Курсовая работа
«Направления воспитательной работы в современной образовательной школе»
- 41 страниц
Введение….3
1. Сущностная характеристика воспитательной работы…9
2. Содержание воспитательной работы в современной общеобразовательной школе…15
3. Формы и методы воспитательной работы….31
Заключение…38
Список использованной литературы…40
Приложение
Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития, а с другой – потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстроизменяющемся мире техники и общественных отношений.
Особую актуальность приобрела задача всестороннего развития всех граждан в эпоху научно-технической революции, автоматизации и компьютеризации процессов производства.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области определяет систему взглядов на сущность, цели, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса. Каковы цели концепции? Это прежде всего создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов государства (органы исполнительной власти всех уровней), законодательной (представительской власти), семьи, образовательных учреждений всех типов и уровней, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в т.ч. религиозных, общественности, СМИ и т.д.
Направления воспитания определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к личности молодого человека и психологическим закономерностям ее формирования. В связи с этим, к направлениям воспитательной работы можно отнести:
1. Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности.
2. Формирование мотивационно-ценностного поведения. Это направление предполагает: воспитание нравственности, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание основ экономической культуры и культуры труда, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, семейное воспитание, процессуально-деятельностное направление, связанное с созданием условий (воспитательной среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, мировоззренческого и других потенциалов.
Для целостного раскрытия данной темы необходимо привлечь знание ряда человеческих наук, таких как физиология, психология, социология, философия.
Научное обоснование жизнедеятельности человека дает наука «физиология человека». Если глубинная суть воспитания все-таки в деятельности самого воспитанника, то на каких основах она осуществляется? Педагогику интересует, прежде всего, деятельность поведенческая и духовная деятельность по осознанию и преобразованию человеком окружающей действительности. Эту деятельность определяют процессы, проходящие в нервной системе, в высших ее отделах.
Психология изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Этот предмет называется возрастной и педагогической психологией. Здесь можно привести в пример три основные психологические теории обучения и воспитания:
1. Теория активного формирования психических процессов и свойств личности.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий.
3. Структурная теория.
Социология, как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.
Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества, мышления, познавательное и этическое, эстетическое отношение человека к миру. В основе педагогической теории лежат те или иные философские концепции.
С античной древности и до нашего времени идет непрекращающаяся дискуссия о цели воспитания. Углубленным изучением этой темы (направления воспитательной работы) начали заниматься уже на рубеже 19-20 вв.
К.Д. Ушинский показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей. Подготовка человека к свободной, любимой деятельности, постоянно расширяющейся и жизненной – в этом цель воспитания по Ушинскому.
А.С. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе. Это способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих поступков.
Нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, тесное взаимодействие школы и семьи – направления разработанные В.А. Сухомлинским, представляют большой интерес для творчества современных педагогов. В последние десятилетия значительный вклад в развитие педагогики внесли ученые В.М. Коротов (развитие самоуправления школьников), И.С. Марьенко (теория и методика нравственного воспитания), М.И. Скаткин (содержание общего образования), В,А. Сластенин (личность учителя, воспитательная работа в школе).
Воспитательный процесс в представлении И.Е. Щурковой выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Существенный вклад в педагогику вносят творческие учителя-новаторы (в.ф. Шаталов, И.Е. Ильин и др.).
Всестороння воспитательная работа – это большая и сложная проблема, поставленная перед школой всем ходом развития нашего общества.
Таким образом, общепризнанными достижениями в области воспитания личности являются: большая работа, проводимая в школах по вооружению учащихся науками, соединение научного образования с общественно-полезным трудом и многообразной деятельностью детей в спорте, туризме, различных видах искусства, техническом творчестве.
Заметно усилилось стремление учащейся молодежи участвовать в творческих проектах социо-культурного назначения и массовых акциях гражданской направленности. Но, однако, с другой стороны, научно-технический и социальный прогресс, повышая жизненный уровень людей, делает их все более потребителями, а не производителями благ цивилизации. Молодежи присущи инфантильность, недостаточная самостоятельность. СМИ, реклама, индустрия массовой культуры обезличивает людей, отчуждает их друг от друга.
Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования: какова сущностная характеристика воспитательной работы и каковы ее формы и методы?
Объект исследования: современная общеобразовательная школа.
Предмет исследования: содержание направлений воспитательной работы.
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт по направлению воспитательной работы в общеобразовательной школе и показать его значение для развития педагогической теории и практики на современном уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть понятие сущностной характеристики воспитательной работы.
3. Охарактеризовать направления воспитательной деятельности, представляющее собой содержание воспитательной работы.
4. Показать формы и методы воспитательной работы в общеобразовательной школе и показать их соответствие уровню развития современного общества.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что:
- основными чертами воспитательной работы являются знания основ учения о человеке, как о предмете воспитания, о факторах развития личности и их соотношении в различные возрастные периоды и применение этих знаний для подготовки воспитуемых к общественной жизни, ее продолжениям;
- основными компонентами содержания воспитательной работы являются: нравственное воспитание, идейно-патриотическое, воспитание основ экономической культуры и культуры труда, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, семейное воспитание, процессуально-деятельностное направление воспитания;
- основными методами воспитательной работы являются: методы формирования сознания (практический и словесный метод), методы организации деятельности и формирования общения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение), методы контроля эффективности педагогического процесса. Основными формами воспитания являются: формы управления, познавательные, развлекательные, обучающие факторы.
Методологическая основа исследования – положения диалектического материализма, комплексный, личностно-ориентированный, аксиологический подходы к проблеме исследования.
Теоретическая основа исследования – концепции воспитания В.М. Коротова, И.С. Марьенко, М.И. Скаткина, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой.
Методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы, изучение педагогических документов, результатов деятельности, анализ, сравнение, обобщение, систематизация.
Источники исследования – законодательство РФ.
Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.
В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Начиная организацию детской деятельности со всемерного поощрения и развития инициативы и самодеятельности школьников, необходимо постоянно корректировать стиль отношений с ними в соответствии с их возрастающей самостоятельностью. В стремлении к развитию детского самоуправления необходимо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллективной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнообразить виды поручений; обеспечивать своевременную смену позиций руководства и подчинения.
Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся.
Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем.
Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах.
На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий.
Слабым местом данной модели воспитания является крайнее выражение философская прагматизма, что на практике проявляется в воспитании жестких прагматиков и индивидуалистов.
Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида. То есть процесс воспитания человека не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал, а следовательно, не может иметь завершения. Достаточно лишь программировать процесс развития личности — что надо сделать воспитателю, чтобы сохранить человеческое в ученике и помочь воспитаннику в процессе саморазвития,
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Итак, сегодня воспитание понимают как:
• передачу социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.
Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели, содержания и способов достижения результата.
Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасногобезобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.
Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами.
Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от: логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств; индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя; условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.
Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации.
В зависимости от научных основ понимания человека и процесса его, развития появились разные концепции и модели воспитания.
Через понимание сущности воспитания можно определить специфику определенной модели или концепции, их достоинства и недостатки. Человек постоянно обогащает теорию и практику воспитания. В связи с этим предполагается постоянная «открытость» педагогического знания о человеке и процессе его воспитания, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности их разнообразия.
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)// Правовая система КонсультантПлюс
2. Агапова, Г. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области /Г. Агапова// Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 211.
3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003. - № 5. - С. 64 – 75.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
5. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / [науч. ред. Н. К. Сергеев]. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
6. Кант И. Критика способности суждения. - М. 1994. – 501 с.
7. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – М.: ЦГП, АПК и ПРО, 2004. – 24 с.
8. Коротов, В.М. Воспитывающее обучение / В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
9. Макаренко А.С. о воспитании: Золотой фонд педагогики / [автор-составитель: Д.И. Латышина]. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
10. Марьенко, И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе /И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1974. – 223 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. – 971 с.
12. Педагогический поиск [автор-составитель: И.И. Баженова]. – 3-е изд., с испр. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 560 с.
13. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений /Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
14. Скаткин, М.И. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей /М.И. Скаткин. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.
15. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений /В.А. Сластенин [и др.] – 3-е изд.-М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
17. Сухомлинский В.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики /[автор-составитель: Д.И.Латышина]. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
18. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие [автор-составитель: О.В. Сухомлинская]. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.
19. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики [автор-составитель: И.М. Матвеева]. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
20. Филонов, Г.И. Воспитание и демократия/ Г.И. Филонов //Педагогика. – 2006. - № 8. – С. 3-10.
21. Чехов А.П. Собрание сочинений. - В 12-ти т. - Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.
22. Щуркова И.Е. Новое воспитание /И.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 117 с.
Тема: | «Направления воспитательной работы в современной образовательной школе» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Новые формы внеклассной работы по русскому языку
Дипломная работа:
Организация внеурочной деятельности школьников по праву в формате фгос - 2
Дипломная работа:
Методические особенности обучения математике в сельской малокомплектной школе
Дипломная работа:
Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в начальной школе
Дипломная работа:
Организация воспитательной работы образовательных организаций среднего профессионального образования и ее значение для формирования правомерного поведения молодежи