Дипломная работа

«Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков»

  • 120 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков…7

1.1. Психологические особенности кризиса подросткового возраста…. 7

1.2. Влияние семьи на развитие личности подростка…. 16

1.3 Характер: понятие, различные подходы в дефиниции… 25

1.4. Теоретические подходы к исследованию характера… 29

1.5. Формирование характера… 41

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов родительского отношения и акцентуации характеров у подростков…48

2.1. Выборка: основные характеристики…. 48

2.2. Исследование выборки на типы родительского воспитания по тесту А.Я. Варга, В.В. Столин…51

2.3. Выявление уровней эмоциональной стабильности/нестабильности в выделенных группах детей по стилям родительского воспитания…61

2.4. Выявление акцентуаций характера в выделенных группах подростка по тесту К.Леонгарда (опросник Шмишека)…66

2.5. Корреляционный анализ взаимосвязи между стилями родительского воспитания, нейротизмом, акцентуацией характера…73

Заключение…89

Список использованных источников и литературы…95

Приложения…98

Введение

Проблема исследования. Становление характера подростка, его направленность во многом зависит от взаимоотношений родителей с детьми, стилей родительского воспитания. Становление характера происходит в подростковом возрасте. В период взрослого периода жизни тип характера с трудом поддаётся психологической коррекции.

В современное время меняются доминирующие типы акцентуаций характера у подростков. Это связано с изменением взаимоотношений подростков с родителями, стилей родительского воспитания. В современной семье родители по причинам, связанным с изменением социальной ситуации в обществе стали меньше внимания уделять общению со своими детьми и их воспитанию. Всё это влияет на формирование у подростков акцентуаций характера, характеризующихся эмоциональной нестабильностью и нейротизмом.

Поэтому выявление доминирующих стилей родительского воспитания и типы характера, формирующиеся у подростков под влиянием этих стилей родительского воспитания в современной семье, является, как теоретической, так и эмпирической проблемой для исследования в современной психологии развития.

Актуальность темы обуславливается изменением стилей родительского воспитания и, соответственно, изменением типов акцентуации характера у подростков.

Объект исследования: стили родительского воспитания.

Предмет исследования: Формирование акцентуаций характера у подростков и влияние на него стилей родительского воспитания.

Научная гипотеза данного дипломного исследования основывается на том, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и акцентуациями характера у подростков.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между стилями родительского воспитания и акцентуацией характера у подростков.

Для решения цели исследования, мы ставили следующие задачи:

• рассмотреть психологические особенности кризиса подросткового возраста;

• проанализировать теоретические аспекты влияния стилей родительского воспитания на формирование характера у подростков младшего школьного возраста;

• рассмотреть типологии характера в современной психологии;

• провести эмпирическое исследование с целью выявления стилей родительского воспитания в исследуемой выборке;

• провести эмпирическое исследование выборки по тесту Г.Айзенка для выявления эмоциональной стабильности/нестабильности;

• провести эмпирическое исследование в выборке с целью выявления доминирующих акцентуаций характера в исследуемой выборке подростков;

• провести корреляционный анализ выявленных взаимосвязей.

Методологические положения. В исследовании проблемы мы основываемся на концепции Л.С. Выготского о влиянии социальной ситуации развития в семье на формирование личности подростка; теории формирования функциональных систем и концепции о функции семьи в формировании личности В.К. Шабельникова; работах таких психологов, как К. Леонгард, А.В. Страхов, А.Е. Личко о типах характера и их акцентуациях.

Методы исследования: общенаучные: дескриптивный, аналитический, формально-логический, протоколирование; частнонаучные: тестирование, опросы, корреляционный анализ психологических признаков.

Для проверки выдвинутой гипотезы, мы используем следующий комплекс методик:

• тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

• тест-опросник Айзенка EPI для выявления эмоциональной стабильности/нестабильности и характерологических особенностей подростков;

• характерологический опросник К. Леонгарда для выявления акцентуации личности подростков;

• методы корреляционного анализа: критерий Стьюдента для выявления статистической значимости и значимых различий в выделенных группах подростков из выборки по стилям родительского воспитания, коэффициент ранговой корреляции Спирмена для выявления степени корреляции взаимосвязи между стилями родительского воспитания и характерологическими особенностями подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена изучением специфики взаимосвязи особенностей родительских отношений с подростками в условиях современной социальной ситуации, а также выявлением доминирующих акцентуаций характера у современных подростков.

Научно-практическая значимость. Полученные выводы могут быть использованы школьными психологами в психологической коррекционной работе с родителями и подростками в целях коррекции стилей родительского воспитания и акцентуаций характера у современных подростков младшего школьного возраста.

Структура работы. Согласно поставленным задачам исследования в первой главе рассматриваются теоретические аспекты психологических особенностей кризиса подросткового возраста, роль семьи в формировании личности подростка с учётом современной социальной ситуации, основные концепции психологических учений о характере, типология характеров.

Во второй главе исследуется выборка подростков на стили родительского воспитания с выделением подгрупп. Проводится определение характерологических особенностей и акцентуаций характера в выделенных подгруппах. Проводится проверка статистической значимости гипотезы и корреляционный анализ выявленных связей с использованием математических методов в психологии.

В заключении подводятся итоги по подтверждению/опровержению выдвинутой гипотезы, а также приводятся все выявленные характеристики и параметры, полученные при решении поставленных эмпирических задач.

Заключение

Мы выдвинули гипотезу о том, том, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и акцентуациями характера у подростков.

Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла, и поддержи, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

Поэтому мы предполагаем, что наличие «близости» или «отдалённости» в отношениях с родителями определённым образом влияет на специфику формирование и акцентуацию черт характера у подростков.

Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Несмотря на противоречивость подходов, мы в нашем исследовании исходим из того, что темперамент является врождённой чертой личности, а характер формируемой, причём, основные направленности характелогических черт личности наиболее проявляются в подростковом возрасте, когда подросток находится в «конфликте» с социумом и проявляет свой характер наиболее полно. Взрослый же человек старается скрывать черты своего характера или проявлять в зависимости от окружающей ситуации. Полное проявление черт характера возможно для взрослого только в условиях экстремального воздействия стрессоров. Так кризис подросткового возраста, является наиболее «острым», то соответственно, в этом возрасте черты характера акцентуируются, «заостряются».

Для проверки выдвинутой гипотезы, мы выбрали 56 учащихся 6-б и 7-в МУ лицея №7 г. Фрязино.

В выборке 29 учащихся 6-б класса и 27, - 7-в класса. Минимальный возраст подростков в выборке 11,2 - максимальный 12,9. Средний возраст 12 лет. В выборе подростков две возрастных моды: 11,4; 12,7. В выборке 50% девочек и 50% мальчиков.

Основные характеристики исследуемых родителей. Минимальный возраст 30,6; максимальный – 45,4; средний – 37,5. Было опрошено 41 мать и 15 отцов. Среди матерей 7 домохозяек, род занятий родителей разнообразный; встречаются как рабочие, интеллигенция, творческие работники.

В целом характеристики выборки, как по родителям, так и по подросткам, дают возможность провести адекватные исследования. При исследовании типов родительских отношений, желательно учитывать отношения обоих родителей, но в условиях современной социальной ситуации, провести опрос всех родителей не представляется возможным. Многие родители вообще не ходят в школу, поэтому их опрос проводился на дому.

Необходимо также учитывать, что в современной семье воспитанием детей занимается кто-то один из родителей, в основном мать. Отцы опрашивались в тех случаях, когда было выявлено методом опроса, что отцы в данных семьях оказывают существенное влияние на воспитание подростков.

В данной выборке преобладает стили родительского воспитания «контроль», «принятие» и «симбиоз».

На наш взгляд, первый стиль родительского воспитания связан с подсознательным стремлением родителей сформировать своих детей конкурентоспособными в современном обществе.

Второй и третий стиль воспитания связаны, на наш взгляд, с большой долей неполных семей, а также с преобладанием в семьях одного ребёнка.

Группы со стилями родительского отношения «контроль», маленький неудачник», симбиоз характеризуются высокими уровнями нейротизма, что связано с подавлением автономии у данных подростков родителями. А в группах принятие и кооперация, когда родители уважают и принимают стремления ребёнка, его самостоятельность и инициативу, то есть, дают возможность решать основные задачи подротсковогов озраста, уровень нейротизма – невысокий. При отвержении подростка родителем, уровень нейротизма ещё выше, что свидетельствует о том, что подросток нуждается в поддержке и эмоциональном принятии со стороны родителей.

Наиболее распространённые, явно выраженные акцентуации характера в выборке - это демонстративная акцентуация характера и тревожная, которые формируются в основном в группах со стилем родительского воспитания «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», «симбиоз».

В группе со стилем родительского воспитания «принятие» явно выраженных акцентуаций характера на уровне психопатии не наблюдается

В группе со стилями родительского воспитания «маленький неудачник» и «симбиоз» явно выраженные признаки акцентуации характера встречаются по шкалам «тревожность» и «демонстративность», причем как по тревожности, так и по демонстративности встречаются явно выраженные акцентуации характера на уровне психопатии.

Стиль родительского воспитания «кооперация» явно не влияет на акцентуацию подростков, в то время, как при стиле «авторитарная гиперсоциализация» встречаются повторяющиеся черты акцентуации характера, такие как, тревожность, ригидность, педантичность и дистимичность.

В группе с родительским отношением «кооперация» явно выраженных акцентуаций на уровне психопатий нет, в то время как в группе «авторитарная гиперсоциализация» было 2 подростка с выраженными акцинтуированными психопатиями (тревожностью).

В группе с родительским отношением «авторитарная гиперсоциализация» 23,6% подростков имеют педантичную акцентуацию характера, 10,5% дистимную, 26,3% - застревающе-ригидную, 34,4% - тревожный тип акцентуации, 5,2% - демонстративную.

В группе с родительским отношением «принятие/отвержение» мы получили обратную среднюю корреляционную связь, что свидетельствует о том, что с ростом эмоционального принятия родителями детей понижается уровень нейротизма.

Мы получили очень слабую прямую связь между стилем родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и уровнем нейротизма у подростков, что свидетельствует о том, что при росте родительского авторитаризма подростковый нейротизм увеличивается, но в очень слабой взаимосвязи.

Мы получили слабую прямую взаимосвязь между стилем родительского воспитания «кооперация» и уровнем нейротизма у подростков. Это несколько не соответствует гипотезе, так как связь должна быть обратной. Но уровень нейротизма в данной группе является низким, все дети – эмоционально стабильные.

Мы получили умеренную прямую связь меду стилем родительского воспитания «симбиоз» и уровнем нейротизма, что свидетельствует о том, что с ростом родительского отношения симбиоз растёт уровень подросткового нейротизма.

Мы получили умеренную обратную взаимосвязь между стилем воспитания «принятие/отвержение» и акцентуацией характера, то есть, чем больше эмоционального принятия родителями подростка, тем реже встречаются выраженные акцентуации характера.

Мы получили умеренную взаимосвязь межу стилем родительского воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и акцентуацией характера, то есть, чем больше авторитаризма в отношении родителей к подростку, тем выше степень акцентуированности характера.

Мы получили тесную связь между стилем родительского воспитания и степенью акцентуированности характера у подростков со стилем воспитания «кооперация». Но при данном стиле воспитания встречаются разнообразные акцентуации характера, но не бывает явно выраженных.

Мы получили тесную связь между стилем родительского отношения «маленький неудачник» и акцентуацией характера. С ростом степени данного стиля родительских отношений, повышается степень акцентуированности характера у подростков.

Мы получили среднюю степень связи между стилем родительских отношений «симбиоз» и уровнем акцентуированности характера, то есть, с ростом степени выраженности данного стиля родительских отношений, растёт и степень акцентуированности характера.

Квантиль t- распределения во всех выборках с разными стилями воспитания больше эмпирического значения Т-критерия, за исключением соотношения «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» Это свидетельствует о том, что в рамках 5% доверительного интервала, при всех стилях воспитания, за исключением соотношения «симбиоз» и «авторитарная гипресоциализация» наблюдается повышенный уровень акцентуации со статистической достоверностью. В стилях «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» наблюдается обратное статистическое взаимоотношение между уровнем акцентуации характера и стилями родительского воспитания.

Наибольшее сходство в уровнях акцентуации наблюдаются при стилях воспитания: симбиоз и принятие/отвержение; принятие/отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Это свидетельствует о сходстве этих стилей воспитания при их влиянии на акцентуацию характера у подростков.

Наименьшие статистические различия в уровнях акцентуации наблюдаются при стилях воспитания маленький неудачник и авторитарная гиперсоциализация. Это говорит о противоречиях в данных стилях воспитания в аспекте их влияния на акцентуацию характера у подростков.

Наибольшие статистические различия в уровнях тревожности наблюдаются при стилях воспитания симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, что свидетельствует также о полном различии влиянии этих стилей на акцентуацию характеров у подростков.

В целом, выдвинутая гипотеза, доказана проведённым эмпирическим исследованием.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – Спб., Летний сад, 1998.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /Под. ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М., Педагогика. 1980. Т. 2.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1995.

4. Божович Л.И. Возрастная и педагогическая психология// Подростковый возраст. – М., Академия, 2003.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в подростковом возрасте. – М., Прогресс, 1968.

6. Божович Л.И. Подростковый возраст. - М.,ACADEMA 1995.

7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – Спб. Союз. 1999.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. –Спб., Свет. 1997.

9. Гребень Н.Ф. Психологичекие тесты для профессионалов – Мн., Современная школа. 2007.

10. Дубровская Е.М. Социализация в изменяющемся мире//Социальная психология в современном мире. – М., Мысль. 2000. № 6.

11. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание// Вопросы психологии, 1992, №2.

12. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., Просвещение, 1989.

13. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., Питер. 2006.

14. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., Питер. 2006.

15. Кулагина И.Ю. , Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,Сфера 2004

16. Леонгард К. Акцентуированные личности – Киев: Высшая школа. 1989.

17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., Смысл, 2001.

18. Либин А.В. Дифференциальная психология. – Смысл., 1999.

19. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – Л. Ленинград, 1983.

20. Личко А.Е.Психология подросткового возраста. – Л. Медицина. 1983.

21. Маклаков А.Г.Общая психология. – Спб., Питер.2006.

22. Маркова А.К, Матис Т. А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., Просвещение, 1990.

23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., Смысл. 2003.

24. Психология подростка/ под ред. Реана А.А. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

25. Психология ранней юности: книга для учителя. – М. Просвещение, 1989.

26. Психология/под ред. Б.А. Сосновского. –М., Юрайт-Издат 2005.

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб., Летний сад, 2000.

28. Реан А.А. Психология подростка Спб., ЕВРО-ЗНАК. 2003.

29. Рубинштейн С,Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер. 1999.

30. Страхов И.В. Психолгия характера – Саратов. – СПб., Питер, 1999– С. 198.

31. Сапин М.М., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.,ACADEMA 2000.

32. Снайдер Дж. Курс выживания для подростков. – М., Владос., 1997.

33. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., Высшая 1996

34. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М., Академический проект, 2004.

35. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

36. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – Спб., Речь, 2003.

37. Элькони Д.Б.Детская психология. – М., Академический Проект, 2004

38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., Смысл, 1996.

39. Якубик И. Истерия. – М. Медицина. 1981.

40. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии, № 6, 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика