. - 216 с.
48. Миронов Н. Е. Социальные аспекты проблемы раннего выявления умственной отсталости // Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 147 - 148.
49. Миронова Е. В. Особенности психологической реабилитации наркозависимых Санкт-Петербурга // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - СПб., 2000, - С. 129 - 131.
50. Мерцалова Л. В., Стриженов В. Н. Библиотерапии. – Новосибирск. - 2000. - 47 с.
51. Мухаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автореф. дисс. канд. Социал. наук. - М., 2002. - 21 с.
52. Нетипичная семья: образ жизни и положение в русском обществе; Сб. статей / Под ред. А. Ф. Ачильдиевой. - М., 1997.-176 с.
53. Нечаева A. M. Семейное право России: проблемы развития: Сб.
обзоров и статей. -М., 1996. - 131 с.
54. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования / Сост. Е. В.
Шилова, В. П. Иванова и др. – СПб., 2000. - 223 с.
55. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П. Д. Павленок. -
2-е изд., испр. и доп., - М., - 2002. - 395 с.
56. Палаточный лагерь детей-инвалидов «Мыс доброй надежды» //
Нар. образование. - 2006, - № 3. - С. 183-185.
57. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии:
Социология сегодня; проблемы и перспективы. - М., 1965. - 29 с.
58. Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений
по реабилитации социально-дезадаптированных детей и
подростков / Под ред. Г. М. Ивашенко. – М., 1997. - 155 с.
59. Пиаже Я. С. Избранные психологические труды. - М., 1994.- 680 с.
60. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
И. В. Дубровиной, А. Г.Рузской. - М., 1990. - 264 с.
61. Свистунова Е. Г. // Социальная работа. - 2008.-№ 4. -С. 112-113.
62. Силласте Г. Г. Женщина как объект и субъект социальной
безопасности // Социал. исслед. - 2007. - № 12. - С. 65-69.
63. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике /
Редкол.: С. А. Завражин и др. - Владимир, 2000. - 255 с.
64. Слуцкий E. Е. Беспризорность в России: вновь грозная реальность
// Социол. исслед. - 1998. - № 3. - С. 121.
65. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - 661 с.
66. Социальная работа с детьми и подростками группы риска:
Тезисы конф. / Под общ. Ред. А. А. Реана. - СПб., - 2000. - С. 292.
67. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холостова,
А. С. Сорвина. - М., 2001. - С. 426.
68. Социально-культурная реабилитация инвалидов: Метод,
рекомендации Минтруда России / Под общ. ред. В. И. Ломакина и
др. - М., 2006. - 144с.
69. Спенсер Г. Сочинения. - СПб., 1998. - С. 147.
70. Суровцева А. Состояние здоровья детей, оставшихся без
попечения родителей / А. Суровцева, О. Суковатова //
Социальная работа с детьми и подростками группы риска. - М.,
2000. – С. 215.
71. Сырцев А. В. Психологические характеристики личности и
особенности поведения детей и подростков групп риска // Мир
детства. - 2007.- №2.-С. 12 - 17.
72. Территориальные социальные службы: теория и практика
функционирования. - М., 1995 .- 219 с.
73. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с
ограниченными возможностями: Учеб. пособие для ВУЗов / Под
общ. ред. Г. М. Инащенко. – М., 2002. - 304 с.
74. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 649 с.
75. Холостова Е. И. Социальная реабилитация: Учеб, пособие / Е. И.
Холостова, Н. Ф. Дементьева. - 2-е изд. - М., 2003. - 340 с.
76. Цымбал Е. И. Нарушение прав детей, оставшихся без попечения
родителей (по материалам проверки интернатных учреждений) //
Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь,
возвращение в жизнь: Материалы Всерос. Науч.- практ. Конф. - М.,
1998. - С. 175-176.
76. Шабанова М. А. Социальная адаптация в контексте свободы //
Социол. Исслед. - 2007. - №9.- С. 81 - 88.
Тема: | «Проблема и особенности социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социальные изменения в современном российском обществе.
Дипломная работа:
Правовая культура общества как фактор предупреждения преступности в современном российском обществе
Курсовая работа:
Семья как объект изучения социальной работы
Курсовая работа:
Социальная мобильность в современной России
Дипломная работа:
Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе