Курсовая работа
«Психологическое исследование психологических проблем профессиональной карьеры тренера»
- 58 страниц
Введение 3
1 Теоретически аспекты проблемы профессиональной карьеры тренера по фитнесу 5
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера 5
1.2 Профессионально-значимые качества личности тренера 15
1.3 Выявление трудностей фитнес-тренеров 19
2 Эмпирическое исследование проблем в профессиональной карьере тренера 24
2.1. Организация исследования 24
2.2 Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 42
Список литературы 46
Приложения 51
Проблеме профессиональных трудностей, возникающих у учителей - предметников в педагогической литературе изучены достаточно хорошо, им посвящено значительное количество научных работ, имеющих как сугубо теоретический, так и прикладной характер. В тоже время открытым остается вопрос о профессиональных трудностях тренеров по фитнесу.
Включение в педагогическую деятельность - новый этап становления вчерашнего спортсмена-студента как специалиста. Первые самостоятельные шаги ставят перед молодым педагогом целый ряд проблем: "Как добиться взаимопонимания?", "Почему возник конфликт?", "Чем объяснить тот или иной поступок учащегося?" и т.д.
Кажется, всё просто: после получения соответствующего образования тренер должен осуществлять учебно-тренировочный процесс и участвовать со спортсменами в соревнованиях.
На самом деле профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта связан со сложностями внешнего и внутреннего порядка, которые встречает молодой специалист с приходом на рабочее место.
Состояние напряжённости тренера, вызванное внешними факторами профессиональной деятельности, является своеобразным препятствием, характер преодоления которого способствует возникновению у него состояния удовлетворенности или неудовлетворенности.
В литературе этот вопрос рассматривался при изучении деятельности учителя-предметника, учителя физической культуры, тренера детских спортивных коллективов и тренера детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Работа тренера с разным контингентом спортсменов и в разных видах спорта вызывает определенные трудности, содержание и причины которых определяются не только указанными факторами, но и профессиональной его квалификацией.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по фитнесу.
Предмет исследования - трудности, возникающие в процессе профессиональной деятельности тренера по фитнесу.
Целью настоящего исследования явилось изучение трудностей и причин их возникновения в деятельности тренеров по фитнесу с учетом стажа и их профессиональной квалификации.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить качественные характеристики личностных особенностей тренера по фитнесу.
3. Определить трудности, встречающиеся в профессиональной деятельности тренеров по фитнесу.
4. Установить причины, вызывающие эти трудности.
5. Предложить пути преодоления трудностей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ педагогической и научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Методы математической статистики.
Научная новизна данной работы состоит в том, что на основании анализа имеющейся литературы и собственных исследований, предпринята попытка исследовать возникающие в процессе деятельности трудности начинающего тренера и пути их преодоления. А поскольку проблемы тренерской и профессиональной деятельности преподавателей физической культуры исследованы недостаточно, в этом и заключается актуальность нашей работы.
Практическая значимость состоит в том, что, используя созданную модель можно изучать профессиональные качества тренеров, работающих в различных видах спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное в качествах их личности.
1 Теоретически аспекты проблемы профессиональной карьеры тренера по фитнесу
1.1 Психологические аспекты деятельности тренера
Деятельность тренера, как правило, рассматривают очень узко, выделяя только ее внешнюю сторону: руководство тренировкой. Однако деятельность тренера имеет многофакторный характер и осуществляется в рамках определенной педагогической системы [44].
Тренер сможет выполнять свои функции в педагогической системе, только обладая профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также определенными свойствами личности.
Общими признаками профессионализма в разных профессиях являются:1) владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда; 2) владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех его этапах: подготовительном, исполнительном, итоговом; специальные свойства личности и характера, позволяющие осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты [5].
Эффективность деятельности тренера зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного и др. Показатель эффективности деятельности тренера – успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств. Другими словами, эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики тренера структуре и динамике его деятельности.
Большое влияние на эффективность деятельности тренера оказывают особенности его личности, мировоззрение, способности, характер, темперамент, психическое состояние (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев,
Е.С. Кузьмин, A.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, А.Ц. Пуни, Н.С. Лейтес,
B.Е. Чудновский, В.С. Магун, Е.В. Шорохова).
Важным условием эффективности деятельности тренера является умение творчески определять целевые установки занятий в соответствии с программой обучения конкретному виду спорта.
Предпосылки повышения эффективности деятельности тренера делятся на личностные (базовые) и ситуативные (процессуальные) [56].
К личностным относятся: положительные черты направленности личности тренера (устойчивый интерес к занятиям со спортсменами, чувство ответственности за работу и др.); проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности; благоприятные особенности характера (такие черты, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость); педагогические и организаторские способности. Будучи сформированными, личностные предпосылки помогают тренеру проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.
К ситуативным предпосылкам относятся: ясное понимание текущих задач своей деятельности и деятельности спортсменов; достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению целей; адекватно протекающие психические познавательные процессы; стенические психические состояния.
Формирование предпосылок повышения эффективности деятельности тренера зависит от того, насколько хорошо владеет тренер конкретным видом спорта, от его эрудиции, культуры и уровня педагогического мастерства и физической подготовленности.
В работе тренера можно выделить три уровня мастерства: высокий, средний и низкий [44].
Тренеры по-разному определяют задачи со спортсменами. Одни считают, что творцами всей работы должны быть сами спортсмены. С этой целью они формируют общественно-коллективистскую направленность личности, способствуют правильному развитию их спортивных способностей, инициативы и самостоятельности, определенного настроя жизни и деятельности, что в конечном итоге превращает коллектив в воспитателя отдельного спортсмена. Другие тренеры считают, что их основная задача —как можно полнее, интереснее и ярче построить учебно-воспитательный процесс. Они совершенствуют его, отбирают наиболее эффективные формы, методы и приемы воспитания и перевоспитания, являются источниками обширной информации. Наконец, довольно многочисленную группу составляют тренеры, которые из-за недостаточного знания основ педагогики не могут целенаправленно руководить учебно-воспитательным процессом.
Таким образом, мы выделяем три уровня мастерства тренеров в работе со спортсменами: высокий, средний и низкий. При этом деятельность тренеров характеризуется по: 1) отношению к спорту и педагогической деятельности вообще и к работе со спортсменами в частности; 2) характеру определения содержания деятельности со спортсменами; 3) знанию закономерностей учебно-воспитательного процесса в работе со спортсменами.
Для деятельности тренеров высокого уровня мастерства характерно устойчивое положительное отношение к своей деятельности, интерес к делу, определенная система в работе. Они ясно понимают оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи, умеют наметить пути их решения и видят конечные результаты работы. Учитывают особенности возраста, пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Знают свой вид спорта. Успешно формируют устойчивый интерес к спорту. Умеют ярко и увлекательно раскрывать перспективы систематических учебно-тренировочных занятий, переносить на тренировку со спортсменами принципы технической и тактической подготовки современного спорта. Рационально используют время, отведенное на выполнение задачи, действуют четко и уверенно.
Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером достигать вершин. Качество педагогического труда тренера определяется уровнем его подготовки по конкретному виду спорта, психолого-педагогическими знаниями об объекте своей деятельности — юном спортсмене, степенью подготовленности к каждой конкретной тренировке или воспитательному мероприятию. Оценка педагогической деятельности тренера слагается из оценки приобретенных воспитанником конкретных спортивных навыков и умений, из оценки подготовленности тренера. Оценить результаты своей работы тренеру довольно трудно, так как анализируются поступки, чувства и знания, обусловленные мотивами, взглядами, привычками, убеждениями воспитанников. Иначе говоря, оценка должна выявлять и внешние действия, и, по возможности, внутренний мир юного спортсмена.
Начинающие тренеры недостаточно свободно владеют учебной деятельностью, не знают особенностей решения педагогических и спортивных задач, не умеют расчленять общую цель на «подцели», т. е. в процессе формулирования и постановки целей обучения юных спортсменов затрудняются конкретизировать цели обучения. Устранить отмеченные недостатки тренер может, овладев практическим материалом программы, закрепив знания и овладев преподавательскими умениями и навыками, развив профессионально важные качества личности, необходимые для его успешной деятельности (наблюдательность, быстроту ориентировки, физическую подготовленность и т. д.).
В данной работе освещены теоретические вопросы, диагностический инструментарий и практические приемы, которые позволяет систематизировать знания, определяют, в каком направлении и как нужно овладевать ими, включают материалы, необходимые будущим специалистам в области фитнеса для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, анализ результатов проведенного исследования выявил трудности начинающего тренера и причины, вызывающие их:
- Недостаточная подготовленность начинающих тренеров по методике преподавания.
- Невысокая степень сформированности коммуникативных, организаторских и гностических учений у начинающих тренеров.
- Недостаточная информированность начинающих тренеров о правилах соревнований в фигурном катании, недостаточная осведомленность о новых технических элементах.
- Невысокий уровень подготовки по педагогике и по психологии у тренеров.
- Отсутствие в программе вузовского образования предметов, связанных с постановкой голоса, речи, дикции, и приобретением артистических способностей.
- Недостаточный уровень самообразования у начинающих тренеров.
С помощью методики диагностики эмоционального выгорания, эмоционального интеллекта и математической статистики, мы разделили всю выборку на две группы:
1. Группа, с низкими показателями выгорания, 28 человек.
Мы выявили что, чем ниже эмоциональное выгорание, тем больше эмоциональный интеллект.
Люди с низким уровнем профессионального выгорания в большей степени подвержены давлению изменяющихся условий, не способны к само регуляции и контролю своих эмоций. Они склонны выделять людей, руководствуясь, субъективным предпочтением, что обусловлено их собственными страхами и неуверенностью. В профессиональной деятельности, в работе с командой при истощении организма. Данный тип людей способен понимать эмоции своих коллег, подопечных, осознавать причины того или иного поведения коллеги, но не способен к управлению чужих эмоций, снижению интенсивности эмоциональных реакций у других и преодолению неадекватных реакций на происходящее. Зато выражен высокий уровень управления своими эмоциями.
2. Группа, с высокими показателями выгорания, 72 человека.
Мы выявили, что чем больше эмоциональное выгорание, тем выше эмоциональный интеллект.
Люди с высоким уровнем профессионального выгорания в большей степени в ситуации истощения предпочитают изоляцию и отчуждение, отказ от проявления каких-либо эмоциональных реакций. Данный способ закрытости является выбранной стратегией поведения человека, которая обусловлена защитными механизмами личности из-за многочисленных эмоциональных откликов на возникающие стрессовые ситуации. Для них характерен высокий уровень понимания чужих эмоций и уровень экспрессии.
Понимание состояний другого человека становится первопричиной контроля своего эмоционального состояния, сдержанность во внешнем проявлении, самоконтроль, что детерминируется страхом потерять контроль над управлением своих чувств и переживаний.
Исходя, из представленных выводов мы можем заключить, что различия людей с низким и высоким уровнем выгорания выражается в компонентах внутри личностного эмоционального интеллекта. Люди с низким уровнем выгорания умеют управлять своими эмоциями, а люди с высоким уровнем выгорания ориентируются на контроль экспрессии. Мы предполагаем, что данные отличительные особенности эмоционального интеллекта у людей разного уровня профессионального выгорания связаны с уровнем эмоционального выгорания.
Эмпирическим путем нами представлено, что существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у менеджеров по продажам, таким образом наша гипотеза полностью подтверждается для выборки менеджеров с низким уровнем выгорания, тогда как для менеджеров с высоким уровнем выгорания она подтверждается частично, что объясняется развитием эмоционального интеллекта по компенсаторному принципу, как способ сохраниться в профессии, не смотря на процессы выгорания.
1. Бабушкин, Г.Д. Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту /Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физ. культуры. – 1984.– № 3.–С.10–14.
2. Бабушкин, Г.Д. Специфика деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин; ОГИФК. – Омск, 1985. – 68 с.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. С.П. Безносов – СПб.: Речь, 2014.
4. Белорусова, В.В. Основы профессионально-педагогического мастерства преподавателя (тренера) / В.В. Белорусова, А.В. Романова, Б.А. Карпушин; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Л., 1988. – 32 с.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко – СПб.: Питер, 2013. 474 с.
+ еще 38 источников
Тема: | «Психологическое исследование психологических проблем профессиональной карьеры тренера» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологические предпосылки успешной профессиональной самореализации женщин
Дипломная работа:
Личностные факторы формирования карьеры
Дипломная работа:
Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России
Дипломная работа:
Методы психологического воздействия тренера в боксе
ВКР:
Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству