Курсовая работа
«Основные современные макроэкономические школы»
- 32 страниц
Содержание
стр
Введение….3
Глава 1. Основные макроэкономические школы XX века
1.1. Неоклассицизм….6
1.2. Кейнсианство….9
1.3. Монетаризм…12
1.4. Институциональная макроэкономика….15
Глава 2. Современные экономические теории: концептуальный анализ
2.1. Идея ограниченной рациональности…19
2.2. Природа иррационального экономического поведения…21
2.3. Рациональные экономические субъекты
и экономическая система….22
2.4. Экономика рационального и иррационального.
Экономика нелинейности….23
Заключение….26
Библиографический список….29
Приложения…30
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы: «Основные современные макроэкономические школы».
В современной науке произошёл переход от классической науки к неклассической (и даже к постнеклассической). Данные изменения не могли не коснуться и социально-гуманитарных наук, включая и экономику. Изменения происходят, прежде всего, на уровне фундаментальных теорий. В экономике фундаментальными теориями являются макроэкономические теории. Различия между макроэкономическими школами были связаны с основными базовыми положениями, которые являются аксиоматическими основами макроэкономических теорий.
По этим базовым положениям можно выделять четыре основные макроэкономические школы: неоклассицизм; кейнсианство; монетаризм; институциональная макроэкономика. Данные школы можно считать основными макроэкономическими школами ХХ века.
В современное время изменения в макроэкономических подходах обусловлены двойственной природой экономической науки. Она, в современном понимании, занимает промежуточное положение между наукой в узком смысле, с которой, как правило, отождествляются естественные и точные науки, и гуманитарной наукой. Гуманитарные науки – это такие науки, в которых метод и предмет зависят от человеческой субъективности. Переосмысление «антропологического основания» экономической науки приводит в настоящее время к выработки принципиально новых теоретических подходов в экономике. Если раньше экономика использовала методы естественных и точных наук для построения своих теорий, то в современное время экономические теории, осваивают принципиально новые методы характерные для гуманитарных наук: методы лингвистики, психологии, социологии, биологии, синергетике. В целом, можно сказать, что в самых современных экономических теориях используются принципы нелинейности, ситуационного подхода, эволюционизма, органицизма.
Учитывая всё вышесказанное, для полноценного рассмотрения современной экономической мысли, необходимо рассмотреть основные макроэкономические теории основных экономических школ ХХ века, а также самые современные экономические теории, которые, используя научный базис основных макроэкономических школ, модифицируют их подходы в аспекте вышеуказанных методологических подходов гуманитарных наук.
Актуальность темы курсовой работы связана с теми изменениями, которые произошли в макроэкономических подходах «классических» экономических школ в последнее столетие.
Цель данной курсовой работы заключается в сравнительном анализе основных макроэкономических школ ХХ века и в выделении основных теоретических положений в современных экономических теориях.
Исходя из цели курсовой работы, автор ставит перед собой две основные задачи:
• провести сравнительный анализ основных макроэкономических школ ХХ века;
• рассмотреть основные положения современных экономических теорий.
В данной курсовой работе автор использует следующие общенаучные методы: аналитический, исторический, статистический.
В качестве методологической базы автор использует работы таких ведущий авторов в области макроэкономики, как Кейнс Дж.; Фридмена М.; Хайека Х.; Мильнера Б.; Нестеренко А.Н.; Шаститко А.Е. и других.
Согласно системной логике и поставленным задачам курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении автор обосновывает актуальность темы, ставит основные задачи исследования. В первой главе автор проводит сравнительный анализ основных макроэкономических школ. Во второй главе автор выделяет основные положения современных экономических теорий. В заключении подводятся итоги проведённого исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведённого анализа макроэкономических школ можно выделить следующее.
Макроэкономические школы в ХХ веке развивались диахронно (поэтапно). Первой школой сформировавшейся в начале ХХ века был неоклассицизм, который базировался на положениях об экономическом рациональном агенте и доминирующей роли совокупного предложения по отношению к совокупному спросу. Данные макроэкономические теории подходили для описания классического рынка, характерного для исторического этапа развивающейся индустриальной экономики. Школа неоклассиков в своих описаниях учитывала только экономические факторы и сводила роль государства только к созданию правовыми методами равных условий конкуренции для всех.
Дж. Кейнс учёл факторы государственных инвестиций и их влияние при выходе экономической системы из кризиса в краткосрочном периоде. Кейнсианцы также учитывали внеэкономические факторы поведения экономических агентов. В области денежно-кредитной политике они придавали большое значение процентной ставке и допускали управляемую инфляцию в размере 5% годовых. После кризисов 30-ых годов ХХ века теория кейнсианцев активно применялась на практике во многих странах. Благодаря её влиянию 30-60-ые годы ХХ века появился новый тип рыночной экономики – социально-ориентированная рыночная экономика с высокой долей в государственном регулировании рынка.
В 70 – ые годы ХХ века произошла стагнация экономики во многих стран мира. Возрождение неоклассики произошло в рамках школы монетаризма. Монетаристы считали рынок самодостаточным саморегулирующимся механизмом и сводили роль государства к регулированию денежной массы. Денежная масса, по их мнению, должна расти в объёме 3-5% в год. Это даёт рост национального продукта. При превышении этого барьера (или снижение) рост экономики прекращается. Монетаризм подходил только для экономических систем с развитыми рыночными отношениями. Его использование в условиях отсутствия рыночных структур в 990-ые годы ХХ века в России привело к развитию бартерных сделок, падению престижа национальной валюты, не к развитию производственного сектора, а к развитию финансовых спекулятивных сделок.
В последние десятилетия ХХ века активно развивается школа институциональной макроэкономики. Она рассматривает важную роль внеэкономических институтов во влиянии на экономические процессы. С развитием рыночной экономики возрастают трансакционные издержки. В развитой рыночной экономике трансакционный сектор составляет 50% общего объёма ВВП. Государство должно принимать активное участие в этом секторе. Развитие теневой экономики во многом связано с тем, что государство не участвует в трансакционном секторе экономики и не регулирует его.
В конце ХХ века в макроэкономических теориях произошли кардинальные изменения, связанные с метафорическим переносом методологических методов лингвистики, теории игр, синергетики, социальной психологии. Это привело ко всё большему учёту в макроэкономических теориях внеэкономических факторов: социально-психологических, социокультурных, антропологических, факторов нелинейного развития. Были подвергнуты критики рациональности экономического агента и однозначности макроэкономического равновесия.
Экономический агент поступает рационально только исходя из своих индивидуальных предпочтений. Но коллективная рациональность не соответствует индивидуальной. В связи, с чем в обществе, как правило, навязывается экономическая рациональность извне или рациональность определённой группы. Максимальная полезность для каждого индивидуального экономического агента соответствует общественному (максимальному) благу. Поэтому-то государство и должно регулировать или координировать деятельность экономических агентов, сводя её к общему знаменателю экономической рациональности общественного блага.
В связи с применением принципа нелинейного развития экономических систем, в современных теориях рассматриваются вероятностные сценарии развития экономических систем. Используется не абсолютный критерий развития, а ситуационные. Использование вероятностных методов в динамике экономических систем приводит к принципу неопределённости. Если теория определяет координаты развития экономической системы более определённо, то неопределённым становится временной этап их достижения, и, наоборот.
На взгляд автора курсовой работы, все макроэкономические школы современности и все новые макроэкономические теории дополняют методологически друг друга. Каждая школа и теория отражает различные грани такого многогранного феномена как макроэкономическая система.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. М.: Дело и сервис., 2000.
2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело и сервис., 1995.
3. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента, денег. – М.: Высшая школа., 1973.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика/Под ред. проф. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус., 2006
5. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. – М.: Эдиториал., 2000.
6. Самульсон П. Экономика. – М.: Алгон., 1992.
7. Экономика/Под ред. акад. Архипова А.И. – М.: Проспект., 2006.
8. Стёпин В.С. Философия науки. – М.: Гардарики., 2006.
9. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. – М.: Дело., 1999.
10. Friedman M/ Inflation and Uneployment; The New Dimension of Politic//The 1976 Nobel Memorial Lecture. London. 1977. Page. 467.
11. Худокормов А.Г. История экономических учений: современный этап. – М.: Инфра-М., 2005.
12. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. – М.: ТЕИС., 1998.
Тема: | «Основные современные макроэкономические школы» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе
Курсовая работа:
Направления воспитательной работы в современной образовательной школе
Дипломная работа:
Условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы
Дипломная работа:
Методические рекомендации по проведению уроков информатики
Дипломная работа:
Приемственность двух этапов государственной итоговой аттестации по обществознанию (гиа – 9, егэ)