Дипломная работа
«Взаимосвязь тревожности и личностной самооценки»
- 75 страниц
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…. 3
Глава 1. Теоретические аспекты тревожности и самооценки в младшем подростковом возрасте….
7
1.1. Основные психологические характеристики подросткового возраста….
7
1.2. Современные концепции психологических особенностей подросткового возраста….
11
1.3. Тревога и тревожность: дифференциация понятий, уровни… 17
1.4. Формирование тревожности в школьном возрасте и особенности её проявления в младшем подростковом возрасте….
22
1.5. Самооценка у подростков и её взаимосвязь с тревожностью…. 26
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровней тревожности и самооценки в младшем подростковом возрасте…
38
2.1. Выборка, используемые методики…. 38
2.2. Результаты и анализ оценки уровня тревожности в выборке…. 44
2.3. Результаты и анализ оценки уровня нейротизма (эмоциональной стабильности/нестабильности) в выборке…
48
2.4. Результаты и анализ уровня самооценки в выборке…. 52
2.5. Выявление взаимосвязи между уровнями тревожности, нейротизма, самооценки по коэффициенту линейной корреляции Пирсона….
56
2.6. Выявление взаимосвязи между уровнем тревожности и самооценки в выделенных группах по уровню тревожности по критерию Стьюдента
61
Заключение… 67
Список использованных источников и литературы…. 72
Приложения… 75
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в нашей стране увеличилось число тревожных детей. Тревожность связана, как с трудностями современной школьной программы, так и со спецификой воспитания в современной семье.
Тревожность у детей начинает развиваться ещё в дошкольном возрасте, но как устойчивое состояние, характеристика личности, она формируется и закрепляется в кризисном подростковом возрасте.
Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Подросток постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Тревожность дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Тревожный подросток, как правило, обладает заниженной самооценкой.
Надо отметить, что специфика кризиса подросткового возраста (половое созревание), очень часто формирует неадекватную, заниженную самооценку, прежде всего, связанную с «физическим Я». Но в случае с тревожностью идёт взаимообратное влияние: тревожность формирует в кризисном подростковом возрасте заниженную самооценку, а заниженная самооценка, в свою очередь, ещё больше увеличивает тревожность подростка, снижает его эмоциональную стабильность.
Поэтому актуально исследование, выявляющее взаимосвязь школьной тревожности личностной самооценки, субъективного чувства одиночества у подростков 11-12 лет, когда школьная тревожность становится устойчивым личностным образованием.
Проблема исследования связана с изучением взаимосвязи тревожности и самооценки у подростков на современном этапе, когда, на наш взгляд, увеличивается количество тревожных подростков, и увеличивается степень взаимосвязи между тревожностью и самооценкой, которые в свою очередь, влияют на формирование негативной «Я-концепции» и заниженного уровня притязаний уже в юношеском возрасте. Проблема состоит в выявлении взаимосвязи между указанными параметрами у современных подростков.
Цель исследования: изучение взаимосвязи тревожных состояний у подростков 11-12 лет и самооценки, а также состояния эмоциональной нестабильности, сопутствующей данным психологическим состояниям.
Объект исследования: тревожность у подростков 11-12 лет.
Предмет: психологические характеристики тревожности как устойчивой черты личности и такие личностные характеристики, как самооценка и эмоциональная нестабильность.
В работе выдвигается следующая гипотеза: Тревожность, сформировавшаяся у подростков 11-12 лет, как устойчивая черта личности, приводит к заниженной самооценке, часто крайне неадекватной, ведущей к нестабильной эмоциональности. Мы считаем, что у современных подростков в 11-12 лет данные взаимосвязи имеют высокую степень корреляционной взаимосвязи.
Для решения цели исследования, в работе следующие задачи:
• проанализировать психологические особенности кризиса младшего подросткового возраста, с учётом современных психологических концепций психологии развития;
• проанализировать теоретические аспекты тревожности у подростков, её взаимосвязь с личностной самооценкой и эмоциональной нестабильностью;
• в исследуемой выборке 64 подростка выявить уровень тревожности;
• исследовать взаимосвязь уровня тревожности и уровня самооценки;
• исследовать взаимосвязь уровня тревожности и уровень эмоциональной нестабильности у подростков;
• выявить степень корреляции по вышеуказанным параметрам, а также определить степень статистической значимости доказанности выдвинутой гипотезы.
Методы исследования: формально-логический, дескриптивный, эмпирический, тестовый, опросный и математическая обработка полученных эмпирических результатов.
Методики исследования:
1.Методика Филипса «Диагностика уровня школьной тревожности».
2. Тест «Самооценка» Столяренко В.Д.
3. Шкала степени эмоциональной нестабильности/стабильности EPI Айзенка.
4. Коэффициент степени линейной корреляции Пирсона и критерий значимых статистических различий в выделенных подгруппах в выборке Стъюдента.
Теоретико-методологической базой исследования служат работы таких авторов, как: Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Е.К. Лютова, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.А. Северный, Ю.Л. Ханин, Л.В. Обухова, Э. Эриксон и др.
Теоретическая значимость исследования обусловлена спецификой тревожных состояний и самооценки у подростков на современном этапе и с выявлением тех семейных и социальных особенностей, влияющих на данные психологические параметры.
Научно-практическая значимость исследования связана с тем, что эмпирические результаты исследования дают базу для коррекционной работы психологов с подростками.
Согласно системной логике работа состоит из введения, в котором обозначаются проблема, актуальность цель, задачи, методы и значимость исследования.
В первой главе анализируются концепции в современной психологии развития личности, связанные с кризисом младшего подросткового возраста, а также проблематика подростковой тревожности, формирования самооценки.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование по вышеуказанным методикам в выборке подростков младшего подросткового возраста, анализируются результаты, проводится их математическая обработка. По каждой методике составляются сравнительные наглядные диаграммы.
В заключении делаются выводы по полученным результатам согласно выдвинутой гипотезе, обосновывается её правильность/неправильность.
Также приводится список источников и литературы, приложения, первичный материал исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: тревожность, сформировавшаяся у подростков 11-12 лет, как устойчивая черта личности, приводит к заниженной самооценке, часто крайне неадекватной, ведущей к нестабильной эмоциональности. Мы считаем, что у современных подростков в 11-12 лет данные взаимосвязи имеют высокую степень корреляционной взаимосвязи.
Подростковый возраст (11-15 лет) – это период психологического взросления и полового созревания ребенка. Происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, врастание в различные сферы общественной жизни.
Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке», то есть, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он уже отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Заметим, что любой возрастной кризис связан с расхождением потенциальных желаний и возможностей их актуализации. Кризис подросткового возраста основан, именно, на желании быть как взрослый, и невозможности стать взрослым раньше определённого временного периода.
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. То есть, те психологические черты, которые становятся устойчивыми чертами личности подростка, остаются у него на всю жизнь, только взрослый человек, в зависимости от благопритности/неблагоприятности социальной ситуации демонстрирует эти черты или скрывает их.
Таким образом, от того какие черты личности станут устойчивыми в подростковом возрасте, зависит вся дальнейшая жизнь человека, его самореализация.
Одной из таких устойчивых черт может стать тревожность, от которой человек полностью, на наш взгляд, не сможет освободиться до конца жизни. А с тревожностью связана самооценка и эмоциональная стабильность/нестабильность личности, являющиеся эмоционально-волевыми компонентами Я-концепции человека.
Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством.
Если подросток имеет повышенную тревожность, то он видит окружающий мир враждебным, полным «неясных опасностей». Присущему «естественному» пониженному уровню самооценки у подростков с повышенной тревожностью, должен соответствовать ещё более низкий уровень самооценки. Собственно, низкая самооценка, тревожность, эмоциональная нестабильность – это явно взаимосвязанные психологические характеристики личности и образуют «психологический круг».
Из представлений подростка о своих способностях, характере, внешней привлекательности происходит самооценка, самосознание своего «Я». Появляются такие черты характера, как самокритичность, ранимость, личностно эмоциональная нестабильность.
Для эмпирической проверки гипотезы, мы выбрали учащихся двух 6-7 классов (6-а, 7-б) школы № 6 г. Щёлково. Данный выбор обусловлен тем, что устойчивая личностная тревожность, начиная формироваться в дошкольном возрасте, но к 11-12 годам приобретает черты устойчивого психического состояния личности. Объём выборки – 60 человек. Исследование проводилось в октябре 2007 года.
Высокий уровень тревожности выявлен у 15 % подростков, из них – 40 % девочек и 56 % мальчиков. Количество подростков с повышенным уровнем тревожности выявлено – 43,3 %. Итого – 58,3 % подростков характеризуются повышенным и высоким уровнем тревожности. Данный показатель свидетельствует о том, что среди подростков младшего школьного возраста, почти 60 % характеризуются повышенным и высоким уровнем тревожности. Из них – 41 % девочек и 59 % мальчиков. Учитывая, что в выборке 45 % мальчиков и 55 % девочек, в нашей выборке количество девочек и мальчиков с повышенным и высоким уровнем тревожности приблизительно одинаково.
На наш взгляд, такой высокий уровень тревожных детей в младшем подростковом возрасте, с одной стороны, связан с началом кризиса подросткового возраста, а с другой – с общей напряжённостью в семье и обществе на современном этапе, а также высокими учебными перегрузками.
Подростков с нормальным уровнем тревожности – 41,7 %. Количество девочек и мальчиков с нормальным уровнем тревожности приблизительно одинаково.
Существенных различий в уровне тревожности от возраста не наблюдается.
Хотя в 7 классе уровень тревожности по сравнению с 6 несколько снижается, что свидетельствует о снижении напряжённости кризиса младшего подросткового возраста.
Согласно гипотетическим предположениям, уровень нейротизма (эмоциональной стабильности/нестабильности) у детей должен быть выше, чем выше уровень тревожности.
Тревожные дети характеризуются эмоциональной нестабильностью, невротичностью.
В целом по выборке эмоционально-стабильных детей – 49 %, а 51 % - характеризуются эмоциональной нестабильностью.
Выявлена явная зависимость между уровнем тревожности и эмоциональной стабильностью/нестабильностью, что уже доказывает часть выдвинутой в исследовании гипотезы, так как дети с повышенном уровнем тревожности характеризуются повышенным уровнем нейротизма.
При исследовании уровня самооценки в выборке, выявлено, что подростки младшего возраста выбирают очень высокий набор идеальных, часто противоречивых качеств, что свидетельствует о противоречивости становящегося самосознания, а это связано с противоречиями начинающегося кризиса подросткового возраста.
Выявлено, что 47 % подростков в выборке характеризуются низким и очень низким уровнями самооценки, что в целом характерно для младшего подросткового возраста. 39 % подростков характеризуются уровнями самооценки на уровнях среднего, ниже среднего и выше среднего.
Только 14 % подростков выборки характеризуются высоким и очень высоким уровнями самооценки.
Выявлена обратная взаимосвязь между уровнем тревожности и самооценки. То есть, с повышением уровня тревожности снижается уровень самооценки у подростков.
Тем самым, уже доказана гипотеза, выдвигаемая в данном исследовании.
При проведении корреляционного анализа, мы получили очень тесную прямую связь между уровнем тревожности и эмоциональной стабильности/нестабильности, что свидетельствует о том, что с ростом уровня тревожности у подростков растёт уровень эмоциональной нестабильности.
Собственно, высокая тревожность характеризуется эмоциональной нестабильностью, что ещё раз подтверждено результатами исследования и их анализом.
Мы получили обратную среднюю степень взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем тревожности. То есть с повышением уровня тревожности снижается уровень самооценки. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи уровня тревожности и самооценки у подростков доказана. Не тесная связь свидетельствует о зависимости самооценки от личных особенностей Я-концепции и характера.
Квантиль t- распределения во всех выборках с разными уровнями тревожности больше эмпирического значения Т-критерия. Это свидетельствует о том, что в рамках 5% доверительного интервала, при всех указанных уровнях тревожности существует взаимосвязь с уровнем самооценки у подростков со статистической достоверностью.
Наибольшее сходство в уровнях самооценки по статистической значимости наблюдаются в группах с повышенным и высоким уровнем тревожности; наименьшие между группами с высоким и нормальным уровнем тревожности, что полностью доказывает гипотезу об обратной взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем самооценки у подростков.
СПИОСК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М. – Наука., 1977.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., Смысл. 19996.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1995.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в юношеском возрасте. – М., Просвещение. 1983.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979. № 4.
7. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. – М. Искусство. 1991.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., АСТ. 2005.
9. Дж. Фрэнк Индивидуальные различия в определённых аспектах уровня притязаний. – СПб., Питер. 2003.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., Питер. 2005.
11. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новее подходы и аспекты//Вопросы психологии. 1988. № 6.
12. Кон И.С. Открытие Я. – М., Прогресс. 1978.
13. Кон И.С. Психология ранней юности – М., 1989.
14. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.
15. Крягжде С.П. Профессиональное и социальное самоопределение в юношеском возрасте. – М., Прогресс. 1982.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М. Сфера. 2004.
17. Левин К, Дембо Т, Фестинджер Л Уровень притязаний. – М., Летний сад. 2006.
18. Либин А.В.Дифференциальная психология. – М. Смысл., 1999
19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб., Речь. 2001.
20. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы/Автореф. дисс. Канд. психол. Наук. – М. 1987.
21. Макеева Т.Г. Тестируем детей. – Ростов – н Д. Феникс. 2006.
22. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция – СПб., Речь. 2006 – С.9.
23. Мясищев В.И. Избранные психологические труды. – Воронеж., Институт практической психологии. 1995.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Психологическое общество России. 2004.
25. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование. – 1998 - №2.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., Летний сад, 2000.
27. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
28. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения//Психологический журнал. 1984. №4.
29. Северный А.А., Толстых Н.Н./Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб., Летний сад. 1999.
30. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
31. Степанский В.И.Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности//Вопросы психологии. 1981. № 6.
32. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. – Л., 1980.
33. Филлипов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодёжи//Молодёжь: интересы, стремления, идеалы. М., 1969.
34. Формирование личности в переходной период от подросткового к юношескому возрасту/Под. ред. И.В. Дубровиной – М., 1989.
35. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
36. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. –Л., 1976
37. Хоппе Ф. Удача и неудача. – СПб., Питер. 2006.
38. Эриксон Э.Идентичность: юность и кризис/Под ред. Толстых А.В. – М. Смысл. 1999.
39. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. – М. Смысл., 1996.
Тема: | «Взаимосвязь тревожности и личностной самооценки» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 1800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование взаимосвязи уровня тревожности и учебной деятельности подростков
Дипломная работа:
Проявление тревожности во взаимосвязи с компонентами социально-психологической адаптации студентов
Дипломная работа:
Взаимосвязь интеллектуального развития и формирования самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности
Дипломная работа:
Перфекционизм и прокрастинация как личностные факторы депрессивных и тревожных состояний