Дипломная работа

«Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков»

  • 120 страниц(ы)
  • 5251 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: grebnevo

Введение…. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков…7

1.1. Психологические особенности кризиса подросткового возраста…. 7

1.2. Влияние семьи на развитие личности подростка…. 16

1.3 Характер: понятие, различные подходы в дефиниции… 25

1.4. Теоретические подходы к исследованию характера… 29

1.5. Формирование характера… 41

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов родительского отношения и акцентуации характеров у подростков…48

2.1. Выборка: основные характеристики…. 48

2.2. Исследование выборки на типы родительского воспитания по тесту А.Я. Варга, В.В. Столин…51

2.3. Выявление уровней эмоциональной стабильности/нестабильности в выделенных группах детей по стилям родительского воспитания…61

2.4. Выявление акцентуаций характера в выделенных группах подростка по тесту К.Леонгарда (опросник Шмишека)…66

2.5. Корреляционный анализ взаимосвязи между стилями родительского воспитания, нейротизмом, акцентуацией характера…73

Заключение…89

Список использованных источников и литературы…95

Приложения…98

Проблема исследования. Становление характера подростка, его направленность во многом зависит от взаимоотношений родителей с детьми, стилей родительского воспитания. Становление характера происходит в подростковом возрасте. В период взрослого периода жизни тип характера с трудом поддаётся психологической коррекции.

В современное время меняются доминирующие типы акцентуаций характера у подростков. Это связано с изменением взаимоотношений подростков с родителями, стилей родительского воспитания. В современной семье родители по причинам, связанным с изменением социальной ситуации в обществе стали меньше внимания уделять общению со своими детьми и их воспитанию. Всё это влияет на формирование у подростков акцентуаций характера, характеризующихся эмоциональной нестабильностью и нейротизмом.

Поэтому выявление доминирующих стилей родительского воспитания и типы характера, формирующиеся у подростков под влиянием этих стилей родительского воспитания в современной семье, является, как теоретической, так и эмпирической проблемой для исследования в современной психологии развития.

Актуальность темы обуславливается изменением стилей родительского воспитания и, соответственно, изменением типов акцентуации характера у подростков.

Объект исследования: стили родительского воспитания.

Предмет исследования: Формирование акцентуаций характера у подростков и влияние на него стилей родительского воспитания.

Научная гипотеза данного дипломного исследования основывается на том, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и акцентуациями характера у подростков.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между стилями родительского воспитания и акцентуацией характера у подростков.

Для решения цели исследования, мы ставили следующие задачи:

• рассмотреть психологические особенности кризиса подросткового возраста;

• проанализировать теоретические аспекты влияния стилей родительского воспитания на формирование характера у подростков младшего школьного возраста;

• рассмотреть типологии характера в современной психологии;

• провести эмпирическое исследование с целью выявления стилей родительского воспитания в исследуемой выборке;

• провести эмпирическое исследование выборки по тесту Г.Айзенка для выявления эмоциональной стабильности/нестабильности;

• провести эмпирическое исследование в выборке с целью выявления доминирующих акцентуаций характера в исследуемой выборке подростков;

• провести корреляционный анализ выявленных взаимосвязей.

Методологические положения. В исследовании проблемы мы основываемся на концепции Л.С. Выготского о влиянии социальной ситуации развития в семье на формирование личности подростка; теории формирования функциональных систем и концепции о функции семьи в формировании личности В.К. Шабельникова; работах таких психологов, как К. Леонгард, А.В. Страхов, А.Е. Личко о типах характера и их акцентуациях.

Методы исследования: общенаучные: дескриптивный, аналитический, формально-логический, протоколирование; частнонаучные: тестирование, опросы, корреляционный анализ психологических признаков.

Для проверки выдвинутой гипотезы, мы используем следующий комплекс методик:

• тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

• тест-опросник Айзенка EPI для выявления эмоциональной стабильности/нестабильности и характерологических особенностей подростков;

• характерологический опросник К. Леонгарда для выявления акцентуации личности подростков;

• методы корреляционного анализа: критерий Стьюдента для выявления статистической значимости и значимых различий в выделенных группах подростков из выборки по стилям родительского воспитания, коэффициент ранговой корреляции Спирмена для выявления степени корреляции взаимосвязи между стилями родительского воспитания и характерологическими особенностями подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена изучением специфики взаимосвязи особенностей родительских отношений с подростками в условиях современной социальной ситуации, а также выявлением доминирующих акцентуаций характера у современных подростков.

Научно-практическая значимость. Полученные выводы могут быть использованы школьными психологами в психологической коррекционной работе с родителями и подростками в целях коррекции стилей родительского воспитания и акцентуаций характера у современных подростков младшего школьного возраста.

Структура работы. Согласно поставленным задачам исследования в первой главе рассматриваются теоретические аспекты психологических особенностей кризиса подросткового возраста, роль семьи в формировании личности подростка с учётом современной социальной ситуации, основные концепции психологических учений о характере, типология характеров.

Во второй главе исследуется выборка подростков на стили родительского воспитания с выделением подгрупп. Проводится определение характерологических особенностей и акцентуаций характера в выделенных подгруппах. Проводится проверка статистической значимости гипотезы и корреляционный анализ выявленных связей с использованием математических методов в психологии.

В заключении подводятся итоги по подтверждению/опровержению выдвинутой гипотезы, а также приводятся все выявленные характеристики и параметры, полученные при решении поставленных эмпирических задач.

Мы выдвинули гипотезу о том, том, что существует взаимосвязь между стилями родительского воспитания и акцентуациями характера у подростков.

Семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности подростка, отличаясь от других институтов социализации большей эмоциональностью отношений. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются для подростка источником эмоционального тепла, и поддержи, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

Поэтому мы предполагаем, что наличие «близости» или «отдалённости» в отношениях с родителями определённым образом влияет на специфику формирование и акцентуацию черт характера у подростков.

Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Несмотря на противоречивость подходов, мы в нашем исследовании исходим из того, что темперамент является врождённой чертой личности, а характер формируемой, причём, основные направленности характелогических черт личности наиболее проявляются в подростковом возрасте, когда подросток находится в «конфликте» с социумом и проявляет свой характер наиболее полно. Взрослый же человек старается скрывать черты своего характера или проявлять в зависимости от окружающей ситуации. Полное проявление черт характера возможно для взрослого только в условиях экстремального воздействия стрессоров. Так кризис подросткового возраста, является наиболее «острым», то соответственно, в этом возрасте черты характера акцентуируются, «заостряются».

Для проверки выдвинутой гипотезы, мы выбрали 56 учащихся 6-б и 7-в МУ лицея №7 г. Фрязино.

В выборке 29 учащихся 6-б класса и 27, - 7-в класса. Минимальный возраст подростков в выборке 11,2 - максимальный 12,9. Средний возраст 12 лет. В выборе подростков две возрастных моды: 11,4; 12,7. В выборке 50% девочек и 50% мальчиков.

Основные характеристики исследуемых родителей. Минимальный возраст 30,6; максимальный – 45,4; средний – 37,5. Было опрошено 41 мать и 15 отцов. Среди матерей 7 домохозяек, род занятий родителей разнообразный; встречаются как рабочие, интеллигенция, творческие работники.

В целом характеристики выборки, как по родителям, так и по подросткам, дают возможность провести адекватные исследования. При исследовании типов родительских отношений, желательно учитывать отношения обоих родителей, но в условиях современной социальной ситуации, провести опрос всех родителей не представляется возможным. Многие родители вообще не ходят в школу, поэтому их опрос проводился на дому.

Необходимо также учитывать, что в современной семье воспитанием детей занимается кто-то один из родителей, в основном мать. Отцы опрашивались в тех случаях, когда было выявлено методом опроса, что отцы в данных семьях оказывают существенное влияние на воспитание подростков.

В данной выборке преобладает стили родительского воспитания «контроль», «принятие» и «симбиоз».

На наш взгляд, первый стиль родительского воспитания связан с подсознательным стремлением родителей сформировать своих детей конкурентоспособными в современном обществе.

Второй и третий стиль воспитания связаны, на наш взгляд, с большой долей неполных семей, а также с преобладанием в семьях одного ребёнка.

Группы со стилями родительского отношения «контроль», маленький неудачник», симбиоз характеризуются высокими уровнями нейротизма, что связано с подавлением автономии у данных подростков родителями. А в группах принятие и кооперация, когда родители уважают и принимают стремления ребёнка, его самостоятельность и инициативу, то есть, дают возможность решать основные задачи подротсковогов озраста, уровень нейротизма – невысокий. При отвержении подростка родителем, уровень нейротизма ещё выше, что свидетельствует о том, что подросток нуждается в поддержке и эмоциональном принятии со стороны родителей.

Наиболее распространённые, явно выраженные акцентуации характера в выборке - это демонстративная акцентуация характера и тревожная, которые формируются в основном в группах со стилем родительского воспитания «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», «симбиоз».

В группе со стилем родительского воспитания «принятие» явно выраженных акцентуаций характера на уровне психопатии не наблюдается

В группе со стилями родительского воспитания «маленький неудачник» и «симбиоз» явно выраженные признаки акцентуации характера встречаются по шкалам «тревожность» и «демонстративность», причем как по тревожности, так и по демонстративности встречаются явно выраженные акцентуации характера на уровне психопатии.

Стиль родительского воспитания «кооперация» явно не влияет на акцентуацию подростков, в то время, как при стиле «авторитарная гиперсоциализация» встречаются повторяющиеся черты акцентуации характера, такие как, тревожность, ригидность, педантичность и дистимичность.

В группе с родительским отношением «кооперация» явно выраженных акцентуаций на уровне психопатий нет, в то время как в группе «авторитарная гиперсоциализация» было 2 подростка с выраженными акцинтуированными психопатиями (тревожностью).

В группе с родительским отношением «авторитарная гиперсоциализация» 23,6% подростков имеют педантичную акцентуацию характера, 10,5% дистимную, 26,3% - застревающе-ригидную, 34,4% - тревожный тип акцентуации, 5,2% - демонстративную.

В группе с родительским отношением «принятие/отвержение» мы получили обратную среднюю корреляционную связь, что свидетельствует о том, что с ростом эмоционального принятия родителями детей понижается уровень нейротизма.

Мы получили очень слабую прямую связь между стилем родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и уровнем нейротизма у подростков, что свидетельствует о том, что при росте родительского авторитаризма подростковый нейротизм увеличивается, но в очень слабой взаимосвязи.

Мы получили слабую прямую взаимосвязь между стилем родительского воспитания «кооперация» и уровнем нейротизма у подростков. Это несколько не соответствует гипотезе, так как связь должна быть обратной. Но уровень нейротизма в данной группе является низким, все дети – эмоционально стабильные.

Мы получили умеренную прямую связь меду стилем родительского воспитания «симбиоз» и уровнем нейротизма, что свидетельствует о том, что с ростом родительского отношения симбиоз растёт уровень подросткового нейротизма.

Мы получили умеренную обратную взаимосвязь между стилем воспитания «принятие/отвержение» и акцентуацией характера, то есть, чем больше эмоционального принятия родителями подростка, тем реже встречаются выраженные акцентуации характера.

Мы получили умеренную взаимосвязь межу стилем родительского воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и акцентуацией характера, то есть, чем больше авторитаризма в отношении родителей к подростку, тем выше степень акцентуированности характера.

Мы получили тесную связь между стилем родительского воспитания и степенью акцентуированности характера у подростков со стилем воспитания «кооперация». Но при данном стиле воспитания встречаются разнообразные акцентуации характера, но не бывает явно выраженных.

Мы получили тесную связь между стилем родительского отношения «маленький неудачник» и акцентуацией характера. С ростом степени данного стиля родительских отношений, повышается степень акцентуированности характера у подростков.

Мы получили среднюю степень связи между стилем родительских отношений «симбиоз» и уровнем акцентуированности характера, то есть, с ростом степени выраженности данного стиля родительских отношений, растёт и степень акцентуированности характера.

Квантиль t- распределения во всех выборках с разными стилями воспитания больше эмпирического значения Т-критерия, за исключением соотношения «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» Это свидетельствует о том, что в рамках 5% доверительного интервала, при всех стилях воспитания, за исключением соотношения «симбиоз» и «авторитарная гипресоциализация» наблюдается повышенный уровень акцентуации со статистической достоверностью. В стилях «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» наблюдается обратное статистическое взаимоотношение между уровнем акцентуации характера и стилями родительского воспитания.

Наибольшее сходство в уровнях акцентуации наблюдаются при стилях воспитания: симбиоз и принятие/отвержение; принятие/отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Это свидетельствует о сходстве этих стилей воспитания при их влиянии на акцентуацию характера у подростков.

Наименьшие статистические различия в уровнях акцентуации наблюдаются при стилях воспитания маленький неудачник и авторитарная гиперсоциализация. Это говорит о противоречиях в данных стилях воспитания в аспекте их влияния на акцентуацию характера у подростков.

Наибольшие статистические различия в уровнях тревожности наблюдаются при стилях воспитания симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, что свидетельствует также о полном различии влиянии этих стилей на акцентуацию характеров у подростков.

В целом, выдвинутая гипотеза, доказана проведённым эмпирическим исследованием.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – Спб., Летний сад, 1998.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. /Под. ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М., Педагогика. 1980. Т. 2.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1995.

4. Божович Л.И. Возрастная и педагогическая психология// Подростковый возраст. – М., Академия, 2003.

5. Божович Л.И. Личность и её формирование в подростковом возрасте. – М., Прогресс, 1968.

6. Божович Л.И. Подростковый возраст. - М.,ACADEMA 1995.

7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – Спб. Союз. 1999.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. –Спб., Свет. 1997.

9. Гребень Н.Ф. Психологичекие тесты для профессионалов – Мн., Современная школа. 2007.

10. Дубровская Е.М. Социализация в изменяющемся мире//Социальная психология в современном мире. – М., Мысль. 2000. № 6.

11. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание// Вопросы психологии, 1992, №2.

12. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., Просвещение, 1989.

13. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., Питер. 2006.

14. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., Питер. 2006.

15. Кулагина И.Ю. , Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.,Сфера 2004

16. Леонгард К. Акцентуированные личности – Киев: Высшая школа. 1989.

17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., Смысл, 2001.

18. Либин А.В. Дифференциальная психология. – Смысл., 1999.

19. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. – Л. Ленинград, 1983.

20. Личко А.Е.Психология подросткового возраста. – Л. Медицина. 1983.

21. Маклаков А.Г.Общая психология. – Спб., Питер.2006.

22. Маркова А.К, Матис Т. А, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., Просвещение, 1990.

23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., Смысл. 2003.

24. Психология подростка/ под ред. Реана А.А. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

25. Психология ранней юности: книга для учителя. – М. Просвещение, 1989.

26. Психология/под ред. Б.А. Сосновского. –М., Юрайт-Издат 2005.

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб., Летний сад, 2000.

28. Реан А.А. Психология подростка Спб., ЕВРО-ЗНАК. 2003.

29. Рубинштейн С,Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер. 1999.

30. Страхов И.В. Психолгия характера – Саратов. – СПб., Питер, 1999– С. 198.

31. Сапин М.М., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.,ACADEMA 2000.

32. Снайдер Дж. Курс выживания для подростков. – М., Владос., 1997.

33. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. –М., Высшая 1996

34. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М., Академический проект, 2004.

35. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

36. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – Спб., Речь, 2003.

37. Элькони Д.Б.Детская психология. – М., Академический Проект, 2004

38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., Смысл, 1996.

39. Якубик И. Истерия. – М. Медицина. 1981.

40. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии, № 6, 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Влияние стилей родительского воспитания на акцентуацию характера у подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика