Реферат

«Достоинства и недостатки цивилизационного подхода в объяснении исторического прошлого России»

  • 15 страниц(ы)
  • 71 просмотров
фото автора

Автор: admin

Введение….3

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода в объяснении исторического прошлого России….4

Заключение….15

Список использованных источников….16

Цивилизационный подход в изучении истории является одним из ключевых направлений современной науки. В его основе лежит представление о различных цивилизациях как самостоятельных социокультурных образованиях, имеющих свои специфические черты и характеристики. История России не стала исключением, и многие ученые применяют цивилизационный подход для объяснения ее прошлого. Однако, как это всегда бывает, у такого подхода есть свои достоинства и недостатки.

Прежде всего, цивилизационный подход позволяет рассматривать историческую действительность в широком контексте. Он помогает выделить особенности русской цивилизации, ее культурные традиции, социально-политическую организацию и важные этапы развития. Это позволяет нам видеть связь между определенными событиями или явлениями и общей логикой развития русской цивилизации. Кроме того, такой подход помогает объяснить некоторые исторические особенности России, которые не всегда могут быть понятны при использовании других методов и подходов.

Однако цивилизационный подход имеет и свои недостатки. Во-первых, он может привести к упрощению исторической действительности. При слишком абстрактном рассмотрении цивилизаций можно потерять важные детали и многообразие процессов, происходящих внутри каждой из них. Возможно, что какие-то события или явления оказываются несоответствующими общей картине развития русской цивилизации, их сложно объяснить через призму этого подхода. Кроме того, цивилизационный подход может создать опасность стереотипизации национальных групп или усилить конфликты на этнической основе.

Достоинства и недостатки цивилизационного подхода в объяснении исторического прошлого России

Если формационный (монистический) подход к истории раскрывается достаточно легко, то с цивилизационным подходом дело обстоит сложнее, поскольку единой цевилизационной теории не существует, как не существует единого понятия "цивилизация". На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим.

Цивилизационный подход в объяснении процесса развития общества начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в XX в. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг французского исторического журнала "Анналы" (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской науке его сторонниками были Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев.

Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Вначале рассмотрим, что же такое цивилизация. Сам термин "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах:

1. Как синоним культуры (например, у А. Тойнби и других представителей англо-саксонских школ в историографии и философии).

2. Как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (вспомним нашумевшую в свое время книгу О. Шпенглера "Закат Европы").

3. Как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством (такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. Моргана, вслед за ним у Ф. Энгельса).

4. Как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. В этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.п.

Как мы видим, что эти понимания в одних случаях в значительной степени накладываются и дополняют друг друга, в других - являются взаимоисключающими.

Для того, чтобы определиться с понятием цивилизации, необходимо, очевидно, предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты.

Во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества. Это означает, что:

а) переходная эпоха, скачок от животного царства к социуму завершен;

б) организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией его по соседско-территориальному, макроэтническому принципу;

в) законы биологические отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим.

Во-вторых, цивилизация с самого начала характеризуется прогрессирующим общественным разделением труда и развитием информационно-транспортной инфраструктуры. Разумеется, речь идет не об инфраструктуре, свойственной современной волне цивилизации, но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен. Это позволяет характеризировать цивилизацию как социальную организацию со всеобщей связью индивидов и первичных общностей.

В-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства. Собственно говоря, сама цивилизация родилась на базе появившегося (в результате неолитической технической революции и резкого роста производительности труда) прибавочного продукта. Без последнего было бы невозможно отделение труда умственного от труда физического, появление науки и философии, профессионального искусства и т.д. Соответственно под общественным богатством следует понимать не только его вещественно-материальное воплощение, но и ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду и обществу в целом для их всестороннего развития. В состав социального богатства входит и культура общественных отношений.

Цивилизационный подход в объяснении исторического прошлого России имеет свои достоинства и недостатки. Одним из основных достоинств является то, что он позволяет рассмотреть исторический процесс в широком контексте развития целой цивилизации. Это позволяет лучше понять, какие факторы и силы оказывали влияние на Россию, а также определить ее место и роль в мировой истории.

Цивилизационный подход помогает выявить особенности различных культурных, социальных и экономических систем, которые формировались на территории России на протяжении времени. Он также позволяет увидеть общие черты между разными периодами истории страны, а также сравнивать ее с другими цивилизациями.

Однако цивилизационный подход имеет и свои недостатки. Во-первых, он может упускать индивидуальные особенности конкретных регионов или групп людей внутри одной цивилизации. Каждая область России имела свою уникальную историю и вклад в формирование страны, и эти аспекты могут быть упущены при рассмотрении истории только через цивилизационный подход.

Во-вторых, цивилизационный подход может вести к упрощенному пониманию сложных процессов и событий. История России является многогранной и изучение ее через один подход может замаскировать другие факторы, которые также играли роль в развитии страны.

В заключение можно сказать, что цивилизационный подход предоставляет нам возможность лучше понять особенности развития России на протяжении времени и выявить ее место в мировой истории.

1. Алаев Л.Б. Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и России // Историческая социология и психология истории. 2008. № 2. С. 87‒112.

2. Беседа директора Института философии РАН академика РАН А.В. Смирнова с главным редактором журнала В.Н. Шевченко // Проблемы цивилизационного развития. 2019. Т. 1. № 1. С. 5‒16.

3. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории / Общ. ред. И.С. Кона. М., 1977. С. 114‒132.

4. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций / Пер. с фр. Б.А. Ситникова. М.: Весь мир, 2008. 547 с.

5. Свасьян К.А. Оствальд Шпенглер его реквием по Западу // Оствальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вст. статья и примечания К.А. Свасьяна. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 16‒17.

6. Смирнов А.В. Всечеловеческое vs общечеловеческое. М.: ООО «Садра»: Издательский Дом ЯСК, 2019. 216 c.

7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. Пер. с англ. / Сост. А.П. Огурцов; Вст. ст. В.И. Уколовой; Закл. ст. Е.Б. Рашковского. М.: Прогресс. 1991. 736 с.

9. Тюгашев Е.А., Попков Ю.В. Теоретико-методологическое проблемное поле российского проекта цивилизационного развития // Проблемы цивилизационного развития. 2020. Т. 2. № 1. С. 35‒48.

10. Февр Люсьен. Бои за историю / Пер. А.А. Бобовича, М.А. Бобовича и Ю.Н. Стефанова. М.: Наука, 1991. 631 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Достоинства и недостатки цивилизационного подхода в объяснении исторического прошлого России»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Реферат
Страниц: 15
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика