Дипломная работа

«Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения»

  • 94 страниц(ы)
фото автора

Автор: dbglazkov

Оглавление

Введение….3

Глава 1. Этнические конфликты: причины возникновения и способы….8

1.1. Понятие этнического конфликта….8

1.2. Классификация этнических конфликтов…11

1.3. Социально – психологические причины обострения отношений между социально - этническими общностями…13

1.4. Социально – психологические особенности протекания этнических конфликтов….19

1.5. Социально – психологические факторы, способствующие конструктивному разрешению этнических конфликтов.22

1.6. Деятельность психолога в профилактике межэтнических конфликтов и создании психологических условий для устранения причин их возникновения….28

Глава 2. Межличностные отношения в семье….37

2.1. Родительское отношение: определение, типы, влияние на психическое развитие ребенка….37

2.2. Стили родительского воспитания и типы семейных

отношений….42

2.3. Влияние семьи на формирование культуры межэтнических отношений….45

Глава 3. Эмпирическое исследование проблемы влияния типа родительского отношения на уровень конфликтности детей к людям иных

национальностей….50

3.1. Подготовка и организация исследования….50

3.2. Обработка и анализ результатов исследования….53

3.3. Анализ результатов исследования при помощи методов математической статистики….…66

Заключение….76

Литература….78

Приложения….80 - 92

Разрешением этнических конфликтов занимаются многочисленные государственные и общественные организации различных стран, международные учреждения.

В конфликтологии и психологии в последнее время интенсивно разрабатывается тематика этнических конфликтов. В нашей стране этой проблемой занимаются, например, Тишков В. А., Зеркин Д. П., Черепухин А. В., а за рубежом – Дарендорф Р., и Хоровиц Д. Что же касается степени разработанности проблемы этнических конфликтов, то об этом как нельзя лучше высказался известный американский специалист в области этнических конфликтов Д Хоровиц *, автор одной из наиболее цитируемой в мировой этноконфликтологии работы «Конфликт этнических групп». Еще в 1985 году он писал: «Мы более не испытываем недостатка в фактическом материале по проблемам этничности. Нам не хватает объяснения — принципов, с помощью которых можно классифицировать факты, научать структуру и ткань межгрупповых отношений, понимать механизмы конфликта… В главном, у нас слишком много знания и недостаточно понимания, слишком много фактов и слишком мало понятий».

За прошедшие годы ситуация мало изменилась, несмотря на большое количество работ по этнической конфликтологии, созданных в рамках социологических, психологических и других отраслях научного знания.

Это относится в полной мере и к категории «этнический конфликт». Проанализировав литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что в отечественной, в отличие от зарубежной, литературе по психологии и конфликтологии, публицистике, выступлениях политических деятелей, средствах массовой информации периодически возникают дискуссии о том, какой именно конфликт можно называть или считать этническим. Ведь зачастую более видимым или даже определяющим фактором в возникновении конфликта, является политический.

Да и сами конфликты множественны по своей природе, они проходят латентно и отнести их к какому – либо отдельному виду часто не представляется возможным, грань между ними невозможно четко определить, одна форма заключает в себе другую.

Важной задачей является работа по профилактике этнических конфликтов и особенно в среде подрастающего поколения, которые все чаще приобретают конфликтные формы. Для профилактики этнических конфликтов на этом уровне следует проводить работу с семьей, показывая на примерах преимущества демократического типа семейных отношений, как в меньшей степени конфликтного, что отразится на типе отношения и с другими людьми, в том числе и других национальностей.

Необходимо решать проблему терроризма, весьма актуальную сейчас в связи с возникновением новых государств в Европе, развитием экономики, эмиграции или миграции вообще и внутренней миграции в частности. Стоит уделять внимание и культурным традициям при решении проблем терроризма.

В целом же изучение проблемы конфликтов в межэтнической среде имеет весьма важное значение, ведь стабильность этнических отношений в государстве - важный фактор, обуславливающий стабильность общества в целом.

Цель исследования: выявление зависимости типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа межличностных отношений в семье.

Задачами исследования являются:

• оценка отношения реципиентов к представителям иных национальностей;

• изучение типов межличностных отношений в семьях;

• исследование типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения;

• выявление корреляции между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.

Объект исследования: тип отношений в семье и тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.

Предмет исследования: зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения.

Гипотеза: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения. Методы исследования:

• метод анкетирования;

• методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, в адаптации Н. В. Гришиной;

• методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

• методика диагностики родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга и В. В. Столин.

Методологическими основами исследования явились подход К. Томаса к конфликтам, а именно: постановке акцента на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», Томас подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Другой методологической основой нашего исследования, стала точка зрения на тип родительского отношения авторов теста «ОРО» А. Я. Варга и В. В. Столин. Они считают, что родительское отношение это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Еще одним методологическим основанием исследования является возрастная периодизация развития человека Э. Эриксона.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов. Профилактика должна включать работу с родителями, в целом с семьей, для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных проблем.

Интерес к этническим конфликтам вызван не случайно. Многие страны сталкиваются с этой проблемой, ведь в любой много национальной общности наряду с этнически доминирующим народом часто присутствует этническое меньшинство.

Для успешного разрешения этнических конфликтов нужен гармоничный синтез достижений конфликтологической мысли Запада и ряда отечественных разработок с традициями тех регионов, к условиям которых они применяются.

Как высказалась ст. научный сотрудник Института России и Воссточной Европы (Хельсинки) С. Лаллукка: « Как бы не были проведены границы, всегда будут существовать этнические группы, проживающие за пределами своего национального государства». И цель всех общественных структур – это поддержание мирных, полных понимания и уважения отношений со стороны различных этнических групп друг к другу.

Данная дипломная работа посвящена весьма обширной проблематике: возникновению, протеканию, урегулированию и профилактике этнических конфликтов, проблемам детско-родительских отношений, понятию конфликтности личности.

Так же работа включает этапы разработки, проведения и обработки результатов эмпирического исследования, посвященного данной проблематике.

Не смотря на это, цель исследования была достигнута: выявлена зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения в семье.

Были выполнены следующие задачи:

• дана оценка отношению реципиентов к представителям иных национальностей;

• изучены типы межличностных отношений в семьях реципиентов;

• исследован тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения;

• выявлена корреляция между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.

Гипотеза поставленная для эмпирического исследования, а именно: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения, была доказана.

Первичный анализ полученных данных, позволил выявить следующие закономерности влияния типа родительского отношения на уровень общей конфликтности детей:

1. В семьях где оба родителя в воспитании детей склонны использовать авторитарную гиперсоциализацию или отвержение, отмечается высокий или средний уровень конфликтности как самих родителей, так и детей.

2. В семьях, где один родитель использует авторитарный тип отношений с ребенком (авторитарную гиперсоциализацию или отвержение), а другой демократический (принятие или кооперация) ребенок во взаимоотношениях с представителям иных национальностей более лабилен в реакциях и поведении. Мы можем предположить, что:

• это зависит от того, с кем ребенок проводит больше времени и кто имеет на него большее влияние;

• в семьях со смешанным типом воспитания (один родитель продуцирует агрессивный тип, другой – демократический), влияние родителей на ребенка неким образом уравновешивается, и негативное влияние типа отношений одного из родителей почти не сказывается на уровне конфликтности ребенка.

3. В семьях, где один/оба родителя склонны к авторитарному типу отношений к ребенку, а в отношениях с другими людьми в целом дружелюбны (и наоборот, то есть, агрессивны к другим людям, но демократично относятся к детям), уровень конфликтности детей оказывается не высоким (особенно во втором случае).

4. В семьях с одним родителем (без отца) тип родительского отношения матери оказывает влияние на ребенка более заметно, чем в семьях с двумя родителями.

В свою очередь анализ результатов эмпирического исследования, привел нас к выводам о том, что:

1. При деструктивном типе детско-родительских отношений дети используют неконструктивную модель поведения в конфликтных ситуациях.

2. При конструктивном типе детско-родительских отношений в конфликтных ситуациях детьми используется конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.

3. При деструктивном типе взаимодействия детей с другими людьми в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей так же используются неконструктивные модели поведения.

Эмпирическое изучение влияния типа родительского отношения в семье на тип поведения детей в конфликтных ситуациях выделяет еще один аспект значимости семьи в становлении и развитии личности человека: тип родительского отношения определяет тип поведения детей с людьми в целом, что свидетельствует о роли семьи в создании психологических условий для развития таких личностных качеств как конструктивное общение, эмпатия, толерантность.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов, которая должна включать работу с семьей в целом, так и самими родителями для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных коммуникативных и адаптационных проблем их детей с окружающими.

Список использованных источников

1. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. – М.: Серебряные нити, 2001. – 416с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1997

3. Арутюнян Ю. В. О национальных отношениях в пост советских обществах: межличностный аспект//Социс. 1999, №4

4. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель/Пер. чешск. – М.: Просвешение, 1991.

5. Громова О. Н. Конфликтология.: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «Эксмос», 2001, - 320с

6. Емельянов С. По конфликтологи. - 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.-400с.: ил.- (серия «Практикум по психологии»)

7. Психологический словарь/под ред. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983, - 448с., ил.

8. Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума//Социально – гуманитарные знания. 2000, №1

9. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480с.

10. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на пути преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов ВУЗов – 2-е изд-е., доп. – М.: Аспект пресс, 1995г.

11. Крысько В. Г., Сарацев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 344с.

12. Конфликтология. Серия « Учебники и учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000, - 320с.

13. Леонов Н. И. Конфликтология: - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2002. – 192с. (серия «Библиотека психолога»).

14. Ложкин Г. В., Повякель Н. И. Практическая психология конфликта: Учебное пособие. – 2-е изд., - К.: МАУП, 2002,-256с.

15. Мельных Е. А. О национальных и криминогенных последствиях вынужденной миграции в южных районах России//Социс. 1998, №5

16. Мухина В. С. Возрастая психология — Москва, 1997

17. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. Павленок П. Д. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2001, - 395с. – (Серия «Высшее образование»)

18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002. – 672с.

19. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Выпуск 3: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Российское психологическое общество, 1998, 114с.

20. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности М.: изд-во Наука, 1999г.

21. Тишков В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию//Этнополис, - 1995, №2

22. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

23. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. – Berkley, Los Angeles, London, 1985, p. XI

Примечания к работе

Работа защищена мной на "Отлично" и имела положительную рецензию. Работа не потеряла своей актуальности и по сей день.

Покупка готовой работы
Тема: «Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 94
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика