Дипломная работа
«Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
- 64 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы особенностей словообразования имен существительных у дошкольников с ЗПР 6
1.1 Онтогенетические аспекты развития словообразования 6
1.2 Особенности словообразования при задержке психического развития 12
2 Эмпирическое исследование особенностей словообразования имен существительных у детей с ЗПР 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 23
3 Направление коррекционно-развивающей работы по формированию словообразования существительных у дошкольников с ЗПР 41
3.1 Организация и направления коррекционно-развивающей работы 41
3.2 Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных 49
Заключение 56
Список литературы 60
Овладение морфологической системой языка находится в тесной взаимосвязи с развитием механизмов словообразования, которые базируются на способности к анализу, обобщению, дифференцированию единиц языка по их значению и звуковой структуре. Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Проблема исследования закономерностей онтогенетического освоения словообразовательных норм родного языка достаточно хорошо описана в трудах А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, С.Н. Цейтлин, А.Г. Тамбовцевой и других.
В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
По причине недостаточного развития познавательной деятельности, включая и процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются и характерные черты процессов словообразования. Неспособность к использованию различных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности расширения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, трудностей морфемного анализа, что представляет собой обязательной условие овладения морфологическим принципом правописания. Характерные черты словообразования детей с задержкой психического развития описаны такими исследователями данной проблемы, как Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, А.А. Хохлова и др. Дефекты словообразования у дошкольников с задержкой психического развития являются распространенными, сложными и носят устойчивый характер, негативно отражаются на развитии устной и письменной речи. Постановка проблемы развития навыков грамотной речи, в том числе и словообразования, представляет собой одну из самых сложных и важных на сегодняшний день в специальной педагогике.
Таким образом, важность высокого уровня сформированности навыка словообразования для эффективного последующего школьного обучения и для развития познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития определило актуальность этого исследования.
Объект исследования: словообразование у детей.
Предмет исследования: словообразование существительных у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
- 1. подбор и анализ литературы по теме исследования;
- 2. выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- 3. разработка направлений коррекционно-развивающей работы;
- 4. формулирование выводов и оформление текста выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования: с учетом представлений о взаимосвязи компонентов речевой функциональной системы, о структуре дефекта при задержке психического развития можно предположить, что у детей с данной патологией будут иметь место сниженный уровень и качественное своеобразие словоизменения имен существительных.
Методы исследования:
- 1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
- 2. Эмпирические: тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; биографические методы; количественные методы - количественный анализ результатов.
- 3. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны логопеду и дефектологу дошкольного учреждения при организации коррекционной работы, а также родителям для занятий с ребенком дома.
Структура работы: структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1 Теоретические аспекты проблемы особенностей словообразования имен существительных у дошкольников с ЗПР
1.1 Онтогенетические аспекты развития словообразования
По мнению Д.В. Вяльцевой, словообразование представляет собой раздел языкознания, который занимается изучением словообразовательных отношений в языке. Освоение словообразования происходит в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие речи детей в целом [7, с. 60].
Речевое развитие ребенка находится в тесной взаимосвязи не только с формированием его неречевой предметной деятельности, но и речевой деятельности ребенка в ходе осуществления коммуникации со взрослыми.
Онтогенетическое формирование навыка словообразования находится в тесной взамосвязи с формированием познавательной деятельности детей, процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления сходства и различия в семантике и формально-языковых свойствах родственных слов, с деятельностью механизмов, которые обеспечивают овладение речью в целом [10, с. 44].
А.А. Леонтьев предложил собственную психолингвистическую теорию «речевого онтогенеза», при создании которой он руководствовался методологическими подходами известных лингвистов и психологов своего времени. Процесс становления речевой функции и овладения системой родного языка в ходе онтогенетического развития в данной теории делится автором на четыре последовательных этапа или стадии: подготовительный (от рождения до 1 года); преддошкольный (1-3 года); дошкольный (3-7 лет); школьный (7-17 лет) [1, с. 73].
Как считает Т.Е. Браудо, грамматический строй представляет собой систему взаимодействия слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Различаются морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предусматривает способность к освоению приемов словоизменения и словообразования, а синтаксический предполагает способность к составлению предложения, грамматически правильному сочетанию слов в предложении [3, с. 411].
Грамматическая структура предложения в течение своего становления проходит ряд этапов. Сначала ребенок усваивает такие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. На этом этапе развития предложение состоит из трех-четырех слов.
К трехлетнему возрасту в словарном запасе детей присутствует уже более 1000 слов. В это время развиваются слова-обобщения, которые обозначают родовые понятия. Происходит уточнение значений слов, объем словарного запаса расширяется с помощью обогащения жизненного опыта детей, общения с находящимися вокруг людьми [20, с. 390].
Дети в 4 года осваивают общие правила формообразования, в их речи возникают и начинают употребляться элементарные предлоги. Предложение включает в себя уже 5-6 слов, лексико-грамматические отношения в котором выражаются посредством предлогов и флексий. Происходит фиксирование согласования имен прилагательных с именами существительными в косвенных падежах [25, с. 19].
По достижении пятилетнего возраста ребенок осваивает набор слов, которые обозначают основные геометрические фигуры, овладевают измерением определенных величин, дети способны различать и точно определять пространственные отношения. Словарный запас включает уже 2200 слов.
По мнению О.Е. Ивановой, если ребенок развивается в соответствии с нормой, то уже к пятилетнему возрасту дошкольники усваивают все типы склонения имен существительных. Определенные сложности имеют отношение к применению имен существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К данному возрасту дошкольники овладевают основными формами согласования слов [11, с. 170].
В 5-6 лет дошкольники учатся выделять элементы предметов, сопоставлять их в соответствии с общими и конкретными признаками, овладевают свойствами объектов, начинают применять слова, которые обозначают отвлеченные понятия. Итак, к окончанию дошкольного этапа, к моменту перехода в школу, дети обладают достаточно разнообразным словарем и достаточно хорошо владеют грамматическим строем родного языка.
Как считает Г.Р. Искандарова, овладение детьми грамматическим строем речи идет в форме овладения грамматическими категориями, которые характеризуются наличием значения. Время и очередность овладения некоторыми категориями находятся в зависимости от характера их значений. Дошкольники испытывают трудности при усвоении тех форм, определенное значение которых не связывается логикой ребенка, другими словами, тех, чье значение он пока не может понять. Прежде всего, дети овладевают категориями с четко выраженным определенным значением, которое легко может быть понято ими [13, с. 514].
Первой категорией, которую осваивает дошкольник, является число имен существительных, а также разница между уменьшительными и неуменьшительными именами существительными. Это происходит в 1 год 10 мес. Кроме того, одной из первых дети осваивают повелительную форму, поскольку с помощью нее выражаются разнообразные желания, которые очень значимы для ребенка. Сложности появляются при освоении отношений, связанных с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Много позднее, только к 2 г. 10 мес., дети овладевают условным наклонением, поскольку с помощью него выражается что-либо предполагаемое, а не имеющееся в действительности. Очень трудным и продолжительным является овладение категориями рода. Род осваивается не с помощью механического запоминания, а происходит связывание с морфологической структурой имен существительных [31, с. 66].
Три ключевых компонента русского языка создают разнообразные сложности: по отношению к именам существительным самыми сложными для освоения являются окончания, по отношению к глаголам наиболее сложно идет овладение основами, а по отношению к прилагательным трудно усваивается словообразование (сравнительная степень).
В процессе овладения грамматическим строем речи прослеживается конкретная очередность: вначале ребенок овладевает всем самым типичным, рядовым, всеми продуктивными формами в сфере словообразования и словоизменения, такими как падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам и временам.
Все единичное, исключительное, то, что нарушает нормы данной системы, часто подвергается вытеснению в речи детей. Со временем, посредством подражания речи находящихся вокруг людей образцы начинают перениматься целиком. Единичные слова, которые стоят особняком, овладеваются детьми уже в школьном возрасте [26, с. 76].
Выделяются ключевые этапы в развитии грамматического строя родного языка.
На первом этапе усваиваются предложения, которые состоят из аморфных слов-корней, применяемых в одной неизменяемой форме во всех случаях, когда они употребляются. Данный период длится от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.
На втором этапе начинается овладение грамматической структурой предложения, что связано с развитием грамматических категорий и их внешнего выражения. Этот период продолжается от 1 г. 10 мес. до 3 лет.
На третьем этапе идет освоение морфологической системы родного языка, что характеризуется овладением типами склонений и спряжений. Данный период длится от 3 до 7 лет. На этом этапе все в большей степени осваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Сначала ребенок овладевает системой окончаний, а потом усваивается система чередований в основах [29, с. 56].
Как отмечает А.Ю. Керносенко, в течение последнего времени в русском словообразовании активизируется морфолого-синтаксический способ. Дети дошкольного возраста используют,как правило, морфологический способ. В психологических и психолингвистических литературных источниках словообразование связано с детским словотворчеством. Словотворчество говорит о том, что грамматический строй речи интенсивно усваивается детьми. Словотворчество по аналогии считается критерием свободного использования морфологических языковых компонентов. Детское словотворчество представляет собой самое яркое выражение процесса становления правил, обобщений.
Выделяют три ключевых принципа образования дошкольниками новых слов:
- элемент того или иного слова употребляется в качестве целого слова: «прыг» - прыжок;
- к корню одного слова добавляется окончание другого: пурга - «пургинки», помощь - «помогание», страшные - «страшность»;
- одно слово составляется из двух: «ворунишки» - вор и врунишка, «бананас» - банан и ананас.
Овладение способами словообразования идет поэтапно. Для первых этапов характерно накопление первичного словарного запаса мотивированной лексики и предпосылок словообразования в форме ориентировки на значимые для номинации предметы и отношения языка. Самым активным периодом в плане освоения словообразования считается период от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В это время развиваются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и закономерностях словообразования.
Большинство исследователей считают, что навык словообразования начинает формироваться – примерно в 2-2,5 года. После этого освоение словообразования русского языка продлевается на весь дошкольный возраст и делится на три стадии:
- 2,6-4 года – накапливание первичного словарного запаса мотивированной лексики;
- 3,6-5,6 лет – интенсивное овладение словопроизводством;
- после 5,6 лет – овладение нормами и правилами словообразования [15, с. 113].
По мнению Л.В. Логуновой, является установленным тот факт, что активность процессов словообразования и словотворчества в дошкольном возрасте различается. Например, в среднем дошкольном возрасте отмечается стремительный всплеск словотворчества, который продолжается вплоть до 6-6,5 лет. Этот феномен называется «номинационным взрывом» и обусловлен стремительным скачком в использовании словообразовательных единиц, ввкючая большое число особых образований речи, которые представляют собой детские неологизмы.
В целом, словообразование представляет собой результат сложной деятельности. Словообразующие морфемы объединяются в соответствии с конкретными правилами, которые формируются со временем, обобщаются и сохраняются в памяти человека. В процессе овладения родным языком в память вводится все большее число слов, разнообразных морфем. Постепенно у детей способность к комбинаторике морфем как бы затухает. Морфема становится менее оперативной единицей. Но если человеку трудно вспомнить или припомнить то или иное слово, то он прибегает к правилам словообразования, комбинирования морфем [24, с. 176].
Таким образом, становление навыка словообразования в процессе онтогенетического развития находится в тесной связи с формированием познавательной деятельности детей. Наивысшего развития словообразование достигает в период дошкольного возраста. В процессе развития навыка словообразования реализуются сложные процессы анализа объектов, свойств, действий находящейся вокруг реальности, сравнения их с языковыми единицами и компонентами, выделение важнейших элементов слова (морфем), сравнение конкретного значения морфемы с ее звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре нового слова, обобщение и фиксирование связи значения и звучания морфемы и создание словообразовательной модели-типа. Одной из основных стадий развития системы словообразования, как считают большинство исследователей, является этап детского словотворчества, который выражается в словообразовательных неологизмах, отображающих закономерности освоения языка.
Проблема речевого развития детей, имеющих те или иные отклонения в своем развитии, давно привлекает внимание отечественных и зарубежных специалистов. Исследователи указывают, что дошкольники с задержкой психического развития имеют значительные трудности в овладении различными грамматическими категориями, в частности, процессом словообразования и словоизменения, синтаксическим оформлением своего высказывания (Слепович Е.С., Мальцева Е.В., Тригер Р.Д. и др.). Это объясняется тем, что овладение грамматической стороной речи тесным образом связано с познавательной деятельностью ребенка, с его активной ориентировкой в предметной и речевой действительности.
Проблема формирования грамматических категорий у детей с ЗПР рассматривается педагогами как актуальная в связи с влиянием на становление устной и письменной речи ребенка в целом.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в коррекционно-логопедической работе. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Учитывая речевые и познавательные особенности детей с ЗПР использование игр и упражнений требует создания специальных условий. Этому и была посвящено наше исследование.
В ходе проведенного исследования выяснено, что словообразование представляет собой результат сложной деятельности. Словообразующие морфемы объединяются в соответствии с конкретными правилами, которые формируются со временем, обобщаются и сохраняются в памяти человека. В процессе овладения родным языком в память вводится все большее число слов, разнообразных морфем. Постепенно у детей способность к комбинаторике морфем как бы затухает. Морфема становится менее оперативной единицей. Но если человеку трудно вспомнить или припомнить то или иное слово, то он прибегает к правилам словообразования, комбинирования морфем.
Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Становление навыка словообразования в процессе онтогенетического развития находится в тесной связи с формированием познавательной деятельности детей. Наивысшего развития словообразование достигает в период дошкольного возраста. В процессе развития навыка словообразования реализуются сложные процессы анализа объектов, свойств, действий находящейся вокруг реальности, сравнения их с языковыми единицами и компонентами, выделение важнейших элементов слова (морфем), сравнение конкретного значения морфемы с ее звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре нового слова, обобщение и фиксирование связи значения и звучания морфемы и создание словообразовательной модели-типа. Одной из основных стадий развития системы словообразования, как считают большинство исследователей, является этап детского словотворчества, который выражается в словообразовательных неологизмах, отображающих закономерности освоения языка.
Для освоения словообразования дошкольниками с задержкой психического развития в структуре речевой деятельности необходимо довольно много времени, что сопряжено с некоторыми сложностями: определением мотивирующей основы, подбором словообразующих аффиксов. Необходимость усвоения словообразования определяется тем, что неспособность к использованию разнообразных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности увеличения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, сложностей морфемного анализа, что представляет собой обязательное условие овладения морфологическим принципом правописания.
Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития идет по-другому, в отличие от детей с нормальным развитием; этап детского словотворчества у дошкольников с данной патологией начинается позднее и длится дольше, по сравнению с нормальным развитием. К окончанию дошкольного детства, когда у детей с нормальным развитием неологизмы отмечаются уже достаточно редко, у дошкольников с задержкой психического развития только наступает период словотворчества. Использование этими детьми неологизмов характеризуется некоторыми отличительными чертами: в речи наблюдается несколько вариаций одного и того же слова, слово-неологизм определяется в качестве правильного и др.
Некоторые неологизмы могут наблюдаться только в конце младшего школьного возраста; характерные черты формирования навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития определяются более поздним, в отличие от дошкольников с нормальным развитием, становлением обобщенных классов слов и четко проявляющимися сложностями в их различении. Для определения уровня сформированности навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления были подобраны диагностические методики, которые позволили определить степень сформированности навыка словообразования в процессе выполнения различных заданий.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития присутствуют такие особенности развития навыка словообразования: неспособность к правильному употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; несформированность или недостаточная сформированность навыка словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных; неспособность к правильному образованию относительных и притяжательных имен прилагательных; затруднения при употреблении приставок противоположного значения; трудности при образовании глаголов совершенного вида.
Полученные результаты исследования могут найти свое применение при построении коррекционной работы на формирование и совершенствование навыка словообразования дошкольников, поскольку без достаточного его развития невозможно овладеть речью в целом. Опираясь на результаты проведенного экспериментального исследования, можно констатировать факт подтверждения гипотезы, которая заключалась в том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет выявлен преимущественно низкий уровень сформированности навыка словообразования.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены.
1. Араева, Л.А. Раздел «словообразование» в русской грамматике [Текст] / Л.А. Араева // Русский язык за рубежом. - 2016. - №4. - С. 73-77.
2. Баранова, А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с задержкой психического развития // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8 - С. 54-56.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
4. Венедиктова, Ю.Н. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Венедиктова // Парадигма. - 2016. – №2. - С. 461-464.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2014 - № 1. - С. 34-40.
+ еще 38 источников
Тема: | «Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Исследование восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Дипломная работа:
Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития