ВКР
«Русский язык в системе высшего педагогического образования современного таджикистана»
- 63 страниц
Введение…3
1. Языковая ситуация и система высшего образования в Республике Таджикистан
1.1. Языковая ситуация в Республике Таджикистан….6
1.2. Система высшего образования в Республике Таджикистан…10
2. Русский язык в системе образования в Республике Таджикистан
2.1.Статус русского языка в Республике Таджикистан…27
2.2. Русский язык в Таджикском государственном педагогическом университете….…37
2.3. Русский язык в Российско-Таджикском (славянском) университете….44
2.4. Русский язык в Кулябском государственном педагогическом университете….51
Заключение….54
Список использованной литературы….….57
Общеизвестным является тот факт, что языковая сфера требует компетентного решения вопросов, поскольку основной функциональной нагрузкой языка является коммуникативная, то есть сфера общения. Кроме всего прочего, в рассматриваемой нами ситуации язык является государственным языком.
Поскольку, действительно русский язык является неким ключом для открытого диалога и развития в сфере науки и делового общения.
Позиция правительства по отношению к России, как к стратегическому партнёру Таджикистана, во многом определяет положительную динамику по вопросу изучения русского языка в Республике Таджикистан. Также велико значение вопросов изучения русского языка и в аспекте развития новых технологий. Это определяет актуальность нашего исследования.
Значимость исследования повышается в связи с тем, что в последнее время в Российской Федерации уделяется огромное внимание к повышению влияния русского языка и повышения его статуса в постсоветском пространстве, а также в странах ШОС и БРИКС. БГПУ им. М.Акмуллы, как член Ассоциации вузов ШОС, стал опорным гуманитарным вузом РФ по продвижению русского языка в станах ШОС и постсоветском пространстве, а практической реализацией в рамках вуза занимается Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций (ИФОМК). 23 июня 2016 года Совет ИФОМК БГПУ им. М.Акмуллы принял Программу сохранения, поддержки и продвижения русского языка, литературы и культуры.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение роли русского языка в системе высшего педагогического образования в современном Таджикистане.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определение статуса русского языка в современном Таджикистане;
изучение системы высшего педагогического образования в Республике Таджикистан;
определение роли русского языка в системы высшего педагогического образования в Республике Таджикистан.
Объектом исследования является русский язык.
Предметом исследования является русский язык в системе высшего педагогического образования современного Таджикистана. Для изучения данного вопроса нами были рассмотрены базовые учреждения высшего образования для изучения русского языка и распространения методики его преподавания в республике, среди которых Российско-Таджикский (славянский) университет, имеющий самый крупный филологический факультет. Деятельность университета Российско-Таджикского (славянского) (основное здание в г.Душамбе, филиал в г. Худженте) финансируется преимущественно из средств российского федерального бюджета. Другие вузы, в которых осуществляется подготовка специалистов по русскому языку это: Таджикский национальный университет, Таджикский государственный педагогический университет, Хорогский государственный университет, Худжанский государственный университет, Кулябский государственный университет и Таджикский государственный институт.
Методологической базой исследования являются работы отечественных ученых Т.В. Гусейновой, Е.А. Кондрашовой, А.И. Королевой, Н.М. Мукимовой, С.Э. Негматова, М. Хасановой, У.Р. Юлдашева, Р.М. Юнусовой и др, в которых рассматриваются вопросы по специфике обучения русскому языку, а также затронуты отдельные вопросы статуса и роли русского языка в Республике Таджикистан.
Методы и приемы исследования. При выполнении выпускной квалификационной работы мы руководствовались методологическими принципами системности, использования теоретических выводов на практике, применили такие методы исследования как анализ, синтез, сравнительный метод, диахронический анализ, исследование опубликованных материалов.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о русском языке в системе высшего образования Республики Таджикистан.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в средних общеобразовательных учреждениях, в колледжах и в вузе, при написании курсовых, выпускных квалификационных работ бакалаврами и магистрантами, а также отдельные результаты исследования могут быть полезны в реализации принял Программу сохранения, поддержки и продвижения русского языка, литературы и культуры ИФОМК БГПУ им. М.Акмуллы.
Апробация работы. Наблюдения, выводы, сделанные в ходе выполнения данного исследования были обсуждены в рамках региональной научно-практической конференции НПК «Система непрерывного образования: школа-педколледж-вуз», 20 апреля 2016 г. Доклад был представлен для опубликования в материалах конференции. Также основные результаты были представлены в виде выступлений на практических занятиях по дисциплинам магистерской программы «Язык в полилингвальной среде» кафедры ТЯЛ ИФОМК БГПУ им. М.Акмуллы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка
1. ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
1.1. Языковая ситуация в Республике Таджикистан
За годы независимости в Республике Таджикистан (РТ) сформировалась новая языковая политика, которая проводится в соответствии со следующими направлениями:
– осуществления языкового строительства по трём стратегическим направлениям: 1) расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка, 2) сохранение общекультурных функций русского языка, 3) развитие других языков народов Таджикистана;
– создание ситуации благоприятствования процессам языковой нормализации, урегулирования функциональных взаимоотношений между государственным и другими функционирующими в республике языками.
По официальным информациям, за прошедшие годы в Республике Таджикистан проведена значительная работа по этим трем направлениям, её результаты ощутимы во всех сферах функционирования государственного и других языков.
В данной работе мы попытались провести исследование, руководствуясь следующим спектром вопросов:
– охарактеризовать ситуацию, сконцентрированную вокруг наиболее распространенных в республике языков – таджикского, узбекского и русского;
– обозначить положение и роль русского языка.
Известный ученый Л.Б. Никольский [47] приводит следующее определение данного понятия: «Языковой ситуацией мы называем совокупность языков, подъязыков и функциональных стилей, обслуживающих общение в административно-территориальном объединении и в этнической общности» [4: 7].
Перепись населения Таджикистана 1989, 2000 и 2010 годах выглядит следующим образом [73]:
Проблема получения образования, повышение его качества и на этой основе экономическое и культурное развитие соседних с Российской Федерацией государств остается актуальной и по сей день, в том числе и в процессе этнокультурного воспитания и образования в Республике Таджикистан. Не последнее место в этом аспекте этнокультурного развития и воспитания имеют и владение людьми родными языками.
Вопрос сохранения и развития русского языка в постсоветском пространстве и приграничных с Российской Федерацией государствах решается на сегодняшний день в новом направлении, что связано с актуальными изменениями в языковой ситуации Республики.
Позиция правительства по отношению к России, как к стратегическому партнёру Таджикистана, во многом определяет положительную динамику по вопросу изучения русского языка в Республике Таджикистан. Также велико значение вопросов изучения русского языка и в аспекте развития новых технологий.
Значимость исследований о роли русского языка, литературы и культуры повышается в связи с тем, что в последнее время в Российской Федерации уделяется огромное внимание к повышению влияния русского языка и повышения его статуса в постсоветском пространстве, а также в странах ШОС и БРИКС. БГПУ им. М.Акмуллы, как член Ассоциации вузов ШОС, стал опорным гуманитарным вузом РФ по продвижению русского языка в станах ШОС и постсоветском пространстве, а практической реализацией в рамках вуза занимается Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций (ИФОМК). 23 июня 2016 года Совет ИФОМК БГПУ им. М.Акмуллы принял Программу сохранения, поддержки и продвижения русского языка, литературы и культуры.
Развитие системы языковой политики Республики Таджикистан сегодня осуществляется за счет работы многих факторов, таких как, учет потребностей полиэтнического населения республики. Для этого необходимо всесторонне подходить к решению этого вопроса, те есть учитывать особенности развития ситуации в языковом, демографическом и политическом аспектах и и уметь регулировать межнациональные отношения, для стабильного сосуществования представителей различных этносов на территории одного государства.
Относительно вопроса подготовки учителей, специализирующихся на русском языке для Республики Таджикистан, необходимо отметить, что реализация поставленных задач входит в функциональные обязанности 12 вузов республики.
В марте 2013 г. аппарат президента Э. Рахмон заявил о предложении приглашения российских специалистов в Республику Таджикистан. Гарантировалось обеспечение учителей русского языка высокой зарплатой, предоставлением жилья и других льгот социального плана. На данный момент многие вопросы этого предложения остается открытым, до сих пор они не перешли на практическую плоскость.
Итак, по вопросу о роли русского языка и русской литературы в Республике Таджикистан, необходимо отметить, что несмотря на наличие и функционировании, на сегодняшний день в Республике Таджикистан 12 высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – учителей с русским языком обучения, существует проблема дефицита педагогов русского языка и русской литературы. Результаты подобной ситуации отражаются на уровне владения трудовыми мигрантами русского языка
Данная проблема имеет ряд причин, основными из которых являются: сокращение многонационального пласта в республике (отъезд русскоязычного населения из республики), отсутствие престижности работы по специализации среди самих выпускников – будущих преподавателей русского языка, также сказывается ничтожно малое количество часов на изучение русского языка в школе.
Таким образом, рассмотренные нами нормативно-правовые документы по вопросу изучения русского языка в системе высшего педагогического образования, позволяют сделать вывод о том, что статус русского языка показывает его высокую актуальность в Таджикистане, который является своего рода хранителем большого объёма информации научного и культурного содержания. История развития русского языка в системе высшего педагогического образования имеет определенную и последовательную культурную традицию. Во второй половине XX в. русский язык имел статус языка общения для разных этнических групп на территории Республики Таджикистан. На сегодняшний день, русский язык продолжает фактически оставаться языком межнационального общения для всех этнических групп, которые проживают в Республике Таджикистан. Немаловажным остается и то, что большое количество трудоспособного населения республики выезжают и трудоустраиваются в Российской Федерации, а уровень их владения русским языком в последние десятилетия остается очень низким. Из-за этого трудовые мигранты в Российской Федерации имеют низкую производительность труда или их принимают на низкооплачиваемую работу. Из-за низкого уровня владения русским языком отношение к ним со стороны работодателей необъективное. В связи с этим необходимо принять разноплановые меры по сохранению и развитию изучения русского языка в системе образования современной Республики Таджикистан. Было бы повысит внимание к роли русского языка в республике как со стороны властей Республики Таджикистан, так и со стороны властей Российской Федерации.
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. перераб. и доп /О.А. Абдуллина. – М. : Просвещение,1990. – С. 141.
2. Абдуллаев С.А. Очерк о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений Таджикистана 1980-1990 гг. / С.А. Абдуллаев. Худжанд, 1995. – С. 45.
3. Абдуллаев С.А. Создание высшей школы в Таджикистане / Худжандский государственный университет имени Б. Гафурова /С.А. Абдуллаев. – Худжанд, 1992. – С. 41.
4. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков / Электронный ресурс. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 450 с.
5. Бобоев Х. Анализ развития высшего образования в Таджикистане // Материалы международной конференции «Тенденции развития образования: вопросы управления» / Х.Бобоев., И.Сафаров, Ш.Кодиров. – М.: 2005. – С. 12-14.
+ еще 70 источников
Тема: | «Русский язык в системе высшего педагогического образования современного таджикистана» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку
Дипломная работа:
Проектирование универсальных учебных действий на уроках русского языка по системе " Школа России ".
Курсовая работа:
Формирование у школьников научного представления о богатстве русского языка в рамках профильного обучения
Магистерская работа:
Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования
Практическая работа:
История высшего педагогического образования. Система высшего педагогического образования за рубежом.