ВКР

«Разработка и реализация курса «графический дизайн» в дополнительном образовании обучающихся средней школы»

  • 62 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ 8

1.1. Дополнительное образование в образовательном процессе 8

1.2. Особенности организации и концепции дополнительного образования 13

1.3. Реализация дополнительного образования детей и взрослых 18

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 25

2.1. Методические особенности организации курса дополнительного образования с применением информационных технологий (на примере курса «Графический дизайн») 25

2.2. Особенности и планирование рабочей программы дополнительного образования с применением информационных технологий, на примере курса «Графический дизайн» 32

2.3. Результаты апробации работы 51

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Введение

В современное время образование выдвигает целый ряд задач, одной из важнейших которой является - подготовить обучающихся к последующей жизни в информационном обществе. Цифровое общество совершает скачок за скачком в области передовых технологий, вследствие чего появляются новые вакансии с нехваткой специалистов в той или иной сфере деятельности. Одной из самых распространённых является сфера IT. Если посмотреть на HH. индекс в профессиональных областях, показывающий соотношение вакансий к резюме [28], то, по последним данным он равен 2,7 (данные на 01.11.2019) - индекс менее 3 уже является дефицитным, а если из этих резюме убрать специалистов без опыта и соответствующих навыков, которые необходимы большинству работодателей, то станет ясным - в данной сфере наблюдается большой дефицит специалистов. Просмотрев не малое количество вакансий на различных источниках [25, 26, 27], можно выделить следующие в сфере IT: разработчики софта, web-дизайнеры, специалисты технологичного оборудования и машин с ЧПУ с знаниями определённых программ. Особый дефицит на рынке труда специалисты, умеющие работать со станками с числовым программным управлением, которые могут дорабатывать подпрограммы к уже имеющемуся программному обеспечению.

К сожалению, современное образование не всегда успевает подстраиваться под тенденции нынешнего мира, да и невозможно менять программу и переквалифицировать преподавателей под определённые области в той или иной сфере под потребности нынешнего рынка. Если для качественной подготовки по разработке софта, web-дизайнеров и web- программистов не требуется особого вложения, можно углубленно изучать даже в домашних условиях, то для последних, а именно, специалистов технологичного оборудования, оборудования, которое только набирает свои обороты в нашей стране, часто цифра одной такой машины достигает несколько миллионов, что, чаще всего, не может позволить себе бюджетное учреждение.

Востребованность таких специалистом можно подтвердить, посмотрев на уровень предлагаемых заработных плат в этом направлении. Помощникам специалистов даже в небольших городах (где уровень дохода гражданина ниже, чем в крупных) начинается от 25000 рублей, тогда как уровень дохода специалиста варьируется от 35000 до 250000 рублей. На многие вакансии не могут найти кадры долгое время, так как квалифицированных специалистов по стране можно пересчитать практически на пальцах, а курсов по выращиванию данной специальности, можно сказать нет, тем более на бюджетной основе.

Актуальной проблемой нынешнего положения является: отсутствие квалифицированных специалистов в области ультрафиолетовой печати на любых носителях с применением подпрограмм и их написанием.

Для корректной разработки рабочей программы необходимо поставить цели, которые должны быть достигнуты испытуемыми в ходе обучения.

Стандартные требования к дизайнеру-печатнику выглядят так:

1. Опыт работы в полиграфии;

2. Знание программ Adobe Photoshop, CorelDRAW;

3. Знание материалов для печати;

4. Знание станков и технологий печати (подготовки, процесса и контроля готовой продукции);

5. Методы и средства выполнения художественно-оформительских работ;

6. Основы рисунка и фотографии.

Цель работы: разработать и апробировать на практике модуль дистанционного обучения реализуемого в рамках дополнительного образования с применением высокотехнологичного оборудования для учеников старших классов, студентов, а так же специалистов в области графического дизайна по технологии ультрафиолетовой печати с применением знаний в области компьютерной графики.

Объект: реализация процесса обучения в условиях дополнительного образования.

Предмет: применение информационных технологий в дополнительном образовании детей и взрослых.

Исходя из этой цели, поставлены задачи:

1. Провести анализ педагогической и методической литературы по вопросу организации дополнительного образования;

2. Разработать программу курса «Графический дизайн для технологии ультрафиолетовой печати»;

3. Провести апробацию данного курса в практике.

