Реферат
«Типы средовых влияний и генотип-средовых эффектов»
- 22 страниц
Введение 3
1. Теоретическая основа генотип в контексте: типы средовых влияний и генотип-средовых эффектов 4
1.1 Основные понятия генотипа 4
1.2 Типология средовых влияний средовые условия, общие для членов семьи (общесемейная, межсемейная, систематическая, разделенная, общая среда) 10
1.3 Способы оценки средовых эффектов 11
1.4 Типология генотип-средовых эффектов ГС-корреляции 12
1.5 Источники различий в индивидуальной среде («природа среды») 15
1.6 ГС-Взаимодействия 18
Заключение 21
Библиографический список 23
В соответствии с актуальной для современной науки темой работы "Типы средовых влияний и генотип – средовых эффектов». Типы генотип-средовых влияний будет рассмотрена одна из перспективных теоретических и практиче-ских задач психогенетики — изучение взаимодействия генотипа человека и среды (условий), в которой происходит его формирование и становление как личности.
Именно роль генетической и средовой изменчивости в формировании фе-нотипического разнообразия психологических и психофизиологических осо-бенностей человека является предметом исследований в области, пограничной между генетикой и психологией (точнее, дифференциальными психологией и психофизиологией), которая обозначается обычно как психогенетике. Подчерк-нем при этом еще раз, что речь идет не о возникновении тех или иных психиче-ских и психофизиологических функций, черт личности и т. д. в филогенезе, а о природе индивидуальных особенностей человека в ныне живущей популяции.
Вместе с тем в современной психологии, и прежде всего в трудах отече-ственных исследователей, показано, что в онтогенезе происходят не только ко-личественные, но и качественные изменения психических функций: меняются их структура, взаимосвязи и иерархия, и, главное, меняются механизмы их реа-лизации (Л. С. Выготский, 1960; А. Р. Лурия, 1962). В развитии происходит "смена его детерминант, а вместе с тем и смена системных оснований психиче-ских качеств" (Б. Ф. Ломов, 1984). В плане психогенетическом это означает, что, оставаясь фенотипически тем же, психологический признак, меняя в про-цессе развития реальное психологическое содержание, может менять и отноше-ние к генотипу (А.Р.Лурия, 1962).
Задача психогенетики — выяснение не только наследственных, но и сре-довых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам. Результаты современных психогенетических исследований дают информацию о механизмах действия среды в такой же, если не в большей, сте-пени, как и о механизмах действия генотипа. В общей форме можно утвер-ждать, что основная роль в формировании межиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам принадлежит индивидуальной (уникальной) среде.
Особенно высока ее роль для личностных и психопатологических при-знаков. Все больший акцент в психогенетических исследованиях ставится на необходимости изучения генотип средовых эффектов (ГС-корреляции и ГС-взаимодействия). В процессе индивидуального развития последовательно реа-лизуются разные варианты ГС-корреляции: для ранних этапов развития типич-на, в основном, пассивная ГС-корреляция, затем, когда индивидуальные черты ребенка начинают проявляться, она становится в основном реактивной, и, на-конец, на более поздних этапах развития все большую роль играет активная ГС корреляция. Предполагается также, что ГС-взаимодействие, отражающее чув-ствительность данного генотипа к конкретным средовым условиям, имеет весьма существенное значение в развитии индивидуальности человека, особен-но для групп людей, значения которых по исследуемым признакам находятся на краях распределений значений этих признаков в популяциях.
В заключение я хочу отметить, что психогенетика часто ассоциируется исключительно с определением доли генотипического и средового влияния в общей вариативности признака, а возрастные исследования этой области — с констатацией изменения (или неизменности) этого соотношения. На самом деле это далеко не так. Вопросы, рассматриваемые возрастной психогенетикой, зна-чительно шире и находятся в непосредственной связи с теоретическими про-блемами возрастной психологии и психофизиологии. Методы психогенетики предоставляют уникальные возможности и позволяют достигнуть определен-ных выводов там, где другие подходы обречены, оставаться в сфере предполо-жений. А результаты исследований, проводимых в возрастной психогенетике, по крайней мере, не тривиальны.
1 Аверина И. С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников: Автореф. канд. дис. М., 2003.
2 Беляев Д. К. Генетика, общество, личность // Коммунист. 1987. № 7.
3 Биология в познании человека / Под ред. Р. С. Карпинской. М., 2001.
4 Бородулина Н. Ф. Роль генотипа и среды в психофизиологических ме-ханизмах зрительной перцепции у младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1987.
5 Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики.- М.,
2002.
6 Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.- М.:Аспект-Пресс, 2004.
Тема: | «Типы средовых влияний и генотип-средовых эффектов» | |
Раздел: | Медицина | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 22 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера
Дипломная работа:
СИГНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ АЛЛЕЛЕЙ ГЕНОВ ЛЕПТИНА (LEP), БЕЛКА Notch1 (NOTCH 1) И ЦИКЛИН-ЗАВИСИМОЙ КИНАЗЫ 4 (CDК4) ПРИ РАКЕ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Дипломная работа:
Народные обряды и ритуалы в романе-эпопее л.н. толстого «война и мир»
Дипломная работа:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов и его психологическая профилактика
Дипломная работа:
Развитие интегративных качеств дошкольника в условиях реализации преемственности ФГОС НОО и ФГТ