Дипломная работа
«Специфика обучения аффиксации цветообразования во французском языке в старших классах средней общеобразовательной школы»
- 91 страниц
Введение 3-5
Глава 1. Понятие аффиксации в теоретическом освещении. Роль аффиксации в обогащении словарного состава французского языка 6-9
Выводы по главе 1 10
Глава 2. Символика цвета в русском и французских языках
2.1. Цвет как лингвистический аспект межкультурой коммуникации 11-13
2.2. Понятие символизма во французской литературе 14-17
2.3. Роль цвета в восприятии человека 18-25
2.4. Анализ цветосемантических эффектов в поэтических произведениях 26- 30
Выводы по главе II 31
Глава 3. Примеры аффиксации на материале толкового словаря
3.1. Анализ цветообозначений, образованных при помощи аффиксации, на материале толкового словаря 32-58
Выводы по главе III 59
Глава 4. Методпродукт 60-62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63-64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65-70
ПРИЛОЖЕНИЕ 71-91
Человек живет в цветовом мире и цвет тысячью невидимых нитей связан с каждым из нас, но —взаимоотношения человека с цветом - одна из самых больших загадок” [Кукушин В.С., 1998: 18].
Понятие цвета всеобъемлюще и чрезвычайно важно для восприятия окружающей действительности реципиентом. Цвет имеет символическую сущность, поскольку с древних времен, а именно, начиная с античной и заканчивая современной литературой, на его основе строились контрастные сюжеты в произведениях. Каждый цвет может быть прочтен, как слово, истолкован, как символ, знак. Он, по своей природе, многозначен и может быть связан с красотой, любовью, чистотой и многими другими качествами, характеризующими современные тенденции.
Многие лингвисты, ученые, литературоведы были заинтересованы цветом, поскольку они занимались вопросами, каким образом формируются лексические единицы и какие лексические и синтаксические средства используются для воздействия на реципиента.
Цвет, произнесенный в виде слова намного сильнее, чем физический, т.к. произносящий вкладывает в него определенное отношение и коннотацию. Таким образом, формируется определенное содержание, в которое автор закладывает свое отношение к героям, событиям через цвет.
Сюжет в произведении может быть таким же контрастным (многоликим), как и цвет.
Цвет имеет отношение к современным реалиям, поскольку для привлечения внимания, менеджеры пытаются добавить новые цвета (приложение 2).
Проблема исследования цвета очень широка и мы хотели бы показать в работе, как такое морфологическое средство как аффикс, используемое при образовании новых оттенков цвета позволяет сформировать образ героев, а также их характеристики в произведении в целом.
Каждая лингвокультура имеет свою собственную языковую картину мира. В соответствии с ней носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявляется специфическое человеческое восприятие мира, которое зафиксировано в языке.
Представление о языковой картине мира восходит к идеям Вильгельма фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев о внутренней форме языка, а также к гипотезе лингвистической относительности, или лингвистического детерминизма Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа, основными положениями которой являются следующие: язык обусловливает тип мышления его носителей, способ познания окружающего мира зависит от языка, на котором осуществляется мышление.
То же самое касается и цвета, цвет един, но в разных этнических культурах он воспринимается по-разному. Цвет- это лингвистический аспект межкультурой коммуникации.
Цвет может выступать в роли стилистического приема. Цветообозначения способны передать основную идею текста, построить его, а также придать ему некую образность и экспрессивность, что позволяет читателям более ярко и точно представить образы главных героев и все происходящее в тексте. Именно поэтому им были заинтересованы поэты символисты (С.Малларме, П. Верлен, А. Рембо).
Суффиксы и приставки же, в свою очередь, позволяют выстроить морфологическую структуру определяемого и определяющего (существительных, прилагательных) таким образом, чтобы они выражали необычные цветовые сочетания и оттенки, способные украсить повседневную речь и оживить наскучившую реальность.
Они добавляют определенное значение, например, усиливают или, наоборот, снижают интенсивность какого-либо цвета или оттенка.
Вопросами аффиксации занимались такие исследователи, как Е. А. Земская(1973, 1992), Л.П. Крысина(1972,1975), Е.С. Кубрякова(1970, 1978), В.Н. Немченко(1994), М.В. Панова(1975, 1991), В.В. Виноградов(1952, 1975), Гущина Л. Н. и т.д.
С помощью цвета изображаются характеристики обыденных предметов и в связи с этим стоит отметить актуальность изучения функции цвета в методике и лингвистике.
Целью данной работы является выявление особенностей цвета, и, исходя из этого, следует отметить следующие задачи:
• Проанализировать справочную и художественную литературу;
• Выделить функции цвета и обозначить его качества и природу;
• Изучить способы образования аффиксации цветообозначений;
• Предпринять попытку реализации методического продукта.
Объектом дипломной работы являются примеры аффиксации цветообразования из художественных произведений таких авторов, как А. Рембо, М. Метерлинк (символизм), Г. Флобер (реализм), Э. Золя (реализм), Р. Ролан (реализм), Ж. Санд (романтизм) и Г. Де Мопассан (натурализм). Предметом нашей работы выступает специфика обучения аффиксации цветообразования во французском языке в старших классах средней общеобразовательной школы. Работа обладает практической ценностью, поскольку ее результаты могут быть использованы в качестве методической опоры в школе, а также на ее основе можно построить технокарту.
Структура дипломной работы: введение, 4 главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. ПОНЯТИЕ АФФИКСАЦИИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. РОЛЬ АФФИКСАЦИИ В ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Под аффиксацией понимается способ формирования новых слов за счет прибавления словоообразовательных аффиксов к различным основам. Аффиксация подразделяется на суффиксацию и префиксацию, которые значительно отличаются друг от друга.
Несомненно, аффиксальное словообразование является основным способом развития, пополнения и обогащения лексики французского языка. Оно не раз привлекало внимание исследователей, в том числе, и в историческом словообразовании. Это касается исследований, как в области префиксации, так и в области суффиксации (см. работы А. Дарместетера, К. Нюропа, Ш. Балли, А. Доза, Э. Пишона, Ж. Дюбуа, П. Гиро, О. Соважо, А. Марчанда, В.В. Виноградова, А.И. Смирницкого, Н.А. Катагощиной, Н.Д. Арутюновой, М.Д. Степановой, Ю.С. Степанова, Д.Н. Шмелевой, Е.С. Кубряковой, Г.С. Чинчлея, В.Г. Гака, Ю.И. Сусловой, И.С. Улуханова, и других).
Н.А. Катагощина была одной из первых, кто опроверг популярную в прошлом позицию многих французских лингвистов о том, что аффиксальная деривация во французском языке потеряла свою продуктивность [4, с. 28-41].
В свою очередь, продуктивность аффиксального способа связана с продуктивностью отдельных аффиксов: префиксов и суффиксов.
Образование производного слова посредством аффиксации- это очень сложный и неоднородный процесс. Аффиксация- самый распространенный способ словообразования, который представляет собой образование новых слов от основ существующих слов при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов). Если известно значение суффиксов и префиксов, то несложно догадаться о значении незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых.
По всей видимости, ни один способ образования не исследовался так часто и детально, как аффиксация. Аффиксальное словообразование всегда интересовало и до сих пор продолжает интересовать отечественных и западных лингвистов. Несмотря на многочисленные исследования, нельзя сказать о том, что проблемы аффиксации нашли свое решение.
Вот что пишут исследователи данного явления. Например, Г. О. Винокур утверждал, что функция аффикса состоит в том, что он дает увидеть ту же самую основу в другой перспективе, в одном из ее боковых освещений. Можно сделать вывод, что аффикс имеет какой-нибудь смысл только тогда, когда он применен к какой-нибудь основе, а не существует сам по себе.
А В.В. Виноградов отмечает, что прибавление аффикса грамматического характера не сказывается на лексическом значении основы. В книге «Исследования по русской грамматике» он пишет, что префикс изменяет только значение слова, в то время как суффикс создает новое слово, оформляет его как определенную часть речи.
Итак, аффикс (от лат. affixus — прикрепленный)- часть слова, имеющая грамматическое и лексическое значение и вносящая некоторое изменение в значение корня. Аффиксы подразделяются на
словообразовательные, которые образуют новые слова, и словоизменительные- выражают отношение слова к другим словам или к говорящему лицу. По положению относительно корня словообразовательные аффиксы делятся на стоящие перед корнем — префиксы, после корня — суффиксы также встречаются аффиксы, стоящие внутри корня — инфиксы.
Префиксы (приставки) изменяют значение слов, но само слово при этом не переходит в другую часть речи. Знание наиболее употребительных приставок, позволяет угадывать значение образованных с их помощью слов, если, разумеется, известно исходное слово.
Суффиксы и префиксы различаются не только своим положением по отношению к основе. Главное отличие в том, что префикс не изменяет лексическое значение исходного слова, новые слова остаются в той же части 7
речи. Например, « dire - predire, utile - inutile, mettre - promettre » и т. п. А при помощи суффиксов образуются слова, которые относятся к другой части речи. Например, от глаголов «circuler, separer, preparer» образуются производные существительные « circulation, separaHon, preparation »; от существительных « culture, forme, origine » образуются прилагательные « culturel, formel, originel (первоначальный; первобытный)» и т. п. Однако, есть суффиксы, которые не изменяют класс исходных слов-основ, например, «maison - maisonnette» - (существительные), «crier - criailler» (гоготать (о гусях), кричать (о павлинах и др.) 2) покрикивать 3) громко жаловаться, плакаться; брюзжать)» это глаголы и т.п.
