Дипломная работа

«Пенсионная реформа: отечественный и зарубежный опыт»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

Глава 1.Пенсионное реформирование: понятие, предпосылки, цель….7

1.1 Пенсионная система: понятие, виды…7

1.2 Социальные факторы пенсионного реформирования…14

1.3 Сущность пенсионного реформирования….20

Глава 2.Сравнительный анализ пенсионной реформы в отечественном и зарубежном опыте….26

2.1 Отечественный опыт пенсионного реформирования…26

2.2 Зарубежный опыт пенсионного реформирования….31

2.3 Перспективы использования опыта зарубежных стран в развитии пенсионной системы России…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…47

Приложение 1…52

Приложение 2…53

Введение

В системе социального обеспечения, как пенсионного, так и медицинской помощи, с начало ХХ века сосуществовали системы Бисмарка и Бевериджа. Первая, если говорить о пенсионном обеспечении, основывалась на обязательном пенсионном страховании, где страхователями работающих, выступали работодатели. Вторая на основе сочетания бюджетной помощи лицам, достигшим возраста нетрудоспособности в сочетании с частными добровольными взносами со стороны работодателей и самих работников.

Обязательно пенсионное страхование со стороны государства или работодателей основывалось на принципе солидарности. Взносы работающих идут на пенсионное обеспечение тех, кто уже на пенсии. Но, в конце ХХ века возникли проблемы, связанные с:

1. Снижением рождаемости.

2. Ростом продолжительности жизни.

В результате возникла диспропорция между численностью работающих и численностью пенсионеров. К 2030 году доля пенсионеров составит 30%. Это на одного пенсионера будет приходиться 1,5-2 работающих.

Причем прогнозируют к 2050 году в развитых странах соотношение между работающими и неработающими (пенсионерами, детьми) один к трем. Проблему в будущем можно решать за счет роста современных технологий, позволяющих значительно повысить производительность труда, но этот требует более справедливого перераспределения экономических благ.

В связи с этим возникло три актуальных направления пенсионного реформирования:

1. Повышение пенсионного возраста параллельно с ростом продолжительности жизни.

2. Сочетания в пенсионном обеспечении долей обязательного пенсионного страхования и добровольного с ростом удельного веса последнего.

3. Развитие системы индивидуального пенсионного страхования.

Все страны по-разному приступили к пенсионному реформированию, везде сформировались свои национальные модели пенсионных систем. И все страны находятся на разных этапах пенсионного реформирования.

В системе пенсионного страхования участвуют не только государственные пенсионные фонды, но различные негосударственные пенсионные фонды. В нашей стране развитие негосударственных пенсионных фондов потерпело крах. Причины этого надо определить и предусмотреть в их дальнейшем развитии без чего не обойтись в перспективе развития новой пенсионной системы.

Появляются новые тенденции развития постиндустриальной экономики, для которой характерен рост доли сферы услуг, а в ней все в большей степени развивается сфера самозанятости. Поэтому и становится актуальным создание системы обязательного пенсионного страхования для данной категории экономически активного населения, вовлечения их в систему негосударственного пенсионного самострахования. И здесь в разных странах находят свои оптимальные решения.

Изучение опыта пенсионного реформирования в различных странах и учет опыта реформирования пенсионной системы в нашей стране, основных ошибок и просчетов может позволить определить перспективы дальнейшего пенсионного реформирования в нашей стране. Важность данного сравнительного анализа моделей пенсионного реформирования в отечественном и зарубежном опыте и обуславливает актуальность дипломной работы.

Степень изученности темы. Тема пенсионного реформирования за последние два десятилетия много исследовалась отечественными и зарубежными учеными. Если по вопросу модели трёхуровневого пенсионного страхования особых разногласии нет, то возникают разногласия по поводу повышения пенсионного возраста. Здесь нельзя подходить огульно, необходимо учитывать особенности профессии, климата в стране проживания и работы, и другие факторы. Повышение пенсионного возраста должно быть дифференцированным с возрастной «вилкой» для выхода на пенсию с учетом реального уровня трудоспособности.

Объект исследования- общественные отношения, связанные с изменением права социального обеспечения.

Предмет исследования- нормативны акты права социального обеспечения, их развитие, обеспечивающие пенсионную систему РФ.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа опыта пенсионного реформирования в России и зарубежных странах выявить перспективные направления стратегического реформирования пенсионной системы в нашей стране.

Задачи:

1. Провести анализ основных понятий и видов пенсионной системы.

2. Изучить основные социальные факторы пенсионного реформирования.

3. Рассмотреть сущность пенсионного реформирования.

4. Проанализировать отечественный опыт пенсионной реформы.

5. Проанализировать зарубежный опыт пенсионной реформы.

6. Определить перспективы использования опыта зарубежных стран в формировании модели пенсионной системы России.

Гипотеза исследования заключается в том, что наиболее оптимальная модель пенсионной реформы в нашей стране должна строиться на трех уровнях пенсионного страхования:

1. Обязательное пенсионное государственное страхование на основе взносов работодателей за своих работников.

2. Добровольное страхование со строны работодателей за работников работодателями с направлением взносов в различные негосударственные пенсионные формы.

3. Индивидуальные взносы, отчисляемые самим работником.

Материалы исследования (эмпирическая база) составляют статистические данные СФ РФ, Росстата, научные статьи, материалы сети интернет.

Методы исследования: аналитический, структурно-функциональный, правовой анализ, дескриптивный.

Научная новизна заключается в комплексном обобщающем анализе пенсионных реформ зарубежных стран и отечественного опыта.

Теоретическая значимость обуславливается формулированием уточнений отдельных понятий по теме исследования.

Практическая значимость обуславливается возможностью использования результатов сравнительного анализа пенсионного реформирования в отечественном и зарубежном опыте при построении концепции пенсионной реформы и ее уточнении.

По структуре работа включает введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список использованных источников, два приложения.

Фрагмент работы

Пенсия может быть только в денежной форме. Считается, что источник пенсии трудовые доходы. Но сейчас человек может делать взносы в пенсионный фонд взнос с любых своих доходов. Сейчас переход к рыночной экономике обусловил появление возможностей заботы о собственном будущем, «работе на старость», возможность трудиться и откладывать. Идея размещения определенного процента от заработной платы получила свое распространение, появилось множество негосударственных фондов, банковские счета которых под процент помещали накопления, накапливали их.

Подобная практика существовала на тот момент во многих странах и являлась новым подходом к улучшению жизни всех членов семьи, в том числе утративших трудоспособность в виду старости или инвалидности. Основой нового подхода была договоренность между работником и выбранным накопительным пенсионным фондом, далее открытие личного накопительного счета и предоставление работодателю номера этого счета для отчислений в фонд части заработной платы в виде пенсионного взноса.

Заключение

Выявлены социальные факторы пенсионного реформирования:

1. Демографические диспропорции между работающими и неработающими требуют перехода к инвестиционной модели пенсионного обеспечения, а также повышения возраста, дающего право на получения пенсии.

4. Поэтапное сокращение бюджетно-финансовой зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечение взаимосвязи формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу .

В наше время пенсионная система базируется на пенсионном страховании. При этом в основе их две системы: накопительная, перераспределительная.

В обеих системах есть преимущества и недостатки.

1. В распределительной системе размер пенсии единообразен, так как государство императивно устанавливает нижний и верхний уровень выплат и взносов. Это позволяет достичь социального согласия в обществе посредством защиты минимального дохода.

2. Накопительная пенсионная система основывается на капитализации взносов и принципе персонификации пенсионных счетов. Страховые взносы и пенсия накапливаются в пенсионном фонде на индивидуальных счетах. Индивидуальные взносы приращиваются путем капитализации вплоть до наступления пенсионного возраста.

3. Направление реформирования – это создание трехуровневой системы, составляющей пенсионное обеспечение. В которой на разных уровнях используются преимущества перераспределительной и накопительной пенсионных систем.

4. Другое направление пенсионного реформирования – это повышение пенсионного возраста. Демографические изменения, происходившие в большинстве западных стран в XX веке, не обошли стороной и Россию: на фоне стремительно снижающейся смертности населения так же быстро падала и рождаемость. Согласно среднему варианту прогноза ООН, к 2050 году почти каждый третий человек в России будет находиться за порогом 60 лет.

Изучение зарубежного опыта показало, что в странах, лидирующих в международных рейтингах пенсионных систем, последние основаны на взаимодействии всех компонентов (и распределительных, и накопительных) и это диверсифицирует риски каждого отдельного компонента. С одной стороны, за счет существования накопительных компонентов уменьшаются демографические риски, характерные для распределительных государственных

А с другой стороны, наличие распределительного компонента способствует снижению рисков, связанных с финансовым рынком, от которого зависят накопительные пенсии. Вместе с тем даже в таких странах происходит перманентное усовершенствование условий, связанных с формированием пенсионных планов.

Условия участия в накопительной пенсионной системе в России многократно менялись, создавая сложности в понимании необходимости нововведений для участников накопительной системы. В настоящее время на повестке дня — восстановление накопительной системы в стране. Путей такого восстановления не много, и все они не являются идеальными. Возможно, что формирование накопительной пенсии за счет внесения добровольных взносов, а также софинансирования взносов государством на данном этапе исторического развития будет лучшим вариантом из возможного.

Необходимо сформировать комплексную систему пенсионного обеспечения для групп с разными доходами:

1) социальная пенсия для неработающих (имеющих низкий стаж работы в формальном секторе) и низкодоходных сотрудников неформального сектора;

2) базовая пенсия для низкодоходных работников формального сектора;

3) комбинированная пенсия для среднедоходных категорий;

4) комбинированная-альтернативная пенсия для высокодоходных категорий.

С учетом роста самозанятости, возможным решением вопроса пенсий для данной категории будет обязательный взнос в виде 30% от МРОТ.

Повышение возраста назначения пенсии по старости не должно исключать основания для фактического прекращения работы и выхода на пенсию по медицинским основаниям.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pr**o.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях"// Российская газета от 31 декабря 2013 г. N 296

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии// Российская газета от 30 декабря 2013 г. N 295

4. Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий// Российская газета от 5 октября 2018 г. N 223

Литература:

5. Богачева О. В, Фокина Т. В. Оценка эффективности социальных налоговых расходов в странах ОЭСР // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). С. 22–36.

+ еще 31 источник

Примечания

оригинальность 70%

Покупка готовой работы
Тема: «Пенсионная реформа: отечественный и зарубежный опыт»
Раздел: Государство и право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика