Дипломная работа

«Теоретические и методические подходы в обеспечении учителем социализации педагогически запущенных подростков: история, традиции, опыт.»

  • 255 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Социализация педагогически запущенных подростков как актуальная проблема современной теории и практики социального воспитания 15

1.1. Социальное воспитание педагогически запущенных подростков: сущность, критерии и показатели эффективности 15

1.2. Природа и формы проявления педагогической запущенности подростка 61

1.3.

Специфика социализации педагогически запущенных подростков. Субъекты и механизмы социализирующего влияния на формирование опыта социально одобряемого поведения подростков 73

1.4. Выводы по первой главе 84

ГЛАВА 2. Традиции и опыт социально-педагогической работы с педагогически запущенными подростками в истории отечественного образования 86

2.1. Педагогически запущенные дети как феномен социального воспитания 86

2.2. Основные подходы к работе с педагогически запущенными детьми в истории и практике социальной работы 101

2.3. Опыт преодоления педагогической запущенности подростков средствами социального воспитания в истории отечественного образования 121

Выводы по второй главе 135

ГЛАВА 3. Основы социально-педагогической работы учителя истории с педагогически запущенными подростками 139

3.1. Основные подходы к профилактике педагогической запущенности подростков, их социальной реабилитации в работе учителя истории 139

3.2. Эмпирическое изучение личностных особенностей педагогически запущенных подростков и эффективности их социализации 154

3.3. Социально-педагогические условия эффективной социализации педагогически запущенных подростков в деятельности учителя истории 182

Выводы по третьей главе 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 204

ПРИЛОЖЕНИЯ 213

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях проблема педагогической запущенности детей приобрела особую остроту. Количество подростков, обнаруживающих признаки отклонений в социальном, нравственном развитии, устойчиво при-держивающихся асоциальных форм поведения и отношений, сознательно демонстрирующих противопоставление себя сверстникам и обществу в це-лом неуклонно растет. Большинство специалистов, занимающихся теорети-ческим и практическим поиском решения этой проблемы, говорят о негатив-ном влиянии внешних, социально-педагогических факторов на динамику роста педагогической запущенности, социальной дезориентированности и дезадаптированности подростков. Эти внешние социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, влияют на состояние детской и мо-лодежной среды. Многие негативные последствия реформирования россий-ского общества способствуют появлению значительных трудностей в социа-лизации и адаптации подрастающего поколения.

В настоящее время растает число детей и подростков, испытывающих затруднения в обучении и адаптации к окружающему миру, проявляющих поведенческие отклонения. Увеличивается количество детей и подростков с признаками социальной и школьной дезадаптации. По данным статистики, численность учащихся, которые не справляются с требованиями школьной программы уже в начальной школе, за последние два десятилетия возросла в два раза. Более двух миллионов детей школьного возраста по данным на 2010 год нигде не обучаются, не посещают школу. Более четырех миллионов не-совершеннолетних являются беспризорниками. Происходит негативное из-менение ценностных ориентаций детей и подростков, постепенно утрачива-ются традиционные устоявшиеся представления о нормах социально одоб-ряемого поведения. Все большее число детей приобщается к употреблению наркотиков, алкоголя, вовлекается в преступные группировки.

В этих условиях чрезвычайно актуализируется поиск эффективных средств психолого-педагогического сопровождения процесса социальной адаптации подростков, преодоления их педагогической запущенности, обес-печения условий для продуктивного освоения подростками сложившихся общественных норм и ценностей. Преодоление педагогической запущенно-сти подростков, их социально-педагогическая адаптация понимается как спо-собность личности к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммунальному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, готовность выбирать различные способы жизнедеятельности, сохраняя свою индивидуальность (Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов). В процессе социально-педагогической работы с подростками происходит согласование самооценок и притязаний воспитанника с возможностями и с реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной сре-ды, общепризнанных социальных ценностей. Следовательно, если вести речь о подростках с выраженной педагогической запущенностью, отклонениями в социальном поведении, то процесс адаптации для них предполагает некую активность, направленную на преобразование как самих себя, так и той соци-альной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют.

Поиск технологий педагогического сопровождения социального ста-новления личности, ее социальной адаптации, преодоления педагогической запущенности подростков становится важным аспектом деятельности многих образовательных учреждений – это сложная работа, ожидаемый результат которой – приращение социально-ценных качеств личности, позволяющих успешно преодолевать психологические препятствия, социальную незащи-щенность, осуществлять жизненное самоопределение в условиях стреми-тельно изменяющейся социокультурной среды.

Современный подросток входит в сложный по своему содержанию и тенденциям социализации мир, порождающий у воспитанников ощущение незащищенности, безнадежности и раздражения. Смысл социально-педагогической деятельности как раз в том и состоит, чтобы помочь расту-щему человеку стать полноценным членом общества, освоить нормы и спо-собы социально одобряемого поведения, преодолеть собственную социаль-ную дезориентированность и дезадаптированность.

Отдельные аспекты социальной адаптации подростков, преодоления их педагогической запущенности рассматриваются в работах М.Р. Битяновой, Н.В. Вострокнутова, И.А. Коробейникова, Е.А. Карповой, Н.Г. Лускановой, И.Б. Логиновой, Н.Р. Морозовой, Р.В. Овчаровой, Л.М. Щипициной указыва-ется на взаимосвязь явлений дезадаптации и педагогической запущенности.

Проблемы социальной адаптации частично касаются авторы, изучаю-щие различные аспекты педагогической запущенности подростков (С.А. Бе-личева, С.Н. Ениколопов, Е.В. Змановская, О.А. Матвеева, И.А. Невский, Т.И. Шульга). Ряд исследователей рассматривает педагогическую запущен-ность как предпосылку и определенный этап в формировании отклоняюще-гося поведения и стойких проявлений дезадаптации личности (В.П. Загвя-зинский, Е.В. Змановская, Т.П. Вельчинская, Т.А. Шилова).

Социальная и коррекционная педагогика давно держат в поле зрения педагогически запущенных, социально дезадаптированных подростков, но акцент внимания исследователей сместился в зону асоциального поведения, устойчивых форм делинквентности, а вот пограничные состояния и предпо-сылки отклонений оказались в «нейтральной» полосе, также как и вне устой-чивого внимания социальной педагогики и психологии. Поэтому мы опира-лись на работы М.А. Алемаскина, М.Э. Вайнера, А.Д. Гонеева, Е.В. Зманов-ской, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, Г.Ф. Кумариной, Н.И. Лифинцевой, З.И. Мищенко, И.А. Невского, Н.М. Назаровой, Р.В. Овчаровой, М. Раттер, М.И. Рожкова, Л.С. Славиной, А.С. Спиваковской, В.Г. Степанова, О.А. Сте-пановой, Н.В. Ялпаевой. В отечественной психологии явление педагогиче-ской запущенности и социальной дезориентации рассматривается лишь с точки зрения психологического синдрома, основанного на психопатоподоб-ных нарушениях и связанного с психическими отклонениями ребенка (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, Н.А. Рождественская). В сложившихся социальных условиях проблема педагогической запущенности и социальной дезадапта-ции приобретает более широкий характер и не может рассматриваться только как психологический синдром. Социальная дезадаптация выходит на уровень сложной социально-педагогической проблемы. В нашем понимании соци-альная дезадаптация представляет собой одно из проявлений деформации со-циального становления подростка, связанное с его неумением соотносить и различать социально нормативные и асоциальные действия (плохо – хорошо, поступок – проступок, можно – нельзя), понимать степень значимости раз-личных социальных норм, реализовать адекватные им способы поведения; с неспособностью учитывать социальные требования и ожидания общества.

Сегодня проблема педагогической запущенности подростков не утра-тила своей актуальности, поскольку переживаемый Россией период социаль-но-экономической и политической нестабильности значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических фак-торов, активно стимулирующих дезориентироавнность – весьма выразитель-ные формы социальной дезадаптации детей, их неспособности принять и ин-териоризировать приемлемые способы социально одобряемого поведения и отношений. Сознавая всю сложность ситуации, государство и общество предпринимают меры по улучшению социального положения и психического здоровья детей, защите их прав и интересов. Есть все основания говорить о формировании государственной политики в отношении детей. Свидетельст-вом этого является внедрение в практику таких программ, как федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних», программа «Помощь детям-сиротам в России», Прези-дентская программа «Дети России», в рамках которых разработаны формы и методы решения социальных проблем детства, позволяющие перейти от только «аварийной» политики, с опозданием реагирующей на уже возникшие проблемы, к политике активной, организующей, упреждающей педагогиче-скую запущенность, социальную дезориентированность и дезадаптирован-ность подростков, формирующей свои социально значимые результаты.

Научная и общественная значимость проблемы педагогической запу-щенности, социальной дезориентированности и дезадаптированности подро-стков, подросткового бродяжничества, интенсивного поиска путей их преодо-ления находит подтверждение в теоретических и прикладных исследованиях различных областей современной науки: правовых, социологических, педаго-гических, психологических и др. Взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в работе с педагогически запущенными детьми рассматривается Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, М.А. Гала-гузовой, А.С. Макаренко, Ф.А. Мустаевой, А.М. Прихожан, А.А. Реаном и др. Изучались причины возникновения подростковой запущенности в отечествен-ной науке (В.П. Васильева, А.В. Гоголева, А.И. Долгова, В.К. Зарецкий, Е.В. Змановская, А.Е. Личко, Т.И. Шульга и др.), зарубежной (А. Айхорн, К. Бартол, Д. Вольф, Р. Кайл, Э. Мэш, Ф. Райе, Д. Шеффер); факторы, обу-словливающие подростковую девиантность (А.С. Беличева, Г.Г. Бочкарёва, Л.С. Выготский, А.В. Гоголева, Ю.А. Клейберг, А.Г. Ратинов, Л.А. Смор-гунова, Т.И. Шульга, В.А. Худик и др.); медико-психологические аспекты проблемы (А.В. Гоголева, В.В. Ковалёв, А.Е. Личко, П.Д. Дмитриева, В.А. Курьева, В.А. Семке, В.Я. Гиндикин, Н.В. Вострокнутов, Ф.В. Кондрать-ев, Н.Ю. Максимова, А.Н. Голик и др.); положение девиантных детей, харак-терные их проявления, половой и возрастной состав (Б.Н. Алмазов, Г.В. Остякова, С.А. Бадмаев, А.Л. Гройсман, А.А. Реан, В.Ф. Матвеев, И.В. Фокин, А.В. Фокина); социально-психологические детерминанты и особенно-сти подростковой безнадзорности (А.Л. Арефьев, Г.В. Кондратьев, Е.В. Кос-тюхина, Т.А. Митина, А.В. Прялухина, О.Ю. Юрков и др.); социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодёжи (Д.П. Пискарёв); особенности личности девиантного подростка в разных контекстах (Г.Б. Горская, А.Р. Ратинов, Л.Н. Собчик, С.Н. Хоружий, Е.А. Яновская и др.); раннее бродяжничество как одна из форм девиантного поведения подростков (А.Е. Личко, Б.В. Зейгарник, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, A.M. Прихожан, Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Янчина, Ф.И. Иванова, Л.А. Регуш, В.Н. Кудрявцев); дезадаптация подростков, проявляющаяся в нарушениях его поведения, обучения и межличностного взаимодействия (С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарёва, Ю.А. Клейберг, М. Раттер, В.Д. Семёнов, Т.И. Шульга и др.), взаимосвязь деликвентного поведения подростков и подростковой безнадзор-ности (Ю.М. Антонян, К. Бартол, Р. Блэкборн, О.Ю. Кондратьева, И.С. Кон).

Оказывать квалифицированную социально-педагогическую помощь педагогически запущенным подросткам может специалист, способный про-водить как индивидуальную социально-педагогическую работу с такими детьми, так и воздействовать на их ближайшее социальное окружение, рабо-тать на устранение социальных микрофакторов, приводящих к появлению педагогической запущенности и социальной дезадаптированности. Таким специалистом является социальный педагог. Однако ему нужна надежная система средств и способов обеспечения социальной адаптации подростков, преодоления их педагогической запущенности, чтобы вернуть обществу пол-ноценных граждан, выпустить в самостоятельную взрослую жизнь достой-ных и социально ответственных, сознательных людей.

Анализ теоретической литературы, современная практика социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными подростками позволили выявить ряд противоречий:

• между необходимостью целенаправленного создания условий для преодоления педагогической запущенности и социальной дезадаптации под-ростков, выраженных отклонений в их социально-нравственном развитии и отсутствием научно-методического обеспечения такой социально-педагогической деятельности;

• между потребностью педагогически запущенного подростка в адаптации к жизни в обществе и степенью готовности социальных педагогов к решению этой профессиональной задачи;

• между существующими возможностями эффективной социализа-ции педагогически запущенных подростков в системе социального воспита-ния и несовершенством методической и информационной базы в отношении этих возможностей;

• между значительными потенциальными возможностями различ-ных видов и форм социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными подростками и интуитивно-эпизодическим обращением соци-альных педагогов к таким видам деятельности в реальной социально-педагогической практике;

• между внутренней потребностью педагогически запущенных подростков в общественно-значимой деятельности, признании их возможно-стей взрослыми и технологической некомпетентностью значительной части социальных педагогов в обеспечении такой деятельности воспитанников;

• между высокой потребностью общества в эффективной социали-зации педагогически запущенных подростков и неразработанностью органи-зационно-педагогических условий и средств такой работы и др.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему ис-следования: каковы педагогические условия и способы эффективного пре-одоления педагогической запущенности и социальной дезадаптации подро-стков в процессе социально-педагогической деятельности?

Изучение состояния исследуемой проблемы в психологи и социальной педагогике в сочетании с потребностями системы социального воспитания в надежных, научно-обоснованных рекомендациях по организации процесса социальной адаптации педагогически запущенных подростков послужили для нас основанием в определении темы выпускной квалификационной рабо-ты: «Теоретические и методические подходы в обеспечении учителем исто-рии социализации педагогически запущенных подростков: история, тради-ции, опыт».

Цель исследования: на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих преодоление педагогической запущенности и соци-альной дезадаптации подростков в процессе социально-педагогической дея-тельности учителя истории.

В соответствии с заявленной целью объектом исследования выступает процесс социализации педагогически запущенных, дезадаптированных под-ростков, а предметом – способы и условия преодоления педагогической за-пущенности и социальной дезадаптированности таких воспитанников в дея-тельности учителя истории.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс социализации педагогически запущенных, социально-дезадаптированных подростков средствами социально-педагогической деятель-ности учителя истории будет эффективен, если:

• в процессе такой деятельности обеспечивается комплексное воздей-ствие на эмоционально-волевую, когнитивную, поведенческую сферы лично-сти педагогически запущенных, социально-дезадаптированных подростков;

• в процессе организации социально-педагогической деятельности педа-гогически запущенных, социально-дезадаптированных подростков осуществля-ется индивидуальный и дифференцированный подходы к реализации воспита-тельных задач, обеспечивается необходимая его социальная направленность;

• организуемая социально-педагогическая деятельность оказывается личностно значимой для воспитанников, создает условия для сохранения эмо-циональной устойчивости и обогащения социально-ценных представлений пе-дагогически запущенных, социально-дезадаптированных подростков;

• в процессе социально-педагогической деятельности осуществляется формирование и закрепление представлений педагогически запущенных, со-циально-дезадаптированных подростков о социально-ценных нормах и стан-дартах общественно-одобряемого поведения и отношений;

• в процессе социально-педагогической деятельности с педагогически запу-щенными, социально-дезадаптированными подростками усваивается опыт со-циально-одобряемого поведения, осуществляется отработка умений, необхо-димых для их активной социальной адаптации.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать социальную ситуацию развития современных подрост-ков в условиях модернизации российского общества

2. Раскрыть природу педагогической запущенности подростков, критерии и показатели эффективности социального воспитания педагогически запу-щенных подростков.

3. Проанализировать сложившиеся в теории и практике социального воспи-тания подходы и принципы работы с педагогически запущенными детьми.

4. Охарактеризовать субъекты и механизмы социализирующего влияния на формирование опыта социально одобряемого поведения педагогически запущенных подростков.

5. Выявить содержательные и организационные предпосылки и условия эф-фективного преодоления педагогической запущенности подростков в процессе социально-педагогической деятельности учителя истории.

Методологическую основу исследования составляют положения фи-лософской и педагогической антропологии о человеке как субъекте деятель-ности и отношений, об общечеловеческих ценностях как основе формирова-ния личности, о диалектике природных и социальных факторов становления личности. В анализе исследуемого объекта и предмета мы исходим из пони-мания личности как субъекта культуры, истории и общественной жизни; природной и социокультурной обусловленности развития человека и его взаимоотношений с окружающим миром; идей гуманизации образования. Методологическим ориентиром исследования выступают основные положе-ния системного, культурологического, субъектно-деятельностного, аксиоло-гического, контекстного подходов к изучению педагогических явлений, в том числе и проблемы социальной адаптации подростков.

В настоящее время имеются определенные теоретические предпо-сылки для исследования заявленной проблемы.

Разработаны теоретико-методологические основы социальной адаптации детей на различных этапах онто- и филогенеза (К.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.А. Беляева, Л.П. Буева, Ю.В. Ганн, Л.С. Егорова, А.Н. Иванов, Л.В. Корель, С.П. Кузнецов, И.К. Кряжева, С.В. Лазарев, И.А. Милославова, Б.Д. Парыгин, М.В. Ром, В.Н. Судаков и др).

Исследованы различные аспекты социально-психологической (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, Г.С. Костюк, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Т.В. Снегирев, З. Фрейд, Э. Эриксон), социокультурной (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.Н. Гуров, Н.А. Ощуркова, А.В. Петровский, Н.И. Сарджвеладзе, М.А. Шабанова) адаптации.

Проблема социальной адаптации подростков рассматривалась в работах И.В. Анфаловой, Р.Д. Атаевой, Ю.Г. Грачева, Г.А. Гусева, Я.Л. Коломинского, Н.А. Палиевой, А.А. Реан, В.П. Симонова, Ю.О. Яблоновской. Отдельные аспекты социальной адаптации подростков, обусловленные разнообразными формами отклоняющегося поведения, изучены С.А. Беличевой, О.А. Воробьевой, А.Д. Гонеевым, С.Н. Ениколоповым, Е.В. Змановской, О.А. Матвеевой, И.А. Невским, Л.М. Рышковой, Т.И. Шульгой.

Исследование опирается на основные методологические положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.); идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов в воспитании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.); концепции развития личности в процессе обучения и воспитания (Э.И. Кассирер, В.А. Конев, В.В. Краевский, В.М. Межуев, В.А. Петровский и др.); теорию индивидуально-типологических различий (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, О.А. Ахвердова, И.В. Боев, В.П. Зинченко, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, Б.М.Теплов и др.); идеи педагогики авторитета и манипуляции (И.Ф. Гербарт, С.И. Гессен, Е.Л. До-ценко, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.); концеп-ции терпимого отношения к детям и педагогической поддержки социального развития личности (К.Н. Вентцель, Д. Дьюи, Э. Клапаред, Я. Корчак, Дж. Локк, Л.Н. Толстой и др.); исследования по проблеме технологизации соци-ального образования (В.П. Беспалько, Ю.А. Долженко, В.П. Монахов, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьев, Н.Ф. Талызина, П.И. Третьяков и др.).

Практическая значимость работы. Результаты и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в ходе изучения про-блем социализации социально дезадаптированных и педагогически запущен-ных подростков, а также в реальной социально-педагогической практике обычных и специализированных школ, общественных организаций, работе с родителями, в профилактической деятельности по упреждению и профилак-тике педагогической запущенности подростков и обеспечения их адаптации.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической литературы); диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование ситуаций, интер-вьюирование, анализ документации); опытно-экспериментальная работа; ме-тоды количественной и качественной обработки эмпирических материалов.

Эмпирическую базу исследования составили материалы, полученные в ходе социально-педагогической, учебно-воспитательной и реабилитацион-ной работы в школах г.Курска и области, приемнике-распределителе и соци-альном приюте г.Курска.

Достоверность полученных результатов обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических основа-ний исследования; комплексом методов исследования, адекватных его цели и задачам; целенаправленным анализом опыта социального воспитания и реа-билитации социально дезадаптированных и дезориентированных подростков.

Структура выпускной квалификационной работы определяется ло-гикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретический анализ позволяет заключить, что психолого-педагогическая реабилитация педагогически запущенных подростков, направленная на восстановление нарушенных психических состояний, на возвращение в образовательную среду, на компенсацию утраченных школьно-необходимых качеств является важной общегосударственной и научной задачей.

Педагогическая запущенность, социальная беспризорность изменяет социальную ситуацию развития подростков, вызывая искажения в развитии личностной сферы ребенка и способствует формированию глубоких лично-стных деформаций, перемещению подростков в низший социальный слой – «социальное дно». Длительный характер беспризорности при возрастно-неадекватных способах выживания (жизнедеятельности) уменьшает психологический возраст и коэффициент взрослости подростков, но увеличивает субъективное ощущение реализованности жизни.

Социальная среда и характер ее воздействия на ребенка имеют ключевые значения в развитии личности ребенка, так социальная безнадзорность способствуют горизонтальной асоциальной мобильности подростков – это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя, тогда как явления запущенности, социальной беспризорности способствуют вертикальной асоциальной мобильности подростков, а именно их переходу из одного социального слоя в другой более низкий – «социальное дно». Дети-беспризорники и дети, воспитывающиеся в семьях, значимо различаются по направленности мотивов, иерархии и содержанию осознаваемых потребностей.

В процессе психолого-педагогической реабилитации педагогически запущенных подростков следует учитывать, что для подростков-беспризорников характерна противоречивость личностного развития, низкая адаптированность сопровождается аутоагрессией, возрастает сензитивность к общечеловеческой и личностной направленности в противовес групповой, недостижимость материальных благ порождает демонстративную переориентацию на нравственные ценности, условия беспризорности повышают социальные навыки подростков (коммуникативные), но снижают уверенность в себе. Учет личностных особенностей таких подростков позволяет достигнуть цели психолого-педагогической реабилитации запущенных детей в условиях проживания в государственных учреждениях реабилитации. Цель психолого-педагогической реабилитации беспризорников в условиях проживания в городских и сельских приютах – восстановление социальной субъектности подростка. На сегодняшний день одной из самых распространенных организационных форм помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является социальный приют, позволяющий осуществлять реабилитационный процесс комплексно и эффективно.

Таким образом, осуществляя психолого-педагогическую реабилитацию педагогически запущенных подростков необходимо учитывать особенности места проживания (город, поселок, деревня и т.д.), влияющие на их социализацию, изученные личностные особенности подростков, опираясь при этом на нормативно-соответствующее развитие системы ценностных ориентации, а психолого-педагогическое воздействие в первую очередь направить на коррекцию временной перспективы и самооценки таких детей.

Социальная воспитанность педагогически запущенных подростков – явление диалектичное, оно не статично, изменяется и зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Знакомство с опытом социального воспитания подростков-беспризорников, проведенное сравнительное эмпирическое исследвоание позволяют определить педагогические условия, влияющие на формирование социальной воспитанности подростков, их продуктивную социальную адаптацию.

К первой группе можно отнести следующие условия: гуманизация отношений в среде подростков, в их семьях; обеспечение социально-ценной мотивации формирования социальной воспитанности подростков; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример социальных педагогов; эффективная диагностика социально-нравственного развития подростков и др.

Ко второй группе относятся: развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение традиций русской национальной культуры, фольклора, устного народного творчества; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний подростков в проводимых совместных акциях и делах; сотрудничество педагогов и родителей в организации воспитывающей среды, насыщении ее социально-значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание коллективных традиций, обогащение опыта организации совместного досуга; взаимодействие социального педагога и семьи в обеспечении продуктивного социального и личностного развития подростков; эффективная диагностика социально-нравственного развития подростков и др.

К третьей группе мы относим: внедрение коллективно-творческих дел социально-значимой направленности; учет индивидуальных особенностей подростков, уровня развития их интересов и способностей; обеспечение дифференциации и индивидуализации социального и личностного развития подростков; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; эффективная диагностика социального развития подростков и др.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. – М.:Приор, 2002.

2. Конвенция ООН о правах ребенка. – М.:Приор, 2001.

3. Закон РФ «Об образовании». – М.:Приор, 2010.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с. – С. 418-422.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 300 с.

6. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1990. – 89 с.

7. Адлер А. Беспризорные дети. – М.: Просвещение, 1991.

8. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1979.

9. Айнсворз М. Обратим ли эффект депривации? – М.: Просвещение, 1991.

10. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками. – М., 1979.

11. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

12. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации.- Екатеринбург, 2000.

13. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996. – 494 с.

14. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – 421 с.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

16. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981.

17. Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната. – М., 1991,

18. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме. – М: Просвещение, 1991.

19. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.

20. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.

21. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков – Киев, 1986.

22. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис. …к.психол.наук. – Челябинск, 2000.

23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1989.

24. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии / Пер. с англ. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

25. Бауман 3. Мыслить социологически. – М.: Аспект пресс, 1996.

26. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.

27. Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации.- Минск, 1995.

28. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – Мл, 1994.

29. Беличева, С.А. Основы первентивной психологии. – М., 1993.

30. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. – М., 1991.

31. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

32. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964.

33. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

35. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979, 4.

36. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. – Рязань, 1997,

37. Бокарев Н.Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки МГСУ. – 1998. – № 1. – С. 19-34.

38. Болыпаков В.Ю. Психотренинг. – СПб, 1994.

39. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

40. Боулби ДЖ. Детям – любовь и заботу// Лишенные родительского попечительства. – М., 1991.

41. Бреев Б.Д., Скляров В.Ф., Новикова М.А. Социальный портрет современного беспризорного / Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

42. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Автореф. дис. …д.психол.наук. – М., 1990.

43. Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М 1997.

44. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

45. Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1986.

46. В мире подростка. / Под ред. Бодалева А. А. – М., 1980.

47. Верцинская И.И. О трудных детях // Воспитание школьников. –1990, №1.

48. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах интернатах. – М., 1992.

49. Владинска И., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. – М, 1993. – Т. 2.

50. Выготский Л. С Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. С. 5-243; Т. 5. – С. 137-198.

51. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Соч.: в 6-ти т., т. 4. – М., 1984.

52. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч.: в 6-ти тт. – Т. 4. – М., 1984.

53. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Тексты. – М., 1982.

54. Галагузова, М.А. Социальная педагогика. – М., 1998.

55. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб, 1994.

56. Гейделина Г.Н. О сотрудничестве специалистов приюта в реабилитационной работе с детьми // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

57. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб., 1993.

58. Глыбина Л. Генералы вокзальных карьеров // Учительская газета. – 2000.

59. Гоголева А.В. Пространственно-временные отношения и проблемы приюта // Социальная психология сегодня: Матер. Междунар. Конф.: в 2 т. – Ярославль, 2003.

60. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации. – М., 1994.

61. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987.

62. Грофф С. За пределами мозга. /Пер. с англ., 2-е изд – М., 1993.

63. Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М.; Класс, 1993.

64. Гурин С.П. Маргинальная антропология. – Саратов, 2000.

65. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю.А. Клейберга. – Тверь, 2000.

66. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996.

67. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. – М.; Тверь, 1998.

68. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. – Серия: Семья и воспитание. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

69. Дементьева Н.Ф. Медико-социальная реабилитация детей и подростков в социозащитных учреждениях // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

70. Дергач А.В. Проблемы обучения воспитанников приюта // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

71. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е.А. – М: Полиграф сервис, 1998.

72. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические проблемы: Учебное пособие. – Тверь, 1997.

73. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976.

74. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1982.

75. Дубнова С.А. Из опыта работы социального приюта для несовершеннолетних г.Новокузнецка // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально -дезадаптированных детей и подростков. – М, 1997.

76. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

77. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.

78. Думиникэ Ю.С., Клейберг Ю.А. и др. Личность и социальная среда: вопросы теории и социальной технологии. Монография. – Тверь; Ярославль, 2001.

79. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. – М., 1994.

80. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. – М.,1995.

81. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности // Под ред. В.Н. Панферова. – Псков: Издательство ПОИУУ, 1994.

82. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. – М.: Просвещение, 1986.

83. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ, 2003.

84. Закон об образовании // Спутник. – 1999, №8.

85. Закон Республики Башкортостан «О государственное системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в РБ». – Уфа, 1998.

86. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. – М.: Просвещение, 1991.

87. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. – М., 1990.

88. Захаров, Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

89. Зенкин В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних// Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

90. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.: Тривола, 1994.

91. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.

92. Иващенко Г.М. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков // Семья в России. –1997. №3.

93. Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

94. Карандина Н.А. Опыт организации отношений детей в совместной деятельности // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

95. Каргин В.Н, Лицом к "трудным" подросткам // Народное образование. – 1997, №7.

96. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1992.

97. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

98. Клейберг Ю.А. Введение в психологию социальной работы:

Учебное пособие. Тверь, 1999.

99. Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах. – Кемерово, 1995.

100. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – Тверь, 1998.

101. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 1996.

102. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. – М., 1997.

103. Клейберг Ю.А., Кокорева Л.А. Социальная и психологическая адаптация личности маргинала: системно-аксиологический подход: Учебное пособие. – Тверь, 1998.

104. Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков. – Тверь; Нальчик, 2000.

105. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения.

– М.,1996.

106. Ковалева В.В. Кризис системы образования // Социологические исследования. – 1994, №4.

107. Козлов В., Суровцев И. Наркотики – это подобно слезам в

дождь. – М., 1998.

108. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 1969.

109. Комплексные исследования в суицидологии. – М., 1986.

110. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.

111. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

112. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

113. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – Воронеж, 1997.

114. Кондрашенко, В.Т. Девиантное повндение у подростков. – Минск, 1988.

115. Корчак Я. Интернат. – М.: Просвещение, 1991.

116. Костяшкин, Э.Г. Школа полного дня. – М., 1959.

117. Кочетов, А.И., Работа с трудными детьми. – М.,1986.

118. Коэн Л. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М., 1965.

119. Кривцова, С.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.

120. Кругликова Л.П. Деятельность социозащитных учреждений, как один из путей преодоления девиантного поведения подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997

121. Куранова И.Г. Нравственное и эстетическое воспитание детей в приюте // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

122. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

123. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.

124. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. – М., 1992.

125. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

126. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., Знание, 1982.

127. Луначарский А.В. О детских домах и беспризорности: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991.

128. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. – Ярославль, 2000.

129. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб: Белый кролик, 1995.

130. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. – 1983. – № 2.

131. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000.

132. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М.; Н.Новгород, 2002.

133. Марков В.Б., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Жизненный мир личности // Социально-политический журнал. – 1997. – №2.

134. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т. 20.

135. Мароко А.Ю. Адаптация подростков, лишенных родительского попечительства в структуре АЛБД. – М.: Просвещение, 1991.

136. Маслоу В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

137. Матта Л. Криминология и социология отклоненного поведения. – Хельсинки, 1994.

138. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах. – М.: Просвещение, 1991.

139. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

140. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. – Самара, 1997.

141. Мир детства: Подросток./ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1989.

142. Мирсагатова М.Н. профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проблема формирования государственной системы // Семьи в России. – 1997, №3.

143. Мирсагатова М.Н. Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

144. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 1999.

145. Монахов, Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – М., 1980.

146. Мордовии С.А. Из опыта взаимодействия органов социальной защиты и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни, защиты их прав // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

147. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

148. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – Пенза, 1994.

149. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

150. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. – 1980, №5.

151. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

152. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. –1989, №1.

153. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. – М.: Просвещение, 1991.

154. Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. – М., 1962.

155. Наркомания как форма девиантного поведения / Под ред.М.Е. Поздняковой. – М., 1997.

156. Невский, И.А. Трудный успех. – М,1981.

157. Невский, И.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей. – Курган, 1985.

158. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. – 2001, №6.

159. Ничипурук Т.В. Социально-правовая защита детей, помещенных в приют // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

160. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – Ярославль, 1998.

161. Новоселова, А.С. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности. – М., 1991.

162. Обухов, В.М. Как воспитать гражданскую ответственность. – М.: Просвещение, 1986.

163. Обухов, В.М. Формирование правового сознания школьников. – М., 1985.

164. Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов и др. – М., 1996.

165. Овчарова Р.В. «Технология практического психолога образования». – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

166. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей. – Архангельск, 1995.

167. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.

168. Озерецкий, Н.И. Трудновоспитуемые дети, имущественные правонарушения детей и подростков. – М., 1932.

169. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

170. Парсонс Т.О социальных системах. – М, 2002.

171. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: 2 т. – М., 1981.

172. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – Т.2.

173. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1967.

174. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь, 1994.

175. Пирожков В.Ф. Криминальная психология: В 2 кн. – М., 1998.

176. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие, как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. –1997. – №2.

177. Плотниекс И.Э. Психология в семье. – М.: Педагогика, 1991.

178. Поварницына, В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. – Челябинск, 1984.

179. Подросток на перекрестке эпох. – М., 1997.

180. Положение о гостиной МПЦЗД «Журавушка». – Уфа, 1998.

181. Постановление правительства от 06.02.96 №1092 «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для

несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

182. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990.

183. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – М., 2007.

184. Прованс С., Липтон Р. Младенцы в приюте. – М., 2010.

185. Пруссакова И.Г. Эта невыносимая легкость бытия (о детях-беспризорниках) // Нева. –1996, №4.

186. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И.В. Дубровиной, АТ. Рузской. – М., 1990.

187. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под. ред. Лисина. – М.: Педагогика, 1990.

188. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М, 1983.

189. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Учебное пособие. – М., 1997.

190. Рабочая книга социолога. – М., 1983.

191. Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

192. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

193. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

194. Реан, А.А. Психолого-педагогическая служба школы/ А.А. Реан – СПб, 1999.

195. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

196. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. – С-Пб., 2001.

197. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. – Новосибирск, 2000.

198. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993.

199. Рыжикова С.Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-ти летних детей. – М., 1990.

200. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 2000.

201. Рюмшина Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме. – М., 1990.

202. Самойлова Л.Я. Гостиные дети: (о детских домах) // Новый мир. –1993, № 10.

203. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс,1992.

204. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1995.

205. Северный А. Без вины виноватые // Труд. – 2000.

206. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. – 1993. – № 1. – С. 170—173.

207. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1998.

208. Семья, дети: факты и проблемы //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 1999. №11.

209. Сирота – заложник политических амбиций? В России более 500 тыс. детей без семьи // Учительская газета. – 1998.

210. Сиротюк А.Л., Клейберг Ю.А. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков // Современные проблемы психологии. – Тверь, 2000. – Вып. 4. – С. 105—116.

211. Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с англ. – М., 1994.

212. Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников // Общение и диалог в практике обучения,

воспитания и психологической консультации. – М., 1987.

213. Социальная работа - профессия XXI века // Материалы Студенческого Форума 1 декабря 1998 года. – Уфа, 1998.

214. Социальная работа. – М.: Юрист, 1997.

215. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1989.

216. Социальный приют: сборник методических рекомендаций. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.

217. Социологический справочник. – Киев, 1990.

218. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1996.

219. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998.

220. Страна погибнет, если власть не займется спасением семьи // Труд. – 2000.

221. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. – СПб., 1997.

222. Татаров, Е.В.Трудные судьбы подростков — кто виноват?. — М., 1991.

223. Титаренко Т.М. Нравственное развитие личности. – Киев: Знание,1981.

224. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: Педагогика, 1988.

225. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Мн.: Полымя, 1990.

226. Торхова В .А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. –1997. – №1.

227. У семи нянек (операция "подросток" – спасение беспризорных детей) // Труд. – 1998.

228. Указ Президента РФ от 06.03.93 №1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав".

229. Устав муниципального учреждения "Медико-педагогический центр защиты детства "Журавушка" Калининского р-на г. Уфы. – Уфа, 1997.

230. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростков в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. – М., 1994.

231. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

232. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – М., 1985. – №6.

233. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.; Воронеж, 1996.

234. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

235. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М.,1987.

236. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994.

237. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Аверинцева

С.С.- М., Советская энциклопедия, 1989.

238. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П, Развитие ребенка и его

отношений с окружающими/ Общ. ред. М.С. Майковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

239. Фокин В.А. Социально-психологические причины побега из дома девочек // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. – СПб., 2000.

240. Фомина Л.В. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Ярославль, 1998.

241. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. – Минск: Тесей, 1999.

242. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.

243. Хованец В. Обретение надежды. – М.: Педагогика, 1988.

244. Холодюк, А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. – Кишинев, 1991

245. Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально -дезадаптированных детей и подростков. – М., 1997.

246. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. – М.: Изд. Группа «Прогресс» – «Универс» , 1993.

247. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002

248. Шевцов А.И. социальная реабилитация: своевременность и результативность // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.

249. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. – М., 1979.

250. Шнирман А. Л. О некоторых психологических вопросах воспитательной работы в школах-интернатах // Вопросы психологии.- 1956, №6.

251. Шпиц Р. А. Поведение депривированных детей. – М.: Просвещение, 1991.

252. Шульга Т.Н., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997.

253. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи. – М., 1997.

254. Шульгин, В. Н. Основные вопросы социального воспитания. — М., 1924.

255. Шуман С.Г. Школьный конфликт глазами психолога // Педагогика. – 2001.

256. Шуман, С.Г. Родительские тревоги. – М.: Педагогика, 1989.

257. Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986-1989 гг. – СПб., 1993.

258. Ягодинский, В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М., 1986.

Покупка готовой работы
Тема: «Теоретические и методические подходы в обеспечении учителем социализации педагогически запущенных подростков: история, традиции, опыт.»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 255
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика