Дипломная работа
«Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения»
- 89 страниц
ГЛАВА 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПОЭТА XX ВЕКА С.А. ЕСЕНИНА 7
1.1. Эпистолярный жанр в русской литературе XX в.: теоретический аспект исследования 7
1.2. Письма в творческом наследии С.А. Есенина 15
1.3. Эпистолярий С.А. Есенина: степень изученности вопроса 24
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭПИСТОЛЯРНОЕ И ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ С.А. ЕСЕНИНА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ 32
2.1. Жанр письма-послания в лирике С.А. Есенина 32
2.2. Эпистолярное и поэтическое творчество С.А. Есенина: поэтика и проблематика 36
2.3. Методические аспекты изучения творчества С. Есенина в школе 56
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность исследования. Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Однако на сегодняшний день данная проблема незаслуженно отходит на второй план: жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения. Это является следствием того, что в филологии на сегодняшний день существуют значительные лакуны в исследовании эпистолярного наследия художников слова. Тогда как эпистолярное наследие поэта, писателя или драматурга является важнейшей сферой исследования в русском литературоведении. Благодаря письмам можно приблизиться к пониманию художественного мировоззрения литературной личности, поскольку в письмах по-особенному раскрываются жизненные принципы, эстетические взгляды художников слова, несомненно, влияющих на творчество в целом. Это своеобразный индикатор душевного состояния адресата в тот или иной период его жизни и творчества.
Письма известных литературных деятелей - бесценный материал для изучения их жизни и творчества в социально-историческом и культурном контексте времени.
Эпистолярное наследие известного поэта XX века С.А. Есенина не является исключением. Оно помогает понять мировоззренческие позиции автора на протяжении всей его жизни. Есенинские письма можно рассматривать как уникальную страницу творчества поэта: это не просто документ, подтверждающий какую-либо информацию, а своеобразное художественное произведение, анализ которого мог бы стать самостоятельным объектом исследования.
Высказанные соображения позволяют говорить о том, что актуальность данного исследования складывается из двух взаимосвязанных ракурсов; с одной стороны, в современной науке востребованным видится изучение эпистолярного жанра в русской литературе начала ХХ века, с другой стороны, эпистолярий С.Есенина представляет собой малоизученное явление, чем и вызывает интерес для ее дальнейшего исследования.
Объект исследования - эпистолярный жанр русской литературы ХХ века.
Предметом исследования послужило эпистолярное творчество С.А. Есенина.
Материалом исследования стали стихотворения и письма 1910-х годов, особенности пересечения эпистолярного и поэтического наследия поэта. Выбор материала исследования обусловливается тем, что уже в раннем творчестве поэта проявляются мощные по силе и глубине духовные и эстетические убеждения, а также художественно-философские воззрения молодого поэта на судьбу родины в период наступающих исторических потрясений. Письма дают возможность узнать, как формировался талант у молодого Есенина. Они необходимы для понимания первых шагов поэта в литературе.
Цель исследования - проанализировать эпистолярное творчество С.А. Есенина раннего периода, определить особенности влияния изучаемого периода на художественное мировоззрение поэта в сопоставлении с поэтическим наследием того же времени.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сделать обзор научных, литературно-критических исследований по заявленной теме;
- определить степень изученности вопроса;
- дать представление об эпистолярном наследии поэта в целом;
- сделать выборку поэтических и эпистолярных произведений раннего творчества, сопоставить и выделить точки пересечения, проанализировав их;
- рассмотреть методические аспекты изучения жизни и творчества С.А. Есенина на уроках русской литературы, предложить пути решения проблемных вопросов в изучении данной темы.
Новизна работы обусловлена выбором аспекта исследования, не изученного в полной мере на сегодняшний день. Предпринята попытка анализа эпистолярного наследия С. Есенина в историко-культурном аспекте, что позволит расширить представления о его литературном пути, а также углубить знания о влиянии истории, культуры ХХ века на зрелый период творчества поэта.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, литературных критиков, исследователей, таких как Ю.Л. Прокушев, Н.И. Шубникова-Гусева, О.Е. Воронова, М.В. Скороходов, О.Н. Булахтина и др.
Методы исследования. В ходе работы синтезированы системный, историко-функциональный, хронологический подходы, а также принципы сравнительно-сопоставительного анализа литературных произведений.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для более глубокого изучения жизни и творчества Сергея Есенина на уроках по литературе в средней школе, в том числе и на занятиях элективных и факультативных курсов по русской литературе.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико-методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.
В первой главе рассмотрен теоретический аспект исследования, связанный с развитием эпистолярного жанра в русской литературе ХХ века в творчестве поэта Сергея Есенина, рассмотрена степень изученности вопроса на сегодняшний день.
Во второй главе представлен сопоставительный анализ эпистолярного и поэтического наследия С.А. Есенина раннего периода его творчества (1910-е г.).
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования. Список литературы включает 78 наименований. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 87 страницы.
ГЛАВА 1. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПОЭТА XX ВЕКА С.А. ЕСЕНИНА
1.1. Эпистолярный жанр в русской литературе XX века: теоретический аспект исследования
Эпистолярный жанр - жанр, характеризующийся следующими особенностями: наличием в произведении автора и адресата, «достаточно свободной композицией и устойчивых композиционных элементов (даты, места написания письма, обращения к адресату в начале и в тексте письма, заверения в дружбе и уважении в конце послания), стилевым и тематическим разнообразием, ярко выраженной индивидуальностью автора» [Логунова].
Это определение не претендует на исчерпывающую характеристику эпистолярного жанра, поскольку вопросы теории жанра находятся в развитии и данная работа является только попыткой определить эпистолярный жанр как вполне самостоятельный, но вместе с тем тесно взаимодействующий с другими жанрами.
Эпистолярный жанр и его развитие - это интереснейшая тема в русском литературоведении, так как он по праву считается самым ценным источником для восприятия художественного мировоззрения поэта или писателя, поскольку в письмах по-особенному раскрываются характеры художников слова, их эстетические взгляды, жизненные принципы, влияющие на их творчество в целом. Письма можно сравнить с лакмусовой бумажкой душевного состояния адресата в тот или иной период его жизни и творчества.
Эпистолярное творчество известных литературных деятелей имеет огромный интерес в среде исследователей. Это бесценный материал для изучения не только биографии литературной личности, но и общественно-политической обстановки времени, на которое приходится её творчество. В русской литературе есть немало достойных образцов художественной эпистолярной литературы, до сих пор интересных исследователям: «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, «Переписка» И.А. Тургенева, «Бедные люди» и «Роман в девяти письмах» Ф.М. Достоевского и др., как и само эпистолярное наследие А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других классиков и современников литературы [Урнов, 918].
Эпистолярный жанр в литературе является многомерным и разноплановым образованием, воплощающимся в текстах, «имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемые адресату для сообщения определенных сведений» [Бахтин, 180].
Вопросы эпистолярного жанра исследуется в социологии, истории, литературоведении, языкознании и т.д. Эпистолярные формы многообразны: письма путешественников, философские письма, любовные и т.д.
Современная филология большое внимание уделяет эпистолярной литературе, которая известна ещё с давних времён. Тексты шуточного характера, частные письма с различного рода вопросами, записи, документы, жалобы, написанные на берестяной грамоте, были широко распространены на Руси. В VIII-IX вв. письма носили нравоучительный характер, опиравшийся на христианскую религию и христианские заповеди («Послание архиепископа новгородского Василия»). Конкретным примером эпистолярного жанра нового этапа в развитии жанра может служить переписка Иоанна Грозного и А.М. Курбского (1564 г.), послания протопопа Аввакума (17 в.). С одной стороны, сохраняются традиции письма, заложенные античностью: использование художественных средств, придававших письму ясность, риторичность, законченность и др., а с другой появляется сближение с разговорной речью, что способствовало максимальному раскрытию характера автора письма, пониманию его языковой манеры [Логунова].
Размышления над эпистолярным жанром в литературоведении привели нас к выводу о необходимости изучения эпистолярного наследия художников слова в историко-литературном аспекте. На наш взгляд, изучение эпистолярного наследия помогает понять многие исторические процессы определённой эпохи, художественное мировоззрение литературной личности, а также формирует эстетический вкус у читателей. В частности, эпистолярная страница творчества С.А. Есенина обладает высоким культурно-историческим значением и является образцом культуры письма для современного поколения.
На сегодняшний день есениноведение - одна из самых разрабатываемых ветвей истории русской литературы, написаны и изданы десятки книг и монографий, исследующие различные аспекты творческого наследия великого русского поэта. Обращение к жизни Есенина продолжается и до наших дней, открываются новые аспекты изучения жизни и творчества поэта.
Среди многочисленных работ претендует на большую объективность те, в которых авторы, изучая личность художника (поэта, писателя), привлекают многочисленные и разнообразные документальные источники (дневники, воспоминания, письма, архивы), критические работы, тем самым достигая целостного изображения личности в историческом контексте. И в этом отношении эпистолярное наследие поэта давно привлекает внимание учёных- исследователей: ценные автобиографические сведения, отражение сложного внутреннего мира поэта, интересный материал по истории литературной жизни страны - все эти слагаемые писем С.А. Есенина позволяет учёным говорить об их высоком историко-литературном значении в жизни и творчестве великого поэта. Годы революции, грандиозные потрясения, перемена жизненного уклада, поиск истинных путей преобразовании крестьянской Руси - темы эти нашли отражение в эпистолярном и поэтическом творчестве С.А. Есенина. То, что он видел и пережил лично, поэт рассказал другим так, что это стало личным для миллионов. Его истинный талант воскресил живые картины настоящей жизни в слове.
На сегодняшний день эпистолярное наследие поэта С.А. Есенина нуждается в глубоком всестороннем анализе, так как литературоведы в своих исследованиях, как правило, обращаются к письмам как к инструменту, средству изучения художественного творчества поэта. Среди работ особого внимания заслуживает исследование О.Н. Булахтиной, в котором автор, выявляя сюжетные и стилевые пересечения эпистолярного и литературного наследия поэта, стремится описать творческий процесс С.А. Есенина в прочной связи литературного и эпистолярного творчества.
Вслед за О.Н. Булахтиной, анализировавшей сюжетные и стилевые пересечения в творчестве, мы рассмотрели пересечения на уровне содержания, но в отличие от неё мы не обнаружили противоречий в содержании между стихотворениями и письмами раннего творчества поэта. Творческая личность поэта С.А. Есенина раннего периода представляется нам цельной. Но если исследовательница рассматривала пересечения в контексте всего творчества поэта, то мы апробировали такой путь анализа только на примере творчества поэта 1910-х годов. Эпистолярное и поэтическое наследие 1920-х годов нами было затронуто только частично, когда в одном из параграфов мы рассматривали творческое наследие поэта в целом.
В процессе работы по поиску и анализу пересечений идейного и художественного содержания в поэзии и эпистолярии поэта мы также обратили внимание и на синкретичное образование эпистолярного и литературного творчества С.А. Есенина - жанр поэтического послания родным и близким людям, созданный поэтом в 1924-1925 годах.
Мы провели сопоставительный анализ поэтического и эпистолярного наследия поэта раннего периода с целью приблизиться к художественному видению поэта в тех или иных произведениях посредством комментария, анализа ряда писем и стихотворений, написанных в одно время и соотносимых по содержанию. Обращение к раннему творчеству поэта, а именно 1910-х годов обусловлено тем, что уже в раннем творчестве поэта видна сложность, а иногда и противоречивость его духовных и художественных исканий, повлиявших на творчество более позднего периода.
С.А. Есенин с первых творческих шагов обращает свой пытливый взор в прошлое, народную память и вместе с тем не менее пристально вглядывается в своё время. И первые его стихи о родине, первые мысли о её судьбе, увлечение «толстовством», тяготение к религиозным идеалам, тоска по чистой, искренней любви и даже мысли о смерти - всё это проявляется уже в раннем творчестве поэта.
Резюмируя вышесказанное, заключим, что чуткое проникновенное восприятие окружающей действительности, характерное для поэта С.А. Есенина, проявляется как в поэтическом творчестве, так и в некоторых его письмах, что дополняют картину о всём творческом процессе поэта в целом. Письма С.А. Есенина содержат и основу для создания произведений и поэтических образов, и эстетические взгляды по вопросам литературы и искусства, и художественное выражение глубины настоящей русской души.
Рассмотрение литературного процесса поэта без отрыва от эпистолярной страницы его творчества даёт более полное и широкое представление о путях развития и становления есенинского таланта.
На наш взгляд, подобный путь исследования наряду с традиционным анализом изучаемых в школе стихотворений позволит обогатить, углубить его дополнительным комментарием определенных фрагментов писем и некоторых стихотворений. Также обращение к письмам поэта расширит их представление о его жизни, по-особенному привлечёт их внимание силой искренности и подлинности содержания, излагаемого от первого лица. Возможно, эпистолярное наследие С.А. Есенина заинтересует их не только в качестве материала для самостоятельного чтения, но и самостоятельной научно-исследовательской работы, так как его эпистолярное наследие, как мы уже говорили, всесторонне и глубоко до сих пор не было изучено.
Раскрывая вопрос о творчестве С.А. Есенина в школе, мы выявляли некоторые проблемы в изучении жизни и творчества поэта в школе и, проанализировав пути их решения, предлагаемые отечественными филологами, выяснили, что работы есениноведов по изучению жизни и творчества поэта существенно углубили, обогатили и изменили представление о его месте в истории русской литературы 20 века. Следствием этого является то, что обновилась и методика преподавания литературы в школе, но на сегодняшний день остаётся нерешённой такая важная проблема в школьном преподавании, как ограниченное количество часов на изучение творческой биографии поэта, что и затрудняет глубокий охват эпистолярного наследия С.А. Есенина в школе. Нами была предпринята попытка условной классификации писем, в результате которой обнаружилось их тематическое сходство с ведущими темами лирических произведений поэта. На этой основе мы выдвинули тезис о том, что эпистолярное творчество в школе можно изучать на уроках, посвящённых литературно-творческой биографии поэта, и предложили с учётом данной разработки свой вариант конспекта слайд-лекции, посвященной жизни и творчеству С.А. Есенина.
Подобное исследование является лишь попыткой приблизиться к изучению пересечений поэтического и эпистолярного наследия Сергея Александровича Есенина. На сегодняшний день эпистолярный жанр в творчестве С.А. Есенина остаётся жанром, ещё ожидающим своего глубокого и всестороннего исследования. Эпистолярное наследие поэта обладает мощным потенциалом эстетического воздействия на читателя. Представляется интересным и значимым исследование писем С.А. Есенина как своеобразных художественных произведений. На наш взгляд, особенно ценными в художественном отношении являются его ранние письма к таким близким для него людям, как М.П. Бальзамова и Г. Панфилов. Испытывая тёплые и светлые чувства к ним, он был предельно честен и искренен в переписке с ними. Возможно, письма С.А. Есенина - это единственный уникальный источник, благодаря которому можно проследить, как развивался дар поэта и формировалось мастерство художника слова.
Постижение дарования поэта, своеобразия и отличительных особенностей его таланта, а также понимания и осознания непреходящей художественной значимости его произведений и по сей день актуально для каждого, кто хоть немного знаком с жизнью и творчеством великого поэта двадцатого столетия Сергея Александровича Есенина.
1. Азадовский К.М. Есенин и Клюев в 1915 году // Изд-во журнала «Звезда». - 2002. - 368 с.
2. Артёмова С.Ю. Поэтическое послание: бытование и смещение жанров // Вестник ТвГУ. - 2008. - № 14. - С. 5-12.
Астахов В.И. В Есенинском Константинове. - Рязань : Моск. Рабочий, 1984. - 23 с.
3. Базанов В.В. Материалы к биографии С.А. Есенина // Есенин и современность. - 1975. - С. 56-78.
4. Бакус Л. «Письмо к матери» С.А. Есенина как «авторская» песня: (к характеристике жанра) // Вопросы развития жанров в русской литературе и устном народном творчестве. - 1970. - С. 10-15.
5. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров. Т. 5. - М.: Худ. литература, 1996. - С. 159-206.
+ еще 72 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 89 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
МЕМУАРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРЫ СЕРГЕЕВНЫ АКСАКОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе