Дипломная работа
«Эффективность использования междисциплинарных связей на уроках обществознания»
- 62 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ 7
1.1. Понятие междисциплинарных и внутрикурсовых связей 7
1.2. Классификация междисциплинарных и внутрикурсовых связей 14
1.3. Роль учителя в организации междисциплинарных и внутрикурсовых связей 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТОВАЗНАНИЯ 29
2.1. Методические особенности использования междисциплинарных связей на уроках обществознания 29
2.2. Методы, используемые на уроках обществознания с внутрикурсовыми связями 44
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 53
3.1. Описание проекта 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Современные веяния и тенденции в сфере развития как международного, так и конкретно российского образования предъявляют новые, все более усложненные требования к форме и содержанию организации учебного процесса. Данные тенденции и веяния закрепляются как посредством нормативно-правовых актов, обязывающих исполнять и претворять в жизнь новые требования, так и посредством изменения самой психологии образования, мировоззренческих установок и направлений движения человеческой мысли самих участников образовательного процесса, которые интенсифицируют свою деятельность, интегрируют различные формы и содержательные аспекты общего образовательного наполнения, применяют новые формы и методы обучения, а также восприятия образовательной информации. Среди данных инноваций и эволюционных изменений в образовательной сфере особняком стоят изменения в плане усиления значения междисциплинарных и внутрикурсовых связей, которые рассматриваются сегодня как обязательная часть содержания образования, которая должна быть включена в общий образовательный процесс, в особенности, в срезе ведения гуманитарных дисциплин, в особенности, в срезе использования данных приемов и принципов организации преподавания обществознания, как дисциплины, имеющей практически неограниченный потенциал для расширения и углубления своего содержания, а также, в плане своей прямой и косвенной взаимосвязи с иными предметами гуманитарного и иных циклов.
Таким образом, от эффективности использования данных приемов зависит возможность построения действительно актуального и развитого образовательного процесса, в соответствии с теми требованиями, которые сегодня к нему предъявляются со стороны как общества и государства, так и со стороны отдельной личности, заинтересованной в своем всестороннем и гармоничном развитии.
Актуальность темы. В данном исследовании подлежат рассмотрению проблемы и вопросы, связанные с организацией и внедрением междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания, что, безусловно, является частью общемировых тенденций на повышение качества и изменения содержательной и внешней стороны образовательного процесса, которые своей конечной целью имеют достижение максимально положительных результатов в области повышения качественной стороны образования.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливаются следующие требования к метапредметным результатам: В рамках ФГОС межпредметные связи в обучении являются интеграцией как минимум двух предметных областей. В связи с этим реализация межпредметных связей в процессе обучения обществознания полностью удовлетворяет заявленным требованиям.
Актуальность темы исследования подтверждается ситуацией постоянного всестороннего изменения фактического содержания обществознания как учебной дисциплины, которая представляет собой совокупность знаний и сведений об обществе, а общество, в свою очередь, подвержено постоянным системным и точечным изменения, оно является постоянно эволюционирующей структурой, к которой принадлежит, фактически, каждый человек, в независимости от его конкретных индивидуальных качеств и особенностей.
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является всестороннее изучение методов, связанных с определением и обеспечением эффективного использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания во всем многообразии и характерных чертах данных проявлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие междисциплинарных и внутрикурсовых связей, их сущность и особенности;
- изучить классификацию и функции применения междисциплинарных и внутрикурсовых связей в процессе обучения;
- проанализировать и изучить роль учителя в вопросах организации и применения междисциплинарных и внутрикурсовых связей в процессе обучения;
- рассмотреть особенности использования междисциплинарных связей на уроках обществознания;
- изучение и обозначение основных методов, используемых на уроках обществознания с внутрикурсовыми связями.
Объектом исследования является (процесс обучению обществознания) непосредственно вопросы и проблемы использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания.
Предметом исследования являются методические особенности использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания в контексте специфики их эффективного использования и применения.
Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, научная литература и электронные материалы.
Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с организацией и внедрением междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания достаточно хорошо изучены. В работах отечественных педагогов таких, как К. Д. Ушинский, Г. К. Селевко, Н. К. Крупская, И.П. Павлова, а также Л. С. Выготского отмечается позитивный вклад использования междисциплинарных связей.
Новизна данной ВКР заключается в актуализированной систематизации, дополненной теоретическими основами понятий, а также рассмотрена структура и видовое разнообразие.
Практическая значимость ВКР состоит в возможности применения изученного и собранного материала для дальнейшего использования в научных разработках и изысканиях по этой или смежной тематике, а также для практического использования на уроках обществознания.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и основными задачами исследования, она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ И ВНУТРИКУРСОВЫХ СВЯЗЕЙ
1.1. Понятие междисциплинарных и внутрикурсовых связей
Для решения всего комплекса проблем и нахождения ответов на вопросы возможностей эффективного использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей на уроках обществознания, представляется необходимым определиться с теоретическими основами данных понятий, с их структурой и видовым разнообразием, что позволит в дальнейшем более подробно осветить стоящие перед исследованием задачи и цели.
Само значение слова «междисциплинарный», если мы обратимся к специализированному словарю, дает нам ответ вполне логичный и очевидный ответ на вопрос о том, что же означает данное понятие, а именно: «касающийся двух или нескольких научных дисциплин, находящийся на их стыке» .
Исходя из очевидности значения первого слова, определение содержания слова «внутрикурсовой» будет рассматриваться нами как «касающийся конкретной научной дисциплины, ее содержания и взаимосвязи между отдельными содержательными блоками».
Данные положения вполне подтверждаются существующей терминологией в данной сфере, которая, к слову, одновременно и весьма обширна в плане существующих вариантов разбора обозначенных терминов, но в то же время, очень часто повторяется и описывает разными словами и формулировками одно и то же содержание.
Наиболее полным и емким, из общего количества наиболее часто встречающихся определений термина «междисциплинарные связи», нам видится это, звучащее следующим образом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных
отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих
образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» .
Представляется очевидным и то, что данное определение можно использовать и при рассмотрении межкурсовых связей, поскольку общая содержательная и даже структурная связь здесь в полной мере сохраняется.
При рассмотрении данных вопросов и проблем встает вопрос о соотношении термина «междисциплинарные связи» с термином «межпредметные связи», которые есть ни что иное, как система отношений между знаниями, умениями и навыками, формируемыми в результате последовательного отражения в средствах, методах и содержании изучаемых дисциплин тех объективных связей, которые существуют в реальном мире. Многими учеными и исследователями признается, что «междисциплинарность» есть синоним слова «межпредметность», хотя бы исходя из сути данных определений и того содержания, что они несут в себе. Кроме того, широкое хождение в академических и специализированных кругах имеет термин «межнаучные связи», под которым подразумевается как наличие возможности при помощи единых методов познания получать научные знания, так и сама способность изучать одни и те же объекты исследования .
Весь вопрос здесь заключается в том, какое из данных определений авторы используют в своих работах, исходя из собственных соображений, хотя бы в плане звучания того или иного термина в рассматриваемой обстановке. Логично, что использование слова «дисциплина» более подходит для высших учебных заведений, а слово «предмет» больше подходит общему образованию.
Если рассматривать некое обобщенное определение, мы получим исключительно педагогический продукт в рамках существования общих диалектических связей, которые подлежат своей реализации посредством организации учебного процесса.
Стоит обозначить, что «междисциплинарность» здесь имеет более узкое и целенаправленное содержание, нежели чем «межпредметность», поскольку используется в качестве одного из подходов к организации образовательного процесса, в качестве одного из основополагающих принципов такой сложной деятельности в отличие от слова «межпредметность». Именно поэтому нами и берется первый термин, поскольку он более специализирован и имеет более широкую базу, пусть даже речь и идет об уроках обществознания.
Междисциплинарные и внутрикурсовые связи занимают особое место в таком учебном предмете как «Обществознание», имеющий наибольший потенциал для реализации данных связей, поскольку сам по себе несет интегративные элементы из различных областей научного знания.
На основе этого вывода, а также рассмотрения данной тематики в контексте выпускной квалификационной работы нами были сделаны следующие выводы:
1) междисциплинарные связи - это система взаимных отношений между отдельными предметами, выполняющие образовательные, развивающие и воспитывающие функции, для формирования целостных и системных знаний у учащихся;
2) внутрикурсовые связи - это связи между отдельными содержательными блоками или же модулями, которые в своей совокупности формируют содержание предмета в целом.
Также в данной выпускной квалификационной работе рассмотрены классификации по типам и видам междисциплинарных и внутрикурсовых связей в рамках различных учебных дисциплин и отдельных курсов конкретной учебной дисциплины, которые построены на основе конкретных критериев, взятых за основу их разделения. На основе анализа имеющихся классификаций, нами были выделены следующие, практически использующиеся при процессе классификации критерии, а именно:
1) Критерий содержательного наполнения (факты, понятия, законы, теории, методы);
2) Критерий внешнего выражения (конкретизация организуемого процесса и получаемого результата);
3) Инструментальный критерий как выбор совокупности средств сообщения теоретического материала;
4) Временной критерий (локальные и эпизодические, среднедействующие и длительные);
5) Критерий глубины и полноты выраженности междисциплинарных и внутрикурсовых связей.
Рассматривая теорию, относящуюся к междисциплинарным и внутрикурсовым связям, можно сделать вывод, что главенствующие тезисы обозначены следующим образом. Во-первых, это большая исследовательская база для изучения теоретического материала и рекомендаций по использованию и внедрению рассматриваемых связей. Во-вторых, в рассматриваемой тематике ключевой является фигура преподавателя, который взаимодействуя с учениками, способствует успешному овладению всеми знаниями, умениями и навыками. Целью использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей является многостороннее развитие личности учащегося.
В качестве примера были рассмотрены междисциплинарные и внутрикурсовые связи обществознания с такими учебными дисциплинами, как литература, история, биология и информатика. Перечисленные интегративные связи позволят обогатить содержательное наполнение курса обществознания, также они способствуют детализированному прохождению тех или иных тем, что в свою очередь приносит действительную пользу и реальный положительный результат для учащихся.
По нашему мнению, именно учебная дисциплина обществознание имеет в себе богатейший потенциал для организации и реализации специфик использования междисциплинарных и внутрикурсовых связей по данному учебному курсу.
Следует обратить внимание на то, что уроки с использованием междисциплинарных и внутрикурсовых связей должны быть тщательно продуманными. Проводимые в таком стиле уроки не должны быть излишне перегружены информацией, стоит приводить адекватные сравнения и примеры, давать ученикам пространство для самостоятельного творческого самовыражения и многое другое.
Говоря о внутрикурсовых связях, мы упомянули понятие организация и осуществление вертикальной связи. Данный термин подразумевает объединение педагогом в учебном предмете «Обществознание» такого материала, который либо тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности, либо же образует систематизированный комплекс путем наращивания тем одна на другую, что приводит к возникновению между ними реальных устойчивых внутрикурсовых связей, формируя у обучающихся целостную общую картину, знаниевый багаж и многое другое.
Одновременно с этим отмечается потенциал применения и организации междисциплинарных и внутрикурсовых связей. Данная деятельность ограничивается только имеющимися творческими рамками самого педагога и обучающихся, а также имеющимися у них средствами. При соблюдении всех необходимых правил, при правильном целеполагании и отслеживании эффективности достигаемых результатов, организация внутрикурсовых связей, по аналогии со связями межпредметными, может и даже должна стать обязательным требованием не только посредством ее закрепления в нормативно-правовых актах и рекомендательных документах российской образовательной системы, но и во внутреннем чувстве необходимости применения таких связей у самих педагогов и даже у обучающихся.
Для конкретизации и наглядной демонстрации в практическом варианте всей описанной выше информации, нами были составлены методические рекомендации по эффективному использованию междисциплинарных и внутрикурсовых связей, которые позволят более конкретно описать возможности конструирования учебного содержания, основанного на принципе междисциплинарности как между предметами, так и между модулями и блоками отдельного предмета.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 28.02.2019.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) //КонсультантПлюс http://www.consu**ant.ru. (Дата обращения: 02.11.2018).
Литература
3. Абзалова, С. С. Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы / С.С. Абзалова // Молодой ученый. 2012. №4. С.387-388.
4. Аликулов С. Методические основы развития общетехнических знаний и умений учащихся посредством межпредметных связей: Диссертация на соискателя ученой степени к. п.н. Ташкент Пед. Унив. имена Низами, 2008. - 148 с.
5. Вяземский, Е.Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории: Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2017. 160 с.
+ еще 31 источник
Оригинал в pdf
Тема: | «Эффективность использования междисциплинарных связей на уроках обществознания» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 62 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Применение мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Учет, аудит и анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере ООО «Фьорд»
Дипломная работа:
Особенности формирования правосознания учащихся на уроках обществознания
ВКР:
Использование художественной литературы как средства обучения новой лексике на уроках иностранного языка
Дипломная работа:
Нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних учащихся на уроках обществознания