Необходимость информатизации образования подчеркнута также в нормативных документах, отражающих государственную образовательную политику РФ:

1. Государственная программа Российской Федерации

«Информационное общество (2011-2020 годы)»;

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

3. «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года»;

4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» указано, что «при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».

Актуальность дополнительного образования и основные аспекты его реализации отражены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", глава 10 статья 75 и глава 10 статья 76.

Открытое дистанционное образование (ОДО) привлекает в настоящее время пристальное внимание педагогической практики и науки. В теории и практике открытого дистанционного образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования - работы Е. С. Полат, В. П.

Тихомирова, В. И. Солдаткина, С. Л. Каплан, С. Л. Лобачева, Ю. В. Исаева (междисциплинарные аспекты, концептуальные основы, содержание деятельности виртуальных представительств, комплексы открытого образования); С. И. Маслова, Е. А. Ахромушкина, А. В. Белякова, В. Ф. Очкова (опыт создания и применения электронных образовательных ресурсов и средств поддержки управления учебным заведением); В. И. Солдаткина, А. А. Андреева, А. А. Полякова, С. А. Щенникова (условия и предпосылки возникновения Интернет-обучения, педагогические рекомендации для электронного обучения); А. В. Соловова (проблематика электронного обучения, интегрирующая роль дистанционного образования); С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской, А. А. Вербицкого (деятельность тьютора в системе дистанционного образования); Д. Ш. Матроса (использование компьютерных телекоммуникаций в сфере образования); М. Т. Громковой, С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, А. А. Бодалева, A.M. Новикова (проблемы теории и практики образования взрослых) и др. Существенный вклад в педагогическую теорию открытого дистанционного образования внесли публикации В. А. Сластенина, А. Г. Шабанова, В. Г. Кинелева, АА. Скамницкого, А. Г. Красновой, Д. В. Чернилевского и др.

Еще К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка; большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. И в современный период, всесторонне рассматривая эти проблемы, одной из приоритетных задач педагогической науки является простраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка [1].

Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, О.С.Газман, В.В.Давыдов, В.А.Караковский, М.Б.Коваль, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, С.Д.Поляков, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков).

Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

1.1. Дополнительное образование в образовательном процессе

Проблема организации содержательного досуга детей, создания дополнительных условий для развития их разнообразных интересов давно волнует и профессиональных педагогов, и родителей, и общество.

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м гг. XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное».

Первые опыты организованного внешкольного образования в России относятся к концу XIX в. и связаны с добровольной деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых. Первая теоретическая разработка внешкольного образования - книга В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», вышедшая в 1896г. В это же время стали открываться первые клубы для детей. У истоков клубной работы стояли известные российские педагоги С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатов, П.Ф. Лесгафт. Они пытались противостоять консерватизму официального образования и с этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребёнка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.

20-30-е гг. XX в. стали временем расцвета внешкольной работы. Именно тогда внедрялись в жизнь интересные педагогические начинания, появлялись оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внеурочной и внешкольной работы, велись серьёзные научные исследования и наблюдения за развитием детской самодеятельности, творческих способностей личности, её интересов и потребностей. Среди наиболее известных педагогов, которые внесли 8

огромный вклад в дело становления и развития дополнительно образования в нашей стране, назовём Е.Н. Медынского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и В.П. Шацкую, А.С. Макаренко, В.Н. Терского, Н.К. Крупскую и А.В. Луначарского.

В 90-е гг. - годы реформ, произошли очень важные изменения в программно- методическом обеспечении дополнительного образования. Многие руководители различных творческих объединений разрабатывали свои авторские программы, стремясь, прежде всего, создавать условия для развития творческой активности детей и реализовать собственный профессиональный и личностный потенциал. В эти же годы развернулась серьёзная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование [7]. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Берёзиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской и др.

Основная задача реформирования системы образования России на рубеже XX—XXI веков состояла не только в обеспечении перевода внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, но и в развитии системы общего образования за счет потенциала дополнительного образования. Цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.

Понятие «дополнительное образование детей» было введено в 1992 году и закреплено официально в Законе РФ «Об образовании». Толковый словарь русского языка определяет «дополнительный» как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» — сделать более полным, прибавить к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо, добавить новые данные, сведения к тому, что сказано другим [30]. 

Заключение

В данной работе теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность совершенствования качества знаний по компьютерной графике учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Использование возможностей ИКТ для активного обучения учащихся - неотъемлемая часть стратегии модернизации и повышения качества подготовки учащихся. В мире всё более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании электронного обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры России создало реальные предпосылки для использования технологий дистанционного обучения. На этой основе появилась возможность использования систем дистанционного обучения, информационнообразовательной среды, способных обеспечить эффективное обучение за счет широкого доступа учащихся и преподавателей к высококачественным электронным образовательным информационным ресурсам, организации индивидуальных траекторий обучения, проведения непрерывного мониторинга качества полученных знаний, перехода к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения.

Таким образом, создание методики обучения на основе систем дистанционного обучения является актуальным и востребованным направлением исследования.

К основным результатам исследования можно отнести следующие:

1. Анализ литературы показал, что методике преподавания «Компьютерной графике» и вопросами применения ИКТ в обучении посвящено мало времени в школьной программе. Тем не менее, методические аспекты обучения «Компьютерной графике» на примере курса «графический дизайн для технологии ультрафиолетовой печати» с использованием дистанционных образовательных технологий мало изучены. Не было 55

предложено комплексного исследования обучения «Графического дизайна для технологии ультрафиолетовой печати» с использованием дистанционных образовательных технологий.

2. Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.

3. Ключевой фигурой в работе с обучающимися в любой системе дистанционного обучения является тъютор. Главными задачами преподавателя в дистанционном обучении являются: разработка учебного курса; разработка инструкции по обучению; консультирование обучающихся по предмету и помощь им в затруднительных ситуациях; контроль результатов обучения.

5. Для использования наиболее эффективных элементов традиционного и электронного обучения предлагается обучать по модели смешанного обучения, при которой образовательные Интернет-технологии используются в качестве поддержки традиционного образования. Использование в учебном процессе системы «Google Класс» позволяет:

- ввести новые формы проведения занятий (форум, чат, электронное консультирование);

- проконтролировать через систему индивидуальных заданий и электронного тестирования каждого обучающегося;

- организовать работу учащихся по индивидуальному графику;

- вести обучение удаленных учащихся;

- активизировать самостоятельную работу учащихся.

6. Обучение «Компьютерной графике» с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий имеет свою специфику.

Деятельность преподавателя при дистанционном обучении претерпевает существенные изменения. Понимание учащихся места и роли изучения «Компьютерной графике» в их профессиональной деятельности имеет большое значение. Интерес к занятиям подкрепляется обучением «Компьютерной графики» с использованием ИКТ, практикоориентированных занятий и дистанционных образовательных технологий.

7. При изучении теории подготовки файлов к печати необходимо разбивать лекции и методы на несколько более простых задач, которые, в свою очередь, разбивать на более простые подзадачи и так до тех пор, пока не появляются подзадачи, поддающиеся непосредственному решению. Получившаяся логическая цепочка задач представляет систему знаний по выбранной теме.

8. Разработана специализированная система проверки знаний у учащихся «Компьютерной графики» с применением встроенных систем тестирования в системе дистанционного обучения. Их активное использование помогает поддерживать нужный образовательный уровень учащихся, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил достоверность теоретических положений и эффективность предлагаемой методики обучения компьютерной графики на примере курса «Графический дизайн для технологии ультрафиолетовой печати» учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Список литературы

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. - 559 с.

2. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития// Внешкольник. - 1997. - № 9.

3. Белова, В. А. Должностные обязанности педагогических работников и учебно-воспитательного персонала образовательных учреждений и средних учреждений дополнительного образования. Выпуск 2 / В.А. Белова, И.Г. Корнеева. - М.: Перспектива, 2014. - 128 c.

4. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 c.

5. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Березина - М.: АНО «Диалог культур», 2007. - 512 с.

+ еще 26 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Разработка и реализация курса «графический дизайн» в дополнительном образовании обучающихся средней школы»
Раздел: Дизайн
Тип: ВКР
Страниц: 62
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика