Дипломная работа

«Психологическое благополучие женщин в условиях «позднего» материнства»

  • 154 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

1.1. Теоретическое исследование проблемы психологического благополучия 7

1.2. Структура психологического благополучия и его компоненты . 14

1.3. Подходы к понятию материнства, позднего материнства, его функции, место материнства в жизни современной женщины 34

Выводы по первой главе 48

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ «ПОЗДНИХ» И МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ 51

2.1. Организация и методики исследования 51

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 56

2.3. Программа психологической поддержки для женщин в условиях «позднего» материнства 70

Выводы по второй главе 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Введение

Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в психологии, поэтому интерес к ней сохраняется на протяжении всей истории психологической науки. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию. Вместе с тем, на рубеже XX и XXI веков под влиянием активно развивающегося экзистенциально - феноменологического подхода к личности формировалось представление о недостаточности медицинской модели психологического благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии «здоровье-болезнь» и обращение исследователей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследования данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия.

Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных в науке областей. Изучение материнства в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних, при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей, при изучении проблемы ценностных ориентаций женщин-матерей и т.д. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение. При всём разнообразии подходов при изучении материнства, систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Проблема готовности женщин к материнству остается достаточно проблематичной. Также недостаточно изученными являются вопросы специфики проявления психологического благополучия женщин - так называемых «поздних» матерей. В данной работе предполагается рассмотреть теоретические подходы к понятию психологического благополучия личности, различные определения этого понятия, теории зарубежных и отечественных ученых, изучить составляющие психологического благополучия в различных классификациях, рассмотреть теоретические подходы к проблеме материнства, а также провести исследование по изучению психологического благополучия женщин в условиях «позднего» материнства.

Актуальность работы состоит в рассмотрении понятия психологическое благополучие в различных теоретических концепциях, различных классификаций его компонентов, теоретические подходы к проблеме материнства, «позднего» материнства, понятию, функциям материнства, а также в проведении исследования выраженности компонентов психологического благополучия у женщин, являющихся «поздними» матерями.

Цель исследования: изучение психологического благополучия женщин в условиях «позднего» материнства.

Объекты исследования: психологическое благополучие и материнство.

Предмет исследования: различие психологического благополучия у молодых и «поздних» матерей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исследования психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить понятие психологического благополучия, его структуру и компоненты.

3. Исследовать проблему материнства в отечественной и зарубежной психологии, его сущность и функции.

4. Выявить различия выраженности компонентов психологического благополучия у молодых и «поздних» матерей.

5. Разработать программу психологической поддержки для женщин в условиях «позднего» материнства.

Гипотезы исследования: предполагаем, что будут выявлены различия выраженности компонентов психологического благополучия у молодых и «поздних» матерей.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теоретические исследования психологического благополучия личности - Н. Бредберн, Э. Динер, Д. Канеман, Р.М. Райан, Э.Л. Диси, М. Селигман, М. Аргайл, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Рифф, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, А.В. Воронина, С.А Минюрова., Л.В. Карапетян, О.С. Ширяева, Д. Хартер, Т. Рат;

- исследования по проблеме материнства - Д.В. Винникотт, М. Малер, Д. Боулби, М. Мид, Э. Бадинтер, Г.Г., Р. Шпиц, Г.Г. Филиппова, Е.И. Захарова, А.Я. Варга, С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева; позднего материнства Г.Г. Фи-липпова, Е.И. Захарова, Е.Н. Русанова, Л.Ю. Архипова, Е.Н. Карташова, М. Мирскюля, К. Барклай, Т. Селваратан;

- исследования по проблеме родительства - Р.В. Овчарова, М.С. Ерми- хина Е.В., Е.Г. Смирнова, Л.Ф. Обухова, В.Н. Дружинин, В.В Бойко; профессиональной востребованности личности - Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько, И.А. Акидинова, уровня субъективного контроля - Дж. Роттер, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд.

Методы исследования.

I. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез, интерпретация научной литературы по теме исследования.

II. Эмпирические методы: тестирование, которое представлено следу-ющими методиками:

1. Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко;

2. Опросник «Сознательное родительство» Овчаровой Р.В., М.С. Ерми- хиной;

3. Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А.М. Эткинда;

4. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) Е.В. Харитоновой, Б.А. Ясько.

Методы математической обработки данных: вычисление первичных статистических показателей, для обработки результатов и их интерпретации использованы пакет MS Excel программа SPSS Statistics 17.0. Достоверность различий установлена по непараметрическому U критерию Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: МБОУ ДО ЦППМСП «Семья» ГО г. Уфа.

Выборка исследования: в исследовании приняло участие 90 испытуемых, из них 45 женщин, родивших детей до 25 лет, а также 45 женщин, родивших детей после 35 лет. Возраст первых детей не превышает 7 лет. Средний возраст молодых матерей составляет 27 лет, средний возраст «поздних» - 46 лет.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в работе результаты расширяют и углубляют теоретические представления по теме психология материнства и психологическое благополучие личности.

Практическая значимость исследования. Полученные эмпирические результаты исследования позволяют выявить выраженность психологического благополучия у двух групп матерей: молодых и «поздних». Результаты работы могут быть полезны психологам различных специализированных учреждений, которые работают с женщинами - матерями, в т.ч. поздними матерями. Программа психологической поддержки женщин - матерей может быть использована для повышения уровня благополучия матерей любого возраста, как «поздних», так и молодых.

Научная новизна исследования. Проблема психологического благополучия «позднего» материнства впервые изучается с точки зрения таких его компонентов как профессиональная востребованность, локус контроля, сознательное родительство, личностный рост, самопринятие, управление средой, автономия, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выраженность компонентов уровня психологического благополучия у «поздних» матерей выше, чем у молодых по таким компонентам как позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система, психологическое благополучие.

2. «Поздние» матери являются более востребованными в профессии, чем молодые.

3. У «поздних» матерей в отличие от молодых матерей преобладает интернальный локус контроля. Выявлены статистически достоверные различия по шкалам общей интернальности, в области неудач, семейных, производственных, межличностных отношений, здоровья и болезни.

4. «Поздние» матери являются более осознанными родителями по таким его компонентам как родительские позиции, родительская ответственность и сознательное родительство.

Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, обеспечивается использованием совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; применением стандартизированных методик исследования; репрезентативностью и объемом выборки; использованием методов математической статистики, адекватных задачам исследования.

Апробация исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии БГПУ им. М. Ак- муллы и были опубликованы в сборниках «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2019г.), «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 2019г.)

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, программы тренинга, выводов, заключения, списка литературы из 70 источников. Работа изложена на 89 страницах машинописного текста и включает 5 таблиц, 4 графика, 4 приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Теоретическое исследование проблемы психологического благополучия

Изучение проблемы психологического благополучия имеет глубокие корни в истории философии, психологии, социологии и других наук. В настоящий момент данный феномен все больше интересует исследователей, в связи, с чем количество работ по данной тематике с каждым годом растет. При знакомстве с различными трудами выявляется, что сегодня определение психологического благополучия соотносят с рядом нескольких понятий - синонимов: «субъективное благополучие», «личностное благополучие», «счастье», «опти-мизм», «удовлетворенность жизнью», «комфорт». На начальных этапах исследования благополучие изучалось именно как ощущение эмоции счастья.

Понятие «психологическое благополучие» исходит из двух терминов: «психологическое» и «благополучие». Благополучие - объективная ситуация жизни или состояние человека, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в собственных глазах, глазах его близких и окружающих. «Психологическое» относится к внутреннему миру человека, но это такое внутреннее, которое не совсем рациональное, которое не возможно описать строго логическим путем или выходит за рамки целесообразности и разумности [6].

Психологическое благополучие - это «позитивное функционирование личности по К. Рифф; «системное качество человека, основанное на психосоматическом, психическом и психологическом здоровье» - по Фесенко П.П.; «хорошее функционирование» по Диси; «переживание удовлетворенности собственной жизнью» по Минюровой; «интегральная характеристика, вклю-чающая психическое и социальное здоровье» по Овчаровой и др. [6].

Психологическое благополучие исключает душевное нездоровье, а именно пониженное, неустойчивое, или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Усталость, страхи, раздражение, обиды, неспособность переносить жизненное напряжение - это уже характеристики психологического и душевного неблагополучия. Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты - признаки ослабления душевного здоровья. Депрессия и невроз - это уже явное ду-шевное нездоровье, психологическое неблагополучие.

Наряду с понятием «психологическое благополучие» в литературе часто встречается понятие «субъективное благополучие», введенное Эдом Динером, включающее в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, и также ценностные ориентации личности. Л.В. Карапетян провела семантический анализ термина «субъективное благополучие», которое определяется человеком как субъектом состоянием удовлетворения, основанное на достижении необходимых благ, не всегда совпадающее с объективными условиями [23]. Как отмечает Л.В. Жуковская, психологическое благополучие имеет ряд отличий от субъективного благополучия. Психологическое благополучие больше связано с характеристиками поведения, чем с чувствами и аффектами, оно характеризует процесс достижения цели, а не ее достижение [20]. Субъективное благополучие - понятие, выражающее отношение самого человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим решающее значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.

Понятие «психологическое благополучие» вошло в состав научных терминов довольно давно, и на данный момент существует многообразие подходов к определению содержания данного понятия. Рассмотрим, какое значение вкладывают в понятие «психологическое благополучие» различные авторы.

Выяснению источников счастья был посвящен самый ранний анкетный опрос и был проведен в начале века американским психологом Дж. Б. Уотсоном. Позднее, в начале 40-х годов, известный психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни" [3]. Один из первых литературных обзоров по вопросам счастья с точки зрения психологии был опубликован еще в 1967 г. Уилсоном. С 1974 г. регулярно стали появляться публикации и издания, так или иначе касающиеся вопросов благополучия и счастья. Стали выходить такие значительные работы, как к примеру, «Корреляты счастья», автор - Руут Винховен, «Основы гедонистической психологии», авторы - Д. Канеман, Э. Динер и Б. Шварц [3].

Позитивная психология впервые в зарубежной психологии сделала психологическое благополучие предметом исследования в попытках выяснить, какие факторы способствуют расцвету личности.

Заключение

В заключение можно сказать, что проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века. В зарубежной литературе понятие психологического благополучия рассмотрено гораздо полнее, нежели в отечественной. Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, делятся на несколько групп. Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. Наряду с понятием «психологическое благополучие» в литературе часто встречается понятие «субъективное благополучие», введенное Э. Динером, включающее в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, и также ценностные ориентации личности. Основными теоретическими концепциями являются теории Н.Бредберна, Э.Динера, М. Селигман, М. Аргайл, А.Маслоу, К.Рифф.

Психологическое благополучие личности имеет свою довольно сложную структуру. В нем, как и в других составляющих, целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением. Все составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Современную основную теорию структуры психологического благополучия представила К. Рифф. В эту структуру вошли шесть компонентов- самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины. Представители феминистского подхода (Э. Бадинтер) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология) рассматривают материнство, прежде всего, как долг, работу. В работе рассмотрены два аспекта материнства - с точки зрения материнско- детского взаимодействия и материнство как сфера личностного развития женщины.

Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных наукой областей. Необходимо изучение различных аспектов феномена материнства.

Целью данной работы являлось как изучение теоретической составляющей проблемы психологического благополучия женщин-матерей, так и проведение эмпирического исследования особенностей психологического благополучия женщин в условиях позднего материнства, а также подтверждение либо опровержение выдвинутых гипотез.

В ходе исследования были решены следующие задачи: I этап -изучение научной литературы, подготовка теоретической части работы, II этап: эмпирическое исследование уровня психологического благополучия женщин-матерей (январь -март 2020 г.), III этап: количественный и качественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, оформление работы. (апрель-май 2020г.)

В настоящей работе были изучены такие компоненты психологического благополучия личности как собственно психологическое благополучие личности по К. Рифф, уровень субъективного контроля, уровень сознательного родительства и профессиональную востребованность личности. Проведено эмпирическое исследование, т. е. проведено тестирование 90 женщин-матерей по четырем выбранным методикам.

Проведен анализ различными методами: анализ первичных данных (вы-ведение средних величин), анализ достоверных различий с использованием U- критерия Манна-Уитни. Математико-статистическая обработка данных проведенного исследования была проведена с использованием программы SPSS statistics 17.0.

По результатам эмпирического исследования, согласно положениям, выдвинутым на защиту, мы выяснили, что: выраженность компонентов психологического благополучия у «поздних» матерей выше, чем у молодых по следующим компонентам: позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система, психологическое благополучие; «поздние» матери являются более востребованными в профессии, чем молодые; по изучению уровня субъективного контроля получены статистически достоверные различия - по шкалам: общей интернальности, в области неудач, семейных, производственных, межличностных отношений, здоровья и болезни, т.е. у «поздних» матерей, со-ставивших выборку данного исследования преобладает интернальный локус контроля; «поздние» матери являются более осознанными родителями по таким компонентам родительства как: родительские позиции, родительская ответственность и сознательное родительство.

Таким образом, поставленная цель работы достигнута, можем с уверенностью констатировать различия в выраженности компонентов психологического благополучия у поздних матерей, т.е. поздние матери являются более психологически благополучными, чем молодые.

По результатам исследования была разработана Программа психологической поддержки для женщин в условиях «позднего» материнства. Данная Программа позволит повысить уровень психологического благополучия женщин-матерей, осознать свой локус контроля и изменить его, научиться навыкам сознательного родительства, ответственности, повысить самооценку в профессиональной деятельности, восстановить конституционально - психологический резерв личности.

Список литературы

1. Акидинова И.А. Особенности самоактуализации личности в професиях раз-личного уровня социального престижа: Автореф. .дис. кан. психол. наук. - М.: 2000. - 27 с.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996

3. Аргайл М. Психология счастья. // М. Аргайл. СПб. Питер, 2003.- 271 с.

4. Архипова Л.Ю, Карташова Е.Н. Ценность семьи как ресурс повышения каче-ства образования и культуры в России. // Образование в современном мире. Сборник научных статей, под ред.проф.Ю.Г. Голуба. Саратов, 2017. - С. 252-255.

5. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл// Синапс. - 1993. - № 4. - С.35-42.

+ еще 65 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическое благополучие женщин в условиях «позднего» материнства»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 154
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика