Дипломная работа

«Методы психологического воздействия тренера в боксе»

  • 63 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Литературный обзор 4

Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследований 19

Глава 3. Методы психологического воздействия тренера на спортсменов в боксе. 39

3.1. Анкетирование 42

3.2. Наблюдение 45

3.3. Проведение эксперимента 50

Заключение 58

Список использованной литературы 60

Введение

Рекорды устанавливаются и соревнования выигрываются не в день выступления. Они подготавливаются в течение многих лет напряженного труда спортсменов на тренировках. Именно качество последних, а не только и не столько их продолжительность и интенсивность определяет успешность подготовки спортсмена к будущим успехам. Становится все более очевидным, что обеспечить достижение высокого спортивного результата простым увеличением тренировочных нагрузок нельзя. Лишь на первых этапах тренировочного процесса такой подход обеспечивает рост результатов.

Между тем первоначально спортсмены и, к сожалению, некоторые тренеры стремятся проделать работу как можно большего объема, чтобы быстрее добиться желаемого результата, уподобляясь при этом людям, которые, говоря словами известного изобретателя Эдисона, согласны до изнеможения работать, вместо того чтобы подумать, как работать.

Качество тренировочного процесса в первую очередь определяется соблюдением дидактических принципов, основанных на психологических и физиологических исследованиях закономерностей реагирования спортсмена и его организма на те или иные воздействия.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что в практике спортивной работы по боксу пока отсутствует система психологической подготовки спортсменов. В учебно-методической литературе вопросы психологической подготовки боксера освещены неполно, хотя сейчас уже накопился известный практический и научно-исследовательский материал по данной проблеме.

Объектом исследования является психология спорта. Субъектом – методы психологического воздействия.

В ходе исследования мы использовали следующие методы: изучение специализированной литературы, наблюдение и анализ.

Фрагмент работы

С целью оптимальной настройки психики спортсмена для успешного выступления в состязаниях применяется психологическая подготовка борцов к соревнованиям. Она является продолжением общей психологической подготовки в определенных условиях.

Главная задача психологической подготовки спортсмена к соревнованиям — это создание у него готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою.

Готовность — это такое психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.

Для состояния готовности характерны также оптимальное проявление специализированных психических процессов (например, устойчивого распределенного внимания, способного к быстрому переключению, тонких мышечных восприятий, чувства дистанции), высокий уровень важных для боя волевых качеств — решительности, смелости, самообладания и др.

Как правило, спортсмены с целеустремленным твердым характером, с хорошо развитыми волевыми качествами успешно выступают в соревнованиях.

Важнейшая задача тренера, подготавливающего боксера к выступлениям в предсоревновательный период и формирующего у него психологическую готовность, — выработать правильное отношение к будущим состязаниям, настроить на победу; укрепить боевой дух, создать уверенность в успехе, подготовить к максимальной мобилизации сил в бою и т. д. Ибо боксер не может быть в спортивной форме, если он плохо психологически подготовлен к состязаниям, не стремится к победе, не уверен в себе, боится противников, угнетен перспективой выступления в состязаниях и т. д.

Психологическая подготовка боксера в предсоревновательный период состоит из ряда разделов или звеньев. К ним относятся:

1. Правильное определение главной цели выступления спортсмена в предстоящем соревновании.

2. Формирование общественно значимых мотивов выступления в данном состязании в соответствии с поставленными задачами.

3. Программирование предстоящих действий спортсмена на основе информации о предполагаемых условиях соревнования и особенностях будущих противников.

4. Подготовка к преодолению различных трудностей.

5. Проверка и уточнение намеченной программы во время тренировки — в процессе общей и специальной физической подготовки, условных и вольных боях, спаррингах, упражнениях на снарядах и лапах.

6. Обучение спортсменов приему саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний.

7. Обеспечение физической и «нервной свежести» к началу соревнований.

Некоторые разделы подготовки практически могут и не следовать друг за другом в указанной последовательности.

Поэтому, очень важно уделять внимание личности тренера.

Несмотря на довольно широкое развитие исследованных работ в области психологии спорта, вопрос о специфических особенностях и о психической структуре деятельности тренера до сего времени остается не достаточно исследованным. Между тем спорт в его различных видах представляет собой благополучную базу для психологического анализа специфической деятельности тренера, этому способствует высокая конкретность и высшая степень определенной спортивной деятельности, разнообразие её видов, обусловленность участия всех без исключения психологических функций человека, наличие обостренных ситуаций. Все это облегчает возможность наблюдать и исследовать психологические функции черты личности спортсменов и тренеров в самых различных взаимосвязях степенях (уровнях) выраженности.

Заключение

Рассмотренные в данном дипломном проекте методы психологического воздействия тренера на боксера во время его подго-товки предусматривает формирование психических свойств личности спортсмена, развитие необходимых для боксеров психических процессов и создание оптимального психического состояния перед выступлением в соревновании.

Тренер должен уметь очень тонко вскрыть причины ухудшения состояния боксеров перед выступлением и подобрать приемы для их улучшения. Надо иметь в виду, что если боксер не прошел общей психологической подготовки, избегал трудностей, не пытался управлять своим психическим состоянием во время тренировки, то никакие приемы психологической подготовки к соревнованиям не приведут его к состоянию готовности. Эффект психологической подготовки спортсмена к соревнованиям тесно связан с содержанием и результатами его общей психологической подготовки, и особенно волевой. Лишь очень редко попадаются боксеры, обладающие исключительно твердым характером, ровным настроением, никогда не теряющие хладнокровия и уверенности, люди «железных нервов» и «бесстрашного сердца», у которых состояние перед соревновательным боем нисколько не отличается от состояния перед любым боевым упражнением с партнером в тренировке.

В психологической подготовке боксера к соревнованиям следует выделить: психологическую подготовку в предсоревновательный период, психологическую подготовку к бою, психологическую подготовку в перерывах между раундами, психологическое воздействие после окончания боя и психологическую подготовку в процессе турнира.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Психологическая подготовка в предсоревновательный период, которую можно назвать ранней психологической подготовкой к соревнованию, начинается примерно за один месяц до выступления (имеется в виду, что боксер обязательно будет участвовать в состязаниях) и кончается моментом жеребьевки. Психологическая подготовка к бою (первому), т. е. непосредственная психологическая подготовка к соревнованию, занимает промежуток времени от объявления результатов жеребьевки до начала боя. Если тренер обладает нужным тактом, умеет психологически воздействовать на боксеров, зная особенности их характера и поведения, он всегда может добиться того, что даже «сильно» проигравший бой боксер активно захочет преодолеть недостатки, повысить мастерство и будет систематически продолжать свое спортивное совершенствование.

Поэтому тренеру в своей работе необходимо учитывать следующие факторы:

1. Постоянно размышлять о своей профессии, самоанализ и самооценка. Тренер, спонтанно принявший стрессы, мышление характерные для его профессии, высвобождает необходимую для деятельности энергию. Напротив, самосожаление, зависть нарушают равновесие. В этой деятельности тренеру необходимо ясно и чётко осознавать процессы развития своей личности и личности спортсменов.

2. Быть приверженцем спорта на словах и на деле и в этом быть примером для других.

3. Своевременное оперативное решение всех проблем возникающих вовремя соревнований, путем привлечения отдельных членов команды. Создание единого коллектива может предоставить тренеру время для отдыха и восстановления.

4. Оптимальная ориентация деятельности и отдыха (за несколько дней до соревнований) стимулируют тренера к адаптации и соревновательным требованиям. Для этого ему необходимо разработать стратегию руководства и принятию решения во время соревнований.

Список литературы

1. Антипин, В.Б. Возможности управления спортивной мотивацией юных боксеров на основе удовлетворения актуальных потребностей / В.Б. Антипин, Е.Г. Бабушкин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири : материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых / СибГУФК. – Омск, 2004, 196 с.

2. Антипин, В.Б. Изучение причин отсева учащихся спортивных школ по боксу на этапе начальной спортивной специализации / В.Б. Антипин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых / СибГУФК. – Омск, 2006, 192 с.

3. Антипин, В.Б. Методика формирования спортивной мотивации у юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации посредством удовлетворения их потребностей / В.Б. Антипин, Е.Г. Бабушкин // Материалы Международной научной конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (11 – 14 июня 2006 г.) / РГУФК. – М., 2006, 114 с.

4. Антипин, В.Б. Роль значимости актуальных потребностей юных боксеров при занятиях спортом / В.Б. Антипин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири : материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых / СибГУФК. – Омск, 2005, 152 с.

5. Антипин, В.Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров посредством удовлетворения актуальных потребностей / В.Б. Антипин, Е.Г. Бабушкин // Психологическое обеспечение спортивной деятельности : монография / под общ. ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск, 2006, 154 с.

6. Антипин, В.Б. Характеристика спортивной мотивации боксеров различной квалификации / В.Б. Антипин, Е.Г. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. - № 1(25), 28с.

7. Арсланьян М.Г. Обоснование начальной подготовки боксеров в ДЮСШ, Ежегодник "Бокс". - М.: ФиС, 1980, 34 с.

8. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт, 1979, 210 с.

9. Ашляев К. С. Бокс. Вопросы психологической подготовки боксёра. Казахская академия спорта и туризма. Алматы, Бокс, 2005, 112 с.

10. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 2005, 85 с.

11. Бараев Х. А. Особенности развития выносливости и рекомендации по проведению круговой тренировки. Академия спорта и туризма. Алматы. Бокс, 2005, 82 с.

12. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности . изд.: Психология в спорте. Омск. 1998, 217 с.

13. Булычев А. И. Бокс. Учебное пособие для секций коллективов физической культуры для занятий с начинающими. Физкультура и спорт. М., 1965, 200 с.

14. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М., ФиС, 1967, 170 с.

15. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.: Физкультура и спорт. 1984, 200 с.

16. Гаськов А. В., Кузьмин В. А. Структура и содержание тренировочно-соревновательной деятельности в боксе. Красноярск, 2004, 112 с.

17. Гаськов А.В., Дегтярев И.П., Копцев К.Н. Основы построения общей и специальной физической подготовки юных боксеров на специально-подготовительном этапе. Ежегодник "Бокс" - М.: ФиС. 1986, 121 с.

18. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1971, 244 с.

19. Градополов К. В. Бокс. Физкультура и спорт. М, 1963, 210 с.

20. Градополов К.В. Тренировка боксера. М., Экстра-М, 2007, 126 с.

21. Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. Терра-Спорт. М., 2003. 208 с.

22. Джероян Г. О. Тактическая подготовка боксёра. Физкультура и спорт. М., 1970, 103 с.

23. Джероян Г. О., Худадов Н. А. Предсоревновательная подготовка боксёров. Физкультура и спорт. М., 1971, 148 с.

24. Зелинский С.А. Психология масс, Инфра-М, М., 2007, 324 с.

25. Зотов Ю.И. Опыт формирования у подростков интереса к боксу, Ежегодник "Бокс" - М.: ФиС, 1983, 121 с.

26. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М., 2003, 368 с.

27. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб, Питер, 2008, 344 с.

28. Клевенко В. М. Быстрота в боксе. Физкультура и спорта. М., 1968, 95 с.

29. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. наук. Тарту, 1984, 24 с.

30. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.:ФиС, 1978, 224 с.

31. Кунат П. Психологические проблемы непосредственной подготовки к соревнованиям. Международная научно-методическая конференция по проблемам спортивной тренировки. М., 2003, 40 с.

32. Лалаян А.А. Психологические особенности профессии учителя физического воспитания и тренера. Ереван: Айстан, 2005, 40 с.

33. Лесгафт П. Ф. Собр. соч. М., 1992. Т. 2., 322 с.

34. Лесенко В. Л., Матвеев М. Н. Бокс. Совершенствование техники. М., 1999, 151 с.

35. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М., 2001, 384 с.

36. Мокеев Г. И., Ширяев А. Г., Мулашов Р. М. Бокс: проблемы и решения. Башкирское книжное издательство. Уфа, 1989, 144 с.

37. МорозовА. С. В. Проблемы психологии спорта. М.: ВНИИФК, 1991, 124 с.

38. Навроцка В. Эмоции в большом спорте. Сектор зарубежного спорта. Бюллетень № 2, 1967, 56 с.

39. Некоторые особенности эмоционально-волевых проявлений в представляемой и реальной соревновательной ситуации // Труды Киевского ГИФК, 1959. Вып. 2, 46 с.

40. Никифоров Ю. Б., Викторов И. Б. Построение и планирование тренировки в боксе. Физкультура и спорт. М., 1978, 212 с.

41. Огуренков Е. Ближний бой в боксе. Физкультура и спорт. М., 1969, 198 с.

42. Огуренков Е. Современный бокс. Физкультура и спорт. М., 1986, 171 с.

43. Остьянов В. Н., Гайдамак И. И. Бокс (обучение и тренировка). Олимпийская литература. Киев, 2001, 238 с.

44. Писков С. П. Для тех, кто хочет заниматься боксом. Санкт-Петербург, 2001, 208 с.

45. Платонов В.Н. О "Концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физ. культуры. – 1998, 176 с.

46. Платонов В.Н. Теория спорта. - Киев: Вища школа, 1987, 424 с.

47. Попеченко В.В. Некоторые особенности психологической и тактической подготовки боксера. М., ФиС, 1996, 210 с.

48. Прохорова М. В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. канд. наук. М, 1994, 42 с.

49. Психология: Учебник для институтов физической культуры/Под редакцией Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1989, 412 с.

50. Решетень И.Н., Фролова М.И. О деятельности тренера по руководству спортивной командой // Теория и практика физической культуры, 1999. № 11, 54 с.

51. Романенко М. И. Мастерство боксёра. Физкультура и спорт. М., 1969, 205 с.

52. Романов В. М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. Физкультура и спорт. М., 1979, 189 с.

53. Романов В. М. Подготовка боксёров-юношей. Физкультура и спорт. М., 1959, 140 с.

54. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. - М.: СААМ, 1995, 445 с.

55. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность и общение. М., 2003, 255 с.

56. Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 2002, 77 с.

57. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. М., ФиС, 1998, 160 с.

58. Худадов Н.А. Психологические стороны тактики бокса. М., ФиС, 1985, 168 с.

59. Шербан М. Спорт за рубежом, М., 1993, 54 с.

60. Яшин Л. Записки вратаря. М., 2006, 92 с.

Примечания

Работа выложена с приложениями

Покупка готовой работы
Тема: «Методы психологического воздействия тренера в боксе»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика