Магистерская работа
«Экологическое воспитание обучающихся на основе афористических жанров фольклора башкирского и казахского народов»
- 124 страниц
Введение 3
Глава I. Этноэкологические традиции казахского и башкирского народов 10
1.1. Экологическое мировоззрение башкир и казахов 10
1.2. Природоохранительная направленность хозяйственной деятельности башкир и казахов 28
1.3. Экологическая мудрость народа в афористических жанрах фольклора 38
Глава II. Методика экологического воспитания обучающихся на основе афористических жанров фольклора башкир и казахов 57
2.1. Основы экологического воспитания, заложенные в народной педагогике 57
2.2. Экологическое воспитание на уроках казахской литературы 84
2.3. Экологическое воспитание обучающихся во внеурочное время.98
Заключение 113
Список использованной литературы 116
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется обострением и кризисом системы отношений: человек - общество - природа. Понятие «экология» вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию с загрязнением окружающей среды и попытками справиться с этим негативным явлением. Однако более глубокие размышления над проблемами нарушения равновесия и необходимостью его восстановления вызвали к жизни, кроме признанных массовым сознанием, новые понятия.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего возраста. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственно-экологические основы, любовь к родной земле, умение видеть красоту родной природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный, грамотный, влюбленный в свой родной край наставник, способный развить в нем основы экологической культуры.
Любовь к природе, к родному краю заложена в детях от рождения, надо только умело развивать ее. Чтобы не делали дети во все времена - пасли стада, охраняли овец и табуны лошадей по ночам у романтических костров, природа для них была второй матерью. Они с интересом наблюдали за формами облаков, сравнивая их с разными животными, предметами, вызывая силой своей творческой фантазии самые причудливые и невероятные образы. Для казахского народа предметом особый любви была степь: широкие просторы Казахстана, несметные богатства, разнообразный растительный мир были всегда символами гордости, что отражено и в имени, которым наделили казахскую степь, Сары-Арка (Золотая степь).
Народ из поколения в поколение передает свой общественный и экологический опыт воспитания, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и
экологической культуры общества. Преемственность дает новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества.
В народном творчестве казахов: в пословицах и поговорках, сказках и песнях о природе, труде, загадках, в мифологии, в причитаниях и обрядах, сказаниях и былинах - во всем том, что мы сегодня относим к фольклору, следует искать первые ростки народной мудрости об экологии и экологическом воспитании. В народной педагогике четко выделяются естественность и природособразность воспитания, основной идеей которого является признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром.
Природособразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а также роли природы в нравственном становлении личности подрастающего поколения. На основе естественности и природособразности построены своего рода народные педагогические программы формирования целостной личности, выраженные в народных сказках, в казахских пословицах и поговорках, былинах. Согласно традиционному мировосприятию, все что нас окружает - растения, животные, люди - это создания единой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Когда нарушаются нормы и правила общения с живой природой, наступает дисгармония. Народу было присуще взять все необходимое от природы, не разрушая ее, использовать все рационально; экологическая культура, экологическое воспитание были самой сутью народной педагогики казахов и башкир.
Современное состояние экологического воспитания школьников требует системно и последовательно использовать средства народной педагогики казахов и башкир, содержащей в себе мощный воспитательный потенциал, стимулировать и развивать интерес учеников к природе, к ее изучению и сохранению.
Неразработанность данной проблемы в научно-педагогической литературе с позиций коренных изменений, происходящих в обществе, отсутствие системы воспитания исследуемого феномена в целостном педагогическом процессе в школе указывают на актуальность данной проблемы и определяют выбор темы исследования: «Экологическое воспитание обучающихся на основе афористических жанров фольклора башкирского и казахского народов». Эти обстоятельства определили проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, необходимые и эффективные для создания народной педагогики казахов и башкир.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретический анализ научных трудов, раскрывающих богатейший воспитательный потенциал народной педагогики казахов (Жарыкбаев К.Б. , Калиев К.С. , Кожахметов К.Ж. , Узакбаева С.А., и др.) дает основание полагать, что казахское этнопедагогическое наследие имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде.
Концептуальные основы экологического образования и воспитания обучающихся представлены в работах Иоганзена Б.И., Моисеева Н.Н., Суравегиной И.Т., и др. Психологические аспекты взаимодействия школьников с природой рассматривались в исследованиях Глазчева С.Н., Левина А.Я. Проблемы экологического образования и воспитания изучились и казахстанскими учеными:, Кожахметовой К.Ж., Сарыбековым Н.А. и др.
Реализацию экологического образования и воспитания применительно к общеобразовательным дисциплинам раскрывают Жайлауова М.К., Замбалова Т.Д., Калиев С.К., Узакбаева С.А., и др.
Однако, несмотря на значительное количество работ по различным аспектам экологического воспитания, рассматриваемая нами тема не нашла должного освещения в психолого-педагогических исследованиях и остается малоизученной.
Объект исследования: экологическое воспитание обучающихся.
Предмет исследования: афористические жанры фольклора башкир и казахов как средство экологического воспитания обучающихся.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая разработка эффективной системы экологического воспитания обучающихся на основе афористических жанров фольклора казахского и башкирского народов.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- изучение экологического мировоззрения башкир и казахов;
- анализ экологического воспитания, заложенного в народной педагогике башкир и казахов;
- разработка методики экологического воспитания на уроках казахской литературы и во внеурочное время.
Методологической основой исследования послужили: теоретические положения, раскрывающие сущность понятий «экологическая воспитанность», «средства народной педагогики», соотношение понятий «народная педагогика» и «экологическое воспитание обучающихся» в педагогическом и этнопедагогическом аспектах; педагогическое наследие мыслителей и просветителей Республики Башкортостан и Казахстана (Ахияров К.Ш., Богданова О.Ю., Бережнова Л.Н., Калиев С.К.); методические пособия по использованию средств фольклора в процессе обучения и воспитания (Бережнова Л.Н., Сарыбеков М.Н.).
При разработке проблемы использовались следующие методы исследования: описания, теоретический и сравнительный анализ.
Научная новизна состоит в том, что автором:
- теоретически обоснованы и определены возможности средств афористических жанров фольклора в решении задач экологического воспитания обучающихся;
- определены экологическое мировоззрение башкир и казахов;
- выявлены и обоснованы педагогические условия и пути создания экологического воспитания обучающихся средствами народной педагогики казахов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные идеи и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе школьной программы, в преподавании этики, этнографии и фольклора, при разработке ряда спецкурсов, посвященных проблемам экологического воспитания.
Гипотеза исследования: если объединить все виды экологического воздействия в целостную педагогическую систему с использованием разнообразных средств и методов народной педагогики казахов и башкир, а также соблюдать определенные педагогические условия в ее организации с учетом возрастных особенностей развития школьного возраста, все это позволит обеспечить эффективность и результативность экологического воспитания обучающихся.
Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, в том числе:
• Ерманова А.И. Экологическое мировоззрение башкир и казахов // Актуальные проблемы современной татарской филологии. - Уфа: РИЦ БашГу, 2018. - С. 107-111.
• Ерманова А.И. Отражение концепции «Туган жер» в творчестве Мукагали Макатаева // Актуальные проблемы современной татарской филологии. - Уфа: РИЦ БашГу, 2018. - С. 278-285.
• Ерманова А.И. название // Международная научно-практическая конференция «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Международные Акмуллинские чтения). - Уфа, 2018. - в печати.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Этноэкологические традиции башкирского и казахского народов
1.1. Экологическое мировоззрение башкир и казахов
Религия - это больше, чем просто вера в Бога или путь к лучшей загробной жизни. Это, скорее, система координат для мира и для нас. Религия связывает людей с божественным присутствием, себе подобными и всеми живыми существами, населяющими планету. Она объединяет нас с остальной материей, пронизанной тайной возникновения, развития и торжества жизни.
Основные существующие формы вероисповедания отличаются от общего мировоззрения, которое стимулирует моральное и духовное видение. Под мировоззрением мы понимаем те знания, которые реально существуют в жизни определенных культур и запечатлены в символах, устном и письменном творчестве. Мировоззрение формируется в результате взаимодействия между людьми и природой. Одной из главных задач религий в различных общностях людей является трактовка священного сотворения территории, на которой проживает та или иная общность людей. Подобное мировоззрение приводит к появлению определенной морали, манеры поведения, которыми руководствуется человек в общении с другим человеком, с обществом и с природой. Изучение религиозного сознания, того, как оно возникает и как верующие ему следуют, является важным для данного проекта, потому что именно здесь мы обнаруживаем привычки, касающиеся отношения к природе и нашему месту в мире. Для того чтобы отношения между человеком и природой находились в более сбалансированном состоянии, необходима переоценка системы взглядов на мир и формулирование жизнеспособной экологической этики [Осеров, Естаев, 1992: 50].
Мировоззрение этноса - это результат коллективной деятельности людей, истинных творцов духовного наследия, которые передают его из поколения в поколение. Все это создает своеобразие духовного развития этноса. Этническое мировоззрение является саморазвивающейся, самоорганизующейся системой и выражает духовную сущность этноса. Исследования мировосприятия различных этносов по мифам, легендам, эпосам показали, что каждый из этносов подчиняется закономерностям бытия и его свойствам [Карабукаев, 2017: 20].
Например, протоказахи предстают как казахская культура, неотделимая от феномена кочевой культуры, которую народы наследуют и которую носят в себе как ядро своей самобытности, со своим способом видения мира, природы как целого и очень близкого им. Предки казахов накопили исторический опыт, который и обозначает своего рода исторический генотип нации. Близость протоказахов к реалиям бытия, чувственная сопричастность наблюдаемому миру, укорененность в этом бытии выразились в понимании времени, пространства, внутреннего мира человека, иных миров существования, смысла бытия, нравственных устоев. Все это имеет корни в реальном бытии, отсюда проистекает национальный образ мира, мировоззрение, которое нельзя спутать ни с одним другим мировоззрением [Каракузова, 1993: 79].
Например, праздник «Наурыз», что в переводе на русский язык означает «новый день», появился у восточных народов более трех тысяч лет назад и знаменует собой приход нового года по древневосточному календарю.
Охрана окружающей среды - обеспечение устойчивого развития - духовно-экологическая цивилизация, всё это важные составляющие интеллектуального прогресса жителей всех стран мира, это и составляющие одной из глобальных проблем нашей эры.
Принцип, на котором держится традиционное знание и наука, заключается в том, что между физической средой обитания и человеческой деятельностью всегда существует связующий фактор - круг специфических целей и ценностей, а также корпус знаний и верований. Эти знания являются специфическими для определенных обществ и местностей. Они создаются одним поколением и переходят следующим поколениям через социализацию. Сама культура подвержена изменениям, однако человеческие сообщества имеют тенденцию сохранять приверженность определенным культурным элементам, которые, как правило, сохраняются даже в ходе стремительных перемен.
Кочевые традиции башкирского и казахского народов способствовали лучшему пониманию явлений природы, помогали чувствовать их, учили сосуществовать, приспосабливаясь к ним. A также религия, поклонение природным объектам способствовали пробуждению у человека чувства понимания могущественности природы, формировали национальное самосознание. Образ жизни народа был связан с природой. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно. И поэтому с древних времен башкиры и казахи уделяли большое внимание охране природы.
Гуманистическое отношение к природе становится условием развития личности и начинает ее характеризовать, не только регулирует отношение людей к ней, но и отношения между ними, так как в поступках, затрагивающих природу, всегда опосредованно скрыто отношение человека к людям, к судьбе родной земли.
Так под влиянием природы, на основе естественных богатств люди создают свою культуру. Она отражается в сознании людей, влияет на формирование чувств, его нравственности, входит всей своей сутью, всеми своими красками, звуками в мир.
Значит, в башкирском и казахском народе с древнейших времен бытует особое ответственное отношения к окружающей среде, дополненный и обработанный по требованию каждой эпохи. И сегодня в третьем тысячелетии, когда уже освоили космос, вошли в мировую информационную систему, вступили во всемирную торговую организацию, необходимо без определенного изменения продолжить преемственность нашего народа.
Возрожденные варианты древних мировоззренческих явлений и экологических праздников башкир и казахов, возвращающиеся в повседневную жизнь и взрослых, и детей, выступают не просто как факт этнографического любования, а становятся реальным механизмом экологического и духовного воспитания человека, являются наглядным примером того, как праздники одного народа, основанные на добре, красоте, уважительном отношении к природному окружению, в многонациональном обществе становятся общенациональным консолидирующим началом. Все жанры устного народного творчества: пословицы и поговорки, загадки, заклички, игры, приметы, трудовые и обрядовые песни, а также сказки разных народов - всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов.
Формирование экологической культуры - это составная часть нравственного и эстетического воспитания, без этого не мыслится интеллигентная личность, и уроки литературы играют здесь не последнюю роль. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать у читателя отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни, среди которых центральное место занимают вопросы нравственности. Большое внимание при этом уделяется теме взаимоотношения человека и природы.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки казахской литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируется мировоззрение и нравственные качества. Данный предмет обладает большим нравственно-экологическим потенциалом. На уроках мы используем дополнительный фольклорный материал, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологические темы, изложения и сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие учащихся задуматься над различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
1. Абаев Н.В., Герасимов К.М., Желеснов А.И. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1992. - 160 с.
2. Абаев Н.В., Фельдман В.Р. Экологическая культура и этноконфессиональные связи народов Центральной Азии и Алтай-Байкальского региона. - Кызыл, 2007. - 115 с.
3. Айталиев А. Поворот к этнокультурным традициям. / Мысль, Образование. - Алма-Ата, 1996. - № 11. - С. 75-80.
4. Аккозин М.А. Казахские пословицы и поговорки. - Алма-Ата, Казахстан, 1990. - 288 с.
5. Аккозин М.А. Казахские пословицы и поговоркки / Сост. и пер. с каз. 2-е изд., исп. и доп. - Алма -Ата: Казахстан, 1985. - 154 с.
+ еще 75 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Экологическое воспитание обучающихся на основе афористических жанров фольклора башкирского и казахского народов» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 124 | |
Цена: | 2900 руб. |
Магистерская работа
«Сравнительное изучение версий башкирского и казахского эпосов «кузыкурпяс и маянхылу» / «козы- корпеш и баян-сулу», методика изучения их в школе»Дипломная работа
«Воспитание экологической культуры учащихся на основе изучения народной музыки в общеобразовательной школе»Дипломная работа
«Фольклорно-этнографический материал в творчестве казахских и башкирских писателей»Магистерская работа
«Воспитание обучающихся на основе башкирских народных танцев юго-восточных башкир»Дипломная работа
«Сравнительный анализ казахского и башкирского эпосов «кобланды батыр»: использование результатов исследования в школе»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика