Дипломная работа
«Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения»
- 94 страниц
Оглавление
Введение….3
Глава 1. Этнические конфликты: причины возникновения и способы….8
1.1. Понятие этнического конфликта….8
1.2. Классификация этнических конфликтов…11
1.3. Социально – психологические причины обострения отношений между социально - этническими общностями…13
1.4. Социально – психологические особенности протекания этнических конфликтов….19
1.5. Социально – психологические факторы, способствующие конструктивному разрешению этнических конфликтов.22
1.6. Деятельность психолога в профилактике межэтнических конфликтов и создании психологических условий для устранения причин их возникновения….28
Глава 2. Межличностные отношения в семье….37
2.1. Родительское отношение: определение, типы, влияние на психическое развитие ребенка….37
2.2. Стили родительского воспитания и типы семейных
отношений….42
2.3. Влияние семьи на формирование культуры межэтнических отношений….45
Глава 3. Эмпирическое исследование проблемы влияния типа родительского отношения на уровень конфликтности детей к людям иных
национальностей….50
3.1. Подготовка и организация исследования….50
3.2. Обработка и анализ результатов исследования….53
3.3. Анализ результатов исследования при помощи методов математической статистики….…66
Заключение….76
Литература….78
Приложения….80 - 92
Разрешением этнических конфликтов занимаются многочисленные государственные и общественные организации различных стран, международные учреждения.
В конфликтологии и психологии в последнее время интенсивно разрабатывается тематика этнических конфликтов. В нашей стране этой проблемой занимаются, например, Тишков В. А., Зеркин Д. П., Черепухин А. В., а за рубежом – Дарендорф Р., и Хоровиц Д. Что же касается степени разработанности проблемы этнических конфликтов, то об этом как нельзя лучше высказался известный американский специалист в области этнических конфликтов Д Хоровиц *, автор одной из наиболее цитируемой в мировой этноконфликтологии работы «Конфликт этнических групп». Еще в 1985 году он писал: «Мы более не испытываем недостатка в фактическом материале по проблемам этничности. Нам не хватает объяснения — принципов, с помощью которых можно классифицировать факты, научать структуру и ткань межгрупповых отношений, понимать механизмы конфликта… В главном, у нас слишком много знания и недостаточно понимания, слишком много фактов и слишком мало понятий».
За прошедшие годы ситуация мало изменилась, несмотря на большое количество работ по этнической конфликтологии, созданных в рамках социологических, психологических и других отраслях научного знания.
Это относится в полной мере и к категории «этнический конфликт». Проанализировав литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что в отечественной, в отличие от зарубежной, литературе по психологии и конфликтологии, публицистике, выступлениях политических деятелей, средствах массовой информации периодически возникают дискуссии о том, какой именно конфликт можно называть или считать этническим. Ведь зачастую более видимым или даже определяющим фактором в возникновении конфликта, является политический.
Да и сами конфликты множественны по своей природе, они проходят латентно и отнести их к какому – либо отдельному виду часто не представляется возможным, грань между ними невозможно четко определить, одна форма заключает в себе другую.
Важной задачей является работа по профилактике этнических конфликтов и особенно в среде подрастающего поколения, которые все чаще приобретают конфликтные формы. Для профилактики этнических конфликтов на этом уровне следует проводить работу с семьей, показывая на примерах преимущества демократического типа семейных отношений, как в меньшей степени конфликтного, что отразится на типе отношения и с другими людьми, в том числе и других национальностей.
Необходимо решать проблему терроризма, весьма актуальную сейчас в связи с возникновением новых государств в Европе, развитием экономики, эмиграции или миграции вообще и внутренней миграции в частности. Стоит уделять внимание и культурным традициям при решении проблем терроризма.
В целом же изучение проблемы конфликтов в межэтнической среде имеет весьма важное значение, ведь стабильность этнических отношений в государстве - важный фактор, обуславливающий стабильность общества в целом.
Цель исследования: выявление зависимости типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа межличностных отношений в семье.
Задачами исследования являются:
• оценка отношения реципиентов к представителям иных национальностей;
• изучение типов межличностных отношений в семьях;
• исследование типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения;
• выявление корреляции между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
Объект исследования: тип отношений в семье и тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
Предмет исследования: зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения.
Гипотеза: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения. Методы исследования:
• метод анкетирования;
• методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, в адаптации Н. В. Гришиной;
• методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
• методика диагностики родительского отношения (ОРО), авторы А. Я. Варга и В. В. Столин.
Методологическими основами исследования явились подход К. Томаса к конфликтам, а именно: постановке акцента на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», Томас подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Другой методологической основой нашего исследования, стала точка зрения на тип родительского отношения авторов теста «ОРО» А. Я. Варга и В. В. Столин. Они считают, что родительское отношение это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Еще одним методологическим основанием исследования является возрастная периодизация развития человека Э. Эриксона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов. Профилактика должна включать работу с родителями, в целом с семьей, для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных проблем.
Интерес к этническим конфликтам вызван не случайно. Многие страны сталкиваются с этой проблемой, ведь в любой много национальной общности наряду с этнически доминирующим народом часто присутствует этническое меньшинство.
Для успешного разрешения этнических конфликтов нужен гармоничный синтез достижений конфликтологической мысли Запада и ряда отечественных разработок с традициями тех регионов, к условиям которых они применяются.
Как высказалась ст. научный сотрудник Института России и Воссточной Европы (Хельсинки) С. Лаллукка: « Как бы не были проведены границы, всегда будут существовать этнические группы, проживающие за пределами своего национального государства». И цель всех общественных структур – это поддержание мирных, полных понимания и уважения отношений со стороны различных этнических групп друг к другу.
Данная дипломная работа посвящена весьма обширной проблематике: возникновению, протеканию, урегулированию и профилактике этнических конфликтов, проблемам детско-родительских отношений, понятию конфликтности личности.
Так же работа включает этапы разработки, проведения и обработки результатов эмпирического исследования, посвященного данной проблематике.
Не смотря на это, цель исследования была достигнута: выявлена зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения в семье.
Были выполнены следующие задачи:
• дана оценка отношению реципиентов к представителям иных национальностей;
• изучены типы межличностных отношений в семьях реципиентов;
• исследован тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей членов семей разного типа родительского отношения;
• выявлена корреляция между типом родительского отношения и типом поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
Гипотеза поставленная для эмпирического исследования, а именно: в семьях с деструктивным типом родительского отношения уровень конфликтности детей к представителям иных национальностей выше, чем в семьях с конструктивным типом родительского отношения, была доказана.
Первичный анализ полученных данных, позволил выявить следующие закономерности влияния типа родительского отношения на уровень общей конфликтности детей:
1. В семьях где оба родителя в воспитании детей склонны использовать авторитарную гиперсоциализацию или отвержение, отмечается высокий или средний уровень конфликтности как самих родителей, так и детей.
2. В семьях, где один родитель использует авторитарный тип отношений с ребенком (авторитарную гиперсоциализацию или отвержение), а другой демократический (принятие или кооперация) ребенок во взаимоотношениях с представителям иных национальностей более лабилен в реакциях и поведении. Мы можем предположить, что:
• это зависит от того, с кем ребенок проводит больше времени и кто имеет на него большее влияние;
• в семьях со смешанным типом воспитания (один родитель продуцирует агрессивный тип, другой – демократический), влияние родителей на ребенка неким образом уравновешивается, и негативное влияние типа отношений одного из родителей почти не сказывается на уровне конфликтности ребенка.
3. В семьях, где один/оба родителя склонны к авторитарному типу отношений к ребенку, а в отношениях с другими людьми в целом дружелюбны (и наоборот, то есть, агрессивны к другим людям, но демократично относятся к детям), уровень конфликтности детей оказывается не высоким (особенно во втором случае).
4. В семьях с одним родителем (без отца) тип родительского отношения матери оказывает влияние на ребенка более заметно, чем в семьях с двумя родителями.
В свою очередь анализ результатов эмпирического исследования, привел нас к выводам о том, что:
1. При деструктивном типе детско-родительских отношений дети используют неконструктивную модель поведения в конфликтных ситуациях.
2. При конструктивном типе детско-родительских отношений в конфликтных ситуациях детьми используется конструктивный тип поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей.
3. При деструктивном типе взаимодействия детей с другими людьми в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей так же используются неконструктивные модели поведения.
Эмпирическое изучение влияния типа родительского отношения в семье на тип поведения детей в конфликтных ситуациях выделяет еще один аспект значимости семьи в становлении и развитии личности человека: тип родительского отношения определяет тип поведения детей с людьми в целом, что свидетельствует о роли семьи в создании психологических условий для развития таких личностных качеств как конструктивное общение, эмпатия, толерантность.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования как психологами, этнологами, конфликтологами, педагогами, в целях профилактики межэтнических конфликтов, которая должна включать работу с семьей в целом, так и самими родителями для построения конструктивного взаимодействия с детьми с целью предупреждения возможных коммуникативных и адаптационных проблем их детей с окружающими.
Список использованных источников
1. Адорно Т. В. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. – М.: Серебряные нити, 2001. – 416с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1997
3. Арутюнян Ю. В. О национальных отношениях в пост советских обществах: межличностный аспект//Социс. 1999, №4
4. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель/Пер. чешск. – М.: Просвешение, 1991.
5. Громова О. Н. Конфликтология.: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «Эксмос», 2001, - 320с
6. Емельянов С. По конфликтологи. - 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003.-400с.: ил.- (серия «Практикум по психологии»)
7. Психологический словарь/под ред. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983, - 448с., ил.
8. Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума//Социально – гуманитарные знания. 2000, №1
9. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480с.
10. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на пути преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов ВУЗов – 2-е изд-е., доп. – М.: Аспект пресс, 1995г.
11. Крысько В. Г., Сарацев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 344с.
12. Конфликтология. Серия « Учебники и учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000, - 320с.
13. Леонов Н. И. Конфликтология: - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2002. – 192с. (серия «Библиотека психолога»).
14. Ложкин Г. В., Повякель Н. И. Практическая психология конфликта: Учебное пособие. – 2-е изд., - К.: МАУП, 2002,-256с.
15. Мельных Е. А. О национальных и криминогенных последствиях вынужденной миграции в южных районах России//Социс. 1998, №5
16. Мухина В. С. Возрастая психология — Москва, 1997
17. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. Павленок П. Д. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2001, - 395с. – (Серия «Высшее образование»)
18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002. – 672с.
19. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Выпуск 3: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Российское психологическое общество, 1998, 114с.
20. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности М.: изд-во Наука, 1999г.
21. Тишков В.А. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию//Этнополис, - 1995, №2
22. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
23. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. – Berkley, Los Angeles, London, 1985, p. XI
Работа защищена мной на "Отлично" и имела положительную рецензию. Работа не потеряла своей актуальности и по сей день.
Тема: | «Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 94 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Влияние акцентуации характера подростков на поведение в конфликтной ситуации
Дипломная работа:
Особенности эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми
Курсовая работа:
Способы решения супружеских конфликтов в зависимости от удовлетворенности браком
Дипломная работа:
Знакомство с культурой страны на уроках английского языка и во внеклассных мероприятиях
Дипломная работа:
Этностереотипы и табуированные темы и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе