Контрольная работа
«Эпикур и судьба эпикуреизма»
- 18 страниц
Введение
Жизнь Эпикура
Некоторые факты из жизни философа
Основные философские понятия школы эпикурейцев
Последователи Эпикура
Заключение
Список использованной литературы
Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикуреизм как философское направление существовал в то же самое историческое время, что и стоицизм – это период V – VI веков на рубеже старой и новой эры. Как и стоики, эпикурейцы ставят прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Огнеподобность души – общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы – основу ощущений. У стоиков на первом плане – разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев – ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир – вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев – удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом. Содержание чувства удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не в вульгарном духе. У Эпикура речь идет о спокойствии благородном, уравновешенном удовольствии.
Для эпикурейцев чувственный мир – это настоящая реальность. Мир чувственности необычайно изменчив, множествен. Эпикурейская реальность получает свое отображение в принципе атомарности. Чувственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен. Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Атомов много; эпикурейцы в противовес стоикам выступают за примат множественности. Но тогда ставится под сомнение представление о стоическом роке, судьбе. Эпикур оформляет это очень красиво в форме идеи о том, что атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются. Представлению о стоическом роке приходит конец.
Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединиться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет».[1, 47с.] Жизнь – вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. ( Умирая, Эпикур принимал теплую ванну и просил принести ему вина.)
Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним.
Для эпикурейцев философия – это учение о мудрости. Мудрость же для представителей школы Эпикура, не столько идеал знания, сколько нравственный образ жизни. Философия, как учение о мудром усвоении жизни, истолковывается ими не просто как интеллектуальная теория. «Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так от философии, если она не изгоняет болезни души», – пишет Эпикур в «Письмах к Менокею».[3, 52с.]
Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым, человек должен побороть страх перед богами, страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Иначе говоря, философия должна убедить, что не существует в мире такой силы, которая могла бы помешать мудрому жить в соответствии со своими идеалами. Методологической предпосылкой этики в эпикурействе служит учение о природе – натурфилософия.
Эпикур признает вечность и неизбежность бытия. Вселенная всегда будет таковой, какова она есть, поскольку нет ничего, что могло вторгнуться в нее и произвести изменения. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпикур развивает на основе демокритовского атомизма. Основными слагаемыми бытия у Эпикура, также как и у Демокрита, являются атомы и пустота. Однако Эпикур вносит в атомистику одно существенное новшество – идею о том, что при образовании вещей, атомы движутся не по заданной траектории, а как бы случайно, в сторону от прямой линии.
Подводя итог анализу философии эпикуреизма, следует отметить, что в период ее формирования и развития, сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как наука о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Однако натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.
На мой взгляд, философия Эпикура (некоторые ее моменты) была бы полезна и в наше время. Каждый человек, по его мнению, должен стремиться к особому состоянию духа – атараксии, то есть безмятежности. В основе существования человека должны лежать любовь и удовольствие (от общения с природой, с искусством и самими людьми). Эпикур считал, что человек не должен бояться смерти. Эти принципы, как мне кажется, можно было бы использовать не только как философские понятия, но и с успехом применять в психологии.
1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.4-е, перераб. и доп. – М.: «Логос», 2002. – 344 с.
2. Курбатов В.И. История философии. Конспект. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 448с.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1997. – 272с.
4. Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 992с.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2т. СПб.: Петрополис, 1994. т.1.
Тема: | «Эпикур и судьба эпикуреизма» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения
Реферат:
Материализм и идеализм. Важнейшие направления в философии
Дипломная работа:
Художественно-публицистическая проза м.а. чванова
Дипломная работа:
Пушкинские реминисценции в романах и.с. тургенева «отцы и дети» и «дворянское гнездо»
Дипломная работа:
Судьба России в творчестве Ильина