В нашей работе мы изучили аффиксацию цветообозначений, а также предприняли попытку реализации метод продукта. В первой главе мы уделили внимание теоретическому аспекту: дали определение такому понятию, как аффиксация, а также выяснили, какие ученые занимались ее исследованием.
Во второй главе мы пришли к выводу, что разные культуры имеют совершенно разное представление о цвете. Его восприятие зависит от таких факторов, как: окружающая природа, темперамент народа, обычаи и традиции, эстетические нормы и религиозные воззрения зависело распространение того или иного цвета в костюме и предметах быта, в произведениях искусства.
К тому же, очень важно отметить, что цвет играет большую роль в зрительном восприятии, за счет которого многие предметы могут быть восприняты иначе.
В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, связанные с процессами активизации и напряжения (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами пассивизации и расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет можно отнести к обеим группам, поэтому его называют переходным.
Далее мы привели результаты исследования, в ходе которого было установлено, что зачастую разные люди воспринимают разные цвета по- разному, например, один человек под каким-либо обозначением цвета имеет в виду определенный оттенок, в то время, как другой человек воспринимает информацию по-своему. По словам психологов, понятия «цвет» не может существовать вне нашего восприятия.
Затем мы привели результаты опроса, где выяснили, какие ассоциации вызывает тот или иной цвет. Результаты получились довольно интересными и неожиданными.
Проанализировав цветосемантические эффекты в поэтическом произведении у такого французского автора, как Артюр Рембо, можно сказать, что цвет «оживляет» описание, делает его динамичным, гибким, подвижным и «выпуклым». Без цветов описание было бы бледным, не вызывало бы глубоких эмоций у читателя и было бы трудно понять состояние персонажей, их настроение.
В третьей главе мы привели примеры из толкового словаря (Abbyy Lingvo Live). Здесь мы проследили, как меняется смысл того или иного цвета. Как выяснилось, цвет приобретает довольно интересные значения и все это достигается лишь одним суффиксом или приставкой! Анализ примеров показал, что с помощью различных суффиксов и приставок получаются интересные цветовые сочетания и оттенки, которые довольно нечасто встречаются в повседневной речи, а суффиксы и приставки, в свою очередь, добавляют определенное значение, например, усиливают или, наоборот, снижают яркость какого-либо цвета или оттенка.
В четвертой главе представлена методика работы в старших классах средней общеобразовательной школы.
Таким образом, хотелось бы отметить, что цвет очень важен для восприятия окружающей действительности. Он имеет символическую сущность. Цвета и оттенки имеют множество значений и могут ассоциироваться с различными качествами и явлениями, а именно с красотой, любовью, отвагой, смелостью и другими. Как выяснилось, суффиксы и приставки могут придавать различные значения цвету и оттенкам. Поэтому, при чтении нужно обращать внимание на особенности соотношения цветообразования и аффиксации, т. е. как и на цвета, так и на аффиксы, которые играют огромную роль в более глубоком понимании мироощущения французских авторов.
1. Андреев Л. Г. Зарубежная литература XX века. М.: «Высшая школа», 2004.
2. Андреев Л. Г., Карельский А. В., Павлова Н. С. и др. Зарубежная литература XX века: учебник. М.: Высш. шк., 1996.
3. Арнольд И. В., - Семантика, стилистика, интертекстуальность. СПб, , 2013.
4. Арутюнова Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке /Н.Д. Арутюнова. - М., 1961.- 151 с.
5. Балашова Т.В, Французская поэзия XX века. М., 2002,пееризд. и доп. - 2017.М., «Наука».
+ еще 62 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Специфика обучения аффиксации цветообразования во французском языке в старших классах средней общеобразовательной школы» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 91 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение жанрового своеобразия пьесы у.шекспира «ричард iii» на факультативных занятиях в средней общеобразовательной школе
ВКР:
Особенности описания портрета женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «внешность» на уроках английского языка в старших классах
Дипломная работа:
Специфика определения уровня лексических знаний по английскому языку учащихся старших классов
Дипломная работа:
Особенности изучения средств смыслового выделения в художественных текстах по французскому языку в старших классах
Дипломная работа:
Проектная деятельность как метод формирования коммуникативной компетенции на английском языке на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной организации