Дипломная работа

«Историософские и педагогические идеи Российской Эмиграции в 1920-е - 1930-е годы (На примере взглядов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского).»

  • 107 страниц
Содержание

Содержание

Введение….2

Глава 1. Русское зарубежье как исторический и социокультурный феномен…8

§1. Причины и последствия эмиграции….8

§2. Русская интеллигенция за рубежом. Основные вехи и содержание деятельности….30

Глава 2. Социокультурный контекст становления личности: мыслители русской эмиграции об эволюции национального самосознания в русской культуре (на примере взглядов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского)….58

§2. Понимание личности….58

§1. Педагогические идеи о содержании и организации духовного развития личности ребёнка….76

Заключение….96

Источники и литература…102

Введение

Введение

Актуальность исследования. Успешное развитие педагогического знания невозможно без глубокого анализа его исторических предпосылок. Для понимания состояния, проблем и перспектив развития педагогики важно современное прочтение многих её страниц с точки зрения многообразия методологических парадигм, введение в контекст забытых имён и крупных работ.

Сегодня мы все прекрасно понимаем, что советская система образования отжила свой век. Но мы должны осознать и другое, что, извлекая на свет Божий все драгоценности из нашей педагогической копилки, мы не сможем в одночасье создать новой системы, которая отвечала бы пусть даже вполне оформившимся запросам современности.

Школа не может существовать вне общества. Если в нём царит взаимная подозрительность, злоба, хроническое состояние гражданской войны, неумение жить в мире с самим собой, можно воспитывать чем угодно, обладать прекрасной техникой педагогического воздействия, - всё это пропадёт впустую. И до тех пор, пока нравственный строй человека не найдёт наконец опору в общественном устройстве, мы будем иметь очень низкие результаты и в образовательном процессе (1, С. 3). Мы до тех пор будем двигаться к анархии, пока не перестанем топтаться на одном месте в поисках мифических ключей от педагогического рая. Общество взращивает учителя. Учитель принимает самое непосредственное участие в рождении будущего. И чтобы вырваться из этого замкнутого круга и встать на путь нормального развития, важны, конечно, и отдельные достижения и открытия, но значительно важнее, чтобы само общество, а вместе с ним и учительство обрели опыт нравственного взросления.

Нет ни педагогического, ни социального рая. Есть постижение себя и мира. И если этот естественный путь вдруг прерывается, мы сталкиваемся со знакомой нам всем картиной всеобщего разора и духовного одичания. Данная работа старается показать естественность пути развития педагогического дела. Для этого в своём исследовании мы обращаемся к истокам педагогики в начале XX века.

Насильно оторванная от родной почвы, русская школа за рубежом не прерывала духовных связей с Родиной. Питаемая лучшими традициями отечественного просвещения, не стесняемая внешними структурами, она развивалась естественно и свободно.

Педагоги Русского Зарубежья разработали своего рода методологию возрождения русской школы, которая тем более ценна для нас сегодня. Такие глобальные категории, как смысл жизни, общечеловеческое и национальное, свобода и дисциплина, личность, семья и общество и др., они рассматривают в нерасторжимом ряду с такими педагогическими вопросами, как устройство школьного быта, совершенствование учебных программ, ученическое самоуправление, содержание обучения и многими другими. Это говорит о глубокой погружённости развиваемой ими педагогики в самые основы человеческого бытия, о культурной и нравственной укоренённости русской зарубежной школы.

Историографический анализ свидетельствует, что, несмотря на наличие целого ряда работ, посвящённых изучению жизни и деятельности Русского зарубежья, многие вопросы, касающиеся вклада в педагогику, методику преподавания, целостно не рассмотрены. Краткий, детальный анализ педагогического наследия Российской Эмиграции даётся в работе П. В. Алексеева «Педагогическое наследие Русского Зарубежья», опубликованной в 1993 г. (Алексеев П. В. Педагогическое наследие русского зарубежья. – М., 1993 г.). Вообще последнее десятилетие XX века является самым плодотворным в исследовании эмиграции первой волны. Культурное наследие наших деятелей за рубежом исследовали Ерёменко Л. И., который рассматривал различные стороны культурной жизни эмигрантов, анализировал их основные труды. (Ерёменко Л. И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. М., 1993).

Хороший анализ произведений зарубежных авторов даётся в работе Доронченкова А. И. «Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России». Он рассматривает труды выдающихся учёных, размышлявших о русской революции и её влиянии на дальнейшее развитие государства. (Доронченков А. И. Эмиграция "первой волны" о национальных проблемах и судьбе России. СПб., 2001). К крупным диссертационным исследованиям можно отнести диссертацию Жулиной Н. В. «Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С. И. Гессена (1887 – 1950)». Но всё-таки отдельных работ по рассмотрению педагогических взглядов, и особенно работ на сравнительную характеристику идей И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского очень мало. Это позволило выбрать тему и сформулировать проблему исследования: каков научный вклад педагогов первой волны эмиграции в развитие теории и методики образования и воспитания.

Для решения этой проблемы была поставлена следующая цель: рассмотреть причины эмиграции, основные внешние факторы влияния на взгляды мыслителей за рубежом и их идеи о воспитании, образовании и понимании личности.

Объектом исследования являются научные труды философов и педагогов первой волны эмиграции, как составные части философско-педагогического и гуманитарного знания 1920-х – 1930-х гг.

Предмет исследования: педагогические воззрения мыслителей на образование и воспитание будущих поколений. А также на цели, задачи, содержание, формы и методы образования и воспитания.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:

- раскрыть причины высылки интеллигенции за границу.

- изучить и целостно представить условия жизни интеллигенции за рубежом, основные вехи и содержание деятельности;

- рассмотреть взгляды И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского относительно механизмов влияния национальной культуры на становление менталитета русского человека;

- проанализировать взгляды представителей русского зарубежья на содержание и организацию духовного развития личности ребёнка. Методологическую основу исследования составили философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая, цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по вопросам педагогической антропологии и философии образования (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, И. А. Ильин и др.), истории педагогической мысли и образования в России и Российском Зарубежье (М. В. Богуславский, А. Н. Джуринский, Е. Г. Оссовский и др.), что позволило приблизиться к целостному представлению о деятельности русских эмигрантов.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ воззрений И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского; теоретические методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения, классификации, типологии, актуализации историко-педагогического материала.

Источниковую базу дипломной работы составили труды И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского, опубликованные на русском языке, архивные материалы Государственного архива Российской Федерации, опубликованные в книге В. Г. Макарова, В. С. Христофорова «Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК – ГПУ. 1921 – 1923», научная литература Российского Зарубежья, труды русских философов и педагогов-эмигрантов первой половины XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что в дипломной целостно представлен сравнительный анализ трудов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского по важнейшим вопросам воспитания личности, а также сущности её понимания. Выявлены обоснованные ими дидактико-методические основания отбора и конструирования содержания образования и воспитания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволяет восполнить пробел в истории педагогической мысли России начала XX века. Даёт возможность более адекватно представить состояние отечественной педагогики за рубежом; актуализировать гуманистический потенциал педагогических воззрений учёных, создавая условия для более углубленной разработки проблем гуманизации современного образования.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что идеи воспитания и образования личности философов и педагогов Российского Зарубежья, могут быть творчески использованы при модернизации современного образования.

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «Проблема свободы личности и общества» (г. Курск, 2006), на V Международной студенческой научной конференции «Мировой опыт и экономика России» (г. Курск, 2007), на конференции, проходившей в Курском государственном университете «Человек и общество: прошлое и современность глазами молодых исследователей, посвящённая 100-летию со дня рождения академика А. Л. Нарочницкого» (г. Курск, 2007).

Структура работы включает введение, две главы и заключение. Введение рассказывает об актуальности проблемы, историографии, объекте и предмете исследования, его методологических основах. В первой главе содержится материал о причинах и последствиях высылки интеллигенции большевистским правительством, рассматриваются организационные вопросы жизни эмигрантов за границей, а также рассматривается создание системы внешкольного образования за рубежом. Во второй главе проходит анализ и сравнительная характеристика взглядов исследователей на понимание сущности личности, а также на её воспитание и формирование на основе творческого развития. В заключении содержатся выводы по проделанной работе

Заключение

Заключение.

Мы проследили эволюцию взглядов на сущность личности, на её развитие в годы пребывания И. А. Ильина, С. И. Гессена, В.В. Зеньковского в изгнании за рубежом.

Данное исследование показывает, что перед нами необъятное наследие, наследие педагогическое. Наука Российского Зарубежья, как уже было сказано, относительно недавно стала объектом исследования отечественных историков. Но и этого оказалось достаточно, чтобы понять какое колоссальное богатство мы потеряли в результате революции.

Русское Зарубежье – явление до некоторой степени уникальное. После переворота 1917 года и ещё в ходе гражданской войны появились первые тенденции для складывания этого уникального явления. Его можно рассматривать как своего рода «Россию вне России» со всеми атрибутами жизни государства, кроме самого государства, полиции и тюрем. Первое время были даже русская армия и флот в изгнании, органы русской эмигрантской разведки и контрразведки, русские эмигрантские промышленные предприятия, фермы, банки, акционерные общества и, самое главное, о чём мы уже вели речь – система образования, наука и культура. Численно русское зарубежье составляло, по разным данным, в разные периоды этих лет от 1 до 1,5 млн. человек. Поэтому для нормального функционирования этой «зарубежной России» необходимо было создать систему начального, среднего, среднего специального и высшего образования. И такая система на протяжении 1920-х годов, как мы успели уже заметить выше, действительно была создана.

Русские эмигранты смогли создать не только систему школьного образования, но и сохранили в ней самобытность и традиционность отечественных корней. Кроме того, интеллигенция успешно реализовывала программы и по внешкольному образованию подрастающего поколения. Например, за рубежом нашло дальнейшее развитие скаутское движение, которое было прервано в России революцией.

Не забывали эмигранты и о родной культуре. Многочисленные библиотеки, созданные ими различные общества подтверждают это. Кроме того, каждый год проводилось празднование дня русской культуры. Этот праздник был приурочен к дате дня рождения А. С. Пушкина.

Сегодня многие историки спорят, что если бы интеллигенция осталась у себя на Родине после революции, то всё это богатство нашло бы отражение в Советской России.

Но на наш взгляд, как это не цинично звучит, прав был Троцкий, который сказал, что высылкой они спасли их от расстрела. И он был прав. Ведь жизнь тех, кто остался, сложилась трагически. Но как бы там ни было, огромное педагогическое наследие у нас есть и его необходимо продолжать изучать.

Рассмотрев в данной работе всего лишь несколько идей о И. А. Ильина, С. И. Гессена и В. В. Зеньковского о понимании сущности человека, его воспитании и образовании, становится понятно, что перед нами огромный пласт полезного материала. Особенно это актуально в наши дни. Так как мы находимся на пути реформирования образования, и каким оно будет в дальнейшем, зависит от принципов, на которых оно будет построено. Ведь как ещё говорил более полу века назад, предвидя суть грядущих преобразований в России, философ-педагог И. А. Ильин писал о том, что новой России предстоит выработать себ0е новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть её будущий исторический путь. «Грядущая Россия, - утверждал мыслитель, - будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера (28, С. 178). Иван Александрович Ильин призывал своих современников готовить для новых русских поколений тот материал «выводов и руководящих линий», который поможет им справиться с их претрудной задачей. Не только призывал, но и сам плодотворно трудился над созданием такого материала.

«Когда мы помышляем о грядущей России, - писал он, то мы должны, прежде всего, поставить перед собой основной вопрос: на чём мы будем строить грядущую Россию – на личности или на обезличивании человека. Этим определяется и предрешается многое, основное, может быть – всё» (28, С. 304).

Эти учёные дали полный анализ понимания ими личности. По их мнению, это сложный духовный организм, имеющий в своей основе две стороны: эмоциональную (внеэмпирическую) и основанную на опыте – эмпирическую. По мнению учёных, в раннем детстве следует отдавать приоритет развитию в человеке эмоциональной сферы, духовной. Например, Ильин, рекомендовал начинать воспитание также с развития эмоциональной сферы. В этом, по его мнению, должно помочь обращение к национальному духовному опыту, без чего нет духовной личности. Личная духовность, подчёркивал он, придаёт человеку «индивидуальную творчески свободную форму» (28, С. 305). Но, что же должно влиять на формирование личности? По мнению мыслителей в раннем детстве – это ближайшее окружение ребёнка – его семья. Чем больший авторитет она имеет, тем лучший эффект получается. Ведь именно в детстве начинается и совершенствуется становление духовной личности. И от того, какую основу заложит семья в сущность ребёнка, будет зависеть его самовоспитание в более старшем возрасте. Именно влияние внешнего источника оказывает подавляющую роль на становление личности. «Человек с детства воспринимает в душу поток чужого воспитывающего волеизъявления; уже тогда, когда сила очевидности ещё не пробудилась в его душе и сила любви ещё не одухотворилась в нём для самовоспитания, в душу его как бы вливалась воля других людей, направленная на определение, оформление и укрепление его воли; еще, не будучи в состоянии строить себя самостоятельно, он строил себя авторитетным, налагавшимся на него изволением других – родителей, церкви, учителей, государственной власти – научась верному, твёрдому воленаправлению» (31, С. 62). Эти слова особенно актуально звучат сейчас, потому что влияние на ребёнка факторов социализации далеко не самое лучшее. Современная культура оказывает большей частью негативное влияние на формирующуюся психику ребёнка. И она действительно нуждается в лечении, как считал в начале века И. А. Ильин. Мы не должны предаваться иллюзиям, так как кризис наш не есть кризис внешней сферы существования, но имеет внутреннюю, глубокую, духовную основу. Мы должны найти в себе мужество, чтобы выговорить всю правду, и вступить на новые пути, пути обновления. А они должны начаться с пересмотра основ воспитания будущей личности, которую необходимо сформировать как духовное начало, как «вместилище духовного, и, прежде всего, религиозного опыта» (14, С. 410). Этой же позиции придерживается, как мы уже знаем и В. В. Зеньковский. Он также как и Ильин считает, что в человеке необходимо воспитывать в, первую очередь, то, что дано от Бога: а именно душу. В своих размышлениях он доказал, что только человек духовно обогащённый, сможет развиться в духовно - развитую личность, способную на основе творчества полноценно существовать в нашем мире и привносить в него множество нового и полезного. Отличительной же чертой у Гессена по данным вопросам, является то, что он считает первичной стороной в раннем детстве эмпирическую, а духовная составляющая виде ценностных ориентаций того общества и народа, в окружении которого он растёт и развивается, привносится во внутреннее содержание из вне. Поэтому её нужно формировать полностью, а не только развивать, как у Ильина и Зеньковского.

Теории воспитания и духовного развития мыслителей, на основе творческого развития, как основы будущей полноценной личности, на наш взгляд, в современных условиях очень необходимы. Так как нынешнее образование, действительно направленное на развитие преимущественно интеллектуальной сферы, должно быть реформировано. Конечно, сейчас мы видим, что приоритет в школьном образовании отдается формированию умственных способностей. Действительно, это не маловажно, как подчёркивают сами учёные. Но, исходя из анализа идей, мы можем понять, что интеллектуальная база человека формируется на положительном эмоциональном фоне. Только человек вдохновлённый имеет способности творить что-то новое, ранее неизвестное, привносить в мир новые идеи. Поэтому наша задача – воспитать человека творческого, устремлённого на преобразования в окружающей его действительности. Средств для творческого воспитания много. И среди них определённое место отводится игре, как основе будущего урока. Из анализа идей мы уже знаем, что это значит. «В игре должен просвечивать будущий урок как ведомая только воспитателю, но ребенком даже не подозреваемая цель. Тогда принуждение, неизбежное при организации игры и проявляющееся в подборе материала игры и в общем руководстве ею, будет обвеяно дыханием свободы, будет служить свободе. Личность ребенка будет расти как в поставлении себе все более и более устойчивых и отдаленных целей деятельности, так и в привычке подчинять свой каприз хотя и незримой, но все усложняющейся дисциплине. Игра тем самым будет переходить постепенно в работу, эту более высокую форму человеческой деятельности, ближе стоящую к творчеству, в котором только личность человека достигает вполне своей внутренней свободы» (1, С. 80).

Кроме того, учёные считают, что и в школе педагог не должен забывать о творческом развитии. Цели урока должны быть интересными. И при их достижении мы не должны мешать ребёнку в поиске путей решения возникающих задач. Ученик должен не бояться экспериментировать. Учитель должен поддерживать начинания ребёнка, должен быть не жёстким руководителем, а помощником. Необходимо проводить работу по воспитанию и вне школьных рамок: экскурсии, кружки, круглые столы и т. д. Лишь только тогда, по мнению исследователей, мы сможем получить творчески развитого человека, настоящего гражданина своей страны.

Таким образом, идеи мыслителей Российского зарубежья в воспитании и формировании личности ребёнка могут оказать существенную помощь. И, судя по анализу взглядов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского, воспитание творческой личности позволит не только сформировать человека, который не боится экспериментировать, изобретать, но и развить интеллект, несмотря на вторичность этой задачи.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо начинать заниматься воспитанием и образованием личности ребёнка уже в раннем детстве. Так как именно в ранние годы, по мнению выше названных авторов, преобладает развитие эмоциональной сферы (и даже если смотреть на это с точки зрения Гессена, по мнению которого человек в раннем детстве представляет только лишь эмпирическую составляющую, но тем более которую необходимо обогатить духовным наследием), на основе которой формируется творчество. Именно в детстве необходимо заложить прочный фундамент для эмпирического развития ребёнка. И это необходимо осуществить под непосредственным руководством педагога, чтобы дитя не сбилось с нужного пути и не приобрело негативный опыт для дальнейшей жизни.

Список литературы

Источники и литература.

1. Алексеев П. В. Педагогическое наследие русского зарубежья. – М., 1993.

2. Артизов А. Н. «Очистим Россию надолго». К истории высылки интеллигенции в 1922 г. Отеч. Архивы. - 2003. № 1.

3. Берберова Н. Курсив мой. - М., 1996.

4. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев («Евразийство. Опыт системного изложения») // Н. А. Бердяев о русской философии: В 3 ч. Ч. 2. - Свердловск, 1991.

5. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990.

6. Братусь Б. С., Войеков В. Л. и др. Начала христианской психологии: Учеб. Пособие для вузов. - М., 1995.

7. Булгаков С. Н. Свет невечерний. – М., 1994.

8. Бунин И. А. Миссия русской эмиграции // Слово. – 1990. - №10.

9. Васильев А.А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. - М, 1998.

10. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». - М., 1997.

11. Главацкий М. Е. «Философский пароход». Год 1992: Историографические этюды. - Екатеринбург, 2002.

12. Горяинов А.Н. Культурно-просветительные организации русских эмигрантов в Болгарии (до начала 30х гг. XX в.) //Славяноведение. - 1994. №4.

13. Глэд Джон. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. - М., 1991.

14. Гуль Р. Я унес Россию Т. 2: Россия во Франции. - М., 2001.

15. Доронченков А. И. Эмиграция "первой волны" о национальных проблемах и судьбе России. - СПб., 2001.

16. Доронченков А.И. Евразийская идея в русском зарубежье 20-30-х годов и современность // Российское зарубежье: история и современность. - М., 1998.

17. Ерёменко Л. И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен.- М., 1993.

18. Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920- 1940. - М., 2003.

19. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991. Т. 2. Ч. 2.

20. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. – М., 1999. Т. 1. Ч. 1.

21. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. – М., 1997.

22. Зеньковский В. В. Педагогика. – Клин Фонд, 2004.

23. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. Алексеев П.В. - М., 1996.

24. Зеньковский В. В. Психология детства: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Екатеринбург, 1995.

25. Зеньковский В. В. Русская школа за рубежом. – Прага, 1923. – Кн. 4.

26. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 2002.

27. Ильин И. А. Кризис безбожия // Собр. Соч.: В 10 т. Т. 1. - М., 1996.

28. Ильин И. А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. - М., 1993

29. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993.

30. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. – М., 2006.

31. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. - М., 1996.

32. Ильин И. А. О тьме и просветлении. – М., 1991.

33. Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. – М., 1993.

34. Ильин И. А. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. – СПб.: 1994.

35. Ипполитов С.С, Катаева А.Г. «Не могу оторваться от России.» Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. - М., 2000.

36. Казнина О.А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине XX века. - М., 1997.

37. Квакин А.В. Общее и особенное в положении российской диаспоры первой волны. - Тверь, 1992.

38. Колодный Л. Изгнание философов. // Московский комсомолец. 1990. № 133.

39. Костиков В. Не будем проклинать изгнание. – М., 1990.

40. Кузина Г.А. Значение Дней русской культуры в жизни русской эмиграции первой волны // Культура российского зарубежья. - М., 1995.

41. Литература русского зарубежья, 1920-1940. В. 5 т. – М., 1993-1996.

42. Лосский Н. О. Ценность и бытие. – М., 2000.

43. Любомудров A.M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. – СПб., 2003.

44. Макаров В. Г., Христофоров В. С. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК – ГПУ. 1921 – 1923. - М., 2005.

45. Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919-1939. - М., 2001.

46. Мейснер Д. Миражи и действительность. Записки эмигранта. – М., 1996.

47. Назаров М. Миссия русской эмиграции. - М., 1994.

48. Омельченко Н. А. Политическая жизнь русского зарубежья. Очерки истории (1920 – начало 1930-х годов). - М., 1997.

49. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1991.

50. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование русской диаспоры за рубежом // Отечеств, история. 1991. № 1.

51. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919 – 1939. – М., 1994.

52. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. – М., 1994.

53. Рейтман М. Знаменитые эмигранты из России. - Ростов н/Д., 1999.

54. Ренэ Герра. Они унесли с собой Россию. Русские эмигранты - писатели и художники во Франции. - СПб., 2003.

55. Репринцев А. В. В поисках идеала учителя. – Курский государственный педагогический университет, 2000.

56. Репринцева Е. А. Игра в образовании ребёнка: от прошлого – к настоящему. - Курск, 2004.

57. Репринцева Е. А. Игра: мыслители прошлого и настоящего о её природе и педагогическом понимании. – Курск, 2005.

58. Розанов В. В. Метафизика христианства. – М., 2001.

59. Романовский В. К. - Н. В. Устрялов о русской революции (по его публикациям 1917 – 1918 гг.) // Вопросы истории. – 2005. № 1.

60. Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х гг. (гражданские беженцы, армия, учебные заведения): Учебное пособие для студентов. - М., 1994.

61. Российское зарубежье: история и современность. – М., 1998.

62. Руденцова Ю.И. Блеск и нищета гостей непрошенных // Три столицы изгнания. Константинополь. Берлин. Париж. - М., 1999.

63. Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. - М., 2000.

64. Ручкин А.Б. Русские ученые-эмигранты в 1920-е годы (на примере Кабинета С.Н. Прокоповича) // История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX веках: Сб. ст. - М., 1996.

65. Савицкий П. Евразийство // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. - М., 1995. Т. 1.

66. Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. - М., 2000.

67. Селезнева Т.В. Издательское дело российских эмигрантов в Америке (1917-1930). - М, 1996.

68. Семёнова С. Г. Основные философские объединения. Высылка мыслителей // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семёнова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920 – 1930-х годов. - М., 2003.

69. Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой Республике (20-30-гг.). – М., 1995.

70. Соболев Г. Л. Ценный источник об истории революционного процесса в России в марте – октябре 1917 г. - 2005. № 11.

71. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции в 1920-х гг. – М., 1991.

72. Струве Н. А. Православие и культура. - М., 1992.

73. Тополянский В. Д. Бесконечное плавание философской флотилии // Новое время, 2002.

74. Федотов Г. П. В защиту этики // О судьбе русской интеллигенции. – М., 2006.

75. Фёдоров Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве… // Соч. М., 1982.

76. Фрейнкман-Хрусталева Н., Новиков А. Эмиграция и эмигранты. История и психология. - СПб., 1995.

77. Христофоров В. С. «Философский пароход». Высылка учёных и деятелей культуры из России в 1922 г. // Новая и новейшая история. - 2002. № 5.

78. Хисамутдинов А. Русская диаспора на Тихоокеанском побережье США (первая половина XX века) // Вопросы истории. – 2005. №11.

79. Центральный Пушкинский Комитет в Париже (1935-1937): В 2-х т. - М., 2000.

80. Чагин А. Расколотая лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы. – М., 1998.

81. Шафаревич И.Р. Феномен эмиграции // Путь из-под глыб. - М., 1991.

82. Шестов Л. И. На весах Иова. – М. 2001.

83. Шеховская Н. Л. – И. А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности // Педагогика, 2005, № 10.

84. Шулепова Э.А. Русский некрополь под Парижем. – М., 1993.

85. Яновский B.C. Поля Елисейские: Книга памяти. – СПб., 1993.

Покупка готовой работы
Тема: «Историософские и педагогические идеи Российской Эмиграции в 1920-е - 1930-е годы (На примере взглядов И. А. Ильина, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского).»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 107
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует