Курсовая работа
«Двоемирие в поэзии Высоцкого»
- 21 страниц
Введение 3
1 О понятии «двоемирие» 6
2 Анализ творчества В. Высоцкого 10
Заключение 19
Список литературы 21
Тема "Двоемирие в поэзии Высоцкого" представляет собой интересное исследование о наличии противоречий и двуединства в поэтическом творчестве известного русского автора-песенника Владимира Высоцкого.
Двоемирие в широком смысле представляет собой наличие двух взаимосвязанных, но в то же время противоположных аспектов, состояний или настроений внутри литературного произведения. Это понятие можно отнести не только к поэзии, но и к другим жанрам и формам искусства.
В поэзии двоемирие может проявляться на разных уровнях: тематическом, структурном, образном и в многих других аспектах. На тематическом уровне двоемирие может выражаться в противопоставлении противоречивых идей, сущностей или концепций. Например, это может быть борьба добра и зла, любви и ненависти, свободы и рабства и т.д. Эти два аспекта могут быть представлены в поэме или стихотворении через сюжет, персонажей или символику.
Специфика ситуации двоемирия в современной поэзии заключается в том, что она стала еще более разнообразной и многоуровневой. Современные поэты активно экспериментируют с формой и содержанием, а также применяют новые приемы и техники, чтобы выразить двуединство и противоречие. Они могут сочетать разные стили, жанры и элементы поэзии, чтобы создать новую реальность и передать сложные эмоциональные или философские нюансы.
Ситуация двоемирия в современной поэзии может также проявляться через противопоставление традиционных и инновационных подходов к созданию поэтического текста. Некоторые поэты придерживаются классических форм и тематик, в то время как другие экспериментируют с новыми структурами, языком и содержанием.
Кроме того, ситуация двоемирия в современной поэзии может быть связана с поиском самоидентификации и самовыражения. Времена изменились, и современные поэты сталкиваются с новыми вызовами и противоречиями, которые они пытаются выразить и исследовать в своих произведениях.
В целом, двоемирие в современной поэзии представляет собой печально-радостную ситуацию, когда противоположные идеи, настроения или состояния сосуществуют в поэтическом произведении, создавая гармонию или напряжение, но всегда отражая богатство и сложность человеческого опыта.
Цель данной курсовой работы - исследовать и охарактеризовать специфику двоемирия в лирике Высоцкого, выявить его особенности и роль в создании поэтического образа, а также проанализировать влияние этого феномена на восприятие и интерпретацию его произведений.
Для достижения поставленной цели будут использованы следующие задачи:
1. Обзор и анализ основных тематических направлений в поэзии Высоцкого, связанных с двоемирием. В данной части работы будет проведён обзор различных аспектов противоречий и двуединства, выявленных их различных произведениях автора.
2. Анализ образов и символов, используемых Владимиром Высоцким для передачи двоемирия. Будет рассмотрено, какие противопоставления и дуальности отражены в поэтических образах, и как они сопряжены с философскими и эмоциональными аспектами.
3. Исследование структурных особенностей поэзии Высоцкого, связанных с двоемирием. Будут проанализированы стихотворные формы, метрика и ритмика, участие двойственных мотивов, объединение противоположных идей и фраз в композиционных схемах.
В завершении курсовой работы будет предложено обобщение и выводы на основе проведенного анализа, подтверждающие практическую и научную значимость исследования.
В целом, данная курсовая работа позволит более глубоко исследовать тематику двоемирия в поэзии Высоцкого, раскрыть уникальные особенности их выражения, а также понять значимость этого феномена для восприятия и интерпретации его произведений.
1. О понятии «двоемирие»
Понятие «двоемирие» рассматривается с разных точек зрения.
Изначально понятие пришло из эпохи романтизма. Двоемирие у романтиков – это метафизическая разделенность мира. На мир мечты и мир физический, материальный. Этот принцип отображения действительности можно проследить в литературе романтизма. В основе такого деления миров лежит противоречие между романтическим идеалом и действительностью.
Н. Берковский писал, что герои романтизма не хотели принимать настоящую реальность, они уходили в мир своих идеалов и находили там утешение.
Романтическое двоемирие воплощалось через верования в потусторонние силы и предсказания. Стремление к идеалу, его поиск, желание совершенства – всё это наполняло романтическое двоемирие [Берковский, 1973: 2].
Понятие двоемирия также относится и к пространственно-временному уровню текста, т.к. время и пространство – основные формы бытия. Время и пространство являются неделимыми в человеческом сознании. Так же неразрывны они и в литературных текстах. По отдельности время и пространство в литературных текстах могут превращаться и отличаются от тех же категорий в действительности. Тем не менее, в тексте данные категории необходимо рассматривать в их взаимодействии. В каждом литературном тексте своя пространственно-временная организация. Однако со временем появились общие закономерности художественного пространства и времени. Например, в литературе до XVIII века вмешательство автора во временное устройство произведения было невозможно. Писатель не мог перевернуть сюжет и начать свой текст со смерти героя, а потом вернуть рассказ к его рождению. В XVIII в литературе происходят изменения, и автор получает право не соблюдать хронологию в своих произведениях. Появляется множество отступлений и вставных рассказов. У писателей появилась возможность самому выстраивать композицию своего творения и играть с различными эпизодами.
В 1975 году выдающийся филолог М. Бахтин вводит такое понятие как хронотоп, под которым он понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений» [Бахтин, 1975:1]. Существуют и более общие модели времени и пространства, которые сложились исторически. Несколько таких моделей являются основными и базовыми.
Нулевое время и пространство – первая модель и наиболее архаичная, однако не теряющая актуальности и по сей день. Также её называют вечной или неподвижной. Здесь нет пространственной протяженности, следственно время и пространство теряют смысл. В этой модели мы не видим различия между «здесь» и «там». Вторая модель – циклическая или круговая. Эта модель самая востребованная и используемая поскольку подкреплена сменой циклов, времен года (лето, осень, зима, весна). В основе модели лежит мысль о том, что все возвращается на свои круги. Время и пространство здесь условны, но присутствуют.
Еще одна актуальная модель – линейная. В данной модели пространство распахнуто во все стороны. Время ассоциируется здесь с направлением стрелы – от прошлого к настоящему или будущему. В сознании человека эта модель является преобладающей, что доказывает большое количество литературных текстов. Линейная модель открывает психологизм, в сознании человека пространственно-временная организация порождает самые причудливые сочетания. В литературном тексте находят отражения разные системы координат, к примеру, могут существовать несколько измерений.
Однако современному сознанию оказалось недостаточно вышеперечисленных пространственно-временных моделей времени.
Современность начинает настойчиво осваивать еще одну модель, которая допускает существование параллельного времени и пространства. Названия у данной модели еще нет. Главная мысль этой пространственно-временной организации в том, что у всех миров есть точки пересечения, несмотря на то, что мы по-разному существует в зависимости от системы координат.
В заключении хочется отметить, что тема двоемирия существовала всегда. Практически в любом художественном произведении можно услышать ее отголоски, почти каждого писателя волновала она. Двоемирие как явление человеческого восприятия, познания и осмысления действительности, раскрывается в анализируемом стихотворении через такой способ, как повествование от первого лица. Перед нами открылся мир реальный и мир мыслимый, где повседневность граничит с фантазиями и воспоминаниями.
Проведенный анализ помог понять, что противопоставление «здесь» и «там» позволило автору стихотворения показать внутренний мир человека со всеми его переживаниями. Следует отметить, что анализ произведения с точки зрения двоемирия помогает читателю разобраться в сложном «лабиринте» мира, уловить смысл произведения, понять отношение автора к изображаемому. На мой взгляд, путем использования двоемирия удалось упростить проводимый анализ стихотворения.
Владимир Высоцкий, известный российский поэт и бард, был мастером использования образов и символов для передачи двоемирия - сложной, многогранный и конфликтной природы человека и мира.
Одним из главных образов, используемых Высоцким, был образ путешественника, странника или скитальца. В его песнях часто встречаются персонажи, которые не находят свое место в мире, ищут смысл жизни или пытаются понять свое место в обществе. Они путешествуют, перемещаются из одного места в другое, ищут новые горизонты и пытаются найти свое место в мире. Эти образы символизируют двоемирие человеческой природы - постоянную борьбу между свободой и обязанностями, стремление к самоосуществлению и одновременное ощущение себя чужим в своем мире.
Другим часто встречающимся образом в песнях Высоцкого является образ "свободной птицы". Он символизирует стремление к свободе и неприятие ограничений, как внешних, так и внутренних. Высоцкий часто обращается к образу птицы, чтобы передать ощущение легкости, независимости и вечности души человека, несмотря на преграды и трудности.
Также образы борьбы, войны и насилия являются важными элементами в песнях Высоцкого. Он часто обращается к образам солдата, моряка, боец или просто человека, оказавшегося в сложной жизненной или социальной ситуации. Эти образы символизируют двойственность человеческой природы - способность к агрессии и насилию, но также и желание мира и справедливости.
Важным символом, используемым Владимиром Высоцким, была гитара. Она стала не только средством выражения и музыкальным инструментом, но и символом свободы, независимости и протеста. Гитара стала олицетворением самого Высоцкого и его идеалов.
В целом, образы и символы, используемые Владимиром Высоцким, передают двоемирие человеческой природы, постоянную борьбу и противоречия между свободой и обязанностями, желанием самореализации и одновременно ощущением себя чужим в своем мире
1. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Языки славянских культур, 1975. – 407 с.
2. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии [Текст] / Н. Я. Берковский. – М.: Художественная литература, 1973. – 568 с.
3. Брюсов, В. Я. Ключи тайн [Текст] / В. Я. Брюсов [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://du**ward.ru/library/brusov/brusov_kluchi_tayn.html.
4. Высоцкий В.С. Песни. Стихотворения [Текст] /В.С. Высоцкий.-М. Эксмо, 2018. – 640 с.
5. Дзюба, Е. В. Лингвокогнитивная категоризация в русском языковом сознании: монография [Текст] / Е. В. Дзюба; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 286 с.
6. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика [Текст] / В. М. Жирмунский. – СПб.: Аксиома, 1996. – 230 с.
7. Изотов В.П., Словарь поэзии Владимира Высоцкого (Ф-Э) [Текст] / В.П. Изотов. - Орел: Изд-во Орловск. гос. ун-т, 1999. -С. 126.
8. Казин, А. А. Андрей Белый: начало русского модернизма [Текст] / А. А. Казин [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://az.li**b.ru/b/belyj_a/text_0290.shtml.
9. Климакова Е.В., Сакральный центр в поэзии В. С. Высоцкого: философский аспект // Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам III Всероссийских Копыловских чтений, 2-3 марта 2009 [Текст] / Е.В. Климакова.- Новосибирск: НГТУ, 2009. - С. 142 - 162.
10. Коваленко, А. Г. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века): пособие по спец- курсу [Текст] / А. Г. Коваленко. – М.: Изд-во РУДН. – 2001. – 57 с.
11. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950-1990-е годы: пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. (Том 2, 1968-1990) [Текст] /Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. –М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.
12. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М.: Academia, 1997. – 287 с.
13. Миллер, Л. В. Художественная картина мира и мир художественных текстов [Текст] / Л. В. Миллер. – СПб: Фил. фак-т СПбУ, 2003. – 156 с. 40.
14. Миниханова, Л. К. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности [Текст] / Л. К. Миниханова, Ф. Г. Фаткуллина // Вестник Башкирск. ун-та. – №3(I). – 2012. – 1627 с.
15. Новикова Л., Высоцкий под микроскопом [Текст] / Л. Новикова. - М.: Знамя, 1996. - С. 235-236
16. Рязанская О.С. ДВОЕМИРИЕ В ПЕСЕННОЙ ТРИЛОГИИ В.С.ВЫСОЦКОГО "ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ" // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. № 2 (31). С. 168-169.
17. Скобелев А., Шаулов С. Концепция человека и мира // В. С. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990. С. 50.
18. Якобсон, Р. О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии [Текст] / Р. О. Якобсон // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – 482 с.
19. Якобсон, Р. О. Формальная школа и современное русское литературоведение [Текст] / Р. О. Якобсон. – М.: Языки славянских культур, 2011. – 270 с.
Тема: | «Двоемирие в поэзии Высоцкого» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эстетика «чистого искусства» в поэзии а.н. майкова и л.а. мея
Курсовая работа:
Война в поэзии Ю. Друниной и В. Высоцкого.
Курсовая работа:
Тема войны в поэзии Высоцкого.
Курсовая работа:
Тема войны в поэзии Высоцкого
Дипломная работа:
Категория югэн в японской классической литературе эпохи Эдо