Дипломная работа

«Содержание и сравнительная оценка американской, европейской, японской и отечественной моделей менеджмента»

  • 75 страниц
Содержание

Введение…. 4

1. Теоретические аспекты сравнительной оценки моделей менеджмента…. 7

1.1. Типология моделей менеджмента…. 7

1.2. Сравнительная оценка японской, американской моделей

менеджмента 11

1.3. Сравнительная оценка американской и европейской моделей

менеджмента 17

1.4. Особенности и проблемы модели российского менеджмента 29

2. Сравнительный анализ модели менеджмента НИИИ «Платан» 35

2.1. Анализ организационной структуры управления 42

2.2. Анализ кадрового потенциала 42

2.3. Анализ организации управленческих процессов 48

2.4. Проблемы системы управления в организации 55

2.5. Сравнительная характеристика модели менеджмента в организации 64

Заключение 67

Глоссарий 69

Список использованных источников 71

Список сокращений

Приложения

Введение

Введение

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим объективным причинам:

• В настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;

• Опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран;

• Менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента очень характерно представлений о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстро реагировать на любое, даже сеемое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от американского менеджмента состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность касается и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

На японский менеджмент накладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего-ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важно для них является коллективная (групповая) ответственность. Ещё одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

Польза японского опыта для российского менеджмента заключается, прежде всего, в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

Наука об управлении в России находится на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры - ценностей и принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

Учитывая отмеченное можно сказать, что актуальность дипломной работы обуславливается важностью сравнительной оценки основных зарубежных моделей менеджмента, выявления проблем российской модели с целью использования позитивных аспектов зарубежных моделей управления на российских предприятиях.

Степень разработанности темы. Вопросам национально-культурным особенностям в различных моделях менеджмента посвящена литература по сравнительному менеджменту следующих авторов. С.Э. Пивоварова, Р.Д. Льюиса, а также литература по истории менеджмента.

В работе Р.Д. Льюиса выделяются национально-культурные особенности деловых культур. В работе по сравнительному менеджменту подробно рассматриваются специфические особенности национальных моделей менеджмента. В литературе по истории менеджмента рассматриваются особенности формирования национальных моделей менеджмента.

Особенности национальных особенностей менеджмента персонала рассматриваются во многих работах российских авторов по управлению персоналом. Специфика управления качеством в различных моделях менеджмента рассматривается в работах, посвящённых менеджменту качества.

Различные аспекты американского, японского, европейского менеджмента рассматриваются в специальных работах, но при этом недостаточно работ, посвящённых российскому менеджменту, его особенностям и проблемам.

Но в целом, различные аспекты сравнительного менеджмента недостаточно освещены, не определенны чётко критерия различения моделей менеджмента, что обуславливает сложности при оценке модели менеджмента на в конкретной организации. Это и обуславливает проблему исследования.

Объект исследования – ФГУП «НИИ Платан с заводом при НИИ».

Предмет исследования - особенности управления в различных моделях менеджмента.

Цель исследования заключается в сравнительной оценке моделей менеджмента ведущих мировых стран и отечественной, а также в анализе практики управления на российском предприятии с целью определения модели менеджмента.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть типологию моделей менеджмента;

• дать сравнительную оценку моделей американской, европейской моделей менеджмента.

• рассмотреть особенности развития и современное состояние отечественной модели менеджмента;

• проанализировать различные аспекты управления на объекте исследования и определить какие черты основных моделей менеджмента в ней присутствуют.

Методология исследования. В работе были использованы общенаучные методы: монографический, формально-логический, статистический, табулярный.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.

Во введение определяется актуальность темы, ставятся цель, задачи, определяются методы. В первой главе рассматривается типология моделей менеджмента, проводится сравнительный анализ американской, европейской, японской моделей менеджмента, выделяются особенности отечественного менеджмента. Во второй главе на основе характеристик моделей менеджмента анализируется система управления в ФГУ НИИ «Платан» и определяется доминирующая модель менеджмента в организации. В заключении подводятся итоги исследования.

Заключение

Заключение

Можно выделить три стратегии менеджмента: американскую, японскую, европейскую (германскую).

Американская модель основана на жесткой иерархии управления, иерархичном подходе к принятию решений, индивидуализме, карьере с узкой специализацией, формальном контроле, узком интересе к личности. Японская основана на коллективизме, групповом принятии решений, пожизненном найме, карьере с широкой специализацией, широком интересе к личности, неформальном принятии управленческих решений. Таким образом, американская и японская модели менеджмента являются полярными. Европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Основные черты американского стиля управления – это деловитость, организаторские способности, управленческая компетентность персонала, развитость «индустрии совершенствования менеджмента».

Основные особенности модели японского менеджмента – это: концепция непрерывного обучения; восприимчивость к новым идеям; приверженность к профессиональной группе. Власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с готовностью принимается и уважается. Одной из важных особенностей японской системы менеджмента является эффективная система управления качеством. Используется система «пожизненного найма». К положительным аспектам такой системы можно отнести определенную стабильность занятости, создание условий для сокращения текучести рабочей силы и повышения производительности труда, достаточно высокую долю выплат на социальные цели и т.д. К негативным сторонам системы относятся чрезмерные перегрузки рабочих в результате сверхурочных работ, жесткие условия найма и продвижения, дискриминация большей части работников и т.д.

Европейские организации в настоящее время используют различные модели менеджмента. Но, европейской считается классическая германская модель менеджмента. Можно выделить следующие особенности европейской (германской) модели менеджмента: стимулирование профессиональной подготовки; техническая подготовленность менеджмента; уважительное отношение к компетентности; расширенный объём ответственности и полномочий; лояльность менеджмента; качество и инновации; эффективные трудовые отношения; формализованный подход к управлению производством.

Сравнительный анализ моделей менеджмента показал следующее. Можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:

1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской.

2. В американской фирме задачи координации и непосредственного управления производством как на цеховом, так и на межцеховом уровнях четко разделены и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну.

3. В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»).

4. В японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие.

5. Заключение на рынке труда Японии контракта о пожизненном найме отличается значительно более высокой неопределенностью относительно теории полноценных трудовых контрактов, используемых в США. Их продолжительность может составлять несколько лет, сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.

6. Количество уровней управления в японской промышленности более чем в два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин более высокой производительности.

7. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.

8. Использование американскими фирмами системы «поточного производства» является мощнейшим рычагом поддержания американской экономики в лидирующей группе мировых экономически развитых стран.

9. На японских заводах ответственность за решение производственных проблем фактически находится в среднем более чем на одну ступень ниже в управленческой пирамиде, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью, что коренным образом отличается от ситуации на американских заводах.

10. Степень «формальной» институционализации межфункциональных отношений более высока среди американских компаний, хотя по остальным показателям они проявляют более высокую степень иерархической централизации. В США подавляющее большинство коллективных соглашений достигаются на уровне предприятия, в то время как в Японии соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

Для европейской модели менеджмента характерен патрисиптивный стиль управления. По остальным характеристикам она занимает промежуточное положение между полярными: японской и американской.

В НИИ «Платан» доминируют основные черты европейской модели менеджмента. Для совершенствования системы управления рекомендуется внедрить матричную организационную структуру управления, характерную для американской модели менеджмента.

Использование матричной схемы организации позволит соединить сотрудников разных структурных подразделений для выполнения одной задачи в одну команду. На должности старших групп и руководителя проекта можно выдвигать более молодых сотрудников. В процессе работы над проектом они получат опыт управленческой работы и могут быть внесены в кадровый резерв НИИ для дальнейшего выдвижения на руководящие должности. Таким образом, будет частично решаться проблема кадрового планирования руководящего состава НИИ посредством внутреннего источника. Премиальный фонд по проекту должен распределяться по решению руководителя проекта на основе трудового вклада каждого в реализацию проекта.

Список литературы

Список использованных источников:

1. Источники:

1.1.Опубликованные

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 20 декабря 1993 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. от 30.11.1994 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30. 12. 2004. № 217-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301; 2005. № 1. Ст. – 43

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. от 26.01.1996 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 23.12. 2003 № 182-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410; 2003. № 52. Ст. – 5034.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.07.2004. № 95-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. (часть вторая) от 05.08. 2000. № 117-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2004.//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231.

6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23.12. 2003. № ФЗ-185//СЗ РФ. 2003. № 52. Ст. – 5037.

1.2. Неопубликованные:

7. Устав ФГУП НИИ «Платан»/утв. приказом директора от 11. 11. 2002 г.

8. Положение об организационной структуре управления ФГУП НИИ «Платан»/утв. приказом директора от 14. 01. 2005 г.

2. Литература:

9. Андерсон Р. «Акулы и дельфины»: психология и этика российско-американских деловых отношений. М: Дело, 2007.

10. Баринов В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) – Магадан. 2008

11. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.

12. Валовой Д.В. История менеджмента. – М.: ИНФРА – М: Проспект. 2010.

13. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Триада, 2005.

14. Гречикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2005.

15. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2007.

16. Душков Б.А. География и психология. М: Мысль, 2001.

17. Как работают японские предприятия /под. Редакцией И.Каору. - М: Летний сад. – 2006.

18. Картавый М. А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3 – С.27

19. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Академический Проект, 2006.

20. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 2008.

21. Маритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Проспект. 2009

22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2006.

23. Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент. – СПб.: Питер.2009.

24. Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.: изд.«Япония сегодня» – 2008

25. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

26. Старобинский Э. Менеджмент в Японии// Управление персоналом. 2005.,№5. – С. 27-29

27. Стратегия управления японских компаний под ред. Стрижова С.Г. и Азоева Г.Л., Спб.: Питер. 2007

28. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: ИНЭ. 2006.

29. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. – М.: Наука, 2006.

30. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Проспект, 2009

Покупка готовой работы
Тема: «Содержание и сравнительная оценка американской, европейской, японской и отечественной моделей менеджмента»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика