Дипломная работа

«Условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ 10

1.1. Психолого-педагогическое обоснование индивидуального подхода в образовании. 10

1.2. Проекция индивидуального подхода в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения начального общего образования. 14

1.3. Пути эффективной реализации индивидуального подхода в современной начальной школе. 23

Выводы по первой главе. 35

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИЕ 37

2.1. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся. 37

2.2. Формирование процесса обучения детей при реализации индивидуального подхода. 46

2.3. Обобщение результатов опытно-педагогической работы. 63

Выводы по второй главе. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

Литература 72

Введение

Актуальность исследования. В соотвeтствии с Концeпциeй Фeдeрaльной цeлeвой прогрaммы рaзвития обрaзовaния на 2011–2015 годы нa пeрвый плaн выступaeт обeспeчeние доступности кaчeственного обрaзовaния, соотвeтствующего трeбовaниям инновaционного социaльно - ориeнтировaнного рaзвития Российской Федерaции, и ведущим стрaтeгичeским напрaвлeнием этого обрaзования стaновится личностно- ориeнтировaнный подход к учaщимся.

Индивидуaльный подход кaк вaжный принцип пeдaгогики зaключaeтся в упрaвлeнии рaзвития чeловекa, основaнном на глубоком знaнии чeрт eго личности и условий жизни. Пeдaгогикa индивидуaльного подхода имeeт в виду нe приспособлeние цeлeй и основного содeржaния обучeния к отдeльному школьнику, а приспособлeние форм и мeтодов пeдaгогичeского воздeйствия к индивидуaльным особeнностям, с тeм, чтобы обeспeчить запроeктировaнный уровeнь рaзвития личности. Индивидуaльный подход создaёт нaиболee блaгоприятныe возможности для рaзвития познaвaтeльных сил, aктивности, склонностей и дaрований кaждого учeникa.

Термин «личностно-ориентированноe обрaзовaниe» появилось в пeдaгогичeской литeрaтурe в 80-е гг. XX вeкa. Нaиболee полноe рaскрытиe тeрмина «индивидуaльный подход в обрaзовaнии» предстaвлeно в рaботах Е. В. Бондaрeвской [12;8], Н. А. Алeксeeвa [2;53], В. В. Сeрикова [54;20], И. С. Якиманской [66;23] и других учeных. В их исслeдовaниях опрeдeлeнa сущность этого понятия, выдeлeнa спецификa этого типa обрaзовaния, обосновaны его основные принципы, функции, нaмeчeны пути внeдрeния в прaктику школы. По всем этим критeриям индивидуaльный подход в обрaзовaнии является принципиaльно новым нaпрaвлeнием в пeдaгогикe, однако, по свидeтeльству сaмих aвторов, идeи, на которых бaзируются их рaботы, имеют глубокиe историчeские корни.

Нaчaло изучeния индивидуaльного подходa в отeчeствeнной пeдaгогикe относится к XIX и XX вeкaм (труды Л. Н. Толстого [61;127] и К. Д. Ушинского, пeдaгогичeскaя литeрaтурa В. А. Сухомлинского, Д. А. Бeлухинa, Е. Н. Ильинa, Ш. А. Амонaшвили [3;66] и других учeных). Большоe влияниe на рaзвитиe этого нaпрaвлeния оказали психологичeскиe исслeдования А. Н. Лeонтьeва, JI. С. Выготского, С. Л. Рубинштeйна, [20;45], а тaкжe других зaрубeжных пeдaгогов и психологов гумaнистичeского нaпрaвлeния (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Сатир, М. Монтессори, Г. Олпорти др.) [24;88].

В пeдaгогичeской литeратурe укaзываeтся, что назнaчeниeм индивидуaльного подхода к обрaзованию являeтся содeйствиe стaновлeнию чeловeка, рaзвитию eго индивидуaльности, творчeского нaчaлa. Е. В. Бондарeвскaя пишeт, что обрaзовaть чeловeка – знaчит помочь eму стaть субъeктом культуры, нaучить жизнeтворчeству, что предполaгаeт вовлeчeнность в этот процeсс сaмого рeбeнкa [12;8]. И рeчь здeсь идeт нe о формировaнии каких-то компeтeнций, зaрaнee опрeдeлeнных учитeлeм, и нe об измeнeнии рeбeнкa в зaдaнном пeдaгогом нaпрaвлeнии, a о помощи учeнику в рaзвитии личностных кaчеств, заложeнных в нeм изнaчaльно.

Современная практика свидетельствует, что массовая школа с общепринятыми традиционными методами обучения не способна создать нeобходимо приемлемые условия для формирования личностного потeнциaлa рeбeнкa.

В основe опытa рaботы клaссиков психологичeской нaуки (А.Н. Лeонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Пeтровский, А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн) и соврeмeнников (Л.И. Анцыферова, Г.А. Ковалев, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин), учeных-пeдагогов (В.С. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Н.А. Алексеев ).

Во многих обрaзовaтельных учрeждениях проводятся экспeримeнты по внeдрeнию новых обрaзовaтeльных тeхнологий, однaко нeльзя нe замeтить того, что чaще всeго при этом затрагиваются лишь внeшние aтрибуты обрaзоватeльного процeссa и нe изменяются eго сущностные кaчествa, которые влияют на позицию учащихся в обрaзовaтельном процессе, на взаимоотношения между учителем и учеником. Рeзультaты рeформирования диaгностируются пройденными мeтодaми, в том числе трaдиционной систeмой школьных отмeток.

Нам прeдставляeтся, что обозначeнные проблeмы связаны с отсутствием общего концептуального понимания педагогами значения организации индивидуального образовательного процесса в виду колоссальных изменений в системе образования России. Так, например, по ФГОС НОО и слабый и сильный ученик учатся в одном классе.

Итак, очевидно, что в нынешнее время наблюдаются противоречия между огромным теоретическим материалом, описывающим основные идеи образовательного процесса и практическим опытом реализации идей индивидуального подхода в обучении педагогами;

Разрешение данного противоречия является одной из актуальных проблем современной школы. В связи этих противоречий основной проблемой нашего исследования становится поиск условий организации индивидуального подхода к образовательному процессу в начальной школе, который способствующий успешному обучению школьников благодаря их личностному, ценностно-смысловому развитию.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования. Темой исследования является «Условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы в ходе реализации ФГОС НОО».

Цель исследования - определить условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе в ходе реализации ФГОС НОО.

Объектом исследования является деятельность педагога по осуществлению индивидуального подхода в образовательном процессе.

Предметом исследования являются условия и средства деятельности педагога, которые обеспечивают реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе в свете реализации ФГОС НОО.

Гипотеза исследования: создание условий индивидуального подхода в образовательном процессе будет более эффективной, если:

1) учитывать возрастные особенности обучающихся;

2) организовать занятия так, чтобы каждый ребёнок мог показать свои возможности, и поддержать активность и способность во время образовательного процесса;

3) разработать эффективные методы организации индивидуального подхода.

Из цели, предмета, гипотезы вытекают основные задачи исследования:

1) произвести аналитический разбор психолого-педагогической и научной литературы по осуществлению индивидуального подхода в начальном общем образовании и рассмотреть проекцию индивидуального подхода в ФГОС НОО;

2) описать пути эффективной организации индивидуального подхода в современной начальной школе и провести опытно-педагогическую работу по использованию индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы;

3) обобщить результаты опытно-педагогической работы.

Методологическую основу исследования составили:

- теории личностно – ориентированного образования (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.Т. Фоменко, В.В. Сериков и др.)

- концепции авторских школ, практические аспекты проектирования развивающих образовательных систем (Е.А. Ямбург, В.М. Степанов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А. Нилл, С. Френе, М. Монтессори, Г.К. Селевко, А.Н. Тубельский);

- концепция федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Теоретическую основу исследования составили:

- исследования по теории мотивации (Д.Равен, А.Д. Андреева, Л.И. Божович, Т.Д. Дубовицкая, С.А. Нелюбов, А.А. Реан, С. Френе, В.Э. Мильман,);

- федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования;

- работы отечественных учёных и педагогов (В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, К.А. Гельвеций, Ф.В. Дистерверг ).

В исследовании используются следующие методы: беседа, анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, тестирование, эксперимент, наблюдение.

База исследования. Опытно-педагогическая работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ №45.

Этапы исследования:

1 этап – констатирующий;

2 этап – преобразующий;

3 этап – контрольный.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «индивидуальный подход» в образовательном процессе начальной школы, определены и сформулированы основные условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы в свете реализации ФГОС НОО.

Практическая значимость исследования: данная выпускная квалификационная работа может быть полезна учителям начальной школы при осуществлении индивидуального подхода в аспекте реализации ФГОС НОО.

Апробация исследования: выступление на методическом объединении МБОУ СОШ №45 с презентацией по внедрению индивидуального подхода в образовательном процессе в ходе реализации ФГОС НОО.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы глоссария и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИЕ

2.1. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся.

Опытно-педагогическая работа по использованию индивидуального подхода в образовательном процессе была организована и проведена с учащимися 3А класса МБОУ СОШ № 45.

В работе приняли участие 20 учащихся, среди них 11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 9 – 10 лет.

На первоначальном этапе нами были определены индивидуальные особенности детей с целью учета их в дальнейшей работе при использовании следующих методик:

1) Методика «Оценка школьной мотивации», предложенная Лускановой Н.Г. [52;125] (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) была нами использована для дифференцировки учащихся по уровню школьной мотивации.

Цель – выявить уровень школьной мотивации у обучающихся. Обработка материала проводится с помощью разработанной автором системой балльных оценок:

- ответ, который свидетельствует о положительном отношении к школе и предпочтений учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

- ответ, который позволяет узнать об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены автором, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более и надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

2) Корректурная проба с кольцами Ландольта.

Тест «Устойчивость внимания с переключением».

Корректурная проба – концентрация, устойчивость, переключение внимания. Время выполнения – 5 мин, результаты фиксируются поминутно. Для детей 6 -7лет (дошк. +1 кл.) используется бланк – кольца Ландольта (или таблицы с различными фигурками). Детям 8 – 10 лет буквенный вариант.

1 опыт: вычеркивание 2 – х букв (с, а) в течение 5 – мин. (интервал между опытами 5 мин.) кольца (о, с – сверху и справа).

2 опыт: опыт с переключением: 2 строчки (с, а),\с а 3 – ю строчку (/к, н).

Подсчитывается: поминутно и по 2 – м опытам: S – кол – во просмотренных знаков;

Е – правильно зачеркнутых букв; О – кол – во ошибок.

А = Е/(Е+О) - показатель точности;

Е = S×А – показатель чистой производительности;

С = Sо / S × 100 % - коэффициент переключаемости, где So – кол – во неверно обработанных строк, S – кол - во просмотренных строк. (см. Приложение 1)

3) Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) используется с целью оценивания состояния памяти испытуемых, активности внимания, утомляемости (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Методика даёт возможность исследовать процессы памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования здесь не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина. Если кто-то разговаривает в комнате, опыт проводить не стоит. Прежде чем начать опыт, экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и которые не имеют между собой никакой связи.

4) Уровень умственного развития и оценка успешности каждого ребёнка были определены с помощью методики Э.Ф. Замбицявичене.

Методика Э.Ф. Замбицявичене для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет состоит из четырёх субтестов. Желательно проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это даёт возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, которые включают в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест - исследование способности устанавливать отношения и логические связи между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок одновременно читает про себя. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

5) Определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В.Захарова.

Детям предлагаются рисунки. Необходимо выполнить задание соответствующего субтеста (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков -это люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест №2. Большой круг - это твое «Я». Маленькие круги - это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик (точку) там, где находишься ты.

Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.

Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?

Представим результаты диагностики.

В результате использования методики «Оценка школьной мотивации», предложенная Лускановой Н.Г. нами были получены данные, представленные в Таблице 1, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рис. 1. Оценка школьной мотивации в 3 классе

Примечание: 1 – познавательная мотивация, 2 – социальная мотивация, 3 – самооценочная мотивация, 4 – низкая школьная мотивация

Из рисунка 1 видно, что у более половины учащихся (60%) 3 класса ведущей является познавательная мотивация, где наиболее ярко выражены мотивы собственного роста. Другая часть испытуемых (25%) имеют показатели хорошей школьной мотивации, они успешно справляются с учебной деятельностью, наиболее выражена у них социальная мотивация, но высоко влияние и познавательной мотивации.

У других учеников (10%) наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, у них ведущей является самооценочная мотивация, также в достаточной мере проявляется социальная мотивация; познавательная мотивация сформирована у них в меньшей степени. Наименьшее количество учащихся (5%) имеют низкую школьную мотивацию, что говорит о том, что подобные учащиеся посещают уроки неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

В результате использования методики «Корректурная проба с кольцами Ландольта» нами получены данные, представленные в Таблице 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и на рис. 2.

Рис. 2. Корректурная проба с кольцами Ландольта

Было установлено, что только 30% учеников класса с высоким уровенем продуктивности внимания и 25% детей с низким, а 55% детей показали, что имеют средний уровень как продуктивности, так и устойчивости внимания.

Также у 15% детей выявили низкий уровень продуктивности внимания и 20% детей имеют высокий уровень продуктивности внимания.

Далее нами была проанализирована память детей. Представим результаты в виде Таблицы 3, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и на рис.3.

Рис. 3. Память детей

Установлено, что уровень кратковременной памяти у большинства детей имеет среднюю выраженность (55%), уровень заучивания детей находится на низком уровне (50%), долговременная память детей в большинстве случаев имеет средний уровень (40%). Лишь незначительная часть детей имеет высокий уровень развития памяти (30% - кратковременная, 20% - заучивание, 35% - долговременная).

Диагностику умственного развития детей представим в виде Таблицы 4, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и на рис. 4.

Рис. 4. Диагностика умственного развития

Было выявлено, что 5% детей имеют низкий уровень умственного развития и оценки успешности, 20% детей класса показали 2 уровень успешности и уровень умственного развития ниже среднего, большая часть класса (55%) выявили 3 уровень оценки успешности и развития умственных способностей, что может характеризовать их как имеющих средние умственные способности и 20% класса показали высокий уровень оценки успешности и развития умственных способностей.

Далее проанализируем самооценку респондентов. Представим результаты в виде Таблицы 5, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 5.

Рис. 5. Эмоциональный уровень самооценки, А.В.Захарова

В результате использования методики, определяющей эмоциональный уровень самооценки, нами было установлено, что 15% детей класса имеют завышенную самооценку, 50% детей показали наличие адекватной самооценки, и у 35% детей была выявлена заниженная самооценка.

Подводя итоги диагностики, все дети нами были распределены в 3 группы по уровню развития познавательных способностей. (рис. 6)

Рис. 6. Уровень развития познавательных способностей.

К группе, имеющих высокий уровень развития познавательных способностей, нами были отнесены 20% детей класса. Для таких детей является характерным наличие устойчивого интереса к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения поставленных проблем, которые возникают в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, который отличается глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и делать рефлексию своей деятельности.

К группе, имеющих средний уровень развития познавательных способностей, нами были отнесены 55% детей класса. Для таких детей является характерным наличие стремления понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении доводить начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

К группе, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей, нами были отнесены 25% детей класса. Для таких детей является характерным наличие стремления понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их использования по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей проделанной работы. Для них характерно несистематическая, некачественная готовность к занятиям.

Таким образом, проведенная нами диагностика позволила установить индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при реализации индивидуального подхода в образовательном процессе.

Заключение

Главные задачи школы в современном обществе:

- становление индивидуальной личности, которая способна к самостоятельному решению поставленных перед ним задач;

- формирование человека и гражданина, который является сознательным членом современного общества, ориентированного на поступательное совершенствование и развитие данного общества.

Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать их духовно-нравственное развитие.

Таким образом, современное общество на сегодняшний день нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности.

С целью реализации современных социальных требований, педагоги разрабатывают новые подходы. Так, использование личностно-ориентированного, компетентностного, развивающего, коммуникативного, интерактивного, игрового, программированного, проблемного и инновационного методов обучения, дают возможность учителям найти индивидуальный подход к каждому ученику. Данные подходы помогают при реализации образовательного процесса уделить внимание каждому школьнику в отдельности и в то же время работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечной своей целью имеет развитие в учениках способности самостоятельно находить знания, формирование новые способы деятельности и решение проблем.

Как основная форма организации образовательного процесса, урок даёт учителю возможность на практике реализовать современные подходы. Каждый из этих данных подходов требует особой подготовленности, как со стороны педагога, так и обучающихся. Одни методики требуют строгого соблюдения правил, как например, программированный и проблемный подходы, а в инновационном и игровом, например, возможна своего рода импровизация и отступление от имеющегося «сценария». В современной педагогической практике широко используются конференции, игры, разнообразные творческие занятия и экскурсии.

Можно сказать, что такие уроки вызывают у учеников больший интерес к обучению, чем его традиционные подходы к системе организации. Здесь ребенок может «раскрыться», отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, чего он не может сделать на традиционном уроке.

Из этого следует, что использование современных подходов к организации образовательного процесса на уроке выполняет требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности.

Исходя из этого можно сказать, что анализ теории и практики позволил выявить требования к организации индивидуального подхода на уроке в начальной школе:

- использование нестандартных, разнообразных приемов и форм организации учебной деятельности, которые позволяют активизировать субъектный опыт обучащихся;

- создание среды заинтересованности каждого отдельного ребенка в работе своего класса;

- подвигать учащихся к высказываниям, использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни сделать ошибку, получить неправильный ответ и т.д.;

- использование дидактического материала, который позволяет ученику принять наиболее важные для него форму и вид учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным интересам, возможностям, склонностям и способностям;

- оценивание деятельности ученика по всему процессу достижения, а не только по конечному результату;

- поощрение желания ученика находить свой путь работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы своих одноклассников, выбирать и осваивать наиболее правильные;

- создание педагогических ситуаций общения, которые позволяют каждому ученику проявлять самостоятельность, избирательность, инициативу в способах работы;

- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Мы считаем, что соблюдение правил, которые названы нами выше, является важным педагогическим условием организации индивидуального подхода в обучении младших школьников при подготовке и проведении урока с индивидуальной направленностью. Содержание урока, ориентированного на индивидуальность, должно подбираться с учетом того, чтобы каждый ученик мог раскрыть себя, проявить свою индивидуальность. Формы обучения младших школьников на уроках: групповая и коллективная работы, проекты, рейтинговая система, листы успеха стимулируют учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют обучение школьников и способствуют формированию личности обучащихся. В условиях такой формы и содержания обучения на уроках при индивидуальном подходе в образовательном процессе меняется позиция ученика, он становится организатором, творцом своей учебной деятельности.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – С. 23 - (Стандарты второго поколения).

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.

3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – С. 31 - (Стандарты второго поколения).

5. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2007 - С. 448.

7. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб: Питер, 2007. – С. 304.

8. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики [Текст] // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 42 - 47.

9. Алоева М.А. Духовно-нравственное воспитание для школьников: методический материал / М.А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2003, 2007, 2008. – С. 320.: ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"

10. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Ф. Анисимов.— М.: Мысль, 2008.- С. 253.

11. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.

12. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

13. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2008.

14. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68.

15. Баранец, Надежда Анатольевна. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N 7. – С.75-78.

16. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – С. 112.

17. Бахтина О. Б. Теория и практика образования в современном мире: — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

18. Бердяев Н.А. Самопознание. Судьба России, смысл творчества, назначение человека. М., 2009. – С. 395.

19. Бердяев, Н.А. О назначении человека./ Н.А. Бердяев. – М: 1999. С.62-65.

20. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 192.

21. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 2007. – С. 134.

22. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М., 2007. – С. 89.

23. Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников. М.,2008.- №9.-С. 10-14.

24. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008.

25. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М., 2008.

26. Бондырева, С.К. Матрица духовности [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М., 2008.

27. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2007. - С. 254.

28. Бондарева О.Н. Культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. // Культурологические и этнопедагогические аспекты образования. / Под ред. А.Г. Козловой, А.П. Тряпицыной. СПб, 2006. – С. 236.

29. Буравова, О. С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст] / О. С. Буравова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 24 - 25.

30. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4.- С. 37 – 41.

31. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.

32. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.

33. Выготский Л.С. Педология подростка. – М: 1929, 1930.

34. Галицкая И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Текст] / И. А. Галицкая И. В.Метлик // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 36 - 46.

35. Гвоздарева Т. Понятие чистоты сердца в христианской этике: из учебного пособия «Духовно - нравственный смысл основных сюжетов Библии» [Текст] / Т. Гвоздарева // Духовно - нравственное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 48 - 52.

36. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.

37. Гирфанова, Л.П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска» [Текст]/ Л.П.Гирфанова. - Уфа, 2007.

38. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека [Текст] / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 10. - С. 23 - 27.

39. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.

40. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М., 1996.

41. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – С. 221.

42. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 88 - 92.

43. Духовно - нравственное воспитание: Тема номера [Текст] // Начальная школа: плюс, до и после. - 2010. - № 9.

44. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- С. 376.

45. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003. - № 3. - С. 9 - 12.

46. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

47. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219.

48. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]/ В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов.- М., 1994.

49. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)/ В.П. Зинченко - М: Гардарики, 2002, С.402.

50. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. – С. 357.

51. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. – С. 694. - (Philosophy).

52. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 208. (Серия «Библиотека студента»).

53. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб, 2007.

54. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - С. 26-30.

55. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – С. 54.

56. Калимуллин Р.Х. Добрые деяния – основа развития духовности, нравственности молодёжи [Текст]: монография / Р.Х. Калимуллин .- Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – С. 180.

57. Калимуллин Р.Х. Духовно-нравственное воспитание - путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 11, часть 5. — С. 1035-1039.

58. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. – С. 414.

59. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- С. 144.

60. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.: Наука, 1993. – С. 80.

61. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве [Текст] / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

62. Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе [Текст] / Э. П. Козлов //Педагогика. - 2008. - № 9. – С. 104 - 107.

63. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

64. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.

65. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - С.15-17.

66. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс – «Энциклопедия», 1994.

67. Кузанский, Н. О мире веры // Вопросы философии.- 2002.- N5.

68. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С.3-6.

69. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - С.22-26.

70. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20 - 22.

71. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С.60 - 63.

72. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – С.231.

73. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 2005.

74. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Спб, 1999 – С.265.

75. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С.21-29.

76. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

77. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

78. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. – С. 128.

79. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - С.436.

80. Немов Р.С. Психология. В трёх книгах. – М.: Владос,2000.

81. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 2005.- С.478.

82. Розина О.В. Духовно-нравственное воспитание и образование в современной школе// Наука и Слово. – М. 2006. - №3.

83. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно - нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 – 28.

84. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.816. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

85. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

86. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

87. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания: окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.

88. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.

89. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев,1972 – С.137.

90. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников [Текст] / Г. Тельканова // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 41 - 43.

91. Тюляева, Т. И. Духовно - нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски [Текст] / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 7. - С. 7 - 12.

92. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Классный руководитель. 2000. - №6 – С.32-45.

93. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г.Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983.

94. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2001.

95. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

96. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд,, перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1990.

97. Холманская, Л. И. Духовность как творческий потенциал человека [Текст] / Л. И. Холманская, А. С. Холманский [Текст] // Начальная школа : плюс, до и после. - 2010. - № 12. - С. 45 - 47.

98. Шемшурина А В. Основы этической культуры школьников.// Народное образование. 2008. - №6 – С.64-65.

99. Шитякова Н. П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н.П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - С.16-21.

100. Щетнева О. П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева // Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - С.46-49.

101. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. – М., 2006.

102. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников.// Нравственное воспитание школьников. 2002. –№12– С.104-105.

103. Уледов, А.К. Духовное обновления общества./ А.К. Уледов. – М., 1990.

104. Якунина, И. В. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. С. 19 - 21.

105. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно - нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11- 18.

106. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно – нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 221 - 226.

107. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 2006.- С.371.

Программы духовно – нравственного воспитания и классные часы

108.Акимова, Е.С. Духовно - нравственные традиции русского народа : Программа [Текст] / Е. С. Акимова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 94 - 99.

109.Воронкова, Т. А. Программа духовного развития учащихся [Текст] / Т. А. Воронкова // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 2. - С. 91 - 94.

110.Закирова, И. Г. Я среди людей: Программа по самосовершенствованию для 5 - 9 классов [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 1. - С. 38 - 45.

111.Логинова, А. Нравственное воспитание подростков в художественно - эстетической деятельности : Программа [Текст] // Искусство в школе. - 2009. - № 3. - С. 70 - 73.

112.Безгодкова, Е. П. Русская народно - духовная культура : Программа [Текст] / Е. П. Безгодкова // Образование в современной школе. - 2009. - № 6. - С. 9 - 27.

113.Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными: Классный час [Текст] / Х. Э. Бечиева // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 85 - 92.

114.Боброва, Л. В. Совесть - это нравственная категория…: Классный час [Текст] / Л. В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98 - 103.

115.Большаков, С. В. Куда идешь,человек? : Классный час [Текст] / С. В. Большаков // Классный руководитель. -2009. - № 2. - С. 27 - 31.

116.Бухтинова, Н. С. Человек живет среди людей [Текст] / Н. С.Бухтинова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 70 - 73.

117.Веснина, Н. И. Жизненные ценности, или искусство жить достойно : Классный час [Текст] / Н. И. Веснина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 93 - 98.

118.Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения [Текст] / И. Г. Закирова // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 12 - 15.

119.Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности [Текст] / Т. В. Кетова // Начальная школа. – 2011. - № 9. – С. 76 – 78.

120.Пенькова, Е. Г. Спешите делать добро [Текст] / Е. Г. Пенькова // Завуч начальной школы. - 2008. - № 7. - С. 41 - 45.

121.Праздникова, Г. Всегда стремиться к выбранной цели : Уроки нравственности академика Д. С. Лихачева [Текст] / Г. Праздникова // Сельская школа. - 2008. - № 4. - С. 44 - 51.

122.Шишкина, А. В. Долг [Текст] / А. В. Шишкина // Завуч начальной школы. -2008. - № 7. - С. 90 - 94.

123.Янкина, И. В. Поговорим о дружбе и друзьях : [Текст] / И. В. Янкина // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - C. 54 - 55.

Статьи

124. Гирфанова Л.П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как обобщенным целям образования. [Текст].

125. Гирфанова Л.П. К вопросу о духовно-нравственном становлении человека. [Текст].

126. Гирфанова Л.П. К вопросу о формировании ценностных представлений младших школьников средствами воспитывающего обучения. [Текст].

127. Фазылова А.А. Духовно-нравственное воспитание личности младших школьников. [Текст] / Р.Х. Калимуллин // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и Мы» 10 ноября 2013 г./ Под ред. С.С. Досановой, Т.4. – Кокшетау: КУАМ, 2013. – С. 142-147.

128. Фазылова А.А. Педагогические условия реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы районной конференции «Восхождение» (дискуссионный клуб) 6 ноября 2014 г. – Уфа: изд-во НИМЦ РБ, 2014. – С.67.

129. Фазылова А.А. Организация духовно-нравственного воспитания в начальной школе. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» 19 декабря 2014 г. – Уфа: изд-во БГПУ, 2014. – С. 52-54.

130. Фазылова А.А. Просветительская деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Л.П. Гирфанова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2015» 15-31 марта 2015 г. – Москва: изд-во РАЕ РФ, «Международный студенческий научный вестник, 2015.

131. Добру откроются сердца // Досуг в школе. - 2008. - № 11. – С.32. - Содержание: "Если добрый ты - это хорошо!" / О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" / Н. С. Нуриева. "Добру откроются сердца" / В. А. Халилуллина. Под грибком / Н. В. Ахметова. "Помни о других" / Н. В. Ахметова. "Волшебное слово" / Л. Л. Худякова. "С детства дружбой дорожи" / З. А. Гомжина. Дружба мнимая и настоящая / Т. Ю. Ковшарова. "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо" / Н. С. Крюкова.

132. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - С.45-57.

Покупка готовой работы
Тема: «Условия организации индивидуального подхода в образовательном процессе начальной школы»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика