ВКР
«Особенности описания портрета женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «внешность» на уроках английского языка в старших классах»
- 84 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.1. Понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания 7
1.2. Языковые средства создания внешнего портрета человека в художественном тексте 17
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ . 25
2.1. Современная женская англоязычная проза как источник материала исследования 25
2.2. Внешний портрет женщины в современной англоязычной женской прозе 28
2.3. Лингвистические средства создания портрета женщины в художественном тексте 32
Выводы по главе 37
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВНЕШНОСТЬ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
3.1. Методика изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 38
3.2. Система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 46
3.3. Внеклассное занятие по чтению на тему «Внешность женщины» (на материале романа Д.Стил «The Gift») 53
Выводы по главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей описания портрета современной женщины в текстах современной англоязычной женской прозы и способам ознакомления с ними учащихся старших классов на уроках английского языка при изучении темы «Внешность».
Внешность человека всегда интересовала исследователей не только в области психологии, социологии, физиогномики, но и лингвистики. Для филологов данная область исследования интересна с точки зрения языкового отражения внешнего вида человека. Известно, что времена меняются, вместе с ними меняются представления человека о красивом и некрасивом. Язык же, будучи зеркалом быта и культуры любого народа, отражает в себе все эти перемены в виде появления новых словарных единиц или изменения значений уже существующих. Кроме того, понятие «внешность» всегда напрямую ассоциировалось с женщиной, т.к. именно женщины больше озабочены своим внешним видом, чем мужчины. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена не только нескончаемым интересом ученых к теме внешности, но и возможным появлением новых словарных единиц (или новых значений уже существующих) в данном лексико-семантическом поле, а также необходимостью расширять словарный запас учащихся по теме «Внешность» посредством систематической работы с художественными текстами на уроках иностранного языка.
Портретное описание - изображение внешности человека (персонажа произведения) с помощью вербальных средств является важной составляющей структуры художественного текста. Важность портретного описания в развертывании художественного повествования неоднократно отмечалась лингвистами (работы А.С. Горшеневой, Т.В. Насалевич, И.Р. Семенчука, А.Ю. Скачкова). Портретное описание является одним из средств характеристики персонажа, а, следовательно, и важным звеном прагматического воздействия автора на читателя. Портрет персонажа рассматривается с литературоведческих (B.C. Барахова, Б.Е. Галанов, В. Стайнер, Х. Уайтмейер) и языковедческих позиций. Исследователи изучают структурно-композиционный (Е.А. Гончарова, А.Н. Беспалов, И.В. Родионова), лингвостилистический (И.А. Быкова, А.С. Горшенева, К.Я. Куско), лингвокогнитивный (Л.И. Белехова, С.Ю. Селезнева) аспекты портрета. Думается, что, несмотря на многоаспектность подходов к изучению портрета, некоторые вопросы функционирования (роль) портретного описания в художественном тексте требуют дальнейшего освещения.
Объектом исследования являются тексты современной англоязычной женской прозы.
Предметом исследования являются лингвостилистические приемы, характеризующие внешность женщины в современной женской прозе.
Целью данной работы является анализ и обобщение особенностей описания портрета современной женщины в текстах современной англоязычной женской прозы и разработка урока домашнего чтения по английскому языку в старших классах с выходом на вокабуляр по теме «Внешность».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания.
2. Дать характеристику языковым средствам создания внешнего портрета человека в художественном тексте.
3. Проанализировать лингвостилистические средства, используемые для описания внешнего портрета женщины в современной англоязычной женской прозе.
4. Разработать методику изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах.
5. Разработать систему упражнений на основе прочитанного текста для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах.
Гипотеза исследования: т.к. внешность является одной из составляющих целостного образа человека, описание портрета современной женщины в женских романах осуществляется через разнообразие стилистических средств, что позволяет не только описывать внешность современной женщины, но и ее внутренние качества.
Методы исследования: анализ литературы исследования; синтез и обобщение теоретического и фактического материала по теме исследования, метод сплошной выборки, метод классификации и статистического подсчета.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен и систематизирован теоретический материал о понятии внешнего портрета и стилистических средствах, используемых для его создания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, в разработанных упражнениях на основе прочитанного текста для изучения темы «Внешность», а также в возможности его использования в практической деятельности учителя английского языка общеобразовательной школы в процессе изучения темы «Внешность» в старших классах.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИКЕ
1.1. Понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания
Портретное описание персонажа литературного произведения является мощным средством создания художественного образа. В литературоведческих исследованиях портрет персонажа рассматривается как средство раскрытия его внутреннего мира, что является важным для понимания идейного содержания художественного произведения. Основу для лингвистического анализа художественных произведений заложил известный отечественный языковед и литературовед А.А. Потебня, который отмечал, что эстетико-стилистический анализ художественных текстов является первым шагом в общем исследовании литературного языка [26: 87].
Понятие «портрет» может использоваться как в узком, так и в широком смысле. Е. Аксенова в «Словаре литературоведческих терминов» приводит следующее определение: «Портрет (от франц. Portrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности персонажа: его лица, фигуры, одежды, манеры себя вести» [2: 275]. Исследователь также отмечает, что самым простым портретом является скопированный с реально существующего человека натуралистический, паспортный портрет. Однако в литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность персонажа пытается раскрыть его внутренний мир, его характер. В психологическом портрете писатель через индивидуальные, присущие конкретному лицу черты, может обнаружить некоторые общие черты, присущие определенной социальной среде, профессии, категории населения и тому подобное. Портрет может быть абстрактным, без описания подробностей, может подчеркивать одну характерную черту, а может подавать всестороннее описание внешности персонажа [2: 276].
Мы говорим о «широком» толковании портрета, когда он вообще не отделяется от понятия персонажа (это в большей степени характерно для зарубежного литературоведения). Более узко это понятие рассматривается в отечественных стилистике, лингвостилистике, лингвистике текста и определяется так: портрет в литературе - средство характеров, типизации и индивидуализации персонажей. Писатели, имея в качестве основного предмета художественного изображения взаимодействие с окружающей средой, описывают изменения внешнего вида персонажей в конкретных ситуациях, во взаимоотношениях между ними. Пристальное внимание к портретам персонажей основывается на общей закономерности, согласно которой внутренние психические состояния людей отражаются в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), в динамике речи (интонация, темпоритм, тембр), дыхании и т.п., что помогает в процессе общения глубже понимать внутренний мир друг друга. Кроме того, одежда человека часто свидетельствует об его эстетических вкусах, чертах характера, имущественном положении, роде занятий. Поэтому писатели фиксируют как внешний вид персонажей, так и их внутреннее состояние, пытаются истолковывать соответствие или расхождение между их, так называемыми внешними и внутренними портретами [32: 546].
Важность психологической характеристики отмечает также и О.А. Мальцева в диссертационном исследовании «Лингвопоэтические особенности словесного художественного портрета в современном английском романе». По мнению исследовательницы, художественный портрет - это одно из средств создания образа персонажа, который заключается в описании его внешности и включает психологическую характеристику отдельных частей внешности: черт лица, мимики, фигуры, осанки, жестов, движений, одежды [21: 5].
Т.В. Насалевич предлагает собственное понимание понятия «портрет», в который привлекает авторское изображение внешней и психологической характеристики персонажа. При этом внешняя характеристика включает описание статических (черты лица, одежда и т.д.) и кинесических (мимика, жесты) черт персонажа [24: 6].
При этом следует отметить, что целью портретного описания обычно является конструирование образа, где отдельные черты указывают на существенные характеристики. Портрет выступает одним из средств индивидуализации персонажа. Кроме внешних физических характеристик персонажа, к портрету включаются сведения о его прическе, одежде, манерах, аксессуарах, то есть о том, что отражает вкусы, пристрастия, привычки - индивидуальность героя. Портрет в отличие от пейзажа определяет и социальную принадлежность персонажа, и входит в темпоральный континуум текста, потому что в костюме находит свое отражение и эпоха, и время года, и время суток [20: 142].
результате написания данной работы была достигнута ее цель: освещены и обобщены особенности описания портрета современной женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыто понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания.
2. Дана характеристика языковым средствам создания внешнего портрета человека в художественном тексте.
3. Проанализированы особенности описания внешнего портрета женщины в современной англоязычной женской прозе.
4. Разработана методика изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах
5. Разработана система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах.
Решение перечисленных задач позволило сделать несколько выводов.
Описание портрета в художественном тексте является словесным описанием внешности, характерных черт персонажа, иногда затрагивающих не только внешние черты, но и его внутренний мир.
Выбор лексики при описании портрета всегда является значимым, поскольку внешность, одежда и манеры могут многое рассказать о человеке и его характере; выбранная писателем лексика позволяет читателю верно интерпретировать образ.
Изучение словесных портретов женских персонажей позволило выявить ряд характеристик, являющихся типичными для описания женской внешности, большинство из которых совпадают с положительно оцениваемыми признаками внешнего портрета женщины. Для описания портрета современной женщины используются различные стилистические средства: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, комбинации
стилистических приемов и пр.
Отметим, что гипотеза исследования была подтверждена, а именно, описание портрета современных женщин в женских романах содержат в себе множество стилистических средств, что позволяет не только описывать внешность современной женщины, но и ее внутренние качества.
На основе собранного языкового материала были разработаны методика и система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах. Были предложены следующие упражнения: некоммуникативные упражнения и задания на приобретение знаний о форме ЛЕ; упражнения на приобретение знаний об основных понятиях; некоммуникативные упражнения для приобретения знаний о семантике (денотат, коннотация) ЛЕ; упражнений для формирования знаний о сочлененной ценности слова (синтаксическая и лексическая сочетаемость); упражнения на овладение знаниями об относительной ценности слова; формирования репродуктивных лексических навыков; условно-коммуникативные упражнения для автоматизации действий учеников с ЛЕ активного минимума; коммуникативные упражнения.
Данные методика и система упражнений направлены на формирование лексической компетенции обучающихся в процессе изучения темы «Внешность», включающей в себя лексические навыки, знания и общую языковую осознанность или способность (language awareness) их использования обучающимися в речи.
Согласно плану-конспекту урока внеклассного чтения был проведен урок в 10 классе. Учащимся было предложено прочитать отрывок из романа Даниэлы Стил «Дар». В ходе занятия был введен и отработан вокабуляр на тему «Внешность» на примере описаний женских персонажей произведения.
1. Адьякова Т., Иванютенко А. Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе как ресурсы конструирования гендерных идентичностей молодых женщин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.so**io.msu.ru/l/library.
2. Аксенова Е. Портрет // Словарь литературоведческих терминов / Ред. и сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - С. 275-276.
3. Аминова A.A., Махмутова А.Н. Аксиологические особенности концепта «женщина» в русском, английском и татарском языках // Сопоставительная филология и полилингвизм: сб. науч. тр. / Казан, гос. ун-т. - Казань, 2003. - С. 19-26.
4. Андроникова М.И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и в кино / ред. С.С. Гинзбург. - М.: Наука, 1974. - 199 с.
5. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М.: Просвещение. 1964. - 483 с.
+ еще 50 источников
Тема: | «Особенности описания портрета женщины (на основе англоязычной женской прозы) при изучении темы «внешность» на уроках английского языка в старших классах» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 84 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Средства создания образа россии в современном газетном дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в старшем звене
ВКР:
Средства создания образа россии в современном газетном дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в старшем звене
Дипломная работа:
Анализ речевых реакций на директивные высказывания в англоязычном диалогическом дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней школе
ВКР:
Анализ речевых реакций на директивные высказывания в англоязычном диалогическом дискурсе и ознакомление с ними на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Дипломная работа:
Анализ и обобщение особенностей описания портрета современной женщины в текстах современной англоязычной женской прозы